Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генетические и семейные факторы риска.

Нейробиологические факторы.

У депрессивных детей и подростков наблюдается повышенная реакция на воздействие стресса, что усиливает их уязвимость по отношению к депрессии. Лобные доли головного мозга играют главную роль в процессе регулирования настроения и аффективного состояния (Stuss, Gow & Hetherington, 1992). У младенцев, чьи матери страдают депрессией, отмечается более низкая электрическая активность лобных долей головного мозга и более высокое содержание кортизола (гормона стресса) в слюне, по сравнению с младенцами, чьи матери не подвержены депрессии (G. Dawson, Frey, Panagiotides, Osterling & Hessl, 1997). Младенцы, у которых активность правой лобной доли выше, чем активность левой лобной доли, испытывают больший дистресс в связи с одиночеством и демонстрируют меньшую степень аффектации по отношению к своим матерям, чем те, у кого этого не наблюдается (Davidson & Fox, 1989; G. Dawson, 1994; G. Dawson et al., 1999).

Эмоции, возникающие в результате социального взаимодействия или в процессе когнитивной деятельности, могут стимулировать активность левой лобной доли головного мозга, тогда как переживания, связанные с социальной отверженностью, одиночеством и состоянием негативного аффекта могут усиливать активность правой лобной доли (Field, Fox, Pickens & Nawrocki, 1995). Эти результаты доказывают, что влияния, которые оказывают матери на своих детей, могут вызывать биохимические и неврологические изменения, создающие и поддерживающие устойчивые предпосылки для депрессивного расстройства (Cytryn & Mс Knew, 1996; Post et al., 1996).

Исследования нейробиологических коррелятов депрессии у детей и подростков сосредоточены на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (HPA) (эндокринной системе, регулирующей активность мозга во время реакции на стрессовое событие), структуре сна, гормоне роста, и нейротрансмиттере головного мозга - серотонине (Armitage et al., 2000; Birmaher & Ryan, 1999). Однако было проведено слишком мало исследований этих коррелятов у детей, а полученные результаты носят гораздо менее убедительный характер, чем результаты, полученные при исследовании взрослых (Birmaher et al., 1996b; Williamson, Dahl, Birmaher, Goetz & Ryan, 1995). Выводы, которые можно сделать из исследований нейробиологических коррелятов, в основном сводятся к тому, что у депрессивных детей и подростков может проявляться повышенная чувствительность к стрессу. Часто повторяющаяся нейроэндокринная активация, вызванная стрессом, может повысить уязвимость подростков по отношению к хроническим депрессивным симптомам, что, в свою очередь, может вызвать дальнейшую чрезмерную биологическую активацию и психосоциальный стресс (Birmaher et al., 1996b).
Подробнее: http://bookap.info/genpsy/kidspat/gl63.shtm

Генетические и семейные факторы риска.

Результаты близнецовых исследований наводят на мысль о том, что влияние генетических факторов невелико и в разных работах оценивается в пределах от 0,35 до 0,75 (Eley, 1999). Влияние семейных факторов риска очевидно. Особенно это относится к детям, чьи родители в детстве сами страдали депрессией. Вероятность возникновения депрессии у таких детей до достижения ими тринадцатилетнего возраста в 14 раз выше по сравнению с детьми контрольной группы (Weissman, Warner, Wickramaratne & Prusoff, 1988).

У детей, чьи родители страдают депрессией, риск возникновения этого расстройства в 2-3 раза выше по сравнению с детьми, чьи родители не имеют психических заболеваний (Beardslee, Keller, Lavori, Staley & Sacks, 1993; Weissman, Warner, Wickramaratne, Moreau & Olfson, 1997). Риск возникновения депрессии для ребенка повышается в том случае, когда оба родителя подвержены расстройствам настроения. Также у детей, чьи родители страдают депрессией, это расстройство может возникнуть в более раннем возрасте (примерно на 3 года раньше), и более вероятно, что депрессия у таких детей разовьется до наступления пубертатного периода, в отличие от детей, чьи родители не подвержены депрессии (Weissman et al., 1997). Это имеет важное значение, поскольку при наличии депрессии у других членов семьи детская и подростковая депрессия может давать рецидивы и продолжаться во взрослом возрасте. Это относится только к тем детям, у которых большое депрессивное расстройство развилось до наступления пубертатного периода (Wickramaratne, Greenwald & Weissman, 2000).

От 50 до 75% матерей, чьи дети подвержены депрессии, сами страдают от большого депрессивного расстройства (Kovacs, 1997). Дети, страдающие большим депрессивным расстройством, по сравнению со здоровыми детьми, чаще имеют ближайших родственников с этим же заболеванием (Wickramaratne et al., 2000).

