Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседа по результатам аттестации.

ТЕМА: ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА.

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.

АТТЕСТАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АТТЕСТАЦИИ.

БЕСЕДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ.

 

  1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.

 

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА – ЭТО ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНОСТИ, РАБОЧЕГО МЕСТА, А ТАКЖЕ КУЛЬТУРЕ И СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

 

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ТАКЖЕ ОЦЕНКУ:

А) РАБОЧЕГО МЕСТА;

Б) КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И/ИЛИ услуг;

в) КОЛИЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И/ИЛИ услуг.

 

ОЦЕНКА РАБОЧЕГО МЕСТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ: – СЛОЖНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ И ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИЙ;

–НАПРЯЖЕННОСТИ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ УСИЛИЙ;

–ТРЕБУЕМОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КВАЛИФИКАЦИИ;

– КОЛИЧЕСТВО РАБОТНИКОВ В ПОДЧИНЕНИИ И ДР. ХАРАКТЕРИСТИК.

 

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РАБОЧЕГО МЕСТА НАЗЫВАЕТСЯ ГРЕЙДИНГОМ.

ОЦЕНКА РАБОЧИХ МЕСТ (в современном виде представляет собой модель компетенций, т.е. требований и стандартов поведения персонала на работе) ДОЛЖНА ПРЕДШЕСТВОВАТЬ ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА, т.е. определения его комптетентности.

И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА:

 

– ТЕКУЩУЮ (ЕЖЕДНЕВНУЮ) ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ, КАК ПРАВИЛО, ДОКУМЕНТАЛЬНО НЕ ОФОРМЛЯЕТСЯ, А ЛИШЬ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ (НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И.Т.П;

 

– ПЕРИОДИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ (ПО ИТОГАМ МЕСЯЦА, КВАРТАЛА, ПОЛУГОДИЯ, ГОДА), КОТОРАЯ ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНО;

 

– РУБЕЖНУЮ ОЦЕНКУ (ПО ОКОНЧАНИИ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА, ПО ЗАВЕРШЕНИИ АТТЕСТАЦИОННОГО ПЕРИОДА, В СВЯЗИ С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА (КЛАССНОГО ЧИНА), С УЧАСТИЕМ В КОНКУРСЕ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ), КОТОРАЯ ТАКЖЕ ОФОРМЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНО.

 

ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА:

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:

– В ОЦЕНКЕ КАНДИДАТОВ ПРИ ОТБОРЕ НА ВАКАНТНЫЕ МЕСТА;

– В РАССТАНОВКЕ ПЕРСОНАЛА В СООТВЕТСТВИИ СО ШТАТНЫМ РАСПИСАНИЕМ;

– В ПОВЫШЕНИИ/ПОНИЖЕНИИ В ДОЛЖНОСТИ (КВАЛИФИКАЦИОННОМ РАЗРЯДЕ);

– ПРИ НАГРАЖДЕНИИ/НАКАЗАНИИ РАБОТНИКОВ.

 

ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ИНФОРМИРОВАНИЕ РУКОВОДСТВА, КОЛЛЕКТИВА И РАБОТНИКА ОБ УРОВНЕ ЕГО КВАЛИФИКАЦИИ, О КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ТРУДА, О СОБЛЮДЕНИИ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, О СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ И Т.П.

 

МОТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОИТ В ОЦЕНКЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКА И ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛОМ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ.


2. Аттестация КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.

Аттестация работников заключается в периодической оценке степени соответствия деятельности работников требованиям должности за истекший период и их потенциала.

 

 

Основные принципы аттестации:

1. Всеобщность – если принято решение о проведении аттестации, ее прохождение должно быть обязательным для всех категорий работников, кроме не подлежащих аттестации.

 

2. Систематичность – аттестация должна проводиться регулярно, через определенные периоды времени, за исключением особых внеочередных аттестаций.

 

(Периодичность аттестации на государственной гражданской службе – 1 раз в три года. До 2004 г.– не реже 1 раза в два года, но не чаще 1 раза в четыре года. Что предпочтительнее?)

3. Комплексность – оценивается совокупность важнейших показателей, по которым определяется эффективность деятельности на рабочем месте. При этом учитывается также специфика содержания труда.

