Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечания по подготовленности и оснащенности к практическому занятию по технологии «СBL» (case-based leaning) метод конкретных ситуаций

Министерство здравоохранения И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Республики казахстан

РГП на ПХВ «Западно-КазахстанскИЙ государственнЫЙ

МедицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По проведению интерактивного занятия CBL(case-based leaning)

(межпредметное интегрирование)

 

Специальность: 051301 – «Общая медицина» Практические занятия по дисциплине

«Наркология» для студентов 5 курса факультета «Общая медицина» (каз., русс. языках)

Дисциплина: «Наркология»

Кафедра: неврологии, психиатрии и наркологии

Курс: психиатрии и наркологии

Тема № 6 «Опийная наркомания» Возрастные особенности. Подходы и процедуры диагностики и лечения при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением опиоидов»

 

Составитель:

ассистент курса психиатрии и наркологии

Ахметова С.А.________________________Ф.И.О.

(для подписи)

 

Актобе, 2016 г

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

 

 

Протокол № __ 5 ___

от "__ 30 __" декабря_ 2016 г.

 

Ответственный по курсу ___________________________Ф.И.О.

ученая степень, ученое звание

 

 

Факультет «Общая медицина»

Курс психиатрии и наркологии

 

ОТЗЫВ

По проведению занятия CBL(case-based leaning)

Мы, нижеподписавшие……………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

 

 

1. Тема: «Опийная наркомания. Возрастные особенности. Подходы и процедуры диагностики и лечения при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением опиоидов»

2. Цель: совместными усилиями группы студентов проанализировать конкретную ситуацию (сase) по опийной наркомании, выработать алгоритмы практического решения, оценить и выбрать лучший; научиться применять полученные знания и практические навыки для решения актуальной проблемы.

3. Задачи обучения:

- повысить мотивации учения у обучающихся

- развить у студентов умение использовать принципы технологии обучения CBL

- получение навыков: решения реальных проблем, работы в команде, простейших обобщений, презентаций, пресс-конференций

- развитие аналитического мышления при выявлении проблемы, ее формулировки и принятия решения

- развитие самостоятельного мышления, умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою точку зрения

- развитие интелектуальных навыков у студентов, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

А также к концу занятий студенты будут способны:

- применять теоретические знания по «Опийной наркомании» к решению практических задач

- использовать принципы проблемного обучения

- аналитически мыслить, для выявления проблемы, формулировать и принимать решения

- умению оперировать знаниями и терминами, выстраивая логические схемы решения проблем

- самостоятельному мышлению, умению выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою точку зрения

- научиться работать в команде, дискуссировать, быть демократичными и равноправными в процессе получения знания

4. План проведения занятия по CBL:

Занятие проводится соответственно пошаговой инструкции (приложение №1)

До начала занятия приглашаются эксперт – преподаватели по интегрированным предметам для оценивания и контроля знаний студентов. Оценочной лист эксперта и суммарная оценка каждый части кейса подытоживается расчетом. (Приложение 2).

Этап 1. «Погружение в совместную деятельность»: раздаем текст кейса до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы, знакомства с ситуацией, ее особенностями, чтобы студенты имели общее представление и могли выделить основную проблему, лежащую в основе кейса. (Приложение 3).

Этап 2. «Этап организации совместной деятельности»: распределение по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени

- выделение основных проблем (предложения тем для «мозгового штурма»)

- отобрать факты и понятия, необходимые для решения проблемы, сопоставление индивидуальных ответов, их доработка (учиться работать в коллективе и принимать коллективные решения)

- выбор оптимального решения (предложение одного или нескольких вариантов) выработка единой позиции для оформления презентации в течение определенного преподавателем времени

- выявление трудностей, которые могут возникнуть при решении задачи, механизмы их предотвращения

- каждая группа выбирает спикера, который представляет решение группы и отвечает на вопросы преподавателя (выступление должно содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). (Приложение 4)

Преподаватель

- организует и направляет общую дискуссию, обучая студентов культуре общения и ведения дискуссии

- ставит оценку и озвучивает ее каждой группе по данному этапу (расчет оценок проводится в электронном журнале СВL с применениемм балльно-рейтинговой буквенной системы оценки знаний студентов ЗКГМУ имени Марата Оспанова).

