Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по организации внеклассной работы с СУБД

Лекция 14. Методика обучения работе с базами данных

Технологии работы с базами данных являются частью содержательной линии «Компьютерные информационные технологии».

Схема изучения материала

11 класс Обработка информации в СУБД (8 ч)

Основное содержание, цели изучения, требования к знаниям и умениям учащихся для каждой темы изложены в учебной программе.

Примерный план изучения темы по урокам

1. Базы данных. Информационно-поисковые и информационно справочные системы.

2. Система управления базами данных (СУБД). Основные элементы интерфейса СУБД MS Access.

3. Создание таблиц базы данных.

4. Ввод и редактирование данных.Связывание таблиц базы данных.

5. Практическая работа.

6. Сортировка записей. Использование фильтров в таблице базы данных.

7. Создание запросов на выборку данных. Подготовка отчетов.

8. Самостоятельная практическая работа.

Методические рекомендации

Изучение темы начинается с общих сведений об информационно-поисковых и информационно-справочных системах и введения понятий «база данных», «структура БД», «запись», «поле». Следует уделить большое внимание усвоению этих понятий до того, как начнется работа с БД на компьютере. Можно использовать плакаты с примерами табличных БД.

На первом уроке учащихся знакомят с понятиями «данные», «база данных». Современный компьютер не только удобное средство для подготовки текстовых документов и графических объектов, управления системами и объектами, но и эффективный инструмент для накопления и оперативного поиска данных. Данные – это определенные факты, которые характеризуют объекты, процессы и явления, а также их свойства.

На смену бумажным каталогам, справочникам и архивам все чаще приходят магнитные и оптические диски, позволяющие хранить большие объемы информации, называемые базами данных, и обрабатывать их с помощью специальных программ – систем управления базами данных. База данных – это совокупность взаимосвязанных и организованных по определенным правилам данных о конкретных объектах окружающего мира в какой-либо предметной области (совокупность сведений о каких-то объектах или явлениях). Система управления базами данных – прикладная программа, которая предназначена для создания баз данных и обработки информации в них.

Базы данных делят на три типа: табличные (реляционные), сетевые и иерархические. Табличные базы данных считают простейшими и называют базами данных реляционного типа (relation – отношения). Информация в них хранится в виде двумерных таблиц, состоящих из строк и столбцов. В терминологии реляционных баз данных строки таблицы называют записями, столбцы – полями. Запись – это сведения об одном объекте базы данных. Поле – это сведения об одном определенном свойстве объекта базы данных.

Понятие «отношение» понимают как взаимосвязь между полями таблицы. Каждое поле в таблице имеет имя и определенный тип: текстовый, числовой, логический, дата/время или другой. Поля текстового типа могут хранить значения любой последовательности символов, числовые поля – содержать целые или дробные десятичные числа, логические – значения «истина» или «ложь», поля типа дата/время – день/месяц/год, часы/минуты/секунды. Порядок расположения полей записи с указанием имени, типа и длины называют структурой таблицы БД. Обратит внимание: структуру составляют поля базы данных, а не записи.

Существуют доказательства, что любую структуру базы данных можно преобразовать в простую двумерную таблицу. Считается, что такое представление является наиболее удобным и для пользователя, и для компьютера. Поэтому большинство современных информационных систем работают с такими таблицами.

Активное развитие теории баз данных началось в 70-е годы XX века. В информационных системах, используемых на компьютерах, наибольшее распространение получили dBASE подобные СУБД. Известны три семейства таких СУБД: dBASE, FoxPro и Clipper. Эти СУБД используют для файлов баз данных расширение. DBF, этот формат стал на некоторое время стандартом баз данных. Среди современных реляционных систем наиболее известные СУБД для Windows – Access фирмы Microsoft, Paradox фирмы Borland.

С помощью СУБД можно решать следующие типовые задачи обработки информации:

загрузка БД из файла на диске в память компьютера;

сохранение БД на диск в файл;

поиск информации в БД;

упорядочение информации;

редактирование БД;

пополнение БД;

подготовка отчета и вывод его на бумажный носитель;

создание файла базы данных на диске.