 

4. Объективность – оценивается только те параметры, которые можно проверить эмпирически. Необходимо воздерживаться от влияния на оценку таких критериев, которые могут быть определены только субъективно, например, энергичность. Участие независимых экспертов в аттестационных комиссиях (не менее 25%).

 

5. Дифференциация оценок – очень часто оценивающие лица не ставят низкие или высокие оценки, а предпочитают средние. Подобная аттестация несет в себе мощный демотивирующий заряд сотрудников к производительному труду и росту квалификации.

 

6. Гласность – критерии оценки персонала, цели аттестации, её процедура, оформление и сроки предоставления необходимых документов должны быть заранее известны работникам.

Аттестация должна восприниматься как гарант социальной справедливости для сотрудников организации.

 

Основные этапы и методы аттестации.

Аттестация проводится в несколько этапов:

1) подготовительный (разработка процедуры аттестации),

2) исполнительный (процедура аттестации),

3) заключительный (беседа по результатам аттестации),

4) итоговый (оценка аттестуемых).

Подготовительный этап.

Представляет собой достаточно продолжительный по времени этап от принятия решения о проведении аттестации до начала проведения процедуры аттестации.

 

А) На данном этапе определяется График проведения аттестации. Разумно распределить аттестационные мероприятия во времени, то есть составить годовой или полугодовой график аттестации, в котором даты аттестации сотрудников подразделений будут приурочиваться:

· либо к периоду окончания работ, по какой либо группе задач,

· либо к периоду, когда сотрудники наименее загружены (для подразделений, где невозможно четко выделить рабочие циклы).

· В противном случае может привести к стрессовому состоянию тех, кто будет проходить аттестацию, а, следовательно, к необъективной оценке аттестуемых.

 

Б) Подготовка пакета документов, которые будут регламентировать предстоящую Аттестацию. Утверждается Положение об аттестации работников. Составляется список работников, которые подлежат аттестации. Готовятся аттестационные карты, словари деловых характеристик и многое другое.

 

Критерии оценки гос. и мун. служащих:

1. Знание законов и др. нормативных документов, регламентирующих служебную деятельность.

2. Соблюдение законодательства и трудовая дисциплина.

3. Профессионализм и компетентность, т.е. знания, умения и навыки выполнения служебных обязанностей в соответствии с должностной компетенцией, правами и обязанностями служащего.

4. Соблюдение установленных ограничений и запретов (предпринимательская деятельность, коррупционные связи, конфликты интересов и т.п.).

5. Соблюдение положений Кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих.

6. Эффективность деятельности государственных и муниципальных служащих с использованием ключевых показателей эффективности (KPI).

7. Результативность деятельности государственных и муниципальных служащих с использованием общественной оценки их деятельности, в том числе на базе социальных сетей и с учетом мнения сетевых сообществ.(Указ № 601от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»

Согласно ТК РФ, ряд категорий работников не могут быть подвергнуты оценке:

· беременные женщины и женщины, имеющие детей до трех лет;

· молодые специалисты в течение трех лет после окончания учебного заведения;

· лица, проработавшие в занимаемой должности менее 1 года, и некоторые другие.

 

В ) ФормированиеАттестационной комиссии. Устанавливаются лица, в чью обязанность входит оценка результативности работников. Они проходят необходимый инструктаж.

 

Г) И нформирование: не позднее, чем за месяц до начала аттестации, издается и под роспись доводится до сведения работников Приказ об аттестации. Он подписывается руководителями предприятия.

Исполнительный этап.

Процедура аттестации:

 

А) Комиссия знакомиться с документами об аттестуемом;

Б) комиссия задает вопросы и заслушивает ответы;

В) Комиссия выносит решение:

- работник соответствует занимаемой должности;

- работник заслуживает повышения в должности, зачисления в кадровый резерв;

- работник соответствует должности при условии устранения определенных недостатков;

- не соответствует замещаемой должности.

В последнем случае в системе государственной гражданской службы предлагаются следующие действия:

А) пройти курсы повышения квалификации;

Б) повысить образование через заочную форму обучения;

В) перейти на низшую должность.

В случае отказа служащий увольняется.

 

 

3) Заключительный этап.

