Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с предлогом
Билет №5, вопрос №2
Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.
1.1. Грамматически неправильным является такое предложение, в котором действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.
Пример
| Комментарий
| Правильный вариант
|
Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь.
| Подлежащее «дождь» совершает действие, названное сказуемым «застиг», но не совершает действия, названного деепричастием «возвращаясь».
| Возвращаясь домой, Борис попал под дождь. (Подлежащее «Борис» совершает действие, названное сказуемым «попал», и действие, названное деепричастием «возвращаясь»).
|
Г рамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие. названное деепричастием.
Примечание:
Употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ предложении, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА.
Примеры: Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила. Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
2.1. Название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «журнал», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «картина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Пример
| Комментарий
| Правильный вариант
|
В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.
| Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, название, заключённое в кавычки, если перед ним стоит родовое понятие - нарицательное существительное «журнал».
| В журнале «Новый мир»напечатана рецензия на это произведение.
|
Запомните: название, заключённое в кавычки и данное ПОСЛЕ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.). должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Примечание:
Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова {«роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), изменяется по падежам.
Примеры: В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей. Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.
Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ
3.1. После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Пример
| Комментарий
| Правильный вариант
|
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека. Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
| После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и употребляться только в дательном падеже. В данных предложениях после предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употреблена форма родительного падежа (ЧЕГО?).
| Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниЯМ человека.Согласно сложившимся на флоте традициЯМ, переход через экватор считался знаменательным событием.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившимся правилAM, не летом, а зимой.
|
Запомнить:
1) Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным падежом:
одержать победу благодаря (ЧЕМУ?) твоему совету;
действовать согласно (ЧЕМУ?) указаниям друга;
прийти вопреки (ЧЕМУ?) моему желанию;
мечтать подобно (КОМУ?) сказочному герою;
поступить наперекор (ЧЕМУ?) совету родителей;
броситься наперерез (КОМУ?) понесшемуся вскачь коню.
2) Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда пострадали люди». В данном случае уместно использование непроизводного предлога ИЗ-ЗА.
3.2. После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.
Пример
| Комментарий
| Правильный вариант
|
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить.По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь.
| В этих предложениях предлог ПО имеет значение «после чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа.
| По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат.По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.По истечениИ срока действия загранпаспорта его требуется продлить.По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.По прилётЕ в Москву следует посетить Красную площадь.
|
Запомнить: по прибыти И, по окончани И, по завершени И, по истечени И, по приезд Е, по прилёт Е.
3.3. Довольно часто в тестах ЕГЭ в этом задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола.
Глагол
| Вопрос, задаваемый от этого глагола к имени существительному
| Правильная падежная форма имени существительного после этого глагола
|
ОПЛАТИТЬ
| что?
нельзя: за что?
| оплатить телефон, оплатить проезд
(нельзя сказать:
оплатить за телефон, оплатить за проезд)
|
УКАЗЫВАТЬ
| на что?
нельзя: о чём?
| указывать на эти недостатки (нельзя сказать:
указывать об этих недостатках)
|
ПРИЗНАТЬСЯ
| в чём?
нельзя: о чём?
| признаться во всём (нельзя сказать:
обо всём признаться)
|
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ
| чему?
нельзя: на что?
| уделять внимание изучению (нельзя сказать:
уделять внимание на изучение)
|
ОТЧИТАТЬСЯ
| в чём?
нельзя: о чём?
| отчитаться в проделанной работе (нельзя сказать: отчитаться о проделанной работе)
|
СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ
| по ком?
нельзя: по кому?
| грустить по вас, скучать по нас (нельзя сказать:
грустить по вам, скучать по нам)
|
ПОРАЖАТЬСЯ
| чему?
нельзя: чем?
| поражаться твоему терпению (нельзя сказать:
поражаться твоим терпением)
|
УПРЕКАТЬ
| в чём?
нельзя: чем?
| упрекать в неоправданном бессердечии
(нельзя сказать: упрекать неоправданным бессердечием)
|
УДИВЛЯТЬСЯ
| чему?
нельзя: чем?
| удивляться рассказам (нельзя сказать:
удивляться рассказами)
|
УСТАНОВИТЬ
| что?
нельзя: о чём?
| установить причины аварии (нельзя сказать:
установить о причинах аварии)
|
Следует запомнить управление при следующих именах существительных:
Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией
Управляющий (чем?) банком, фирмой
Отзыв (о чём?) о книге, о публикации
Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию
Воспользуйтесь поиском по сайту: