Беседа по результатам аттестации.
ТЕМА: ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА. АТТЕСТАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АТТЕСТАЦИИ. БЕСЕДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ.
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА – ЭТО ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНОСТИ, РАБОЧЕГО МЕСТА, А ТАКЖЕ КУЛЬТУРЕ И СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ТАКЖЕ ОЦЕНКУ: А) РАБОЧЕГО МЕСТА; Б) КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И/ИЛИ услуг; в) КОЛИЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И/ИЛИ услуг.
ОЦЕНКА РАБОЧЕГО МЕСТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ: – СЛОЖНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ И ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИЙ; –НАПРЯЖЕННОСТИ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ УСИЛИЙ; –ТРЕБУЕМОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КВАЛИФИКАЦИИ; – КОЛИЧЕСТВО РАБОТНИКОВ В ПОДЧИНЕНИИ И ДР. ХАРАКТЕРИСТИК.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РАБОЧЕГО МЕСТА НАЗЫВАЕТСЯ ГРЕЙДИНГОМ. ОЦЕНКА РАБОЧИХ МЕСТ (в современном виде представляет собой модель компетенций, т.е. требований и стандартов поведения персонала на работе) ДОЛЖНА ПРЕДШЕСТВОВАТЬ ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА, т.е. определения его комптетентности. И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА:
– ТЕКУЩУЮ (ЕЖЕДНЕВНУЮ) ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ, КАК ПРАВИЛО, ДОКУМЕНТАЛЬНО НЕ ОФОРМЛЯЕТСЯ, А ЛИШЬ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ (НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И.Т.П;
– ПЕРИОДИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ (ПО ИТОГАМ МЕСЯЦА, КВАРТАЛА, ПОЛУГОДИЯ, ГОДА), КОТОРАЯ ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНО;
– РУБЕЖНУЮ ОЦЕНКУ (ПО ОКОНЧАНИИ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА, ПО ЗАВЕРШЕНИИ АТТЕСТАЦИОННОГО ПЕРИОДА, В СВЯЗИ С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РАЗРЯДА (КЛАССНОГО ЧИНА), С УЧАСТИЕМ В КОНКУРСЕ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ), КОТОРАЯ ТАКЖЕ ОФОРМЛЯЕТСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНО.
ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА:
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ: – В ОЦЕНКЕ КАНДИДАТОВ ПРИ ОТБОРЕ НА ВАКАНТНЫЕ МЕСТА; – В РАССТАНОВКЕ ПЕРСОНАЛА В СООТВЕТСТВИИ СО ШТАТНЫМ РАСПИСАНИЕМ; – В ПОВЫШЕНИИ/ПОНИЖЕНИИ В ДОЛЖНОСТИ (КВАЛИФИКАЦИОННОМ РАЗРЯДЕ); – ПРИ НАГРАЖДЕНИИ/НАКАЗАНИИ РАБОТНИКОВ.
ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ИНФОРМИРОВАНИЕ РУКОВОДСТВА, КОЛЛЕКТИВА И РАБОТНИКА ОБ УРОВНЕ ЕГО КВАЛИФИКАЦИИ, О КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ТРУДА, О СОБЛЮДЕНИИ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, О СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ И Т.П.
МОТИВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОИТ В ОЦЕНКЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКА И ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛОМ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ. 2. Аттестация КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА. Аттестация работников заключается в периодической оценке степени соответствия деятельности работников требованиям должности за истекший период и их потенциала.
Основные принципы аттестации: 1. Всеобщность – если принято решение о проведении аттестации, ее прохождение должно быть обязательным для всех категорий работников, кроме не подлежащих аттестации.
2. Систематичность – аттестация должна проводиться регулярно, через определенные периоды времени, за исключением особых внеочередных аттестаций.
(Периодичность аттестации на государственной гражданской службе – 1 раз в три года. До 2004 г.– не реже 1 раза в два года, но не чаще 1 раза в четыре года. Что предпочтительнее?) 3. Комплексность – оценивается совокупность важнейших показателей, по которым определяется эффективность деятельности на рабочем месте. При этом учитывается также специфика содержания труда.
