Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

ДИСЦИПЛИНА «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Курсовая работа на тему:

«Нормативно-правовой акт как источник права»

 

 

Выполнил (а):

студентка I курса

группы ЮФ-12-14

Сергеева В.В.

 

 

Проверила:

старший преподаватель

Филиппова О.Е.

 

Регистрационный № ____

«___» _________ 2014 г.

 

ЧЕБОКСАРЫ-2014

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

 

 

Глава 1.Источники права: виды и понятие. ………………………….4

 

1.1. Понятие источников права...............................................................5

 

 

1.2. Виды источников права……………………………………………6

 

Глава 2. Нормативно-правовой акт: понятие, виды, классификация..7

 

2.1.Понятие и признаки нормативно-правового акта………………..8

 

 

2.2. Классификация нормативно-правового акта…………………….9

 

 

2.3.Виды нормативно-правовых актов………………………………..10

 

 

Заключение………………………………………………………………15

 

Список использованной литературы…………………………………..17

 

Введение

Актуальность темы исследования. Нормативный правовой акт влияет на все аспекты любого общества, так как регулирует различные социально- экономические, политические, семейные, трудовые и иные правоотношения. Нормативный правовой акт - это всегда официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для всех лиц, к которым адресован и, следовательно, содержащий правовые нормы. На всех этапах развития государства, право выступало эффективным инструментом руководства обществом и в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, и высокое качество законов является определяющим фактором политического и демократического преобразования в нашей стране. В Российской Федерации, как одном из демократических государств мира, большое значение имеют соблюдение законов, защита прав и законных интересов граждан. И поэтому актуальным является исследование нормативных правовых актов на современном этапе развития государства, что является главной темой нашей работы.

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».

Задачи курсовой работы:

 

- раскрыть понятие «источник права»;

 

- исследовать виды источников права;

 

- указать понятие и признаки нормативного правового акта;

 

- обозначить структуру нормативного правового акта;

 

- установить виды нормативных правовых актов.

 

Объектом исследования является источник права в форме нормативного правового акта как наиболее распространённый и применяемый в российском праве.

 

Предметом исследования данной курсовой работы являются общие закономерности, присущие нормативно-правовому акту как источнику права.

 

Дополнить: степень научной разработанности темы и характеристика источников (статей, монографий, учебников и др.), использованных при подготовке курсовой работы.

 

 

Глава 1.Источники права: виды и понятие.

 

1.1. В современной теории государства и права источник права рассматривается в нескольких смысловых значениях.

Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обуславливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными. К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т. д.

Во-вторых, под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными, К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т. п.

В-третьих, источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права, или формами права.

На основании того, что термину «источник права» придаются столь разнообразные значения, предложено использовать другое выражение – «форма права».

О соотношении понятий «источник права» и «форма права» на протяжении многих десятилетий в юридической литературе ведется спор. В контексте общеправового подхода понятия «источник» и «форма» рассматриваются как тождественные категории и в наиболее общем виде означают способ внешнего выражения правовых норм. По мнению Ю. Тихомирова «под источником» можно понимать формы правообразования и внешнего структурного выражения правовых норм. При этом в качестве источников (форм) права рассматриваются как традиционные (юридические обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры, нормативные акты), так и нетрадиционные (правовые идеи, концепции, доктрины; процедуры; общественные отношения; правоприменительные акты и акты толкования права) способы правовыражения. Сноску оформить

Следует рассмотреть проблему соотношения двух понятий: «источник права» и «форма права». Зачастую, принято отождествлять данные понятия, но также они могут рассматриваться как полностью несовпадающие. Например, В.О. Лучин и А.В. Мазуров считают, что если «форма права» показывает, как «организовано и выражено вовне содержание права, то понятие «источник права» охватывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения». Сноску оформить

Другие же авторы высказываются, что источники права являются непосредственно составными частями формы права. Для самой же формы права применима такая категория, как «содержание». Данная категория представляет собой единство всех составных элементов объектов, его свойств и связей. Сама же форма права выступает как способ выражения содержания. Категория «форма» применяется к праву в двух понятиях: как правовой формы и как, непосредственно самой, формы права.

Правовая форма - это вся правовая реальность. Здесь речь идёт о таких явлениях права, которые опосредуют конкретные виды деятельности (к примеру, политические и экономические).

