Общество риска У. Бека
Теоретико-методологические и концептуальные основы формирования экономики знаний Постиндустриальная экономика как экономика знаний Тема лекции Теоретико-методологические и концептуальные основы формирования экономики знаний Вопросы лекции Теории, определяющие формирование общества, основанного на знаниях Теории, характеризующие факторы эффективного функционирования общества знаний Теории управления знаниями. Должны уметь пояснить! n Техноструктура (Дж.Гэлбрейт) n Прозьюмеризм (О.Тоффлер) n Инвестиции в человеческий капитал (Г.Беккер) n Работник знания (П.Друкер) n Личностное знание (М.Полани) n Пятая дисциплина (П.Сенге) n Формализованное и неформализованное знание (И.Нонака и Х.Такеучи) n Чему, по мнению Дж. Стиглера, равна стоимость ресурса информация? n В каком случае, по мнению Г.Беккера, человек принимает решение инвестировать средства в образование? n У.Бек полагает, что риски тесно связаны с производством знания. Почему? n М.Спенс считает, что издержки на образование связаны со способностями работника. Вы согласны? n Почему П.Друкер высказывал мнение о том, что в 21 веке не будет бедных стран и бедных компаний, а будут только невежественные (и страны и компании)? n Как классифицирует нематериальные ресурсы П.Свейби? n Какие признаки выделяет П.Сенге, характеризуя обучающую организацию? n 1.Теории, определяющие формирование общества, основанного на знаниях n Древняя Греция- цель получения знаний- духовное обогащение Платон: познай мир через разум n Разум есть первопричина всего и вся. n Идеи – первичны, поскольку они вечны n Люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум.
Знание – сила n Высшая задача познания и всех наук, с огласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. n Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Индустриальная система Дж. Гэлбрейта n ГЭЛБРЕЙТ Джон Кеннет ( 1908 – 2006). Главный труд «Новое индустриальное общество» опубликован в 1967 г. n В индустриальной системе власть перешла к новому фактору производства, который наименее доступен и который труднее всего заменить. Это техноструктура - совокупность людей, обладающих разнообразными техническими знаниями, опытом и способностями, в которых нуждается современная промышленная технология и планирование. В обществе власть перешла не к отдельным личностям, а к организациям. Постиндустриальное общество Белла Белл выделяет три типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. n Доиндустриальное общество организовано вокруг взаимодействий человека с природой: n Индустриальное общество — это взаимодействие человека с преобразованной природой n Постиндустриальное общество основано на «игре между людьми», выделил центральную роль теоретического знания, которое является основой технологических инноваций. Третья волна Э. Тоффлера ТОФФЛЕР Элвин (род. в 1928 г.). Американский социолог и футуролог. Главные труды: «Шок будущего» (1972), «Третья волна» (1980), «Метаморфозы власти» (1990). n Электронная революция n инфосфера. n Электронный коттедж n Разнообразие типов семьи n Переопределение корпорации
n Слияние производства и потребления Информациональное общество М. Кастельса КАСТЕЛЬС Мануэль (род. в 1942 г.). С 1979 г. — профессор университета в г. Беркли (США). n Трехтомная монография «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» опубликована в 1996-1998 гг. n В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации n 2. Теории, характеризующие факторы эффективного функционирования общества знаний Теория предпринимателя-новатора Й. Шумпетера ШУМПЕТЕР Йозеф (1883-1950) - австрийский экономист. С 1932 г. -профессор в Гарвардском университете (США). -*прозводство-комбинирование имеющихся ресурсов -*предприниматель - хозяйствующий субъект,функция которого - осуществление новых комбинаций. -*предпринимательская прибыль - результат осуществления новых комбинаций. Книга «Теория экономического развития» опубликована в 1912 г. три группы мотивов предпринимателя: Первая группа связана с его стремлением основать свою империю или династию. Мотив власти. Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только здесь становится определяющим моментом поведения. Теория поиска информации Дж. Стиглера n СТИГЛЕР Джордж (1911-1991). n В1982 г. получил Нобелевскую премию по экономике за исследование промышленных структур, функционирования рынков, а также причин и последствий государственного регулирования. n Статья «Экономическая теория информации» опубликована в 1961 г. n Информация -- специфический ресурс, который хозяйственные субъекты используют для максимизации денежной выгоды. n Субъект получает информацию в результате поиска, а затраченные при этом средства представляют собой трансакционные издержки особого вида — издержки поиска. n Стоимость ресурса «информация» равна величине этих издержек. Теория человеческого капитала Г. Беккера n БЕККЕР Гэри Стенли (род. в 1930 г). n В 1992 г. получил Нобелевскую премию по экономике за расширение сферы применения микроэкономического анализа. n Профессор экономики и социологии Чикагского университета.
n Книга «Человеческий капитал» опубликована в 1964 г. n продуктивность работника в условиях рынка тождественна величине его заработной платы, которая определяется человеческим капиталом работника — запасом его знаний, использование которых в процессе труда обеспечивает дополнительный доход. n заработная плата выступает как «арендная» плата за использование чужого человеческого капитала. n Общество риска У. Бека n Бек Ульрих(род. в 1944 г.) n Профессор Мюнхенского университета и Лондонской школы экономики n Всемирно известный немецкий социолог и политолог, n автор множества монографий, в том числе «Общество риска. На пути к другому модерну». (1986 г.) n производство богатства сопровождается общественным производством рисков. n Риски, как и богатства, распределяются по классовой схеме, n В том, что касается масштаба и форм проявления грозящей ему опасности, человек зависит от чужого знания. n С ростом социального и политического значения знания усиливается власть над коммуникативными средствами для познаний (наука) и их распределения (средства массовой информации). n создаются совершенно новые потребности, а значит, и рынки. Прежде всего это бесконечно воссоздаваемая потребность избегать риска
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|