Тема 2. Методология и методика экономического анализа
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ОПД.Ф.13 ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Методические указания к практическим занятиям и Задания к самостоятельной работе студентов заочного обучения
Направление подготовки дипломированного специалиста 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в аграрном производстве)
Уфа 2010
УДК 631.16:338 ББК 65.053 М 54
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 3 от «12» декабря 2009 года).
Составитель: к.э.н., доцент Давлетбаева Л.Р.
Рецензент: к.э.н., доцент кафедры организации аграрного производства Нурлыгаянова А.М.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита, д – р экон.наук, профессор Хабиров Г.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………..………………………....4 2 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..5 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...………………...6 4 ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ…………..………………………………………………17 5 ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………..22
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория экономического анализа – один из учебных дисциплин, составляющих основу высшего экономического образования. Знание теории экономического анализа, умение применять его методы к решению практических задач – необходимые условия подготовки специалистов в высших учебных заведениях. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Согласно программе, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России 23. 04.2001г., студенты экономического факультета специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит заочного обучения изучают теорию экономического анализа на четвертом курсе при полной форме обучения и пятом курсе при сокращенной системе обучения. На изучение дисциплины по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 351400 «Прикладная информатика в экономике» студентами заочного обучения при полной форме обучения отводится 102 учебных часов, в том числе 8 часа на курс лекций, 8 часов - на практические занятия, 86 часов - на самостоятельную работу. На изучение дисциплины по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» студентами заочного обучения при сокращенной форме обучения отводится 102 учебных часов, в том числе 6 часа на курс лекций, 4 часа - на практические занятия, 92 часа - на самостоятельную работу. На лекционных и практических занятиях и на основе самостоятельного изучения разделов дисциплины по литературным источникам студенты осваивают использование методов и приемов экономического анализа в исследовании экономических процессов и явлений; изучают взаимосвязь экономического анализа с другими экономическими науками; предмет экономического анализа; основные методики экономического анализа; использование анализа как информационно-образующего процесса; применение основных методов экономического анализа при обосновании управленческих решений; изучают рейтинговые методики анализа. Лучшему усвоению дисциплины способствует выполнение контрольной работы и подготовка к сдаче экзамена.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
а) основной список
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: «Финансы и статистика», 2006.- 414 с. 2. Завьялова А.Н. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 224 с. 3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК, Минск «Экоперспектива», 2007.- 730 с. 4. Теория анализа хозяйственной деятельности. Под общ. редакцией Л.И. Кравченко. – Мн.: Новое знание, 2004. – 384 с. 5. Любушин Н.Т. и др. Теория экономического анализа. - М.: Юрист, 2004.- 480 с. 6. Давлетбаева Л.Р. Теория экономического анализа: Учебно - практическое пособие. – Уфа: ООО «Паллада», 2006. – 174 с. 7. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Инфра – М, 2003. – 333 с.
б) дополнительный список
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 560с. 9. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Экономический анализ: ситуации тесты, примеры, задачи. –М.: Финансы и статистика, 2001. – 656с. 10. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра. – 2000. – 128 с. 11. Экономический анализ. Под ред. Гиляровской А.В. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 347 с. 12. Зимин Н.Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК. – М.: Колос, 2007. – 256 с. 13. Любушин Н.Т. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: «Юнити», 2000.- 450 с. 14. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра – М, 2004. – 366 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания предназначены для облегчения изучения материала, изложенного в ходе лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Сетка распределения часов на изучение дисциплины В период аудиторных занятий
Тема 1. Научные основы экономического анализа
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Экономический анализ как система знаний: предмет, объект, задачи науки. 2. История развития бухгалтерского учета и экономического анализа. Характеристика основных исторических периодов. 3. Особенности развития экономического анализа в России. 4. Сравнительная характеристика этапов развития и сущности экономического анализа в различных странах. 5. Виды экономического анализа 6. Связь ЭА с другими науками Контрольные вопросы: 1. Какие задачи управления решаются посредством экономического анализа? 2. Охарактеризуйте предмет экономического анализа. 3. Назовите субъекты экономического анализа. 4. Приведите примеры взаимодействия экономического анализа с другими науками. 5. Приведите примеры, характеризующие перспективный, текущий, оперативный и финансовый анализ. Тема 2. Методология и методика экономического анализа
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Метод экономического анализа и его особенности. 2. Классификация методов и приемов (способов) экономического анализа. 3. Основные модели и методы детерминированного факторного анализа. 4. Характеристика динамического метода, методов индукции и дедукции, методов абстракции и моделирования в экономическом анализе. 5. Статистические методы и их характеристика. 6. Системный подход в экономическом анализе. Характеристика этапов системного анализа. Задание: 1. Постройте факторные модели производительности труда, материалоемкости, рентабельности активов, валовой продукции, фондоотдачи. 2. Произведите систематизацию факторов, определяющих сумму прибыли от продажи продукции: выручка, цены, объем продаж, затраты, себестоимость единицы продукции, качество продукции, рынки сбыта, продукции. Запишите факторную модель прибыли. Задачи: Задача 1. Определить абсолютное изменение (абсолютный прирост) объема реализации продукции за счет изменения уровня производительности труда и численности работников всеми возможными методами.
Задача 2.Определить всеми возможными способами абсолютный прирост общего расхода материалов за счет изменения удельного расхода материалов и количества продукции.
Задача 3. Определить изменение балансовой прибыли за счет влияния факторов.
Задача 4. Определить методом цепных подстановок абсолютное изменение (абсолютный прирост) объема продукции за счет изменения: средней списочной численности работников, доли рабочих в общей численности работников, числа рабочих дней в месяце, средней продолжительности рабочего дня, средней часовой выработки рабочих.
Задача 5. С помощью метода цепных подстановок определить влияние факторов на изменение объема реализации на основании следующих данных.
Задача 6. Определить влияние на фондоотдачу изменения рентабельности основных производственных фондов, соотношения между оборотными средствами и основными производственными фондами, числа оборотов оборотных средств.
Задача 7. Определить изменение прибыли от реализации продукции за счет влияния выручки от реализации продукции и себестоимости реализованной продукции методом цепных подстановок.
Задача 8. Определить влияние затрат и надоя молока с 1 фуражной коровы на изменение себестоимости молока.
Контрольные вопросы: 1. Какие отличительные особенности характеризуют метод экономического анализа? 2. Какие принципы лежат в основе классификации приемов и способов анализа? 3. Какую роль в экономическом анализе выполняет способ сравнения? 4. Объясните способы построения детерминированных факторных моделей. 6. Опишите алгоритм применения наиболее простых способов детерминированного факторного анализа: метода цепных подстановок, методов абсолютных и относительных разниц. 7. Охарактеризуйте достоинства и опишите алгоритм применения интегрального метода. 8. Приведите примеры задач и факторных моделей, к которым применяется каждый из методов детерминированного факторного анализа. 9. Дайте характеристику метода науки и покажите его использование в экономическом анализе. 10. В чем заключаются особенности применения методик разного типа в экономическом анализе?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|