Форма права – это, соответственно, сама форма права, которая соотносится лишь с самим содержанием права как отдельного явления. Форма права делится на внутреннюю форму и внешнюю. Внутренняя форма права - это его структура и связи, а внешняя форма права это как раз то, что обычно называют источником права.

 

Из вышесказанного видно, что в теории государства и права стояла проблема соотношения понятий «источник права» и «форма права».

 

Но эти понятия могут совпасть, только тогда, когда речь идет о вторичных источниках права, что уже само по себе определяет идентичность источника и формы права.

 

Таким образом, можно установить, что понятия «источник права» и «форма права» являются тождественными. Источники права как в теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках, чаще всего понимаются как внешнее выражение правовых норм.

 

 

1.2. Виды источников права.

 

 

В теории государства и права принято выделять следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовые доктрины, священные книги и международные договоры.

 

Самой древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением[7. С.?]. Примерами таких архаичных правовых обычаев являются Законы XII таблиц, Законы Драконта и другие. Источником права правовой обычай признаётся только тогда, когда он включает в состав себя уже давно сложившиеся отношения, которые одобряет народ. Правовые обычаи образуют обычное право.

 

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем[10. С.?]. Данный источник права наиболее широко распространён в англосаксонской правовой семье (Англия, Канада, США и прочие).

Нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права. Это наиболее качественный правовой источник, потому что он создаёт условия для чёткого, точного и стабильного развития правового регулирования, укреплению законности и обозримости правовых предписаний. В связи с тем, что нормативный акт – это, прежде всего, письменный документ, он, тем самым, доступен большинству населения.

 

Нормативный договор – это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права.

 

Признаки нормативного договора:

 

1.Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

 

2.В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

 

3.Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

 

4.Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

 

Правовая доктрина (юридическая наука) – это изложение правовых принципов, правил поведения в трактатах, трудах авторитетных представителей юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. В римском праве, формулы многих известных юристов включались в состав нормативных правовых актов, судебных прецедентов и многих других правовых форм. Тем самым, они имели официальное юридическое значение. Наиболее яркий пример здесь - кодекс Юстиниана (VI век н.э.), который кодифицировал положения таких римских юристов как Ульпиана, Гая, и других, создав, тем самым, огромный раздел кодекса – Дигесты, наравне с Институциями императора.

 

 

Священные книги – это религиозные тексты, непосредственно содержащие религиозные нормы права, которые исходят от Бога (к примеру, Библия, Сунна, Коран) и в качестве общеобязательных признаются государством. В мусульманском праве закреплены 4 основных источника: 1) Коран – священная книга ислама; 2) Сунна – послание Аллаха пророку Мухаммеду; 3) Иджма – единое соглашение мусульманского общества по вопросам, не указанным в Коране и сунне; 4) Кияс – понимается как толкование Корана и Сунны.

 

 

Международный договор – это договор, подписанный субъектами международного права. Они принимаются в форме пактов, деклараций, соглашений и конвенций. Международные договоры могут иметь прямое непосредственно-правовое значение лишь в случае признания их государством. В Конституции Российской Федерации говорится, что: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Глава 2. Нормативно-правовой акт: понятие, виды, классификация.

 

2.1. Понятие и признаки нормативно-правового акта.

 

Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера.

 

Признаки нормативно-правового акта:

 

1. Нормативный правовой акт имеет волевое содержание, т.е. выражает волю органов государственной власти, иных уполномоченных органов, определенных социальных групп. В соответствии с Конституцией РФ и другими законами правом издания нормативных правовых актов обладают органы законодательной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации, Президент РФ, органы местного самоуправления. Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.), закрепленного в Конституции или законе, и только по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа.

 

2. Нормативный правовой акт имеет официальный характер. Правотворческая деятельность состоит в особом порядке подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Такой порядок содержится в Конституции РФ, федеральных законах или иных нормативных правовых актах. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры является обязательным условием законности нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт имеет специальную форму и определенную структуру.

 

3. В нормативных правовых актах содержатся общие предписания — нормы права, адресованные всем субъектам права. Они распространяют свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, действуют постоянно и непрерывно, рассчитаны на многократное применение.