При работе в среде Access учащихся знакомят с режимами работы с таблицей, запросами, отчетами. Можно познакомить учащихся с назначением форм и продемонстрировать создание формы с помощью мастера.

При создании базы данных вначале рассматривают однотабличную базу данных. Желательно подобрать пример такой таблицы, в которой присутствуют поля нескольких разных типов. Такая таблица может иметь 5 – 6 полей и 7 – 8 записей. Особое внимание уделяют структуре таблицы базы данных. Надо обратить внимание учеников на то, как важно хорошо продумать структуру будущей БД. Например, в БД предполагается хранить сведения о людях: выделять ли отдельные поля для номера дома и квартиры или записывать эти сведения вместе с названием улицы; достаточно ли инициалов или необходимы имена и отчества и т.д.

Обдумывание структуры предполагает ответы на следующие вопросы:

Какие понадобятся поля?

Какое имя присвоить каждому из полей?

Какую информацию будут содержать поля?

Каковы размеры полей?

Каков тип каждого поля?

Необходимо обратить внимание учеников, что MS Access позволяет создавать БД разными способами: путем ввода данных, с помощью конструктора и с помощью мастера. Перед созданием новой таблицы полезно показать учащимся небольшую готовую БД и на ее примере пояснить режим таблицы и режим конструктора для работы с таблицами, рассмотреть структуру таблицы.

На последующих уроках можно продолжить работу с созданной ранее табличной базой данных и рассмотреть редактирование информации в базах данных, добавление и удаление записей. Добавление в базу данных новых записей называют пополнением базы данных. Если позволяет время, можно рассмотреть модификацию БД или изменение ее структуры – это добавление и удаление полей, изменение характеристик полей.

База данных можно содержать несколько таблиц. Между таблицами можно устанавливать связи. Полезно привести пример, поясняющий, в каких случаях имеет смысл хранить информацию не в одной, а в нескольких таблицах. Использование нескольких таблиц позволяет экономить память и рационально использовать ресурсы компьютера при работе с базой данных.

Товар Поля с характеристиками товаров Поставщик Поля со сведениями о поставщиках
Тетрадь ОАО «Добруш»
Карандаш простой ДревСнаб
Пенал ДревСнаб
Бумага цветная ОАО «Добруш»
Бумага белая ОАО «Добруш»
Карандаши цветные ДревСнаб

В приведенной таблице все сведения о поставщиках повторяются многократно. Вынесем эти сведения в отдельную таблицу. В ней каждому поставщику отводится одна запись. Добавим в таблицу поле Код поставщика, такое же поле понадобится в таблице с товарами. Таблицы примут вид:

Товар Поля с характеристиками товаров Код поставщика   Поставщик Поля со сведениями о поставщиках Код поставщика
Тетрадь     ОАО «Добруш»  
Карандаш простой     ДревСнаб  
Пенал          
Бумага цветная          
Бумага белая          
Карандаши цветные          

Прежде чем рассмотреть связывание таблиц, необходимо ввести понятие ключевое поле. Впервые учащиеся сталкиваются с ключевым полем, когда в среде MS Access заканчивают создание таблицы. Тогда СУБД выдает окно с сообщением о том, что ключевые поля не заданы и предлагает добавить такое поле. Учитель может сразу рассказать школьникам о назначении такого поля или отложить объяснение до момента работы с несколькими таблицами. Ключевое поле – это поле, в котором содержатся уникальные сведения, не совпадающие в разных записях. Такое поле необходимо для установления связей между таблицами.

В рассмотренном примере связи между таблицами обеспечивает поле Код поставщика. Оно будет являться ключевым в таблице для поставщиков, так как характеризует каждого поставщика. Значения этого поля уникальны (не повторяются). Ключевое поле в базе данных имеет тип счетчик.

Как правило, учащимся предлагают информацию, уже представленную в виде отдельных таблиц с указанием их структуры и выделенными ключевыми полями. Однако школьникам будет полезно понимать смысл организации данных в виде связанных таблиц.