Несмотря на то что подростковая и детская депрессия, по-видимому, представляет собой семейное заболевание, неизвестно, происходит ли ее распространение среди членов семьи под воздействием генетических или психосоциальных причин, либо это результат взаимодействия этих двух факторов (Kovacs, 1997). На взаимосвязь детской депрессии с депрессией родителей могут, кроме того, оказывать воздействие другие факторы, такие как стресс, супружеские ссоры или неблагоприятная обстановка в семье (Fergusson, Horwood & Lynskey, 1995). На основании семейных и близнецовых исследований были сделаны общие предположения о том, что в возникновении депрессии важную роль играют передающиеся по наследству предрасположенность к этому расстройству и тревожность, а также воздействие стрессовых факторов окружающей среды
Подробнее: http://bookap.info/genpsy/kidspat/gl63.shtm

4.Депрессия связана с серьезными событиями в жизни, которые вызывают стресс (Rudolph et al., 2000). Такими событиями становятся: переезд на новое место жительства, смена школы, несчастный случай или серьезная болезнь в семье, крайняя нужда, в которой оказалась семья, семейные скандалы и акты физической агрессии, конфликты родителей и их развод (Goodyer et al., 1997; Kovacs, 1997). Эти события могут происходить при воздействии других факторов риска, таких как отсутствие социальной поддержки или недостаточное проявление родительской заботы. Иногда к депрессии приводят не очень серьезные события в жизни: ежедневные ссоры, плохая оценка в школе, спор с родителями, критика со стороны учителя, ссора с другом или несостоявшееся свидание. По сравнению со своими недепрессивными сверстниками, подростки, страдающие депрессией, переживали за год до ее начала серьезные и не очень серьезные события, сопряженные для них со стрессом, особенно в связи с романтическими отношениями, учебой, взаимоотношениями с родителями и друзьями, работой и здоровьем (Birmaher et al., 1996b).
Поводом для депрессии могут служить стрессы, связанные с межличностными отношениями, реальными или символическими утратами (смерть любимого человека или разрыв с ним), одиночеством, отверженностью или угрозой для собственной самооценки (Eley & Stevenson, 2000; Goodyer, 1999).

Например, разрыв взаимоотношений, по-видимому, может служить особенно важным фактором для того, чтобы предсказать появление первого, в отличие от последующих, эпизода большого депрессивного расстройства в юношеском возрасте (Monroe, Rohde, Seeley & Lewinsohn, 1999). Состояние печали и депрессия являются обычными реакциями человека в ответ на утрату. Все дети в возрасте 5-12 лет, потерявшие одного из родителей, переживают печаль и горе, и примерно у 40% этих детей развивается тяжелая депрессия (Weller, Weller, Fristad & Bowes, 1991). У 30% подростков, переживших смерть друга или сверстника в результате суицида, развивается депрессивное расстройство через шесть месяцев после этого события (Brent et al., 1992). Однако депрессивное расстройство не является неизбежным следствием, вызванным потерей близких людей, у более чем 60% детей, переживших потерю родителя или друга, не происходит развития тяжелой депрессии.

5. Дистимия (малая депрессия) – хроническое депрессивное расстройство, протекающее в легкой форме, имеющее длительный, затяжной характер, симптоматически выраженное в течение двух и более лет. Создатель термина «дистимия» – психиатр Р. Спитцер, данное обозначение сейчас используется вместо сущ ествующих ранее терминов неврастения и психастения.

· Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерная потребность в еде;

· Нарушения сна: бессонница ночью, раннее пробуждение утром, повышенная сонливость днем;

· Быстрая утомляемость, ощущение усталости и недостатка жизненной энергии;

· Заниженная самооценка, чувство собственной никчемности, чрезмерная самокритика и самообвинение;

· Чувство опустошенности, иногда – отсутствия мыслей;

· Замедление в мыслительных функциях, ухудшение способности в концентрации внимания, затруднения в быстром принятии наиболее верного решения;

· Потеря или снижение интереса к привычной деятельности, отсутствие возможности получать удовольствие;

· Пессимистическая оценка прошлого и настоящего, уверенность в бессмысленности и бесперспективности будущего;

· Не реагирующие на терапевтические мероприятия головные боли «напряжения», суставные боли, нарушения в пищеварительном тракте.

· Периодически возникающие или навязчивые мысли о приближении смерти, суицидальные идеи.

