Интерпретация и обоснование сущности понятия «педагогическое творчество»
Что же такое педагогическое творчество? Однозначного определения сущности этого понятия в научных трудах мы не находим. С.Л. Рубинштейн характеризует творчество как «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью». Здесь основной критерий – продукт творчества, а деятельность, порождающая его, определяется как творческая. Но как тогда назвать ту деятельность, которая породила социально не признанный еще ее продукт? В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров рассматривают педагогическое творчество как «сложнейшее преобразование человеком человека». Другие исследователи видят в творчестве наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающегося научному анализу. В некоторых источниках творчество рассматривается как деятельность человека, заключающаяся в создании тех или иных материальных или культурных ценностей в какой-либо отрасли производства, науки, литературы, искусства и т. д. или как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Если исходить из общего представления о творчестве, то с выделенными подходами к раскрытию сущности этого понятия не согласиться нельзя. Действительно, творчество является сложнейшим преобразованием в деятельности человека и нередко трудно поддается научному анализу. Известно также, что творчество оценивается по его материальной и культурной (или духовной) значимости. Не вызывает сомнения и то, что творческая деятельность способна порождать в своем конечном продукте нечто качественно новое, неповторимое, уникальное, обладающее социальной значимостью. Вместе с тем выделенные черты творчества не позволяют рассмотреть его сущность во всем проявлении и многообразии.
Чтобы конкретнее раскрыть наши подходы к сущности и содержанию интерпретируемого понятия, в качестве исходных посылок возьмем обоснование Ю.А. Самарина как наиболее признанное, а потому, быть может, и внесенное в педагогическую энциклопедию. Сущность понятия «творчество» он определяет как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека. Обосновывая ряд сторон творческого процесса, он соглашается с К.С. Станиславским, который рассматривает творчество как напряжение всех духовных сил человека. Разумеется, если бы Ю.А. Самарин, обосновывая сущность и содержание понятия творчества, далее не остановился на раскрытии его основных сторон (как и оснований), такая интерпретация нам представлялась бы как неполной, так и уязвимой. А именно. Можно ли творчество рассматривать как форму, если известно, что форма сама по себе не взаимодействует. При использовании одинаковых форм различные педагоги получают разные результаты. Формы взаимодействуют лишь в тесной связи с личностными качествами педагога. Если же в центр понятия творчества поставить деятельность человека, отличающуюся активностью и самостоятельностью, то и в такой интерпретации речь пойдет скорее об определенных свойствах личности, а точнее, о ее способностях в определенном виде деятельности. Стало быть, творчество не есть какая-то форма, высшая или, допустим, усредненная. Творчество есть деятельность, основанная на способности создавать, созидать, преобразовывать. Однако и способности личности не только формируются в деятельности, но могут в ней и разрушаться. Это тогда, когда деятельность не сопровождается целеустремленностью, усидчивостью, напряжением всех духовных сил человека. Поэтому компоненты творчества, по К.С. Станиславскому, если учитывать специфику педагогической деятельности, нам представляются особенно значимыми.
Это и тонкость наблюдения, и избирательное запоминание существенного, и волевые усилия, и осмысленное внимание, и особая чувствительность, и вдохновение, и эмоциональный подъем, и мыслительная деятельность как основа воображения и логического умозаключения. Сплав ума, чувств и действий порождает творчество. Наш подход к генетическому обоснованию сущности любого понятия, в том числе и понятия «педагогическое творчество», мы обусловливаем видением (или выделением) структурной ячейки процесса, в котором оно проявляется (или взаимодействует). Педагогическое творчество рассматривается как деятельность, основанная на способностях, обеспечивающих успешность прогнозирования, реконструирования и коррекции продуктивной педагогической деятельности и ее результата. Нетрудно заметить, что в означенном обосновании сущности понятия творчества педагога отчетливо представлены все его компоненты: сплав интеллектуальных и побудительных умений, волевых усилий и эмоциональное состояние. В чем же заключается новизна творчества педагога? Рассмотрим это на примере решения ситуативных, тактических и стратегических задач. Уже в процессе решения ситуативных педагогических задач творческий педагог привносит новые элементы, приемы во взаимодействие с обучаемыми. Он постоянно, в зависимости от прогнозируемой и непредвиденной ситуации, комбинирует, отбирает, реконструирует способы и формы воздействия, содержание информации. Решая же тактические педагогические задачи, инновационные изменения привносятся и в методику преподавания, и в систему взаимодействия с обучаемыми в целом. Пусть эти методики, инновационные усовершенствования подсмотрены у коллег, взяты из психолого-педагогической литературы, но они новы в деятельности того или иного педагога. И в этом уже его творчество. В условиях решения стратегических педагогических задач, когда целью деятельности выступает формирование целостной творческой личности, в полную силу проявляется творчество педагога в создании образа результата, в отборе, комбинировании, коррекции и реконструировании процесса, приводящего к этому результату.