4. Объективность – оценивается только те параметры, которые можно проверить эмпирически. Необходимо воздерживаться от влияния на оценку таких критериев, которые могут быть определены только субъективно, например, энергичность. Участие независимых экспертов в аттестационных комиссиях (не менее 25%).
5. Дифференциация оценок – очень часто оценивающие лица не ставят низкие или высокие оценки, а предпочитают средние. Подобная аттестация несет в себе мощный демотивирующий заряд сотрудников к производительному труду и росту квалификации.
6. Гласность – критерии оценки персонала, цели аттестации, её процедура, оформление и сроки предоставления необходимых документов должны быть заранее известны работникам. Аттестация должна восприниматься как гарант социальной справедливости для сотрудников организации.
Основные этапы и методы аттестации. Аттестация проводится в несколько этапов: 1) подготовительный (разработка процедуры аттестации), 2) исполнительный (процедура аттестации), 3) заключительный (беседа по результатам аттестации), 4) итоговый (оценка аттестуемых). Подготовительный этап. Представляет собой достаточно продолжительный по времени этап от принятия решения о проведении аттестации до начала проведения процедуры аттестации.
А) На данном этапе определяется График проведения аттестации. Разумно распределить аттестационные мероприятия во времени, то есть составить годовой или полугодовой график аттестации, в котором даты аттестации сотрудников подразделений будут приурочиваться: · либо к периоду окончания работ, по какой либо группе задач, · либо к периоду, когда сотрудники наименее загружены (для подразделений, где невозможно четко выделить рабочие циклы). · В противном случае может привести к стрессовому состоянию тех, кто будет проходить аттестацию, а, следовательно, к необъективной оценке аттестуемых.
Б) Подготовка пакета документов, которые будут регламентировать предстоящую Аттестацию. Утверждается Положение об аттестации работников. Составляется список работников, которые подлежат аттестации. Готовятся аттестационные карты, словари деловых характеристик и многое другое.
Критерии оценки гос. и мун. служащих: 1. Знание законов и др. нормативных документов, регламентирующих служебную деятельность. 2. Соблюдение законодательства и трудовая дисциплина. 3. Профессионализм и компетентность, т.е. знания, умения и навыки выполнения служебных обязанностей в соответствии с должностной компетенцией, правами и обязанностями служащего. 4. Соблюдение установленных ограничений и запретов (предпринимательская деятельность, коррупционные связи, конфликты интересов и т.п.). 5. Соблюдение положений Кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. 6. Эффективность деятельности государственных и муниципальных служащих с использованием ключевых показателей эффективности (KPI). 7. Результативность деятельности государственных и муниципальных служащих с использованием общественной оценки их деятельности, в том числе на базе социальных сетей и с учетом мнения сетевых сообществ.(Указ № 601от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Согласно ТК РФ, ряд категорий работников не могут быть подвергнуты оценке: · беременные женщины и женщины, имеющие детей до трех лет; · молодые специалисты в течение трех лет после окончания учебного заведения; · лица, проработавшие в занимаемой должности менее 1 года, и некоторые другие.
В ) ФормированиеАттестационной комиссии. Устанавливаются лица, в чью обязанность входит оценка результативности работников. Они проходят необходимый инструктаж.
Г) И нформирование: не позднее, чем за месяц до начала аттестации, издается и под роспись доводится до сведения работников Приказ об аттестации. Он подписывается руководителями предприятия. Исполнительный этап. Процедура аттестации:
А) Комиссия знакомиться с документами об аттестуемом; Б) комиссия задает вопросы и заслушивает ответы; В) Комиссия выносит решение:
- работник соответствует занимаемой должности; - работник заслуживает повышения в должности, зачисления в кадровый резерв; - работник соответствует должности при условии устранения определенных недостатков; - не соответствует замещаемой должности. В последнем случае в системе государственной гражданской службы предлагаются следующие действия: А) пройти курсы повышения квалификации; Б) повысить образование через заочную форму обучения; В) перейти на низшую должность. В случае отказа служащий увольняется.
3) Заключительный этап. Беседа по результатам аттестации.
Цели беседы: 1. Сообщить работнику результаты его аттестации. 2. Поощрить высокую результативность труда и специфические достижения работы. 3. Выявить те претензии, которые имеются у работника к руководителю. 4. Мотивировать работника к повышению трудовой активности. 5. Изменить поведение работника в соответствии с культурой и стратегией организации.
Общие правила проведения беседы: 1. В самом начале беседы руководитель должен подчеркнуть, что она является не дисциплинарным мероприятием, а встречей с целью обсуждения прошлой работы. На беседу должно уходить не более 40 минут. Ее заранее нужно планировать. Желательно, чтобы работник говорил больше руководителя.
2. Беседу следует проводить, начиная с положительных достижений работника. Изложение недостатков следует размещать между 2-мя положительными результатами.
3. Нельзя в ходе встречи упоминать более двух недостатков. Если более 2-ух, то это может породить у подчиненного чувство ущербности.
4. Оценки и комментарии руководителя должны быть сосредоточены на обсуждении не только методов и результатов труда, но и некоторых личностных качеств работника, негативно влияющих на совместную деятельность.
5. Все обсуждения должны концентрироваться только на этапе, прошедшем с момента последней аттестации, но не всего периода деятельности работника.
6. Последним аспектом, обсуждаемым в ходе такой беседы должно стать обсуждение будущих задач работника и вопроса, о том, как руководитель лично может помочь своему подчиненному в достижении поставленных перед ним целей. Эта часть разговора должна показать сотруднику, что, несмотря на выявленные недостатки, Вы планируете сотрудничать с ним и в дальнейшем, что очень важно для мотивации работника.
Если беседа построена и проведена правильно, то она может внести вклад в повышение результативности работника и в улучшение морально-психологического климата в коллективе.
Результаты Аттестации обнародуются лишь в том случае, если речь идет о кадровых перемещениях или каких-либо материальных вознаграждениях. В остальных случаях они не подлежат разглашению и сообщаются только самому работнику, что обычно происходит в форме беседы с непосредственным начальником или с представителем кадровой службы, который отвечает за проведение аттестации. 4) Итоговый этап. Подразделение, которое отвечает за проведение аттестации, готовит справку: · сколько работников прошло аттестацию; · по каким причинам и кто не прошел аттестацию; · какие решения были приняты.
Совместно с руководством подразделения и службы персонала составляется: · проект мероприятий по работе с персоналом · корректируется программа развития персонала · система ротации · корректируется документация.
Готовится проект приказа по итогам Аттестации. Подписывается первым лицом организации. Аттестационный лист и характеристика – в личное дело сотрудника, а все документы, регламентирующие аттестацию и протоколы заседаний аттестационной комиссии, складываются в отдельную папку (срок хранения – 5 лет). Методы аттестации: 1. Метод заданного выбора (выбираются качества работника). 2. Описательный метод (описание положительных и отрицательных сторон поведения работника). 3. Комбинированный (1 и 2 метод + самооценка). 4. Метод самооценки. 5. Метод «360 градусов» (анонимно) Позволяет реализовать принцип обратной связи, то есть посмотреть на себя со стороны. Через анкетный способ. Легко обрабатывается и дешевый. Количество критериев от 7 до 15, максимально 20 – 25 критериев. Источники: идеальный портрет или должностная инструкция, набор компетенций. Каждый эксперт: должен знать аттестуемого не менее 1 года, аттестуемый также оценивает себя сам.
Вывод: Как элемент системы управления персоналом аттестация имеет большое значение:
· социально-экономическое. Аттестация способствует повышению эффективности системы стимулирования труда за счет объективной увязки реального трудового вклада работника с его материальным вознаграждением. На основе ее данных совершенствуется организация труда персонала.
· социально-психологическое. В ходе аттестации работников удовлетворяется базовая потребность работников в объективной оценке их деятельности, признании их специфических достижений. Дает возможность сотрудникам скорректировать свои представления о собственных деловых качествах и о качестве выполнения ими своих служебных обязанностей.
· Организационно-административное. Аттестация дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|