Замечания по подготовленности и оснащенности к практическому занятию по технологии «СBL» (case-based leaning) метод конкретных ситуаций
Министерство здравоохранения И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Республики казахстан РГП на ПХВ «Западно-КазахстанскИЙ государственнЫЙ МедицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По проведению интерактивного занятия CBL(case-based leaning) (межпредметное интегрирование)
Специальность: 051301 – «Общая медицина» Практические занятия по дисциплине «Наркология» для студентов 5 курса факультета «Общая медицина» (каз., русс. языках) Дисциплина: «Наркология» Кафедра: неврологии, психиатрии и наркологии Курс: психиатрии и наркологии Тема № 6 «Опийная наркомания» Возрастные особенности. Подходы и процедуры диагностики и лечения при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением опиоидов»
Составитель: ассистент курса психиатрии и наркологии Ахметова С.А.________________________Ф.И.О. (для подписи)
Актобе, 2016 г Обсуждено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № __ 5 ___ от "__ 30 __" декабря_ 2016 г.
Ответственный по курсу ___________________________Ф.И.О. ученая степень, ученое звание
Факультет «Общая медицина» Курс психиатрии и наркологии
ОТЗЫВ По проведению занятия CBL(case-based leaning) Мы, нижеподписавшие………………………………………………………. ………………………………………………………………………………….
1. Тема: «Опийная наркомания. Возрастные особенности. Подходы и процедуры диагностики и лечения при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением опиоидов» 2. Цель: совместными усилиями группы студентов проанализировать конкретную ситуацию (сase) по опийной наркомании, выработать алгоритмы практического решения, оценить и выбрать лучший; научиться применять полученные знания и практические навыки для решения актуальной проблемы.
3. Задачи обучения: - повысить мотивации учения у обучающихся - развить у студентов умение использовать принципы технологии обучения CBL - получение навыков: решения реальных проблем, работы в команде, простейших обобщений, презентаций, пресс-конференций - развитие аналитического мышления при выявлении проблемы, ее формулировки и принятия решения - развитие самостоятельного мышления, умение выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою точку зрения - развитие интелектуальных навыков у студентов, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности А также к концу занятий студенты будут способны: - применять теоретические знания по «Опийной наркомании» к решению практических задач - использовать принципы проблемного обучения - аналитически мыслить, для выявления проблемы, формулировать и принимать решения - умению оперировать знаниями и терминами, выстраивая логические схемы решения проблем - самостоятельному мышлению, умению выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою точку зрения - научиться работать в команде, дискуссировать, быть демократичными и равноправными в процессе получения знания 4. План проведения занятия по CBL: Занятие проводится соответственно пошаговой инструкции (приложение №1) До начала занятия приглашаются эксперт – преподаватели по интегрированным предметам для оценивания и контроля знаний студентов. Оценочной лист эксперта и суммарная оценка каждый части кейса подытоживается расчетом. (Приложение 2). Этап 1. «Погружение в совместную деятельность»: раздаем текст кейса до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы, знакомства с ситуацией, ее особенностями, чтобы студенты имели общее представление и могли выделить основную проблему, лежащую в основе кейса. (Приложение 3).
Этап 2. «Этап организации совместной деятельности»: распределение по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени - выделение основных проблем (предложения тем для «мозгового штурма») - отобрать факты и понятия, необходимые для решения проблемы, сопоставление индивидуальных ответов, их доработка (учиться работать в коллективе и принимать коллективные решения) - выбор оптимального решения (предложение одного или нескольких вариантов) выработка единой позиции для оформления презентации в течение определенного преподавателем времени - выявление трудностей, которые могут возникнуть при решении задачи, механизмы их предотвращения - каждая группа выбирает спикера, который представляет решение группы и отвечает на вопросы преподавателя (выступление должно содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). (Приложение 4) Преподаватель - организует и направляет общую дискуссию, обучая студентов культуре общения и ведения дискуссии - ставит оценку и озвучивает ее каждой группе по данному этапу (расчет оценок проводится в электронном журнале СВL с применениемм балльно-рейтинговой буквенной системы оценки знаний студентов ЗКГМУ имени Марата Оспанова). Перерыв 10 минут Этап 3. «Анализ и рефлексия совместной деятельности»: каждая группа - проявляет образовательные и учебные результаты работы с кейсом, - анализируется эффективность организации занятия, - проявляются проблемы организации совместной деятельности, - ставятся задачи для дальнейшей работы. Подведение итогов: внести все оценки в электронный журнал, огласить балл. (преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, подводит итоги, ставит оценку и озвучивает ее каждой группе по данному этапу – расчет оценок проводится в электронном журнале «СВL» с применениемм балльно-рейтинговой буквенной системы оценки знаний студентов ЗКГМУ имени Марата Оспанова). (Приложение 5).
