Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы формирования умения и навыков




       
   


а) методы формирования б) метод формирования

учебно-познавательных умений; правописных умений и навыков.

а) Методы формирования учебно-познавательных умений.

 

К ним можно отнести:

· Нахождение изучаемого языкового явления (например, после изуче­ния темы "Образование существительных", найти существительные, которые соответствуют определенным схемам»)

· Метод классификации, дифференциации и систематизации, который предполагает распределение языковых фактов по группам в зависимо­сти от сходства и различия;

· Метод подбора примеров (конструирование). Конструирование широко применяется при изучении синтаксиса.

 

б) Методы формирования правописных умений и навыков.

• Списывание – дословное, осмысленное и осложненное различными

задачами.

• Дословное списывание – списывание с готового текста – как метод эффективно в младших классах (в 5 – 8 класс). Осложненное списывание: н-р, из данного текста (словосочетаний) выбрать те, которые основаны на правиле «о/ё после шипящих в корне слова».

• Комментированное письмо (один из учащихся с места проговаривает по слогам трудные слова и при необходимости объясняет их написание).

• Письмо по памяти. Текст, записанный на доске или взятый из учебника, подробно анализируется, затем характеризуется. Ученики воспроизводят и записывают его по памяти. По окончании работы текст открывают, сверяют написанное.

• Орфографический разбор предполагает следующие приемы:

1. Назвать (выделить) орфограмму в слове;

2. Определить морфему, в которой находится орфограмма;

3. Обозначить условия выбора написания;

4. Определить орфографическое правило.

Например: Над рекою стелется туман. В слове стелется в окончании есть орфограмма, выбор буква е или и, т.к. окончание в слабой, безударной позиции. Надо определить спряжение глагола (1), значит, пишем е.

Пунктуация не менее важна для грамотности, чем орфография.

Пунктуационный разбор формирует умение квалифицировать пунктограмму, определять ее границы, выделять условия действия пунктуационной нормы.

Пунктуационный разбор предполагает следующие действия:

1. Назвать пунктограмму, установить ее уровень (конец предложения, сложное предложение, простое предложение).

2. Назвать признаки предложения, вступающие в качестве условий пунктуационной нормы, соотнести их с пунктуационном правилом и объяснить постановку знаков препинания.

Для формирования орфографических и пунктуационных навыков широко используется такой метод обучения как диктант (о классификации и видах диктантов подробно мы будем говорить позднее).

 

Методы контроля

Методы контроля делятся на:

1) методы устной проверки;

2) методы письменной проверки;

3) методы программированной проверки;

4) методы тестовой проверки;

5) метод проверки с помощью ТСО.

 

В системе контроля знаний, умений и навыков выделяются 4 этапа:

1) контроль в начале учебного года результатов повторения основных тем предыдущего года обучения;

2) контроль в процессе работ над новыми темами;

3) контроль знаний изученных тем;

4) контроль в конце полугодия или года после повторения разделов.

Необходимо помнить, что контроль должен осуществляться систематически, на всех этапах урока любого типа.

1. Самым распространенным методом устной проверки знаний является устный опрос. Он может быть индивидуальным и фронтальным. Для эффективности его проведения нужна хорошо продуманная система вопросов, которые бы ори­ентировали учащихся не только на воспроизведение, ре­продукцию знаний (вопросов, которые предваряются словами типа: «назови», «перечисли» и т. д.), но и на обоснование, доказательство высказанных положений (Как изменяются причастия? На какую часть речи по­хоже изменение причастий? При помощи каких средств выражают причастия значение времени? По этому при­знаку к какой части речи относятся причастия?), опреде­ление характерных классификационных признаков изучаемых частей речи (Существительные по родам де­лятся; одни из них относятся к мужскому роду: гнев, экс­каватор, труженик, другие – к женскому: боль, пыль, собака, третьи – к среднему: поле, солнце. А прилага­тельные?).

Вопросы продумываются учителем заранее. Ответ учащихся должен соответствовать следующим требованием:

• Полнота, правильность, выразительность ответа;

• Степень осознанности, понимание изучаемого;

• Речевое оформление ответа.

Нормы оценок устного ответа определены утвержденным Министерством образования РБ нормативным документом.