Перерыв 10 минут

Этап 3. «Анализ и рефлексия совместной деятельности»: каждая группа

- проявляет образовательные и учебные результаты работы с кейсом,

- анализируется эффективность организации занятия,

- проявляются проблемы организации совместной деятельности,

- ставятся задачи для дальнейшей работы.

Подведение итогов: внести все оценки в электронный журнал, огласить балл.

(преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, подводит итоги, ставит оценку и озвучивает ее каждой группе по данному этапу – расчет оценок проводится в электронном журнале «СВL» с применениемм балльно-рейтинговой буквенной системы оценки знаний студентов ЗКГМУ имени Марата Оспанова). (Приложение 5).

5. Основные вопросы темы:

- критерии наркотического вещества

- понятие: наркомания, токсикомания, полинаркомания, осложненная наркомания

- препараты опия, пути введения, действие на ЦНС

- синдром измененной реактивности

- фазы опийной интоксикации

- диагностика опийной интоксикации

- признаки психической зависимости

- признаки физической зависимости

- клинические проявления по стадиям

- клиника опийного абстинентного синдрома

- медико-социальные последствия, осложнения хронической интоксикации опиатами (внешний вид и соматическое состояние)

- клиника опийных психозов

- лечение и профилактика

6. Методы обучения и преподавания: малые группы, дискуссия разбор случая.

1. Включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2. Выступает как технология коллективного обучения (работа в группе, взаимный обмен информации).

3. Является процедурой погружения группы в ситуацию.

4. Интегрирует в себя технология развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития.

5. Идет формирования проблемы и путей ее решения на основании кейса.

6. Предусматривает деятельность по активации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых.

Литература:

1. «Психиатрия» учебник 2009г. Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин

2. «Наркология» учебное пособие 2008г. Л.П.Великанова, О.В.Каверина, Р.В.Бислиев

3. «Психиатрия и наркология» учебное пособие 2005г. В.Д.Менделевича

4. «Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов» учебно-методическое пособие 2006г. Павленко В.П.

Контроль

Эксперт-преподаватель оценивает каждую команду и каждого участника по критериям:

- управление временем и сбалансированное участие

- эффективное межличностное общение

- какой существенный вклад вносит каждый участник в успех группы

- инциативность каждого, активное участие в обсуждениях

- помощь согрупникам

- проявление уважения, умение прислушиваться к мнению других

 

Приложение №1

Пошаговая инструкция по проведению занятия СВL Кейс из трех частей

 

