№ п/п
| Понятие
| Определение
| Источник
|
1.
| Воспитание
| (от древне-русск. възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
2.
| Гуманизм
| мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.
| Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
|
3.
| Гуманность
| вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, умением проявлять терпимость и дброжелательность ко всем людям независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств.
человечность, человеколюбие, уважение к людям, вершина нравственности, где любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, с пониманием ценности и неповторимости каждого чело века, неприкосновенности человеческой жизни и т.д
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
|
4.
| Гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание
| воспитание в человеческом измерении, человек является целью и результатом воспитания.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
5.
| Гуманистические ценности личностно-ориентированного воспитания
| это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
6.
| Демократизация образования
| рассматривается как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учащегося, студента и учителя, преподавателя, для каждого учебного заведения наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства.
| Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
|
7.
| Дистанционное образование
| – образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, учебных средств, образовательных ресурсов
| Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
|
8.
| Духовно-нравственное развитие личности
| осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом
| Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
|
9.
| Знания -
| проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
10.
| Игровое обучение
| форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
| Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
|
| Индивидуализация обучения
| – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
| Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
|
12.
| Индивидуально-личностный подход
| исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
| Индивидуальность
| неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
| Компетентность
| – способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях. Компетентность развивается на основе компетенций (умений).
| Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268
|
15..
| Культурологическое образование
| целенаправленный процесс воспитания и обучения, опирающийся на трансляцию и воспроизводство ценностей культуры, созданных в процессе духовной, интеллектуальной, творческой деятельности людей и отвечающих целям самореализации человека и общества, составной компонент системы гуманитарного образования на всех этапах его реализации.
| Культурологическое образование сегодня: необходимо или достаточно. Мурзина И.Я. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург
|
16.
| Культуросообразное воспитание
| это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
17.
| Личность
| это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл. Личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая ненаносящие вреда обществу средства.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
18.
| Образование
| (от русск. - создание образа) - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Образование - это и специальная сфера социальной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры. Оно представляет единство обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяется как творение образа Человека в индивиде.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
19.
| Обучение
| (передача знаний, опыта познания) - диалог между деятельностями научения (осуществляемой учителем) и учения (осуществляемой учеником), направленный на формирование опыта понимания научных и человеческих (гуманных) ценностей и явлений окружающего мира.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
20.
| Обучение в традиционном варианте
| - это прямая передача знаний и опыта в готовом для запоминания виде. Его цель - накопление знаний, умений и навыков для последующего использования их в различных видах деятельности.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
21.
| Обучение в гуманистическом варианте
| предполагает необходимость развития и саморазвития личности при освоении ею знаний, выработку собственных смыслов их понимания. Содержание обучения несводимо только к его научному компоненту. Оно дополняется обыденными, субъектными смыслами и только благодаря этому создает основу для переживания изучаемого знания личностными структурами сознания учащихся. В связи с этим, содержание обучения предлагает различные и даже альтернативные трактовки изучаемых явлений, разнообразные средства и способы их освоения. При гуманистическом обучении раскрывается противоречивость научного познания. Наука решает проблемы не в простой линейной последовательности, а углубляет и переформулирует, возвращается и проблематизирует исходные данные (В.В.Сериков, И.С.Якиманская).
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
22.
| Педагогическая культура
| совокупность достижений в области обучения и воспитания. Применительно к обществу термин употребляется при характеристике состояния его педагогической мысли практики.
| Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
|
23.
| Принцип культуросообразности
| предполагает неразрывную связь воспитания с культурным достоянием человечества и своего народа, в частности со знаниями об общечеловеческих богатства в области духовной и материальной культуры, об особенностях развития и становления национальной культуры и ее взаимосвязи с общечеловеческой; знаниями истории своего народа, его культуры; обеспечением духовного единства.
| Омельяненко В.Л. Теория и методика воспитания – Уч. пособие – К.: Знания, 2008. – 415 с.
|
24.
| Принцип личностного подхода
| принцип, определяющий положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом воспитательного процесса.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
25.
| Принцип природосообразности воспитания
| отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой и природной среде его обитания и развития.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
26.
| Смысл
| это внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. Смысл укоренен в жизни благодаря тому, что он понимается и принимается людьми как живое знание. Это знание не может быть усвоено. Оно может быть только построено самим человеком.
1.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
27.
| Сознание
| - высшая, свойственная только человеку форма понимания себя и окружающей действительности. Сознание - это не только знание, но и со-знание, страстное отношение к знанию - о себе и о мире. Содержание сознания - переживание: отчетливое знание того, что человек является тем, кто переживает чувственные и смысловые (умственные) образы, имеющие ценностную основу.