При этом эффективность инновационности определяется временным промежутком и энергозатратами как обучаемого, так и педагога. В данном случае четко прослеживается направленность творчества. Оно нацелено в первую очередь на обучаемого и на самого педагога. Осуществляется выход на самотворчество. Основными психическими новообразованиями выступают творческое мышление, мобильная память, творческое воображение в сочетании с инновационностью, интеллектуальные и побудительные умения. Наиболее активно их формирование происходит во взаимодействии с творчески работающим педагогом, который заряжает обучаемых своим оптимизмом и целеустремленностью. Что же движет творчеством педагога или что является мотивом его деятельности? Исследованиями доказано, что главным мотивом продуктивной педагогической деятельности (в том числе и творчества) выступает неудовлетворенность личности получаемым результатом в соотнесенности как с потенциальными возможностями учащихся, так и с собственными возможностями и морально-психологическими установками. Знание потенциальных возможностей каждого обучаемого позволяет творчески работающему педагогу построить в своем сознании оптимистический образ искомого результата. Основой творческого процесса является воображение. В деятельности педагога-творца воображение опирается на идеи психолого-педагогической науки и практики, собственный опыт. Профессиональная компетентность (от лат. «competens» – «соответствующий», «способный», «обладающий компетенцией», «сведущий») педагога рассматривается как высокий уровень его подготовленности, обусловленный знанием стратегии продуктивной педагогической деятельности, взаимодействующих в ней структурных компонентов и критериев для измерения степени ее продуктивности. Это соответствующие знания и опыт педагога, способного антиципировать возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и моделировать более эффективную систему действий в процессе достижения искомых результатов, корректировать собственную деятельность и обосновывать пути ее дальнейшего совершенствования. Нетрудно заметить, что каждый из обозначенных структурных компонентов профессиональной компетентности педагога предполагает и несет в себе элементы творчества.
Единство и взаимовлияние профессиональной компетентности и творчества педагога убедительно прослеживаются при условии, что педагогическую деятельность можно представить как реализацию в ней ее основных функций (лат. «functio» – «исполнение», «соответствие», «совершение», «отображение»): презентативной, инсентивной и корректирующей. Презентативная функция реализуется в качестве предъявления (презентации) учащимся содержания образования. Эффективное решение проблемы невозможно, если педагог при этом не владеет умением передавать обучаемым то, что знает сам (в нашей интерпретации речь идет о репродуктивном уровне педагогической деятельности), не может отражать существенное в собственном труде и трансформировать информацию применительно к особенностям и возможностям обучаемых (адаптивный уровень), не способен мысленно предвосхищать перспективное развитие системы (экстраполяционный уровень). В этой связи зримо прослеживается и творчество педагога, и его профессиональная компетентность. Инсентивная функция заключается в умении педагога побуждать обучаемых к овладению прогнозируемой им учебной информацией. Не владея при этом рефлексивным и проективным уровнями педагогических способностей (что свидетельствует о профессиональной компетентности педагогов), творческое (заинтересованное) взаимодействие в педагогической деятельности определенно не сложится. Тем более что инсентивная функция теснейшим образом переплетается с процессом озарения (инсайт), что, в свою очередь, порождает синергию (гр. «synergeia» – «сотрудничество», «содружество») и, стало быть, сотворчество. Корректирующая функция состоит в исправлении и сопоставлении качественных показателей в деятельности и процессе на пути к ним. Диагностические показатели складывающихся отношений между педагогом и обучаемыми, между руководителем системы и педагогами, а также между руководителем и обучаемыми – основа для творческого переосмысления деятельности тех и других. При этом следует иметь в виду, что от того, в какой мере занимает ведущее место та или иная функция, зависит характер творческого взаимодействия между педагогом и обучаемыми, между руководством системы и педагогами. Если, например, педагог (или руководитель системы) делает акцент на инсентивной функции, то побуждение обучаемых (или педагогов руководством) может осуществляться средствами проблемных вопросов или катехизических (гр. «katechesis» – «наставление», «поучение») нравоучений. Если в деятельности педагога (или руководителя) равномерно акцентируются презентативная, инсентивная и корректирующая функции, то процесс их взаимодействия может осуществляться к тому же в виде творческой беседы (вербальная форма) или в виде мысленного диалога (эвристическая или сократическая форма) с прогнозом на творчество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|