Этапы Название Рекомендации Хронометраж
Шаг 1 Введение Попросить написать имена на липкой ленте и приклеить бейджи на халаты Озвучить тему занятия (слайд №) Расказать как будет проходить занятия (слайд №) хронометраж занятия. Распределение ролей (слайд №) Рассказать про систему оценивания, критерии командной работы (слайд №) Предложить сформулировать правила работы, записать на доске/плакате 10 мин (8.30 -8.40 мин)
Шаг 2 Формирование отдельных подгрупп Студенты разделяются на подгруппы самостоятельно, на добровольной основе. Сформировать относительно равнозначные группы по 5-6 человек Раздать флип-чарты, маркеры 5 мин (8.40 -8.45 мин)
Шаг 3 Распределение ролей Предложить подгруппам выбрать ответственного (который бы координировал ее работу), секретаря (который бы фиксировал результаты работ) и спикера (который будет озвучивать кейс). 10 мин (8.45 -8.55 мин)
Шаг 4 Кейс Часть 1 Групповая работа Раздать 1 часть кейса всем группам, при этом можно пользоваться литературой! (напомнить форму ответа и отведенное количество времени) 30 мин (8.55 -9.25 мин)
    Перерыв 10 мин (9.25 -9.35 мин)
Шаг 5 Общая дискуссия Пригласить с каждой подгруппы ответственного, который огласит результат групповой работы Начать обсуждение заданий каждой подгрупп: по каждому вопросу отдельно и по порядку (на слайде). Если вопрос имеет несколько ответов преподаватель стимулирует общую дискуссию, используя «метод мозговой атаки» и «мозговой штурм»; добивается участия в ней каждого студента, выслушивает аргументы за и против и объяснения к ним, контролирует процесс и направляет дискуссию, но не ее содержание), пока подгруппа сама не придет к окончательному варианту ответа. Оценив каждый ответ преподаватель ставит баллы в оценочной форме (приложение №2) и озвучивает их каждой подгруппе. 40 мин (если подгрупп 2, то по 20 минут каждой подгруппе) (9.35-10.15 мин)
    Перерыв (обед) (10.15-11.15 мин)
Шаг 6 Кейс Часть 2 Групповая работа Раздать подгруппам 2-ую часть кейса. Дать формуляр каждого ответа (приложение№4) Озвучить время, отведенное на выполнение задания. 30 мин (11.15-11.45 мин)
Шаг 7 Дискуссия Пригласить с каждой подгруппы ответственного, который огласит результат групповой работы Начать обсуждение заданий каждой подгрупп: по каждому вопросу отдельно и по порядку (на слайде). Если вопрос имеет несколько ответов преподаватель стимулирует общую дискуссию, используя «метод мозговой атаки» и «мозговой штурм»; добивается участия в ней каждого студента, выслушивает аргументы за и против и объяснения к ним, контролирует процесс и направляет дискуссию, но не ее содержание), пока подгруппа не придет к окончательному варианту ответа. Оценив каждый ответ преподаватель ставит баллы в оценочной форме (приложение №2) и озвучивает каждой подгруппе. 40 мин (если подгрупп 2, то по 20 минут каждой подгруппе) (11.45-12.25 мин)
    Перерыв 10 мин (12.25-12.35 мин)
Шаг 8 Кейс Часть 3 Групповая работа Раздать подгруппам 3 часть кейса. Дать формуляр каждого ответа (приложение№4) Озвучить время, отведенное на выполнение задания 10 мин (12.35-12.45 мин)
Шаг 9 Дискуссия Пригласить с каждой подгруппы ответственного, который огласит результат групповой работы Начать обсуждение заданий каждой подгрупп: по каждому вопросу отдельно и по порядку (на слайде). Если вопрос имеет несколько ответов преподаватель стимулирует общую дискуссию, используя «метод мозговой атаки» и «мозговой штурм»; добивается участия в ней каждого студента, выслушивает аргументы за и против и объяснения к ним, контролирует процесс и направляет дискуссию, но не ее содержание), пока подгруппа не придет к окончательному варианту ответа. Оценив каждый ответ преподаватель ставит баллы в оценочной форме (приложение №2) и озвучивает каждой подгруппе. 40 мин (если подгрупп 2, то по 20 минут каждой подгруппе) (12.45-1.25 мин)
    Перерыв 10 мин (1.25-1.35 мин)
Шаг 10 Подведение итогов Преподаватель ставит баллы за командную работу и вносит все оценки в таблицу (приложение №3). Подвести итоги занятия. 20 мин (1.35-1.55 мин)
Шаг11 Заключение Провести обратную связь по эффективности обучения CBL, понравилось ли занятие, усвояемость, чему научились, есть ли замечания по подготовленности и оснащенности к практическому занятию поCBL, по ведению практического занятия поCBL, рекомендации и пожелания). Всех поблагодарить. 20 мин (1.55-2.15 мин)

 

 

Приложение №2

 

Распределение ролей

А. Ответственный за подгруппу (координирует работу)

Б. Секретарь (фиксирует результаты работ)

С.Спикер (озвучивает решение группы и отвечает на вопросы преподавателя) выступление должно содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств)

Система оценивания

(оценочной лист эксперта и суммарная оценка каждый части кейса подытоживается расчетом).

Ф.И.О. Задача 90% Взаимо-оценка 10% Дополнительные баллы 10% Итого Сумарный и средний балл группы
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

3. Методика взаимо-оценки:

Студентам предоставляется возможность оценивать друг друга

- если вы считаете, что вклад в решение задачи одинаковый у всех членов команды, то всем даете одинаковый балл

- если кто-то работал больше, то ему даете больше балл (максимально балл 100)

- если кто-то работал меньше или хуже, то ему даете меньше балл

Количество баллов, которые вы можете распределять между собой:

Если в группе 5 человек – 400 баллов

Если в группе 6 человек – 480 баллов

Если в группе 7 человек – 560 баллов

Критерии оценки командной работы, если студент:

1 вносит существенный вклад в успех группы

2 берет на себя инциативу

3 активно участвует в обсуждении

4 помогает сотрудникам

5 проявляет уважение и корректность в общении

6 прислушивается к мнению других

4. Методика оценки командной работы для дополнительного балла:

(преподаватель оценивает каждую команду по критериям (максимально балл 100)