5. Основные вопросы темы: - критерии наркотического вещества - понятие: наркомания, токсикомания, полинаркомания, осложненная наркомания - препараты опия, пути введения, действие на ЦНС - синдром измененной реактивности - фазы опийной интоксикации - диагностика опийной интоксикации - признаки психической зависимости - признаки физической зависимости - клинические проявления по стадиям - клиника опийного абстинентного синдрома - медико-социальные последствия, осложнения хронической интоксикации опиатами (внешний вид и соматическое состояние) - клиника опийных психозов - лечение и профилактика 6. Методы обучения и преподавания: малые группы, дискуссия разбор случая. 1. Включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. 2. Выступает как технология коллективного обучения (работа в группе, взаимный обмен информации). 3. Является процедурой погружения группы в ситуацию. 4. Интегрирует в себя технология развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития. 5. Идет формирования проблемы и путей ее решения на основании кейса. 6. Предусматривает деятельность по активации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Литература: 1. «Психиатрия» учебник 2009г. Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин 2. «Наркология» учебное пособие 2008г. Л.П.Великанова, О.В.Каверина, Р.В.Бислиев 3. «Психиатрия и наркология» учебное пособие 2005г. В.Д.Менделевича 4. «Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов» учебно-методическое пособие 2006г. Павленко В.П. Контроль Эксперт-преподаватель оценивает каждую команду и каждого участника по критериям: - управление временем и сбалансированное участие - эффективное межличностное общение - какой существенный вклад вносит каждый участник в успех группы
- инциативность каждого, активное участие в обсуждениях - помощь согрупникам - проявление уважения, умение прислушиваться к мнению других
Приложение №1 Пошаговая инструкция по проведению занятия СВL Кейс из трех частей
Приложение №2
Распределение ролей А. Ответственный за подгруппу (координирует работу) Б. Секретарь (фиксирует результаты работ) С.Спикер (озвучивает решение группы и отвечает на вопросы преподавателя) выступление должно содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств) Система оценивания (оценочной лист эксперта и суммарная оценка каждый части кейса подытоживается расчетом).
3. Методика взаимо-оценки: Студентам предоставляется возможность оценивать друг друга - если вы считаете, что вклад в решение задачи одинаковый у всех членов команды, то всем даете одинаковый балл - если кто-то работал больше, то ему даете больше балл (максимально балл 100) - если кто-то работал меньше или хуже, то ему даете меньше балл Количество баллов, которые вы можете распределять между собой: Если в группе 5 человек – 400 баллов Если в группе 6 человек – 480 баллов Если в группе 7 человек – 560 баллов Критерии оценки командной работы, если студент: 1 вносит существенный вклад в успех группы 2 берет на себя инциативу 3 активно участвует в обсуждении 4 помогает сотрудникам 5 проявляет уважение и корректность в общении 6 прислушивается к мнению других 4. Методика оценки командной работы для дополнительного балла: (преподаватель оценивает каждую команду по критериям (максимально балл 100) Управление временем 40 Сбалансированное участие 30 Эффективное методическое общение 30 Приложение №3 Подведение итогов за командную работу Оценочный лист По клиническому случаю Дата: ______________ Группа: _________ Клинический случай: ________________________ Ф.И.О. преподавателя: ________________________________ Подпись:____________________
Количество вопросов составляет преподаватель для полного разбора каждой части кейса с учетом назначенного времени. Общая сумма баллов проводится в электронном журнале СВL с применением балльно-рейтинговой буквенной системы оценки знаний студентов ЗКГМУ имени Марата Оспанова
Приложение №4