6. Дистимическое расстройство нередко возникает в детском или подростковом возрасте и более распространено среди женщин. Зачастую дистимия диагностируется спустя длительный срок после возникновения, так как большинство больных относят основной депрессивный симптом – подавленное настроение к особенностям характера, и не сообщают о недомогании медицинским работникам. Диагностику расстройства также затрудняет одновременное проявление дистимии с иными психическими патологиями, симптомы которых выражены более интенсивно и отчетливо. Однако перекрывание иных аффективных или патохарактерологических состояний происходит непрерывно даже на ранних этапах развития недуга. При этом может формироваться клиническая картина истерической или хронической дисфории. Заболевание, длящееся более 3 лет без лечения, значительно увеличивает риск возникновение более сложных и глубоких форм депрессий при наступлении кризисных ситуаций в жизни. Возникновение малой депрессии в возрасте до 21 года чревато частыми рецидивами и наличию большего количества симптомов.

Лица, страдающие депрессией, выглядят уставшими, ослабевшими, поникшими, лишенными энергии. Их описывают как неисправимых пессимистов, считают раздражительными, угрюмыми, нудными, ворчливыми людьми. Больные дистимией расценивают возникшие трудности закономерными событиями, они не пытаются их преодолеть или им противостоять. Для них являются типичными:

· апатичное состояние,

· тоскливое настроение,

· низкая заинтересованность в деятельности,

· ангедония – невозможность испытывать удовольствие.

Обследования больных дистимией установили, что свыше 75 % лиц с данным диагнозом, имеют в анамнезе какую-либо хроническую болезнь органической природы или иную психическую патологию. Часто дистимия сочетается с расстройствами:

· Тревожно-фобическими (часты приступы панических атак, наличие генерализованной тревоги);

· Конверсионными;

· Соматическими заболеваниями;

· Наркотической зависимостью;

· Алкоголизмом.

7Эмоциональная. В эту группу входит так называемая материнская депривация (родительская), а также любые другие типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека. Патернальная форма депривации часто возникает тогда, когда ребенок воспитывается в неполной семье;

8 Шпиц ввел термин «анаклитическая депрессия». Он пришел к выводу, что потребность в контакте появляется у ребенка в возрасте 6 месяцев. Именно тот факт, что до полугода младенец имел контакт с любящей матерью, а потом его лишился, является причиной возникновения анаклитической депрессии. Если мать возвращается до истечения срока три-пять месяцев с момента разлуки, то младенец выздоравливает. Более длительная разлука с любимым объектом в случае, когда другие объектные отношения за это время не возникают, приводит к необратимым изменениям в психике ребенка, ребёнок не развивается нормально физически, умственно и духовно. Эту полную депривацию Шпиц называл «госпитализм».

В 1945 году Шпиц исследовал госпитализм в детских воспитательных домах. Результаты его работы доказали, что неблагоприятные депривационные условия во время первого года жизни ребёнка наносят непоправимый ущерб его психосоматическому развитию, в экстремальных случаях приводят к смерти ребенка. И наоборот — правильная организация окружающей среды является предпосылкой нормального развития и функционирования психики.

9. Циклотимия– расстройство психической сферы, проявляющееся в частом патологическом изменении настроения: хронической неинтенсивно выраженной дистимией (подавленностью) и слабой гипертимией (возбуждением), нередко гипоманиакального характера. Колебания эмоционального фона состоят из чередующихся последовательно или сдвоенных периодов стойкого тоскливого настроения и статичного приподнятого расположения духа, которые могут быть разделены спонтанным и резко возникающим промежутком стабильного психического благополучия

Циклотимическое расстройство характеризуется гипоманиакальными и легкими депрессивными периодами, которые длятся несколько дней, имеют нерегулярное течение и менее выражены, чем при биполярном расстройстве. Диагноз является клиническим и базируется на анамнестических сведениях. Лечение в основном состоит в образовании, хотя некоторые пациенты с нарушениями функционирования нуждаются в медикаментозном лечении.

Циклотимическое расстройство часто является предшественником биполярного расстройства II типа. Однако оно также может проявляться выраженными изменениями настроения, не достигающими уровня большого депрессивного расстройства. При хронической гипомании, форме, редко наблюдаемой клинически, доминируют периоды приподнятого настроения, с привычным уменьшением продолжительности сна менее 6 ч. Такие пациенты постоянно веселы, самоуверенны, чрезмерно энергичны, полны планов, расточительны и назойливы; они гонятся за своими неугомонными побуждениями и докучают людям.

Для некоторых людей циклотимическое и хроническое гипоманиакальное состояние способствует успеху в бизнесе, руководстве, достижениях, художественном творчестве; однако у таких людей чаще имеют место проблемы в сфере межличностных отношений и социальных связях и социальные последствия. К последствиям обычно относятся нестабильность и неравномерность в работе, образовании, импульсивность и частая смена места жительства, повторяющиеся разрывы любовных и супружеских отношений, эпизодическое злоупотребление алкоголем и наркотиками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...