Как решать проблемы дисциплины и нежелательного поведения
(По материалам книги С.В. Кривцовой Учитель и проблемы дисциплины Серия "Психолог в школе" «Генезис», 2004.http://nkozlov.ru/library/psychology/psychology2/) Приступая к решению проблемы поведения следует соблюдать основные правила. Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ребенка, а не на его личности. Описывайте поведение ребенка безоценочно. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Будьте твердым, но доброжелательным. Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Отрицательные эмоции можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим детям тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем их решение вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев — это то, чего добивается ребенок, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, мы заставляем такого ребенка продолжать свое поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле, обладает силой! Когда педагог управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы ребят потоки «благородного гнева», он дает классу очень много, а) он просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия. Правило 3. Это правило тесно связано с предыдущими. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации. Это очень трудно — научиться не усиливать напряженность ситуации, а снижать ее. Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации: · повышаем голос,
· оставляем последнее слово за собой, · используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», · разговариваем с сарказмом, · даем оценку характеру ребенка, · действуем с превосходством, используем физическую силу, · втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему, · настаиваем на своей правоте, · читаем морали, · оправдываемся, защищаемся или «даем взятку», · формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы», · изображаем негодование, · придираемся, изводим кого-то придирками, · передразниваем их, · сравниваем одного ребенка с другим, · командуем, требуем, давим, · поощряем ребенка, фактически награждая его за «плохое» поведение. Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок — на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект от такого поведения педагога приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Правило 4. Обсуждайте проступок нарушителя позже Поговорить о некрасивом поведении ребенка или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба — и педагог, и ребенок — возбуждены, вам не удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ребенок, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены. Особенно когда работают «сильные отрицательные эмоции» — при взаимодействии с властными и мстительными подростками. Когда же проводить обсуждение? Возможно, через час, а может быть, завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать, тогда можно обсудить инцидент. Когда педагог будет в состоянии дать описание нарушения поведения объективно, причем именно того, что произошло, а не того, кто виноват в этом, то есть описать действия, а не действующего. Правило 5. Позволяйте ребенку «сохранять лицо»
Подростки, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие подростки все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать «По-своему». Если вы позволите им исполнить эту безвредную игру «По-своему», инцидент будет исчерпан скорее. Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения Даже если вы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), в момент конфликта они все же могут захлестнуть вас. Поэтому придерживайтесь таких правил: · отложите на потом дисциплинарные меры, · примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций, · воспитание ребят отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны. Наибольшая польза этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это. Таблица 5. Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание
Таблица 6. Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с подростком, цель которого — власть или месть
Таблица 7. Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с подростками, избегающими неудачи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|