Порядок определения категории профессиональной пригодности
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Определение профессиональной пригодности кандидатов к обучению в Военном университете и к будущей военно-профессиональной деятельности осуществляется в процессе проведения комплекса мероприятий профессионально психологического отбора, направленных на рациональное комплектование университета курсантами из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу и военнослужащих, обладающих профессионально важными качествами, соответствующими требованиям военно-профессионального обучения и последующей военно-профессиональной деятельности. Основными задачами ППО являются оценка социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств кандидатов и установление их соответствия требованиям обучения и последующей профессиональной деятельности. Для решения данных вопросов используются методы социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования. Социально-психологическое изучение кандидатов, психологическое и психофизиологическое обследование проводится с целью оценки общих и специальных способностей кандидатов, необходимых для успешного обучения в университете. При проведении профессионального психологического отбора суждение об уровне развития общих способностей личности кандидатов формируется на основе показателей общего интеллектуального развития (ОИР), личностного адаптационного потенциала (ЛАП), военно-профессиональной мотивации (ВПМ), социально-психологического изучения (СПИ). Уровень общего интеллектуального развития является одной из основных характеристик психического развития личности. С целью определения интеллектуальных способностей оценивается уровень развития познавательных психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.)
Высокий или хороший уровень общего интеллектуального развития характеризуется: · хорошим интеллектуальным уровнем и темпом мыслительной деятельности; · хорошим уровнем понятийного логического мышления; · хорошей способностью к обучению; · быстрым формированием навыков и умений; · хорошим уровнем способности к аналитико-синтетической деятельности; · хорошими способностями к анализу и обобщению; · хорошим уровнем развития динамических характеристик пространственного мышления; · хорошим уровнем кратковременной образной и вербальной памяти. Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) - устойчивая характеристика развития адаптационных способностей индивида. Данная характеристика является одним из интегральных показателей психического развития личности и во многом определяет эффективность процесса адаптации. Основными слагающими личностного адаптационного потенциала являются поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость), коммуникативные способности и моральная нормативность. Высокий или хороший уровень нервно-психической устойчивости характеризуется: · хорошими адаптационными способностями; · высокой эмоциональной устойчивостью; · хорошим уровнем поведенческой регуляции; · низкой вероятностью нервно-психических срывов; · адекватной самооценкой и оценкой окружающей действительности; · склонностью следовать общепринятым нормам поведения; · жестким самоконтролем любых поведенческих эмоциональных реакций; · отсутствием агрессивных тенденций; · высокой степенью стрессоустойчивости. Военно-профессиональная мотивация (ВПМ) — направленность личности, ориентированной на выбор специализации в военной профессиональной сфере, с системой профессиональных ценностей, предопределяющих отношение к воинскому долгу, своим обязанностям, избранной профессии.
Высокий или средний уровень военно-профессиональной мотивации (ВПМ) характеризуется: · высоким уровнем направленности на военную службу; · ярко выраженными патриотическими качествами; · выраженным стремлением к достижениям; · выраженным стремлением к самореализации; · способностью к самоотверженности при выполнении воинского долга; · убежденностью в необходимости подчинения. Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, анализ основных мотивов и обоснованность выбора профессии офицера, а также наличие социально-психологических характеристик, необходимых для успешной военно-профессиональной деятельности (организаторских способностей, морально-волевых и др. профессионально важных качеств), особенностей общения и поведения в коллективе. Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих методов: опроса, беседы, анкетирования. Социально-психологическое изучение оценивается по трехбалльной шкале: «А» -выражены положительные качества; «Б» - наличие положительных, отсутствие отрицательных качеств; «С» - выражены отрицательные качества. Категория «А» ставится абитуриентам в случаях проявления ими в период вступительных испытаний организаторских и лидерских качеств, разумной инициативности, ответственности, исполнительности, качественного выполнения поставленных задач командирами подразделений. Категория «С» ставится в случаях систематического проявления недисциплинированности, выражения открытой агрессии, морального унижения по отношению к окружающим, а также в случаях открытых, добровольных заявлений абитуриентов о нежелании поступать в Военный университет. В остальных случаях ставится категория «Б». Оценка выносится по результатам наблюдения повседневной деятельности абитуриента. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее именуется – профессиональная пригодность):
· рекомендуется в первую очередь — первая категория профессиональной психологической пригодности (полностью соответствует требованиям к обучению в университете); · рекомендуется — вторая категория профессиональной психологической пригодности (в основном соответствует требованиям к обучению в университете); · рекомендуется условно — третья категория профессиональной психологической пригодности (минимально соответствует требованиям к обучению в университете); · не рекомендуется — четвертая категория профессиональной психологической пригодности (не соответствует требованиям к обучению в университете). Кандидаты третьей категории профессиональной психологической пригодности подлежат зачислению в Военный университет при недостатке кандидатов, имеющих 1-ю и 2-ю категорию. Кандидаты четвертой категории профессиональной психологической пригодности к обучению в Военном университете не рекомендуются, информируются о вынесенном заключении индивидуально и не заносятся в конкурсные списки. Окончательное решение о зачислении кандидатов на обучение принимает приемная комиссия. Апелляция по результатам профессионального психологического отбора не подается и не рассматривается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|