 

4. Нормативность. Нормативность обладает всеобщим и общеобязательным характером. Всеобщий характер нормативного правового акта заключается в том, что он обязан содержать общие требования в виде правовых норм и рассчитан на многократное применение. Нормативность выступает в роли одного из важнейших признаков нормативного правового акта. Этот принцип является основным для права в целом, так как именно благодаря нему реализуются регулятивные свойства права. Нормативность, прежде всего, выявляет всеобщность содержания и действия акта, который образует порядок отношений, действующий сколько угодно во времени.

 

5. Гарантируется принудительной силой государства. Под этим признаком понимается, что за нарушение предписаний нормативного правового акта, государством предусматривается определённые меры воздействия, т.е. существует ответственность.

 

 

2.2.Классификация нормативно-правовых актов.

 

Существуют разные основания классификации нормативных правовых актов в Российской Федерации. Одним из наиболее распространенных оснований является юридическая сила нормативного правового акта. В соответствии с ней их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты также можно классифицировать по уровням их принятия. В этом случае выделяются нормативные правовые акты федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также принятые в результате прямого народного волеизъявления — на референдуме или на собраниях, сходах граждан.

Существует классификация нормативных правовых актов в зависимости от их действия во времени:

1. постоянные, т.е. действующие без ограничения срока. Таковыми является большинство нормативных правовых актов;

2. временные (например, вводящие чрезвычайное положение на определенной территории).

По действию в пространстве нормативные правовые акты делятся на применяемые:

1. на всей территории России (например, Конституция);

2. на территории субъекта федерации (например, Конституция (устав) субъекта федерации);

3. муниципального образования (например, устав муниципального образования);

 

2.3. Виды нормативно-правовых актов.

 

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты.

 

Закон — это вид нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особой процедуре либо путем прямого народного волеизъявления на референдуме, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон как вид нормативного правового акта обладает следующими признаками:

1. принимается высшим представительным (законодательным) органом — парламентом или непосредственно народом путем референдума (всенародного голосования);

 

2. принимается, изменяется и дополняется путем особой законодательной процедуры;

 

3. обладает высшей юридической силой, верховенством по отношению к иным внутригосударственным нормативным правовым актам.

 

4. предусмотренные законом нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие значительный общественный интерес, ценность и важность для государства и общества. Закон должен быть устойчив, стабилен и относительно неизменен;

 

5. содержит нормы, обладающие большей степенью обобщенности и абстрактности, чем нормы подзаконных нормативных правовых актов.

 

 

Среди законов федерального уровня главное место занимает Конституция РФ. Так как конституция в Российской Федерации является основным законом, то она обладает высшей юридической силой и определяет правовую основу государства, систему правосудия, права и свободы граждан и многое прочее.

 

В настоящее время в Российской Федерации действует Конституция, принятая в ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы, основного (первого) раздела, состоящего из девяти глав и особого (второго) раздела, в котором содержатся заключительные и переходные положения.

Отличия Конституции от других правовых актов:

1. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.

 

2. Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

 

3. Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

 

4. Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

 

Следующим по иерархии после Конституции видом закона являются законы о поправках к Конституции России. Их особое место в системе законов Российской Федерации обусловлено более сложной процедурой принятия: он должен быть принят квалифицированным большинством Федерального Собрания Российской Федерации и вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. После его введения в действие содержащиеся в нем поправки инкорпорируются в текст Конституции РФ.

 

Федеральные конституционные законы могут быть приняты только по вопросам, прямо предусмотренным самой Конституцией РФ, и в развитие ее положений.

Наиболее многочисленной является группа федеральных законов. Они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) и федеральным конституционным законам (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). В связи с возросшим темпом и объемом законодательной деятельности они регламентируют основные вопросы жизнедеятельности общества и государства и становятся ведущим источником права в России. Федеральные законы бывают кодифицированными и некодифицированными (текущими). Кодифицированные законы — это нормативные правовые акты базового характера, служащие юридической основой правотворческой деятельности российского парламента, главы государства, правительства, федеральных министерств, а также органов государственной власти субъектов федерации. Они содержат юридические предписания, играющие роль исходных положений для всей отрасли законодательства, развивают, изменяют, дополняют ее основы, обеспечивая ее сущность.

 

 

Подзаконные акты — это акты, принятые на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положений.

 

Виды подзаконных актов:

 

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом

Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

 

2. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

 

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

 

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

 

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

 

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

 

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

 

 

Основные признаки подзаконных нормативных правовых актов:

 

1. осуществление конкретизации, детализации положений законов;

 

2. принимаются на основе закона;

 

3. не могут противоречить закону.

