Тема 2. Информатизация в социальной сфере
1. Понятие информатизации социальной сферы общества 2. Предпосылки информатизации 3. Государственная политика Российской Федерации в области информатизации
1.1. Понятие информатизации социальной сферы общества Термин “информатизация” появился сравнительно недавно в связи с возникновением в обществе социальной потребности во все более широком использовании средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации. Этот термин был впервые применен в докладе “Информатизация общества”, подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д’Эстена. В отечественной литературе одним из первых термин “информатизация” применил в 1987 г. А. И. Ракитов, опубликовав в периодической печати статью “Информатизация общества и стратегия ускорения”. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем — это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации. Особенно широко термин “информатизация” стал обсуждаться в нашей стране в 1988-1990 гг. в связи с разработкой концепции информатизации общества. Определенный вклад в трактовку понятия внесли А. П. Ершов, В. С. Михалевич, Ю. Н. Каныгин, А. Д. Урсул и другие исследователи. Например, А. П. Ершов считал, что информатизация — это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.
В дальнейшем в российской науке так и не сложилось единого понимания термина “информатизация”. Ведущими учеными предложены сотни его трактовок: процесс повышения эффективности использования информационных ресурсов при помощи информационных технологий в жизнедеятельности общества (А. Б. Антопольский); процесс совершенствования технологий информационного производства (Г. Т. Артамонов); распространение информационной культуры, необходимой каждому, кто прямо или косвенно имеет дело с информацией, создание необходимых предпосылок для компьютеризации (Г. Г. Воробьев); создание условий в обществе, при которых “выгоднее” все принимаемые на различных уровнях решения базировать на максимально полной, своевременной, адекватной информации (Б. М. Герасимов); процесс внедрения современных средств и методов обработки и передачи информации в какой-либо области (Н. Е. Каленов); внедрение информационных технологий, обеспечивающих повышение потребления обществом информации (Б. В. Кристальный); создание и использование механизированных и автоматизированных технологий, систем и средств передачи, сбора, хранения, обработки и отображения информации в процессах управления производственной и другими видами деятельности (В. К. Попов); процесс удовлетворения информационных потребностей в обществе посредством современных информационных технологий, процесс формирования, распространения и использования информационных ресурсов в обществе посредством современных информационных технологий (Г. Л. Смолян) и др. Многозначность термина “информатизация” обусловлена сложностью и многоаспектностью самого процесса информатизации, который охватывает практически всех членов общества. В связи с проблемой поиска единого, конкретного определения термина “информатизация” в 1994 г. В. А. Копыловым был проведен анализ различных определений, представленных ведущими отечественными учеными. Проанализировав их, исследователь пришел к любопытным заключениям, наиболее полно характеризующим рассматриваемое понятие. Оказалось, что несмотря на внешнее различие трактовок, они укладываются в одну общую модель, состоящую из трех элементов (рис. 1.3):
Причем в одних определениях присутствуют все три элемента, в других—два или один. Нет полного терминологического совпадения по каждому элементу, однако очевидна семантическая близость. В российском законодательстве определение термина “информатизация” было сформулировано в Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”. В настоящее время он утратил силу с введением в действие Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” (далее — Закон об информации). Информатизация — это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Данное определение широко применяется в научной литературе и позитивно оценивается большинством исследователей. Считается крайне важным, что информатизация рассматривалась как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение. Чтобы сформулировать, что мы будем понимать под конкретной предметной областью сферы информатизации, необходимо раскрыть понятие “социальная сфера”. Прежде всего отметим, что подразделение жизни общества на различные сферы является основанием для функциональной структуры социологического знания. В соответствии с таким подходом общественная жизнь имеет экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках происходят воспроизводство и изменение социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей.
В теории информационного общества чаще всего выделяются четыре сферы общественного воспроизводства: социальная, информационная, организационная и техническая (материальная, экономическая). Сокращенные названия обозначенных сфер используются при анализе процесса информатизации общества: социосфера, инфосфера, оргсфера, техносфера. Эти структуры как “сферы общества” выделялись А. Тоффлером только “оргсфера” у него — “властная сфера”), они фактически исследуются Д. Беллом, который, правда, объединяет социальную и экономическую сферы в одну, а также М. Кастельсом, но под другими названиями; высший приоритет среди обозначенных сфер имеет социальная (гуманитарная) сфера, поскольку она производит продукт (ресурс) высшего приоритета — людей. Не только в теории информационного общества, но и в непосредственно связанных с феноменом информатизации концепциях постиндустриального общества (Д. Белл), глобального общества (И. Валлерштайн) и коммуникативного общества (Луман) логика размышлений о современности строится исходя из признания автономности развития разных сфер общества. Вообще категория “социальное” в социологии выражает ее предмет и предназначена для отделения социальных явлений от несоциальных. Социальная сфера в социологической теории чаще всего понимается как “одна из основных сфер общественной жизни, основой которой выступает система социальных отношений между людьми и их объединениями”. Приведем две точки зрения на эту систему социальных ношений. Наиболее часто социальные отношения характеризуются как отношения между группами, классами, нациями, народностями, иногда сюда включаются отношения в семье и в трудовых коллективах. Также социальные отношения можно рассматривать как отношения по обеспечению жизненными средствами; отношения по воспроизводству природных данных человека; отношения по приобщению к производству; отношения по приобщению к общению. Все они могут и должны подвергнуться глубокому социологическому анализу.
Именно вторая точка зрения отражена в определении понятия “социальная сфера”, сформулированном Г. И. Осадчей, одной из разработчиков основ методологии социологического анализа социальной сферы. Социальная сфера — это целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека. Опираясь на обозначенный подход, в качестве основного выберем определение, разработанное специально для рассмотрения проблем информатизации социальной сферы И. В. Соколовой, которая сегодня развивает новое направление в социологии — социологию информатизации. Социальная сфера — это пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса. “При этом важно помнить, что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности. Это очень важный методологический момент, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека”. Таким образом, рассмотрев понятия “информатизация” и социальная сфера”, можно сформулировать определение информатизации социальной сферы как социального процесса, под ней мы будем понимать повышение эффективности применения информации в процессе расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса с помощью перспективных информационных технологий. На необходимость исследования особенностей процесса информатизации в социальной сфере обращают внимание многие ученые. Они признают, что тенденция актуализации именно социальных характеристик нынешнего этапа научно-технического прогресса четко обозначилась, целенаправленно выдвинув человека в центр современных научных исследований. Возникла необходимость рассматривать научный прогресс в области информатики и вычислительной техники в контексте социального бытия как особой части жизни общества, детерминируемой на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
Для понимания сущности процесса информатизации социальной сферы целесообразно использовать подход к структуре процесса информатизации, разработанный И. В. Соколовой, структура процесса информатизации включает три диалектики взаимосвязанных процесса: 1) медиатизацию — процесс совершенствования средств хранения и распространения информации; 2) компьютеризацию—процесс совершенствования средств поиска и обработки информации; 3) интеллектуализацию — процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации. “Нетрудно заметить, что все эти три составляющие процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментально-технологические, но главным образом, социальные, “человеческие” компоненты”. В идеале на лидирующем месте должны находиться интеллектуализация, далее — медиатизация и компьютеризация. Информатизация должна иметь своей целью сохранение и развитие национального мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями. Однако, оценивая современное расположение слагаемых, И. В. Соколова отмечает его прямую противоположность идеальному и делает вывод о реализации не диалектического, а антагонистического варианта их взаимосвязи. Компьютеризация, существенно опережая по темпам процессы медиатизации и, тем более, интеллектуализации, развивается за их счет, привнося в общество соответствующие социальные издержки. Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации социальной сферы, как и общества в целом, его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Зачастую пропагандируется лишь технократическая сторона этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты информатизации. Практически совсем не учитываются цивилизационные аспекты, хотя именно они являются наиболее важными по своим последствиям. Обозначенная проблема получила научную интерпретацию. Условно выделяют два основных теоретико-методологических подхода к пониманию сущности процесса информатизации: технократический и гуманитарный. При технократическом подходе информационные технологии считаются средством повышения производительности труда, и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления. Именно в рамках такого подхода отождествляются понятия “информатизация” и “компьютеризация”. Гуманитарный подход подразумевает рассмотрение информационной технологии как важной части человеческой жизни, имеющей значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы. Соответственно в российской науке выделились и два подхода к социологическому анализу проблем информатизации: социокультурный и социотехнический. Сторонники первого подхода (А. П. Ершов, А. Д. Урсул, А. И. Ракитов, Д. М. Гвишиани, Г. П. Семенюк, В. С. Михалевич, В. А. Виноградов, Н. П. Ващекин, В. Ф. Сухина, Ф. Н. Цырдя, В. Г. Воробьев, Н. Вершинская и др.) рассматривают в основном влияние информации и знания на социум и человека. Они утверждают, что информационное общество — это общество людей, а не сочетание технических устройств. Сторонники другого подхода В.Б. Симоненко, А. Н. Чураков, В. А. Копылов, К. И. Курбаков и др.) близки к теории технологического детерминизма. Они представляют информатизацию как изменения в различных сферах общественной жизни в результате внедрения новой техники и технологии. Приходится констатировать, что гуманитарный подход к сущности информатизации до сих не получил должного развития в науке и внимания со стороны государства и общества. Принципиально важно рассмотреть причины превалирующего распространения на практике технократического подхода. Технократический подход сформировался первым хронологически. Первоначально, в 70-х гг. XX в., процесс информатизации был очевиден главным образом в сфере производства и управления. Соответственно информатизация рассматривалась чаще всего с позиции этого подхода — исключительно как средство повышения производительности труда. Однако уже тогда сторонники гуманитарного подхода призывали взглянуть на процесс информатизации с другой точки зрения: они прогнозировали определяющее влияние информационных технологий на человеческую жизнь и кардинальные изменения вследствие информатизации в социально-культурной сфере. Сегодня эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания.
1.2. Предпосылки информатизации Условно можно выделить два подхода к анализу предпосылок информатизации. В широком смысле (или на макроуровне) предпосылками информатизации является готовность всех сфер жизни общества воспринимать и развивать информатизацию. С такой точки зрения выделяют следующие предпосылки информатизации: 1. Технические предпосылки, в том числе уровень телефонизации, распространенности радио и телевидения, компьютеризации, развития программного обеспечения компьютерных средств, технологическую мощь государства в целом. 2. Экономические предпосылки, основной из которых является демонополизация экономики, означающая не разрушение монополий, в рамках которых рождаются все наукоемкие технологии, а создание так называемых фирм-посредников, главная функция которых должна заключаться в согласовании потребностей общества с деятельностью монополий. 3. Политические предпосылки, главной из которых является демократизация, поскольку только в демократическом обществе нужна совершенная информационная среда, позволяющая информированному и компетентному человеку принимать участие в народовластии, а органам власти быть уверенными в поддержке народом их политического курса. 4. Культурно-духовные предпосылки, среди которых информационный образ жизни как норма во всех слоях общества, высокая социальная ценность информации, высокая мотивационная готовность населения к использованию новых информационных технологий, достаточный уровень компьютерной грамотности. Кроме того, в обществе должны быть решены проблемы защиты общественного и индивидуального сознания от негативного, разрушительного воздействия информационных Технологий. Необходимо развивать информационную экологию, призванную способствовать формированию нравственной основы духовной жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены должно приводить к сознательной самоорганизации информационного потребления х оптимизации духовной жизни. 5. Предпосылки информатизации в социальной сфере заключаются в том, чтобы используемые информационные технологии способствовали повышению качества жизни, улучшению условий расширенного воспроизводства духовного и нравственного потенциала личности. Для этого необходим свободный доступ каждого человека к политической, экономической, культурно-духовной, социально-бытовой и любой «ной информации, затрагивающей его интересы, права и свободы. Например, свободный доступ населения к социально-бытовой информации можно обеспечить посредством создания Информационно-консультативных центров при муниципальных органах управления. Особое социальное значение в современных Условиях приобретает сам факт наличия компьютеров с сетевым выходом в каждой семье и в учреждениях социальной сферы (в детских садах, больницах, образовательных учреждениях и др.). В узком смысле (или на микроуровне) в качестве предпосылок информатизации рассматриваются информационные потребности и ожидания различных социальных групп, их готовность к процессу информатизации. Особое значение имеет обеспечение необходимого уровня доступности информации для тех или иных групп и слоев населения. Например, общество можно подразделить на группы в зависимости от готовности людей овладевать и пользоваться новыми информационными технологиями. Очевидно, что в среде молодежи наблюдается более позитивное и активное отношение к информатизации по сравнению с людьми старшего возраста. Например, данные исследований фонда “Общественное мнение” за 2009 г.