К методам устной проверки относятся также устный анализ языкового материала (с точки зрения фонетики, лексики, состава слова и словообразования, грамматики, стилистики, орфографии и пунктуации); устный самостоя­тельный подбор примеров для иллюстрации теоретического материала; устное редактирование, рецензирова­ние; устное преобразование, конструирование по задан­ной модели и др.

2. Методами письменной проверки являются:

• диктанты;

• изложения;

• сочинения.

 

Традиционным методом контроля знаний, умений и навыков по орфографии, грамматике и пунктуации явля­ется диктант в его разновидностях (словарный, творче­ский, свободный, контрольный). Для диктанта целесооб­разно использовать связные тексты средней трудности. В тексте контрольного диктанта должны быть орфограм­мы и пунктограммы на изучаемые правила, усвоение которых проверяется (на каждое правило 2—3 случая), орфограммы и пунктограммы на ранее изученные прави­ла (не менее 2—3 случаев). В целом количество прове­ряемых орфограмм и пунктограмм программой по рус­скому языку определяется так:

 

Класс Число видов ор­фограмм Число видов пункто­грамм
V   2—3
VI   3—4
VII   4—5
VIII    
IX    

 

В тексте диктанта должно быть минимальное количе­ство слов с орфограммами, которые еще не изучались. Объем диктанта (учитываются как знаменательные, так и служебные слова) определен программой следующим образом:

 

Класс Количество слов
I' II2
V 90—100 70—80
VI 100—110 80—100
VII 110—120 100—110
VIII 120—140 110—130
IX 140—170 130—160

В каждом классе, кроме V, до конца первой учебной четверти сохраняется объем текста письменной работы, рекомендованный для предыдущего класса, а в V клас­се — на протяжении первого полугодия.

В диктанте с дополнительным заданием количество слов уменьшается примерно на 10.

В старших классах количество слов в диктантах со­ставляет: в X — 170—190, в XI — 190—210.

Диктант оценивается, исходя из следующих норма­тивов:

Методами письменной проверки знаний, умений и
навыков являются письменные ответы на вопросы, требующие сравнения, обоснования, обобщения, все виды письменного языкового разбора (фонетический, словообразовательный, грамматический, стилистический), письменные анализ учебного материала, конспектирование,
тезирование, составление плана сообщения на лингвистическую тему, составление словосочетаний, предложений и т. д.

Ведущее место в системе письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся занимают сочинения и изло­жения. Они проводятся в соответствии с требованиями программы, изложенными в разделе «Связная устная и письменная речь». С помощью сочинений и изложений, как указывается в программе, проверяются две группы умений и навыков: 1) умение раскрывать тему и произ­водить отбор языковых средств в соответствии со стилем, темой, задачей высказываний; 2) соблюдение граммати­ческих норм и правил правописания. Для контрольных изложений для каждого класса программа устанавли­вает определенный объем текста:

 

    Количество слов
  Класс I1 II2
  V 100—150 80—120
  VI 150—200 120—180
  VII 200—250 180—220
  VIII 250—300 250—350
  IX 350—450 350—450
         

 

В первом полугодии в V классе по русскому языку в школах с белорусским языком обучения проводятся толь­ко обучающие изложения, которые оцениваются по нор­мам для четвертого класса.

Тексты итоговых контрольных изложений в VIII—IX классах могут быть несколько увеличены (примерно до 50 слов) по сравнению с данными нормами.

Рекомендуется следующий примерный объем самосто­ятельных классных сочинений: V класс — 0,5—1,0 стра­ницы; VI класс—1,0—1,5; VII класс — 1,5—2,0; VIII класс — 2,0—3,0; IX — 3,0—4,0.

В связи с усложнением тематики сочинений в X—XI классах увеличивается и их объем: в X классе — до 5, а в XI классе — до 6 страниц.

К указанному объему сочинений учитель должен от­носиться как к сугубо примерному, так как объем учени­ческого сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от характера темы и ее раскрытия, от стиля и жанра, от общего развития учащихся, от интереса к опи­сываемому, темпа письма и т. д. Однако если объем со­чинения в полтора – два раза меньше или больше ука­занной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оцен­ки «5»).

Творческие работы (сочинение и изложение) оцени­ваются двумя оценками: первая ставится за его содер­жание и речевое оформление, вторая — за грамотность.