Управление временем 40

Сбалансированное участие 30

Эффективное методическое общение 30

Приложение №3

Подведение итогов за командную работу

Оценочный лист

По клиническому случаю

Дата: ______________ Группа: _________ Клинический случай: ________________________

Ф.И.О. преподавателя: ________________________________ Подпись:____________________

 

      Баллы Оценка правильности решения данного задания – 2 балла Оценка активности каждого студента в процессе обсуждения задания – 1 балл Оценка полноты и оригинальности решения проблемы – 0 балл Групповая оценка
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
  Итого 20 баллов        
  Часть 2        
           
           
  Итого 4 балла        
  Часть 3        
           
           
           
           
  Итого 10 баллов        
  Всего        

 

Количество вопросов составляет преподаватель для полного разбора каждой части кейса с учетом назначенного времени. Общая сумма баллов проводится в электронном журнале СВL с применением балльно-рейтинговой буквенной системы оценки знаний студентов ЗКГМУ имени Марата Оспанова

 

 

Приложение №4

 

Тема: «Опийная наркомания. Возрастные особенности. Подходы и процедуры диагностики и лечения при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением опиоидов»

Ситуационная задача:

Врач бригады скорой помощи фиксирует у пациентки тремор, расширение зрачков, насморк, частое чихание, кашель и обильное слезотечение. Пациентка беспокойна, тревожна, пытается массировать мышцы конечностей, жалуется на тянущие боли в суставах конечностей, расстройство стула, бессонницу. При осмотре в области локтевых сгибов по ходу вен многочисленные уплотнения и мелкие кровоизлияния в местах.

Вопросы:

Ú Какие проблемы Вы выявили у данной больной?

Ú Можете поставить предварительный диагноз?

Ú Что нужно сделать, чтобы уточнить характер этих проблем?

Ответ:

Анамнез жизни:

Со слов больной, родители и близкие родственники психически здоровы. Наличие среди родственников случаев самоубийств, алкоголизма, наркомании, больных сифилисом, хронических инфекционных заболеваний и обменных расстройствами отрицает. Родилась в Актобе в 1981 году срочными родами от первой беременности (матери 25 лет). Развивалась соответственно возрасту. Сейчас ей 16 лет. Воспитывалась в полной семье. В школе училась хорошо, но часто сбегала с уроков математики – не нравился предмет. Конфликтовала с преподавателями. В свободное время занималась волейболом. Из перенесенных заболеваний – редкие ОРЗ.

Ø Что бы вы хотели уточнить дополнительно из анамнеза?

Ø Есть ли вредные привычки?

Вредные привычки – употребляет морфин.

Ú Что еще вы хотели бы узнать?

Ú Нужен ли анамнез заболевания?

Анамнез заболевания:

Считает себя больной с 15 лет, когда приобщилась к употреблению морфина, употребляет в течение 1,5 года. Вначале употребляла из-за интереса по 1 мл, после 12 инъекций морфина употребление стало систематическим по 2 мл. При этом отмечает исчезновение зуда после введения морфия и стремление к психическому комфорту при его употреблении. Стала мало спать, снизился аппетит, но тянуло к сладкому и жирному. Появилась задержка стула на несколько дней, уменьшилось количество мочи, при простуде исчез кашель. Через 1.3 месяца регулярного потребления морфина дозу увеличила до 4 мл, но не ощущала психического комфорта, но и не представляла своего дальнейшего существования без него. При этом отмечает восстановление кашля, стула и диуреза. При употреблении становилась активной и деятельной. Родители ее употребление морфина не заметили, следы уколов заметил тренер по волейболу, о чем тут же сообщил родителям. Родители направили пациентку на принудительное лечение от наркомании. Пациентка лечилась от наркозависимости в АОНД.

Ú Что бы вы хотели уточнить дополнительно из анамнеза?

Ú Нужен ли более активный сбор анамнеза?

Несмотря на проводимое лечение, после выписки больная продолжала принимать морфин. При отсутствии возникала тревога, беспокойство, появлялась боль в мышцах, возникало сильное желание ввести очередную дозу морфина. В таком состоянии возникало чувства ненужности и безнадежности. Последнее употребление морфина было 3 дня назад. Через 6 часов после введения морфина у больной появилось чувство тревоги, раздражительности, тоски и злобы. Появились зевота, слезотечение, насморк с чиханием, зуд в носу и носоглотке, появилось сильное урчание в кишечнике. Нарушился сон, пропал аппетит, появилось сильное отвращение к дыму. На 2-ые сутки появились мучительные боли в мышцах рук, ног, поясницы, стала беспокойной, не могла найти себе места, умоляла купить наркотик. Сегодня присоединились боли в животе, мучительного характера, частый жидкий стул с примесью слизи и крови до 10 раз в сутки. Родители не выдержали и вызвали скорую помощь.