Изученный материал о создании таблиц баз данных и редактировании информации в них закрепляют в ходе самостоятельной практической работы. Можно предложить учащимся заранее дома разработать БД, а на уроке ввести ее в компьютер. Это могут быть список учебников, литературы по информатике, имеющейся в кабинете, список типов компьютеров, автомобилей, бытовых предметов с их техническими и эргономическими характеристиками.

Если позволяет время, можно рассмотреть создание формы с помощью мастера и ввод информации в БД, используя форму.

На уроках организации поиска информации в БД можно активно использовать знания учащихся о простых и составных условиях и правилах их записи, известные учащимся из темы основы алгоритмизации. Поэтому ученикам надо заранее дать задание повторить соответствующие вопросы.

На этих уроках лучше предлагать учащимся готовую БД, в которой достаточно много записей, не менее 20. Если записей мало, смысл использования фильтров и запросов теряется, так как информацию можно найти непосредственным просмотром. В пособии «Информатика 8 – 9» (Быкадоров, Кузнецов), как приложение приведена информационная база «Независимые государства Европы». Ее можно использовать на уроках

1) как готовую БД для первоначального формирования понятий и умений работы;

2) для совершенствования умений работы с СУБД, поиска информации в БД, упорядочения БД, редактирования и пополнения БД, создания отчета;

3) как источник информации для создания БД учащимися.

Сперва школьников знакомят с сортировкой. Это упорядочение, расположение записей в определенном порядке. Демонстрируют два вида сортировки: по возрастанию и по убыванию, причем применяют ее к полям разных типов (числовым, текстовым, дата/время).

Далее рассказывают о фильтрации. Она выполняется в самой таблице и позволяет отображать записи, удовлетворяющие определенному условию, а остальные скрывать. Рассматривают фильтр по выделенному, простой и расширенный фильтры.

Если результаты поиска необходимо сохранить вместе с базой данных, то удобно использовать запрос. Запрос – это обращение к базе данных за информацией. Из всех типов запросов в MS Access учащиеся должны уметь создавать запросы на выборку. Однако, можно показать им создание несложных запросов других видов. Например, запросов на обновление, добавление, удаление сведений, запросов с параметром. При составлении запросов предлагают задания, требующие как простых, так и составных условий, работу с полями разных типов.

Создание отчетов удобно рассмотреть с помощью мастера.

Большое внимание в теме следует придать работе с готовой базой данных. Так как именно с такими задачами чаще всего сталкивается пользователь: не создание БД, а поиск информации в имеющейся базе.

С этой точки зрения изучение темы может быть организовано иначе. Вначале работа с готовой БД: загрузка базы данных, поиск информации с определенными параметрами, упорядочение информации по некоторым критериям, редактирование информации, пополнение БД, подготовка и вывод отчета. А затем – создание собственной базы данных. Такой подход использован в учебном пособии «Информатика 8 – 9».. В нем вопросы создания базы данных вынесены в конец темы.

Еще одна особенность темы: в качестве программного средства для организации работы с базами данных учитель может использовать электронные таблицы. Аргументы в пользу этого подхода таковы: все типовые задачи обработки информации в базах данных можно выполнить с помощью электронных таблиц; кроме того, эта прикладная программа уже знакома учащимся, а некоторые СУБД имеют свои особенности интерфейса не всегда удобные и доступные для учащихся. Например, СУБД dBASE работает в командном режиме и команды для работы – англоязычные.

Рекомендации по организации внеклассной работы с СУБД

Изучение работы с БД может быть темой для организации кружка или факультатива. Это требует более досконального знакомства с СУБД. Например, можно рассмотреть следующие вопросы: включение в БД полей OLE, MEMO и полей других типов, создание форм, запросов с параметрами, с вычислениями, перекрестных, подготовка отчета с помощью конструктора.

Для применения изученного учащимся предлагают задание в виде проекта. Например, создать свою информационно-справочную систему «Школьная библиотека», «Учебный журнал» и др. (см. «Iнфарматызацыя адукацыi». – Вып. 6. – 1997. – 1 квартал. – С. 28 – 39).

Суть метода проектов состоит в предъявлении учащемуся или группе учащихся некоторого объемного комплексного задания, обязательно предполагающего подключение и использование знаний и умений из разных предметных областей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...