Тема: «Опийная наркомания. Возрастные особенности. Подходы и процедуры диагностики и лечения при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением опиоидов» Ситуационная задача: Врач бригады скорой помощи фиксирует у пациентки тремор, расширение зрачков, насморк, частое чихание, кашель и обильное слезотечение. Пациентка беспокойна, тревожна, пытается массировать мышцы конечностей, жалуется на тянущие боли в суставах конечностей, расстройство стула, бессонницу. При осмотре в области локтевых сгибов по ходу вен многочисленные уплотнения и мелкие кровоизлияния в местах. Вопросы: Ú Какие проблемы Вы выявили у данной больной? Ú Можете поставить предварительный диагноз? Ú Что нужно сделать, чтобы уточнить характер этих проблем? Ответ: Анамнез жизни: Со слов больной, родители и близкие родственники психически здоровы. Наличие среди родственников случаев самоубийств, алкоголизма, наркомании, больных сифилисом, хронических инфекционных заболеваний и обменных расстройствами отрицает. Родилась в Актобе в 1981 году срочными родами от первой беременности (матери 25 лет). Развивалась соответственно возрасту. Сейчас ей 16 лет. Воспитывалась в полной семье. В школе училась хорошо, но часто сбегала с уроков математики – не нравился предмет. Конфликтовала с преподавателями. В свободное время занималась волейболом. Из перенесенных заболеваний – редкие ОРЗ. Ø Что бы вы хотели уточнить дополнительно из анамнеза? Ø Есть ли вредные привычки? Вредные привычки – употребляет морфин. Ú Что еще вы хотели бы узнать? Ú Нужен ли анамнез заболевания? Анамнез заболевания: Считает себя больной с 15 лет, когда приобщилась к употреблению морфина, употребляет в течение 1,5 года. Вначале употребляла из-за интереса по 1 мл, после 12 инъекций морфина употребление стало систематическим по 2 мл. При этом отмечает исчезновение зуда после введения морфия и стремление к психическому комфорту при его употреблении. Стала мало спать, снизился аппетит, но тянуло к сладкому и жирному. Появилась задержка стула на несколько дней, уменьшилось количество мочи, при простуде исчез кашель. Через 1.3 месяца регулярного потребления морфина дозу увеличила до 4 мл, но не ощущала психического комфорта, но и не представляла своего дальнейшего существования без него. При этом отмечает восстановление кашля, стула и диуреза. При употреблении становилась активной и деятельной. Родители ее употребление морфина не заметили, следы уколов заметил тренер по волейболу, о чем тут же сообщил родителям. Родители направили пациентку на принудительное лечение от наркомании. Пациентка лечилась от наркозависимости в АОНД. Ú Что бы вы хотели уточнить дополнительно из анамнеза? Ú Нужен ли более активный сбор анамнеза? Несмотря на проводимое лечение, после выписки больная продолжала принимать морфин. При отсутствии возникала тревога, беспокойство, появлялась боль в мышцах, возникало сильное желание ввести очередную дозу морфина. В таком состоянии возникало чувства ненужности и безнадежности. Последнее употребление морфина было 3 дня назад. Через 6 часов после введения морфина у больной появилось чувство тревоги, раздражительности, тоски и злобы. Появились зевота, слезотечение, насморк с чиханием, зуд в носу и носоглотке, появилось сильное урчание в кишечнике. Нарушился сон, пропал аппетит, появилось сильное отвращение к дыму. На 2-ые сутки появились мучительные боли в мышцах рук, ног, поясницы, стала беспокойной, не могла найти себе места, умоляла купить наркотик. Сегодня присоединились боли в животе, мучительного характера, частый жидкий стул с примесью слизи и крови до 10 раз в сутки. Родители не выдержали и вызвали скорую помощь. Ú О чем свидетельствует появление этих симптомов и синдромов? Ú Что еще вы хотели бы узнать? Соматический статус: Состояние тяжелое, больная возбуждена, мечется. Телосложение правильное, рост средний, тип конституции – астенический. Больная истощена, выглядит старше своих лет – морщины на лице. Кожные покровы сухие, бледные, на внутренней поверхности обеих предплечий видны многочисленные шрамы, имеющие перпендикулярное направление по отношению к оси предплечья, в виде толстых жгутов. Тонус мышц усилен. Волосы и ногти тусклые и ломкие. Отмечается температура 37,8; А/Д 140/95 мм.рт.ст. Исследование органов дыхания. Исследование органов пищеварения.