[1] свидетельствовали о том, что начиная с возрастной группы 35-44 года шло резкое снижение доли пользователей сети Интернет с 67-54% в более молодых группах до 41%; в возрастной группе 45-54 года — до 23%; 55 лет и старше — до 6%. Характерна и корреляция с уровнем образования. В отличие от группы с высшим образованием, где 65% представителей являлись пользователями сети Интернет, среди россиян со средним специальным образованием их доля уменьшалась до 33%; с общим средним — до 24; с образованием ниже среднего — до 5%. Однако более детально особенности информационных потребностей малых социальных групп сегодня мало изучены. Необходимы специальные социологические исследования причин активного и пассивного участия населения в процессе информатизации. Без подобных знаний невозможно эффективное вовлечение в него различных социальных общностей. Стихийное развитие информатизации без учета информационных потребностей каждого члена общества может повлечь негативные социальные последствия. Формирование предпосылок информатизации всех перечисленных сфер является неотъемлемой задачей современного государства. От эффективности политики в этой области и реально осуществляемых мероприятий, от полноты видения проблемы органами государственной власти зависит, насколько России удастся избежать негативных последствий и трудностей, связанных с вхождением в информационное общество.
1.3. Государственная политика Российской Федерации в области информатизации Впервые в российской практике по решению Политбюро КПСС от 15.06.1988 на конкурсной основе был разработан проект Концепции информатизации общества. В конкурсе принял участие ряд институтов Академии наук СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике информатике (ГКВТИ). Концепция определила основные цели и направления работ по решению задач информатизации не только народного хозяйства, но и социальной сферы, науки, образования и культуры, системы здравоохранения, решению проблем демократизации общества. Это был первый общегосударственный программный документ, в котором давалась оценка стратегической роли информатизации в дальнейшем развитии общества. Для проведения в жизнь государственной политики в области информатизации был образован специальный правительственный орган управления — государственный комитет по вычислительной технике и информатизации. Однако, в 90-е гг. влияние централизованной составляющей в государственной политике в сфере информатизации существенно снизилось. Был ликвидирован ГКВТИ, а затем и созданный ему на смену Комитет при Президенте РФ по политике информатизации. Сегодня вопросы информатизации в России отнесены к ведению Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (до 2008 г. — Министерство информационных технологий и связи РФ, до 2004 г. — Министерство РФ по связи и информатизации). Считается, что определенный импульс государственная политика в области информатизации получила с изданием Указа президента РФ от 20.01.1994 № 170 “Об основах государственной политики в сфере информатизации”. В нем отмечалась важность информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России и устанавливались основные направления государственной политики в сфере информатизации. Большая часть положений Указа впоследствии утратила силу. В дальнейшем, с 1995 по 2006 г., законодательной базой информатизации в России служил Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” и изданные на его основе иные нормативные правовые акты. В указанном законе были сформулированы основные направления государственной политики России в сфере информатизации. Среди них — формирование и защита государственных информационных ресурсов; создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации; создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов; обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации; содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения; поддержка проектов и программ информатизации; развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации и др. В настоящее время указанный Закон утратил силу с введением в действие нового Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”. В действующем Законе провозглашается, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; обеспечении безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; достоверность информации и своевременность ее предоставления; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами. Предпосылки процесса информатизации в российском обществе государством были сформированы в рамках федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002-2010 годы)”. Система программных мероприятий предусматривала: 1. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ с целью создания правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни и во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями. Здесь реализованы такие важные для социальной сферы принципы: • обеспечение единства информационного пространства на территории Российской Федерации, ликвидация региональных и ведомственных барьеров на пути распространения информации; • обеспечение права каждого на свободное получение информации из общедоступных информационных систем; • гласность и открытость разработки регулирующих норм путем привлечения общественности и предпринимателей к подготовке и обсуждению их проектов и др. 2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на Основе использования ИКТ, которые реализованы за счет расширения объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также благодаря формированию механизма общественного контроля их деятельности. Решение этих задач основывалось на следующих принципах: • открытость деятельности органов государственной власти и общедоступность государственных информационных ресурсов; • обеспечение оперативного информационного взаимодействия граждан и органов государственной власти, повышение доверия граждан к государству и др. 3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отраслевых программ информатизации, создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Использование ИКТ позволило обеспечить реализацию прав граждан России на свободное получение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами. 4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. 5. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей для работы с современными ИКТ путем обеспечения современного материально-технического оснащения учебного процесса и развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях системы образования; создания нормативной правовой базы информатизации образования и развития системы дистанционного обучения; развития системы приема на работу и продвижения по службе на конкурсной основе с использованием ИТ; переподготовки кадров государственной и муниципальной службы, бюджетных организаций. 6. Содействие развитию независимых средств массовой формации посредством внедрения ИКТ, в том числе за счет обеспечения общедоступности российских и международных рытых информационных ресурсов с помощью сети Интернет и создания электронных версий российских средств массовой формации и архивов в сети Интернет. 7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам, с помощью которых решается одна из принципиальных проблем — недоступность для граждан открытых информационных систем и ограниченная возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, бюджетными организациями, местными средствами массовой формации, органами государственной власти и органами местного самоуправления (это было обусловлено отсутствием в ряде районов России необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и высокими тарифами на подключение к сети интернет). 8. Разработка и создание системы электронной торговли, способствовали, в частности, поддержке и актуализации единой базы данных о продукции и услугах, которая через компьютерные сети доступна для всех граждан, хозяйствующих субъектов органов государственной власти. 9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы на основе организации научно-практических конференций, обсуждения через сеть Интернет необходимых для распространения ИКТ стандартов, обеспечения широкого информационного сопровождения Программы (в том числе освещения в средствах массовой информации, создания в сети Интернет электронного ресурса о ходе ее реализации) для привлечения к ней общественного внимания, поддержки ее реализации со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательских кругов, организаций в сфере науки, культуры и образования. В федеральной целевой программе “Электронная Россия” большое внимание уделялось созданию единого информационного пространства на всей территории страны. Отмечалось, что развитие ИКТ обеспечивает гражданам и организациям независимо от мест проживания и расположения равную доступность всех отечественных и мировых открытых информационных ресурсов. Вследствие особой географической протяженности и организационной централизации информационных ресурсов России во многих регионах особо важно подключение к удаленным информационным системам для обеспечения граждан необходимыми сведениями. Развитие ИКТ позволяет всем гражданам получать медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, оказываемых высококвалифицированными специалистами, существенно увеличивает возможности обучения и повышения квалификации с помощью системы дистанционного обучения, является важным шагом на пути развития демократии и реального обеспечения равных прав всех граждан в области информации. Показателем наличия таких потребностей служит быстрый рост числа пользователей сети Интернет и объема получаемых с ее помощью услуг. Реализация мероприятий Программы обеспечила опережающий рост числа пользователей компьютерных сетей и объемов передаваемой информации по сравнению с ростом числа компьютеров. Важным условием распространения сети Интернет являются тарифы на подключение и использование этой сети. Расширение рынка услуг в сфере ИКТ позволило снизить эти тарифы. На базе развития современных методов информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями появились принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности принятия решений, повышения уровня доверия и взаимодействия, сокращения затрат времени на реализацию гражданами России своих конституционных прав и обязанностей. В результате развития технологий обучения с использованием ИКТ и подготовки специалистов в сфере ИКТ повысилась эффективность обучения. Кроме того, произошло повышение общего уровня грамотности граждан в области современных годов работы с информацией. В целом реализация Программы в определенной мере способствовала росту качества жизни граждан, сокращению отставания от развитых стран мира, обеспечила развитие процессов международной интеграции. [1] Опросы “Интернет в России”: специальный выпуск // Бюллетень Фонда “Общественное мнение”. — 2009. Март.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|