Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенная (свободная) конкуренция (СК).




Признаками СК являются:

· неограниченное число продавцов, свободно конкурирующих между собой;

· цены практически не зависят от желаний и действий отдельных субъектов рынка;

· каждый из продавцов предлагает стандартную, однородную продукцию, товары, услуги;

· равный доступ к информации всех участников рынка (покупателей и продавцов);

· полная свобода входа на рынок и выхода из него;

· абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов

· ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Недостаток рынка совершенной конкуренции: его препятствие конкуренции капитала, без которого невозможно создание крупного производства, осуществлять научно-техническое развитие, реализовывать масштабные проекты.

Рынок свободной конкуренции с идеальным выполнением всех условий в реальной экономике не встречается, а является абстрактной моделью, одним из научных методов изучения реального рынка.

При невыполнении хотя бы одного из условий конкуренция называется несовершенной.

Большинство реально функционирующих рынков относятся к рынкам несовершенной конкуренции:

2.Рынок монополистической конкуренции (МК) характеризуется относительно большим числом (25 - 70) продавцов, предлагающих для продажи схожую. Но не идентичную продукцию. При этом каждая фирма может чувствовать себя относительно независимо (производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм), обладая относительно небольшой долей рынка. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции (качество товаров (одежда, которая различается материалом и качеством работы), услуги торговли по доставки товара, размещение и доступность торговых точек, льготы покупателям, способы рекламирования, торговые знаки, фабричное клеймо и др.). производители в условиях МК обладают ограниченной степенью контроля над ценами. Легкость вступления в отрасль и выхода из нее приводит к невозможности сговора между фирмами.

3.Олигополия представлена несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Число фирм колеблется от 3 до 10. главный признак олигополии – немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей). Могут быть как однородные (сталь, уголь, алюминий), так и дифференцированные продукты (автомобили, моющие средства, электробытовые приборы). Ценовой диктат при олигополии ограничен. При олигополии цены меняются не так часто, как на рынке СК, а через большие промежутки времени и значительно. Наличие существенных барьеров при вхождении в отрасль: фирма должна быть достаточно крупной и иметь возможность снижения издержек («эффект масштаба»), наличие патента, лицензии, исключительные права, контроль над стратегическим сырьем, огромные затраты на рекламу, нечестная конкуренция (давление на банки). Возможно тайное соглашение (картель) об установлении цен, дележе рынка. Чем больше фирм в олигополии, тем существенней препятствия к сговору. Частный случай олигополии – дуополия – количество фирм сокращается до двух.

4.Чистая монополия (ЧМ) – абсолютная противоположность рынку СК: единственный продавец (производитель), товар уникален, продавец торгует только своим товаром, продавец диктует цену рынку, вступление в отрасль заблокировано. Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается выше или ниже равновесной цены для получения большей прибыли. Иногда фирма-монополист в целях получения дополнительной прибыли проводит ценовую дискриминациюпродает один и тот же товар по разным ценам разным покупателям или в зависимости от объема покупок. Рынок ЧМ, по аналогии с СК, является абстракцией и в практической экономике почти не встречается.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий:

1. С учетом степени обхвата экономики:

· в масштабе определенной отрасли – чистая монополия. Действует один продавец, доступ на рынок для конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством продаваемого товара и его ценой.

· в масштабе национального хозяйства – абсолютная монополия. Находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, монополия внешней торговли и т.п.).

2. В зависимости от характера и причин возникновения:

· естественные монополии – собственники редких и свободно не воспроизводимых элементов производства, особо важные отрасли инфраструктуры (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.), большинство предприятий общественного и коммунального обслуживания, предоставляющих населению газ, электричество, теплую энергию, воду. Почти все эти рынки подлежат государственному регулированию.

· легальные монополии (их называют «защищенными» от конкуренции). К ним относятся: патентная система, авторские права, торговые знаки.

· искусственные монополии – объединение предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод (картели, синдикаты, тресты, концерны).

Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы.

1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов на практике может основываться на множестве соображений, таких как, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. п. Именно такого рода регулирование преобладает в настоящее время в России. Мы не будем рассматривать практику регулирования цен, поскольку она в большой степени зависит от неэкономических факторов, а ее процедуры нелегко формализовать. Нас будет интересовать так называемое идеальное ценообразование; слово "идеальное" здесь означает рассмотрение ценообразования только с точки зрения экономической эффективности и в предположении, что деятельность фирмы - естественного монополиста осуществляется исключительно в общественных интересах и что ее функция затрат известна.

2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности. Ниже мы сравним два основных метода косвенного регулирования цен: введение пределов повышения цен и фиксацию нормы доходности.

3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии. Как правило, речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример - передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования. Аналогичная практика в свое время имела место и в России.

Регулирование конкуренции обеспечивается антимонопольным законодательством, которое преследует две главные цели: во-первых, граничить процесс монополизации рынка; во-вторых, защитить конкуренцию и ввести правила цивилизованного рыночного соперничества: например, борется против политики демпинга цен, т.е. продажи товаров по умышленно низким ценам, чтобы разорить и вытеснить с рынка конкурентов. В России в 1991 г. принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Создан и действует Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП), который ежегодно составляет реестр предприятий монополистов, доминирующих на каком-либо рынке. В России также принят Федеральный закон «О естественных монополиях» (17.08.95). он регулирует деятельность таких естественных монополий, как транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа, передача тепловой и электроэнергии, железнодорожные перевозки, услугу портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Государство проводит политику контроля над монополиями, устанавливая норму владения рынком одной фирмой-монополистом. Так, в США и Западной Европе, доля владения монополии, равная 60%, является типичной для обязательного включения государственного контроля в деятельность фирмы. В РФ эта норма равна 35% (Указ Президента РФ от 28.02.95), 65% - степень, определяемая как «доминирующее положение хозяйственного субъекта».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...