Неврологический статус
Ú Как вы оценили данные физикального осмотра? Ú Что Вам нужно еще дополнительно узнать? Ú Нужен ли психический статус? Ответ: Наркологический статус Эмоционально-волевая сфера: вне употребления настроение тоскливо – злобное, интересы сосредоточены на приобретение наркотика, общее эмоциональное огрубение, лживость, морально-этическое снижение, речь изобилует жаргонные слова и специфический сленг: грязь, М, допинг, морфо. Сфера влечения: нет аппетита, нет жажды, компульсивное влечение к морфину: нет борьбы мотивов, осознание неправильности; установлен ритм потребления морфина – употребление систематическое, максимально увеличилась доза потребления, появилось извращение первичных эффектов действия морфина: эйфории нет, морфий оказывает только тонизирующий эффект (негативная эйфория). Катамнез: месяц спустя, пациентка не тяготится пребыванием в наркологическом диспансере, аргументируя тем, что вне диспансера она бы вероятнее всего употребляла морфин. Предписания врачей соблюдает, получает перорально и парентерально лекарственные препараты. После лечения хочет бросить употребление морфина, собирается возобновить учебу, занятия спортом.Критически относится к своему заболеванию и хочет попытаться избавиться от этой пагубной привычки, прислушивается к совету обратиться к опытному психотерапевту, в то же время отмечается некий пессимизм по поводу своей дальнейшей жизни, влечение к морфину осталось в виде навязчивой идеи. Ú Выберите предполагаемый диагноз А. Осложненная наркомания Б. Амфетаминовая наркомания В. Опийная наркомания Г. Полинаркомания Д. Кокаиновая наркомания Е. Кодеиновая наркомания
Ответ: Опийная наркомания Ú Поставьте клинический диагноз Ответ: Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления опиоидов. Синдром отмены. Степень тяжести – тяжелая F11.24, F11*.3 Ú Обоснуйте клинический диагноз Ú Что подтверждает клинический диагноз Обоснование диагноза: Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления опиоидов. Синдром отмены. Степень тяжести – тяжелая F11.24, F11*.3 подтверждают: 1. Данные анамнеза жизни: в школе часто сбегала с уроков математики, конфликтовала с учителями. Из вредных привычек – употребляет морфин. 3. Данные наркологического статуса: определяется триада симптомов: 4. Соматический статус: больная истощена, выглядит старше своих лет – морщины на лице. Кожные покровы сухие, бледные, на внутренней поверхности обеих предплечий видны многочисленные шрамы, имеющие перпендикулярное направление по отношению к оси предплечья, в виде толстых жгутов. Тонус мышц усилен. Волосы и ногти тусклые и ломкие. Отмечается температура 37,8.
Ú Проведите дифференциальный диагноз Ответ: 1. Отсутствие наследственной предрасположенности к психическим эндогенным заболеваниям. 3. Течение заболевания непрерывное, стабильное. 4. Отсутствие психосимптоматики шизофрении: нарушение мышления (разорванность, резонерство, паралогическое мышление, неологизмы, персеверации, вербигерации, шперрунги, символизм); патология эмоций (эмоциональная тупость, парадоксальность эмоций); нарушение воли (гипобулия, симптом дрейфа). 5. Катамнез: сейчас, месяц спустя, пациентка своим пребывание в наркологическом диспансере не тяготится, аргументируя это тем, что если бы сейчас она не находилась здесь, она бы вероятнее всего сейчас бы кололась, а она решила вылечиться от своего недуга, поэтому и продолжает лечиться в наркологическом диспансере. Пациентка соблюдает все предписания врачей, получает перорально и парентерально лекарственные препараты. После лечения собирается возобновить учебу.Пациентка критически относится к своему заболеванию и пытается избавиться от этой пагубной привычки, прислушивается к совету обратиться к опытному психотерапевту, в то же время отмечается некий пессимизм по поводу своей дальнейшей жизни. 6. Больные шизофренией, употребляя наркотические вещества, способны внезапно и легко бросить их употребление без выраженных явлений абстиненции (т.е. физическая зависимость у больных шизофренией выражена слабо). В данном случае попытка, бросить употребление наркотиков у пациентки сопровождалась выраженной вегето–соматическими и психическими нарушениями. Таким образом, все это свидетельствует о том, что у пациентки в данный момент отсутствуют симптомы шизофрении и вся симптоматика обусловлена только наркоманией, и входит в группу риска по эндогенному заболеванию, т.к. определяется неустойчивость эмоций, психопатизация, эмоциональная амбивалентность, галлюцинаторно-бредовая симптоматика. Наркомания и психопатия с наркоманией: У больной отсутствует психопатия, что подтверждают: 1. Отсутствие наследственных патологических черт характера у родственн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|