Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система деятельности педагога и обучающихся.

Технология модульного обучения

 

Студенты Кальмина Н.И.

и Порядина Г.Л.

Группа Д-09-1

 

 

Н.Новгород

2012 г.

 

Технология модульного обучения. Краткое сведение об авторе.

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала "создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям". Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

Интерес различных исследователей к модульному обучению обуславливается стремлением к достижению разнообразных целей. Одни (Б. и М. Гольдшмид, Дж. Расселл) стремились позволить обучающемуся работать в удобном темпе, избрать подходящий для конкретной личности способ учения; вторые (Дж. Клингстед, С. Курх) - помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возможность тренироваться самим, используя корректирующие модули; третьи (В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов, Г. Оуенс) - интегрировать различные методы и формы обучения; четвертые (В.Б. Закорюкин, В.И. Панченко и др.) - гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; другие (И. Прокопенко, М.А. Чошанов, П. Юцявичене) - достичь высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности; В.В. Карпов, М.Н. Катханов, М.А. Анденко - установить междисциплинарные связи и решить проблемы взаимодействия между специальными кафедрами высшей школы; М.Д. Миронова, В.Ю. Пасвянскене, М. Тересявичене - систематизировать знания и умения по учебной дисциплине.

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Разработчиками проблем модульной технологии подчеркивается соотнесение его дидактического определения с пониманием модуля в точных науках, в технике: это – некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности.

 

Цель технологии модульного обучения.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Поэтапное повышение уровня и качества процесса обучения на основе создания ориентированных на различный результат специальных программ. Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Содержание технологии модульного обучения.

Система деятельности педагога и обучающихся.

Деятельность педагога Деятельность учащегося
1. Перед началом изучения нового блока учебного материала учитель сообщает и представляет в наглядной форме (запись на доске, на плакате, расписание в зачетной книжке) план прохождения материала: указываются темы, количество уроков по каждой теме, формы организации. Называются сроки итогового контроля. учащиеся получает (лучше всего заранее разложить на столах) модульные пособия или комплекты дидактических материалов, входящих в модуль.
2. Учитель разъясняет (напоминает, уточняет) методику работы с данным модулем: как будет проходить работа в классе в соответствии с планом, представленным в колонке «Программа» в «Зачетном листе»; как будут использоваться «Проверочные работы». Напоминаются критерии оценки и методика их выставления: текущие отметки – в «зачетный лист», итоговая – в журнал. Учащиеся слушают учителя.
3. Для использования «Проверочных работ» можно выбрать один из вариантов или их сочетание:
  • ученик выполняет задания «Проверочной работы» самостоятельно в любое удобное для него время и в любом объеме, сверяется с решениями в решебнике и сам определяет, научился ли он выполнять задания данного вида, обозначая это значком «+» в колонке «Самооценка». По мере готовности ученик сдает зачет по тем заданиям, которые он усвоил. К итоговой контрольной работе допускается только тот, кто отчитался по всем обязательным (со значком D) заданиям.
  • «Проверочная работа» к соответствующему «Учебному элементу» используется как самостоятельная работа на уроке с взаимопроверкой и выставлением отметок в колонке «Контроль» (в классный журнал не выставляются).
  • как обязательная домашняя работа (наименее желательный вариант):
  • как совершенно добровольный самоконтроль, без контроля со стороны учителя (хочешь – выполняй, не хочешь – не выполняй)
 
4. Лекционное изложение содержания всего модуля или микромодуля в целом с использованием опорного конспекта. Учитель излагает и разъясняет общую структуру, значение содержания блока, наиболее существенные и трудные для восприятия моменты, логические и другие связи, обобщенные способы. Ученики следят за изложением по своему опорному конспекту.
5. Самостоятельное детальное изучение материала по учебнику по частям по плану «Программы» в «Зачетном листе». Учитель оказывает индивидуальную помощь, консультирует. Ученики задают вопросы.
6. Закрепление материала и взаимопроверка по карточкам или по заданиям «Проверочной работы». Используется либо методика работы в парах сменного состава (обмен карточками с соседями впереди- и сзадистоящих столов), либо парная работа соседей по парте.
7. Прием текущих зачетов по заданиям «Проверочной работы» у учеников, изъявивших желание отчитаться. Удобней всего это делать за специальным «Столом контроля». Ученикам, правильно выполнившим задания всех уровней и первыми отчитавшимися перед учителем, дается право принимать зачет по сданной ими части у других учеников.
8. Обобщающее занятие по всему модулю. В виде семинара, конференции, дискуссии, игры, творческого отчета и т. д.
9. Итоговый контроль. Устный зачет или письменная контрольная работа
10. Оперативная проверка и анализ результатов. Для удобства и ускорения проверки и анализа ответы или части решения заносятся учениками на определенные бланки, которые затем сравниваются с эталоном. При таком способе проверку может осуществлять не только учитель, но и сами ученики путем взаимоконтроля.
11. Выставление отметок в журнал. Тем ученикам, которые удовлетворены результатом. Кроме общей итоговой отметки можно теперь выставить отметки в журнал и за учебные элементы (по результатам итогового контроля).
12. Организация помощи ученикам, желающим улучшить свои результаты: внеурочные консультации учителя и одноклассников, письменные рекомендации, дополнительные задания. Учащиеся улучшают свои результаты.
13. Внеурочный повторный итоговый контроль. Возможна пересдача не всей контрольной работы или зачета, а лишь тех ее частей, которые снизили отметку. Учащиеся, кто плохо написал, пересдают итоговый контроль.

Рефлексия.

Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность обучающимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...