2.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
28.
| Становление личности
| это процесс внутренний, не всегда доступный педагогическому наблюдению и анализу, он имеет противоречивый, дискретный характер, ему свойственны свои взлеты и падения, духовные приобретения и потери. Педагог должен понимать, что имеет дело с личностью, которая многое не знает о себе, находится в процессе становления, в поиске себя и смыслов своей жизни, и главное, что требуется ребенку в процессе движения к собственной личности - это помочь ему самому разобраться в себе и решить собственные жизненные проблемы.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
29.
| Субъектный
| - принадлежащий личностному опыту конкретного человека без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции научно-исторического познания. То, что существует как данность для данного сознания.
3.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
30.
| Субъективный
| - соотношение между объективным и субъективным в познании, где приоритет имеет некая общая внутренняя обусловленность явлений.
4.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
31.
| Субъектный опыт
| - это существующий опыт личности. Он изменяется в процессе образования, в значительной степени определяя успешность построения личностью опыта знаний и умений.
5.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
32.
| Свободное воспитание
| направление в педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного воспитания восходят к идеям естественного воспитания Ж. Ж. Руссо.
| Энциклопедический словарь
|
33.
| Человек культуры
| – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
34.
| Умения -
| освоенные способы выполнения действий со знаниями. Становясь личностным опытом, умения приобретают вид осмысленных навыков педагогического творчества.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
35.
| Ценности воспитания
| это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и система, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
36.
| Ценности образования
| это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Ценности, как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. Они определяют то, к чему следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека.
| Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.
|
37.
| Реформы образования в России
| комплекс мероприятий, проводимых Правительством РФ, по модернизации системы российского образования.
Основные положения:
Введение ЕГЭ; введение и развитие многоуровневого высшего образования; сокращение учительского и преподавательского состава; сокращение числа вузов.
| Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/
|
38.
| Духовность
| Понятие, обозначающее целостную наполненность внутреннего мира человека: его помыслов, переживаний, состояний, смыслов, поступков, т.е. устремление человека к ценностям – истине, добру, красоте, умение руководствоваться ими в жизни, устраивая ее по законам разума, справедливости, совести, эстетического чувства.
| Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
|
39.
| Нравственность
| Понятие, обозначающее способность человека руководствоваться высшими духовными ценностями в своем поведении и поступках, которые в силу этого стремления не противоречат истине, добру и красоте, Божественным заповедям и нормам общечеловеческой морали.
| Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
|
40.
| Национальные ценности
| совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие.
| Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999.
|
41.
| Общечеловеческие ценности
| это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
| Попова И.М.. Социология. Введение в специальность. Учебник для студентов высших учебных заведений. Киев: Тандем. - 287 с, 1997
|
42.
| Инновационная деятельность
| деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности
| Официальная терминология. Академик.ру. 2012. http://official.academic.ru/8087
|
43.
| Модернизация
| приведение образования в соответствие с требованиями развивающейся цивилизации и потребностями современного человека
| Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
|
44.
| Глобализация
| объективный процесс, ставший следствием интенсивного развития мировых экономик и стран, их открытости для взаимодействия, сотрудничества, обмена товарами и услугами, финансовыми ресурсами, культурными ценностями, образовательными стандартами и даже моделями жизни и способами поведения людей
| Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
|
45.
| Образование
| среда культурного развития и духовного становления человека, это практика культуропорождения, а не сфера образовательных услуг.
базовый процесс в культуре и его содержание должно быть устремлено к универсуму культуры.
| Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
|
46.
| Духовно-нравственное воспитание
| базовый человекообразующий процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке духовности и нравственности растущего человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении моделей собственного поведения, программ, проектов настоящей и будущей жизни.
| Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
|
47.
| Духовно-нравственная воспитанность
| Ценностно-смысловое ядро качества человека, является залогом будущего благополучия народа, нации, государства.
| Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
|
48.
| Духовно-нравственная культура
| система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов
| Основы духовно-нравственной культуры России – новая предметная область начальной и основной школы. http://www.docme.ru/doc/365091/chto-takoe-%C2%ABduhovno-nravstvennaya-kul._tura---obrazovanie
|
49.
| Методология
| Наука о пути выявления актуальных проблем, выявления путей решения проблем и т.д.
| Бондаревская Е.В. (лекция)
|
50.
| Субъектность
| способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия.
| Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.
|