Ú О чем свидетельствует появление этих симптомов и синдромов?

Ú Что еще вы хотели бы узнать?

Соматический статус:

Состояние тяжелое, больная возбуждена, мечется. Телосложение правильное, рост средний, тип конституции – астенический. Больная истощена, выглядит старше своих лет – морщины на лице. Кожные покровы сухие, бледные, на внутренней поверхности обеих предплечий видны многочисленные шрамы, имеющие перпендикулярное направление по отношению к оси предплечья, в виде толстых жгутов. Тонус мышц усилен. Волосы и ногти тусклые и ломкие. Отмечается температура 37,8; А/Д 140/95 мм.рт.ст.
Исследование органов кровообращения.
При осмотре области сердца деформаций грудной клетки нет. Верхушечный толчок локализуется в V межреберье на 1,5 см кнутри от среднеключичной линии. Границы относительной сердечной тупости: правая – V межреберье у правого края грудины, левая – совпадает с верхушечным толчком, V межреберье на 1,5 см кнутри от среднеключичной линии. При аускультации ритм сердечных сокращений правильный. Сердечные и внесердечные шумы не прослушиваются.
Пульс на лучевых артериях одинаковый, ритмичный, напряжённый, частота – 80 в минуту. Сосудистая стенка гладкая, эластичная.

Исследование органов дыхания.
Грудная клетка правильной формы, астеническая, симметричная, обе половины участвуют в акте дыхания. Тип дыхания – грудной, частота – 34 в минуту, отмечается одышка. При пальпации грудная клетка безболезненна, эластична, голосовое дрожание на симметричных участках одинаковой силы. При сравнительной перкуссии одинаковый лёгочный звук с двух сторон. При аускультации лёгких на симметричных участках определяется везикулярное дыхание. Побочных дыхательных шумов нет.

Исследование органов пищеварения.
Полость рта: губы и десна бледные, отмечается кариес и отсутствие некоторых зубов. Язык не увеличен, сухой, покрыт сероватым налётом. Живот при осмотре болезненный при пальпации, мышцы живота напряжены. Рубцов и грыжевых выпячиваний нет. Печень при пальпации гладкая, эластичная, край слегка закруглён, ровный. Поджелудочная железа не пальпируется. Селезёнка не пальпируется. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. Физиологические отправления: частый жидкий стул с примесью крови.
Исследование почек, мочевого пузыря.
Почки не пальпируются. Симптом поколачивания по поясничной области отрицательный с обеих сторон. Мочеточники не пальпируются. Мочевой пузырь не выступает над лоном, не пальпируется. Мочеиспускание свободное и безболезненное.

 

Неврологический статус
Черепно-мозговая иннервация: зрачки округлой формы, нормальной величины, реакция на свет, конвергенцию и аккомодацию положительная. Движение языка, глотание, фонация, зрение, слух, обоняние, вестибулярные пробы в норме.
Двигательные функции: движения головы, конечностей и туловища в полном объёме, ускоренные. Мышечная сила сохранена, координация движений не нарушена, пальценосовая и пяточно-коленная пробы без особенностей. Симптом Ромберга отрицательный. Отмечается повышенная двигательная активность, судорожные припадки отсутствуют.
Сухожильные, периостальные и кожные рефлексы повышены. Менингеальные симптомы отсутствуют, механическая возбудимость мышц и нервных стволов повышена. Вегетативные расстройства не выявлены.

 

Ú Как вы оценили данные физикального осмотра?

Ú Что Вам нужно еще дополнительно узнать?

Ú Нужен ли психический статус?

