Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектика внешней и внутренней регуляции поведения

 

Было бы неправильно представлять, что внешние и внутренние регуляторы существуют рядоположно, относительно независимо друг от друга. Здесь они рассмотрены отдельно не по принципиальным соображениям, а скорее с дидактическими целями. В действительности между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимозависимость. При этом важно отметить два обстоятельства. Во-первых, творцом преобладающего числа внешних регуляторов, включая и преобразованную окружающую действительность, является человек с его субъективным, внутренним миром. Значит, «человеческий фактор» изначально включен в систему детерминант социального поведения личности. Во-вторых, в понимании диалектики внешних и внутренних регуляторов наглядно реализуется диалектико-материалистический принцип детерминизма, сформулированный С. Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу, внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанных обществом норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы. С их помощью он предписывает, нормативно задает себе свою личностную позицию в мире социальных отношений и взаимодействий, вырабатывает формы социального поведения, в которых реализуется процесс становления, динамика его личности. Личностные нормы соотносятся с представлениями человека о себе. Нарушение этих норм вызывает чувство дискомфорта, вины, самоосуждения, потерю уважения к себе. Выработка и следование этим нормам в поведении связано с чувством гордости, высокой самооценкой, самоуваженнем, уверенностью в правильности своих действий. В содержание внутреннего мира личности входят чувства, связанные с реализацией внешних детерминант, следованием нормам, а также отношение к внешним заданным человеку регуляторам, их оценка. В результате диа­лектического взаимодействия внешних и внутренних регуляторов осуществляется сложный психологический процесс развития сознания, нравственных убеждений, ценностных ориентации личности, выработка навыков социального поведения, перестройка мотивационной системы, системы личностных смыслов и значений, установок и отношений, формирование необходимых социально-психологических свойств и особой структуры личности.

В диалектике внешних и внутренних детерминант личность выступает в своем единстве как объект и субъект социальной регуляции поведения.

 

 

Механизмы социальной регуляции поведения личности

 

Личность суверенна. Вопрос о вмешательстве в ее жизнь, об этической стороне социальной регуляции поведения, о формах такой регуляции, о границах и допустимости ее целей, средств и приемов имеет огромное социальное значение. Это значение состоит в том, что регулирование поведения выступает как механизм организации взаимодействия и взаимоотношений людей во всех сферах жизнедеятельности. По существу, речь идет о сути социального процесса, об управлении, упорядочивании всех психологических компонентов этого процесса.

Социальное значение регулирования повеления заключается и в том, что результат регулирования может быть как положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества. Например, воздействие на личность через группу признается наиболее эффективным способом социальной перестройки личности. В то же время малые группы могут выступать не только как проводники и посредники макросоциальных влияний, но и как барьеры, источники помех для таких влияний. В неблагоприятных социальных условиях могут формироваться группы, асоциальные по своим устремлениям, способствующие выработке «группового эгоизма», противопоставлению интересов группы и ее членов интересам общности и общества в целом.

Многообразны механизмы социального регулирования поведения личности. Они делятся на институциональные и неинституциональные.

Содержанием действия механизмов регулирования является: 1) создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкций, кодексов); 2) регламентация поведения; 3) его оценивание; 4) определение санкций.

Каналами регулирования социального поведения личности являются: малые группы, совместная деятельность людей, общение, общественная практика, средства массовой информации.

Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия – внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

Процесс регулирования поведения осуществляется в ходе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности.

В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.

Элементами системы социального контроля выступают: 1. Технологический, включающий техническое звено, - техническая аппаратура, измерительные приборы и т.д., вообще предметы, предназначенные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле — совокупность инструкций, методов организации осуществления контроля. 2. Институциональный – обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типом социального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат). 3. Моральный – общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группы или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Это определяет и личное участие человека в осуществлении определенного вида социального контроля посредством технологических, организационных механизмов и общественного мнения. Сама личность выступает как объект и субъект социального контроля.

Для понимания механизма регуляторного действия социального контроля важное значение имеют особенности неформального неинституционализированного контроля. В этом наибольший психологический смысл контроля. Главные особенности этого вида контроля состоят в том, что его осуществление не требует официального утверждения полномочий. Он основывается не на должном положении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек, имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е. способным оценивать поступки окружающих и свои собственные поступки. Каждый поступок, совершенный в коллективе (кража, обман, предательство и др.) является объектом неформального контроля — критики, осуждения, презрения. В зависимости от степени, в которой он затрагивает интересы коллектива, к человеку могут быть применены и институционализированные механизмы, административные санкции (увольнение с работы, предание суду и др.). Сфера неформального контроля гораздо шире. Под его воздействие попадают не только совершенные действия, поступки, но и намерения совершить аморальные действия и поступки. Важнейшими психологическими механизмами неформального психологического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. Они определяют эффективность всякого внешнего воздействия наличность. В них и посредством их наиболее ярко выражается взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодействие морали и социальной психологии личности.

 

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.

2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая Е.О. Социальная психология личности. М., 2001.

4. Владимирова Л.В. Политическая социализация учащейся молодежи: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2001.

5. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 1998.

6. Денисова Т.Н. Гражданская социализация учащейся молодежи в процессе реформирования российского обществ.:Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2000.

7. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998.

8. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализаци-онная траектория // СОЦИС. 2003. №1.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

10. Краснова Е.Ю. Гендерная социализация // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.

11. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

12. Ментальность россиян. (Специфика сознания больших групп населения России)/ Под общ. ред. И.Г. Дубова. М., 1997.

13. Мудрик А.В. Город как фактор социализации подрастающих поколений // Известия РАО. 2001. №1,

14. Мудрик А.В. Социализация и смутное время // Сер. «Педагогика и психология». 1991. №3.

15. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

16. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

17. Радина Н.К. Гендерная идентичность // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.

18. Радина Н.К. Развитие этнической идентичности этнического меньшинства: еврейская молодежь в российской провинции // Этническая психология и современные реалии: Материалы научно-практической конференции. Якутск, 2003.

19. Радина Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов. Н. Новгород, 2004.

20. Рубчевский К. О соотношении понятий «социализация» и «развитие личности» // Вестник высшей школы. 2003. №7.

21. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

22. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

23. Терентьев А.А. Социализация молодежи и школа. Н. Новгород, 2000.

24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань, 1998.

25. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.

26. Экономические психологи о проблемах социализации // Вопросы психологии. 2003. №1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...