Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок определения категории профессиональной пригодности




Определение профессиональной пригодности кандидатов к обучению в Военном университете и к будущей военно-профессиональной деятельности осуществляется в процессе проведения комплекса мероприятий профессионально психологического отбора, направленных на рациональное комплектование университета курсантами из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу и военнослужащих, обладающих профессионально важными качествами, соответствующими требованиям военно-профессионального обучения и последующей военно-профессиональной деятельности.

Основными задачами ППО являются оценка социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств кандидатов и установление их соответствия требованиям обучения и последующей профессиональной деятельности. Для решения данных вопросов используются методы социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально-психологическое изучение кандидатов, психологическое и психофизиологическое обследование проводится с целью оценки общих и специальных способностей кандидатов, необходимых для успешного обучения в университете.

При проведении профессионального психологического отбора суждение об уровне развития общих способностей личности кандидатов формируется на основе показателей общего интеллектуального развития (ОИР), личностного адаптационного потенциала (ЛАП), военно-профессиональной мотивации (ВПМ), социально-психологического изучения (СПИ).

Уровень общего интеллектуального развития является одной из основных характеристик психического развития личности. С целью определения интеллектуальных способностей оценивается уровень развития познавательных психических процессов (память, внимание, мышление и т.д.)

Высокий или хороший уровень общего интеллектуального развития характеризуется:

· хорошим интеллектуальным уровнем и темпом мыслительной деятельности;

· хорошим уровнем понятийного логического мышления;

· хорошей способностью к обучению;

· быстрым формированием навыков и умений;

· хорошим уровнем способности к аналитико-синтетической деятельности;

· хорошими способностями к анализу и обобщению;

· хорошим уровнем развития динамических характеристик пространственного мышления;

· хорошим уровнем кратковременной образной и вербальной памяти.

Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) - устойчивая характеристика развития адаптационных способностей индивида. Данная характеристика является одним из интегральных показателей психического развития личности и во многом определяет эффективность процесса адаптации. Основными слагающими личностного адаптационного потенциала являются поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость), коммуникативные способности и моральная нормативность.

Высокий или хороший уровень нервно-психической устойчивости характеризуется:

· хорошими адаптационными способностями;

· высокой эмоциональной устойчивостью;

· хорошим уровнем поведенческой регуляции;

· низкой вероятностью нервно-психических срывов;

· адекватной самооценкой и оценкой окружающей действительности;

· склонностью следовать общепринятым нормам поведения;

· жестким самоконтролем любых поведенческих эмоциональных реакций;

· отсутствием агрессивных тенденций;

· высокой степенью стрессоустойчивости.

Военно-профессиональная мотивация (ВПМ) — направленность личности, ориентированной на выбор специализации в военной профессиональной сфере, с системой профессиональных ценностей, предопределяющих отношение к воинскому долгу, своим обязанностям, избранной профессии.

Высокий или средний уровень военно-профессиональной мотивации (ВПМ) характеризуется:

· высоким уровнем направленности на военную службу;

· ярко выраженными патриотическими качествами;

· выраженным стремлением к достижениям;

· выраженным стремлением к самореализации;

· способностью к самоотверженности при выполнении воинского долга;

· убежденностью в необходимости подчинения.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, анализ основных мотивов и обоснованность выбора профессии офицера, а также наличие социально-психологических характеристик, необходимых для успешной военно-профессиональной деятельности (организаторских способностей, морально-волевых и др. профессионально важных качеств), особенностей общения и поведения в коллективе. Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих методов: опроса, беседы, анкетирования.

Социально-психологическое изучение оценивается по трехбалльной шкале:

«А» -выражены положительные качества;

«Б» - наличие положительных, отсутствие отрицательных качеств;

«С» - выражены отрицательные качества.

Категория «А» ставится абитуриентам в случаях проявления ими в период вступительных испытаний организаторских и лидерских качеств, разумной инициативности, ответственности, исполнительности, качественного выполнения поставленных задач командирами подразделений. Категория «С» ставится в случаях систематического проявления недисциплинированности, выражения открытой агрессии, морального унижения по отношению к окружающим, а также в случаях открытых, добровольных заявлений абитуриентов о нежелании поступать в Военный университет. В остальных случаях ставится категория «Б». Оценка выносится по результатам наблюдения повседневной деятельности абитуриента.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее именуется – профессиональная пригодность):

· рекомендуется в первую очередь — первая категория профессиональной психологической пригодности (полностью соответствует требованиям к обучению в университете);

· рекомендуется — вторая категория профессиональной психологической пригодности (в основном соответствует требованиям к обучению в университете);

· рекомендуется условно — третья категория профессиональной психологической пригодности (минимально соответствует требованиям к обучению в университете);

· не рекомендуется — четвертая категория профессиональной психологической пригодности (не соответствует требованиям к обучению в университете).

Кандидаты третьей категории профессиональной психологической пригодности подлежат зачислению в Военный университет при недостатке кандидатов, имеющих 1-ю и 2-ю категорию. Кандидаты четвертой категории профессиональной психологической пригодности к обучению в Военном университете не рекомендуются, информируются о вынесенном заключении индивидуально и не заносятся в конкурсные списки.

Окончательное решение о зачислении кандидатов на обучение принимает приемная комиссия. Апелляция по результатам профессионального психологического отбора не подается и не рассматривается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...