Ответ:

Наркологический статус
Сознание: пациентка ориентируется в собственной личности, в месте нахождения, лицах, в сложившейся ситуации. Не может сказать календарное время. Она не в состоянии решать мыслительные задачи, речь ее обрывиста, просит морфий.
Ощущение и восприятие: Наличие «голосов», страхи отрицает. Отмечается четко оформленные неприятные ощущения и боли мучительного характера во всем теле.
Память со слов больной стала несколько ухудшаться, в то же время прошлый опыт сохранен, запоминание и воспроизведение текущих и недавних событий в норме. Признаков патологической амнезии каких-либо событий из истории жизни больной, и фрагментов разговора с пациенткой не наблюдается. Тест с запоминанием десяти слов. Уровень запоминания слов высокий.
Слова для запоминания. Первая попытка и вторая попытка: Дом + +, Труд +, Спорт +, Звук +, Дождь + +, Боль + +, Жизнь + +, Лес + +, Конь +, Хлеб + +.
Внимание: не способна сосредоточить внимание. От проведения теста, заключающегося в отнимании от ста семи, пациентка отказалась, мотивируя тем, что уже проводила недавно этот тест и результаты ей не понравились, и к тому же пациентка негативно относится к математике.
Интеллект: больная правильно понимает и интерпретирует вопросы, ответы ее логичны. Словарный запас удовлетворительный, понимание символики слова, пословиц, поговорок, метафор в норме. Тесты на обобщение, установление сходства и различия, составление классификации без отклонений. Исходя, из анамнестических данных можно отметить, что учится она хорошо, хотя и не любит математику. Со слов больной, свободно говорит на русском и английском языках. Словарный запас пациентки достаточный, она свободно пользуется причастными и деепричастными оборотами; в то же время создается впечатление, что за последний период жизни пациентка мало общается и практически не получает информации о происходящих событиях в стране и в мире. Каких-либо других увлеченностей в процессе общения выявить не удалось: не обнаружилось особой любви к кино, театру, заинтересованности в политике, общедоступных знаний по медицине и т.д. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интеллект пациентки сохранен.
Мышление: пациентка в беседе правильно использует термины, обозначающие конкретные предметы, лица, с легкостью и правильно использует абстрактные понятия и формулировки. Мысли, высказываемые ею последовательны, не прерываются, логическая цепочка прослеживается от предложения к предложению. Отвечая на вопросы, одинаковые ответы не используются. Мысли больной идут с нормальной скоростью, пациентка успевает полностью обдумать каждую мысль, мыслительный процесс не в тягость. Суждения и высказывания в беседе логичны, правильно сформулированы. К своему состоянию критична, считает, что морфин стимулирует ее и повышает работоспособность, считает, что она учится хорошо только под действием наркотика.

Эмоционально-волевая сфера: вне употребления настроение тоскливо – злобное, интересы сосредоточены на приобретение наркотика, общее эмоциональное огрубение, лживость, морально-этическое снижение, речь изобилует жаргонные слова и специфический сленг: грязь, М, допинг, морфо.

Сфера влечения: нет аппетита, нет жажды, компульсивное влечение к морфину: нет борьбы мотивов, осознание неправильности; установлен ритм потребления морфина – употребление систематическое, максимально увеличилась доза потребления, появилось извращение первичных эффектов действия морфина: эйфории нет, морфий оказывает только тонизирующий эффект (негативная эйфория).

Катамнез: месяц спустя, пациентка не тяготится пребыванием в наркологическом диспансере, аргументируя тем, что вне диспансера она бы вероятнее всего употребляла морфин. Предписания врачей соблюдает, получает перорально и парентерально лекарственные препараты. После лечения хочет бросить употребление морфина, собирается возобновить учебу, занятия спортом.Критически относится к своему заболеванию и хочет попытаться избавиться от этой пагубной привычки, прислушивается к совету обратиться к опытному психотерапевту, в то же время отмечается некий пессимизм по поводу своей дальнейшей жизни, влечение к морфину осталось в виде навязчивой идеи.

Ú Выберите предполагаемый диагноз

А. Осложненная наркомания

Б. Амфетаминовая наркомания

В. Опийная наркомания

Г. Полинаркомания

Д. Кокаиновая наркомания

Е. Кодеиновая наркомания

 

Ответ: Опийная наркомания

Ú Поставьте клинический диагноз

Ответ: Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления опиоидов. Синдром отмены. Степень тяжести – тяжелая F11.24, F11*.3

Ú Обоснуйте клинический диагноз

Ú Что подтверждает клинический диагноз

Обоснование диагноза: Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления опиоидов. Синдром отмены. Степень тяжести – тяжелая F11.24, F11*.3 подтверждают:

1. Данные анамнеза жизни: в школе часто сбегала с уроков математики, конфликтовала с учителями. Из вредных привычек – употребляет морфин.
2. Данные анамнеза заболевания: считает себя больной с 15 лет, когда приобщилась к употреблению морфина в компании друзей из-за интереса, любопытства. В течение 1 года употребляет практически ежедневно. Следы уколов заметил тренер по волейболу, о чем тут же сообщил родителям. Пациента неоднократно лечилась от наркотической зависимости в АОНД.

3. Данные наркологического статуса: определяется триада симптомов:
- симптом психической зависимости (неутолимое желание вызвать психотический эффект);
- симптом физической зависимости (развитие абстинентного синдрома при лишении наркотика);
- рост толерантности (переход к более сильному наркотику, рост доз принимаемого наркотика).
- абстинентный синдром, в котором помимо вегетативных и соматических нарушений возникало тоскливо-подавленное настроение, чувство одиночества, отчаяния, ощущение собственной слабости при невозможности отказаться от наркотика, суицидальные мысли и действия.
3. Психический статус: настроение пациентки тоскливо – злобное, возбуждена, настоятельно просит морфий, не в состоянии сказать календарное время, решать мыслительные задачи, речь обрывиста. Отмечается четко оформленные неприятные ощущения и боли мучительного характера во всем теле. Больная отмечает ухудшение памяти, не способна сосредоточить внимание, за последний период жизни пациентка мало общается и практически не получает информации о происходящих событиях в стране и в мире, пропускает секцию волейбола, особой любви к кино, театру, заинтересованности в политике, общедоступных знаний по медицине и т.д. Есть критика к своей болезни, считает, что морфин стимулирует ее, повышает работоспособность. Считает, что учится хорошо только под действием наркотика, аппетита нет.

4. Соматический статус: больная истощена, выглядит старше своих лет – морщины на лице. Кожные покровы сухие, бледные, на внутренней поверхности обеих предплечий видны многочисленные шрамы, имеющие перпендикулярное направление по отношению к оси предплечья, в виде толстых жгутов. Тонус мышц усилен. Волосы и ногти тусклые и ломкие. Отмечается температура 37,8.

 

Ú Проведите дифференциальный диагноз

Ответ:
Дифференциальный диагноз между наркоманией и шизофренией, сочетающейся с наркоманией.
За отсутствие шизофрении свидетельствуют следующее:

1. Отсутствие наследственной предрасположенности к психическим эндогенным заболеваниям.
2. Отсутствие ярко выраженных провоцирующих факторов в анамнезе жизни (инфекции, интоксикации).

3. Течение заболевания непрерывное, стабильное.

4. Отсутствие психосимптоматики шизофрении: нарушение мышления (разорванность, резонерство, паралогическое мышление, неологизмы, персеверации, вербигерации, шперрунги, символизм); патология эмоций (эмоциональная тупость, парадоксальность эмоций); нарушение воли (гипобулия, симптом дрейфа).

5. Катамнез: сейчас, месяц спустя, пациентка своим пребывание в наркологическом диспансере не тяготится, аргументируя это тем, что если бы сейчас она не находилась здесь, она бы вероятнее всего сейчас бы кололась, а она решила вылечиться от своего недуга, поэтому и продолжает лечиться в наркологическом диспансере. Пациентка соблюдает все предписания врачей, получает перорально и парентерально лекарственные препараты. После лечения собирается возобновить учебу.Пациентка критически относится к своему заболеванию и пытается избавиться от этой пагубной привычки, прислушивается к совету обратиться к опытному психотерапевту, в то же время отмечается некий пессимизм по поводу своей дальнейшей жизни.

6. Больные шизофренией, употребляя наркотические вещества, способны внезапно и легко бросить их употребление без выраженных явлений абстиненции (т.е. физическая зависимость

у больных шизофренией выражена слабо).

В данном случае попытка, бросить употребление наркотиков у пациентки сопровождалась выраженной вегето–соматическими и психическими нарушениями. Таким образом, все это свидетельствует о том, что у пациентки в данный момент отсутствуют симптомы шизофрении и вся симптоматика обусловлена только наркоманией, и входит в группу риска по эндогенному заболеванию, т.к. определяется неустойчивость эмоций, психопатизация, эмоциональная амбивалентность, галлюцинаторно-бредовая симптоматика. Наркомания и психопатия с наркоманией:

У больной отсутствует психопатия, что подтверждают:

1. Отсутствие наследственных патологических черт характера у родственн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...