 

Этот фрагмент разрывает пункт «Виды НПА», его следует либо изложить отдельным пунктом, либо исключить.

 

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу

одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу". Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не

должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

1.по истечении срока действия акта, на который он был принят;

в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

2.на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических

представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

1.уровня государственного органа, принявшего данный акт;

2.юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

1.на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

2.на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов

общефедеральных органов);

3.на территорию, указанную в самом нормативном акте.

 

4. на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

 

На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные

акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если

это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

 

 

Основные признаки подзаконных нормативных правовых актов:

 

1. осуществление конкретизации, детализации положений законов;

 

2. принимаются на основе закона;

 

3. не могут противоречить закону.

 

 

В заключении отметим, что все подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Эффективное регулирование общественных отношений возможно лишь тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

На основе вышеизложенного можно сказать, что общим признаком для всех видов подзаконных актов в Российской Федерации, совместно с законами, является то, что они служат источником правопорядка и законности. Граждане и юридические лица ориентируются на принятые правовые решения. У подзаконных актов есть своя иерархия, отличная от иерархии административной. К примеру, Постановление Правительства на федеральном уровне имеет большую юридическую силу, нежели аналогичное постановление, только уже правительства области или министерства.

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.

 

 

Заключение.

 

См. Задачи курсовой работы:

 

- раскрыть понятие «источник права»;

 

- исследовать виды источников права;

 

- указать понятие и признаки нормативного правового акта;

 

- обозначить структуру нормативного правового акта;

 

- установить виды нормативных правовых актов.

В заключении работы нужно сделать выводы по решению каждой задачи, обозначенной во введении курсовой работы.

 

 

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации, правовая система которой, относится к романо-германской семье, большое значение придаётся нормативному правовому акту как источнику права.

 

Нормативный правовой акт в нашей стране регулирует многие социально – экономические, политические, гражданско-правовые, трудовые и иные правоотношения.

 

В ходе своего исследования мы рассмотрели проблему соотношения двух понятий: «источник права» и «форма права». «Форма права» показывает, как «организовано и выражено вовне содержание права, а понятие «источник права» охватывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения».

 

Также, в ходе исследования мы рассмотрели основные источники права:

правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовая доктрина, священные книги и международные договоры. И пришли к выводу, что в разных системах права, различные источники (формы) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую регулятивную роль.

 

Итак, нормативный правовой акт – это официальный документ, содержащий правовые нормы, обязательные для исполнения и рассчитанные на многократное применение. Можно сказать, что основные признаки нормативного правового акта сохраняются, а другие – имеют тенденцию к развитию.

 

В ходе работы мы установили, что нормативно-правовые акты имеют определенную классификацию. Существует классификация нормативных правовых актов в зависимости от их действия во времени:

1. постоянные, т.е. действующие без ограничения срока;

2. временные.

По действию в пространстве нормативные правовые акты делятся на применяемые:

1. на всей территории России (например, Конституция);

2. на территории субъекта федерации (например, Конституция (устав) субъекта федерации);

3. муниципального образования (например, устав муниципального образования).

Таким образом, нормативные правовые акты играют важную роль в усовершенствовании российской правовой системы и развитии общества в целом.

 

Список использованной литературы:

 

I. Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 21.01.1993. – № 7;

 

2. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 17.03.2009) // Российская газета. – 21.08.1997. - № 161;

 

3. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 28.06.2005) // Российская газета. – 28.05.1996. - № 99;

 

4. Преамбула Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993. – № 237.

 

5. гл.6, ст. 110, п.1 «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 21.01.1993. – № 7.

 

II. Литература:

 

1. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., 2007.

 

2. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов [и др.]. 2005.

 

3. Головистикова А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев, 2006.

 

4. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. - 2-е изд., 2004.

 

5. Бошно, С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс, 2009.

 

6. Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. - 2-е издание.

 

7.Братановский С.Н «Теория государства и права»,Директ Медиа 2013.

 

8.Власова Г.В, Дуэль В,М, Занина М.А «Теория государства и права» учебное пособие,2011.

 

9.Ромашев Р.А «Теория государства и права. Краткий курс» 2010.

 

10.Тихомиров Ю.А «Административное право и процесс: полный курс.» 2005.

 

11. Диаконов В.В «Учебное пособие по теории государства и права» 2004.

См. правила оформления библиографического списка!

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...