Беседа по результатам аттестации.

 

Цели беседы:

1. Сообщить работнику результаты его аттестации.

2. Поощрить высокую результативность труда и специфические достижения работы.

3. Выявить те претензии, которые имеются у работника к руководителю.

4. Мотивировать работника к повышению трудовой активности.

5. Изменить поведение работника в соответствии с культурой и стратегией организации.

 


Общие правила проведения беседы:

1. В самом начале беседы руководитель должен подчеркнуть, что она является не дисциплинарным мероприятием, а встречей с целью обсуждения прошлой работы. На беседу должно уходить не более 40 минут. Ее заранее нужно планировать. Желательно, чтобы работник говорил больше руководителя.

 

2. Беседу следует проводить, начиная с положительных достижений работника. Изложение недостатков следует размещать между 2-мя положительными результатами.

 

3. Нельзя в ходе встречи упоминать более двух недостатков. Если более 2-ух, то это может породить у подчиненного чувство ущербности.

 

4. Оценки и комментарии руководителя должны быть сосредоточены на обсуждении не только методов и результатов труда, но и некоторых личностных качеств работника, негативно влияющих на совместную деятельность.

 

5. Все обсуждения должны концентрироваться только на этапе, прошедшем с момента последней аттестации, но не всего периода деятельности работника.

 

6. Последним аспектом, обсуждаемым в ходе такой беседы должно стать обсуждение будущих задач работника и вопроса, о том, как руководитель лично может помочь своему подчиненному в достижении поставленных перед ним целей.

Эта часть разговора должна показать сотруднику, что, несмотря на выявленные недостатки, Вы планируете сотрудничать с ним и в дальнейшем, что очень важно для мотивации работника.

 

Если беседа построена и проведена правильно, то она может внести вклад в повышение результативности работника и в улучшение морально-психологического климата в коллективе.

Результаты Аттестации обнародуются лишь в том случае, если речь идет о кадровых перемещениях или каких-либо материальных вознаграждениях. В остальных случаях они не подлежат разглашению и сообщаются только самому работнику, что обычно происходит в форме беседы с непосредственным начальником или с представителем кадровой службы, который отвечает за проведение аттестации.

4) Итоговый этап.

Подразделение, которое отвечает за проведение аттестации, готовит справку:

· сколько работников прошло аттестацию;

· по каким причинам и кто не прошел аттестацию;

· какие решения были приняты.

 

Совместно с руководством подразделения и службы персонала составляется:

· проект мероприятий по работе с персоналом

· корректируется программа развития персонала

· система ротации

· корректируется документация.

 

Готовится проект приказа по итогам Аттестации. Подписывается первым лицом организации. Аттестационный лист и характеристика – в личное дело сотрудника, а все документы, регламентирующие аттестацию и протоколы заседаний аттестационной комиссии, складываются в отдельную папку (срок хранения – 5 лет).

Методы аттестации:

1. Метод заданного выбора (выбираются качества работника).

2. Описательный метод (описание положительных и отрицательных сторон поведения работника).

3. Комбинированный (1 и 2 метод + самооценка).

4. Метод самооценки.

5. Метод «360 градусов» (анонимно) Позволяет реализовать принцип обратной связи, то есть посмотреть на себя со стороны. Через анкетный способ. Легко обрабатывается и дешевый. Количество критериев от 7 до 15, максимально 20 – 25 критериев.

Источники: идеальный портрет или должностная инструкция, набор компетенций.

Каждый эксперт: должен знать аттестуемого не менее 1 года, аттестуемый также оценивает себя сам.

 

Вывод: Как элемент системы управления персоналом аттестация имеет большое значение:

 

· социально-экономическое. Аттестация способствует повышению эффективности системы стимулирования труда за счет объективной увязки реального трудового вклада работника с его материальным вознаграждением. На основе ее данных совершенствуется организация труда персонала.

 

· социально-психологическое. В ходе аттестации работников удовлетворяется базовая потребность работников в объективной оценке их деятельности, признании их специфических достижений. Дает возможность сотрудникам скорректировать свои представления о собственных деловых качествах и о качестве выполнения ими своих служебных обязанностей.

 

· Организационно-административное. Аттестация дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...