Обе оценки считаются по русскому языку и ставятся в одну графу (5/5, 4/4, 3/3), за исключением случаев, ко­гда проводится работа, проверяющая знания по литера­туре. В этом случае первая оценка (за содержание и речевое оформление) ставится в графу по литературе, а вторая (за соблюдение орфографических, пунктуацион­ных и грамматических норм) – в графу по языку.

 

3. Методы графической проверки – составление и дополнение
обобщающих таблиц, составление по схемам предложений,
словосочетаний, слов; графический диктант.

Графический диктант проводится при повторении и обобщении пройденного материала. Например, при обобщении темы «односоставные предложения» учащимся предлагается заполнить заранее составленную таблицу, в которой записана лишь одна половина с типами односоставных предложений:

- определенно-личные;

- неопределенно-личные;

- безличные;

- назывные.

Вторую половину учащиеся заполняют в ходе чтения текста. Диктант моно разнообразить, в том числе предлагать в качестве домашнего задания.

Результативными методами графической проверки знаний, умений и навыков учащихся являются: составле­ние и заполнение обобщающих таблиц, составление рас­суждения на лингвистическую тему по таблице, состав­ление слова, словосочетания, предложения по данным схемам, перестройка предложений по схемам, различные диктанты с графическими заданиями (графический дик­тант) и др. Например, после изучения темы «Состав сло­ва и словообразование» учащимся VI класса можно предложить составить таблицу, иллюстрирующую спо­собы словообразования.

 

Суффиксальный брат братский
Приставочный читать прочитать
Приставочно-суффиксальный стол застольный
С нулевым суффиксом синий синь
Сложения пар и возить паровоз

С целью проверки написания безударных гласных в корне учащиеся заполняют следующую таблицу:

 

Проверяемые ударе­нием Не проверяемые ударе­нием Чередующиеся
     

Знания грамматической теории также можно прове­рить с помощью таблицы. Например: используя таблицу образования страдательных причастий прошедшего вре­мени, ответьте письменно (устно) на вопросы, помещен­ные под таблицей.

 

Глаголы (совершенного и несовершенного вида, переходные) Суффиксы страдатель­ных причастий прошед­шего времени Страдательные причастия прошедшего времени
рассказал сеял Инн- расказанный сеянный
вымыл колол -т- вымытый колотый
изучат вывез -енн- изученный вывезенный
решат -ённ- решённый

 

1. От какой основы глагола (настоящего, прошедшего времени) образуются страдательные причастия прошед­шего времени?

2. От глаголов какого вида образуются страдатель­ные причастия прошедшего времени? Переходные эти глаголы или непереходные?

3. С помощью каких суффиксов образуются страда­тельные причастия прошедшего времени?

Работая над содержанием, данным в таблице, уча­щиеся составляют рассуждение на лингвистическую тему, т. е. развернутый ответ по грамматике.

При организации итогового обобщающего повторения раздела «Синтаксис и пунктуация» в V классе можно предложить следующее задание

Покажите графически условия постановки запятой.

Ответ выглядит примерно так:

а) О,....; б)..., О,...?; в)..., О! (обращение).

а) Дмитрий Николаевич, я вас нисколько не понимаю
(И. Тургенев);

б) Вкусны ли, милая, слёзы солёные с кислым квас-
ком пополам?..
(Н. Некрасов);

в) Узнаю тебя, жизнь!.. (А. Блок).
О, О... (однородные члены).

Бежит, струится маленький ручей (С. Есенин).

а) _____ ======, _____ ======;

б) _____ ======, и (а, но, да) ____ ======;

в) _____ ======, что (когда, чтобы, если) ____ ======

(сложные предложения). (Схемы даны исходя из грам­матической основы.)

а) Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт (А. Пушкин);

б) В темнице там
царевна тужит,
А бурый волк

ей верно служит (А. Пушкин);

в) Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало
(А. Фет).

Графический диктант проводится при повторении и обобщении пройденного материала. Например: учащимся VIII класса предлагается диктант с заданием: составить таблицу односоставных простых предложений.

Перед записью текста диктанта ученики составляют примерно такую таблицу (без примеров):

 

Типы простых предложе­ний с одним главным членом Примеры  
Личное Безличное Неопределенно-личное Назывное Я иду завтра проводником в горы. С утра морозит. В садах окапывают деревья. Вечер.

В ходе чтения текста учащиеся выявляют предложе­ния того или иного вида и заполняют графу таблицы «Примеры». Или: учащиеся записывают диктуемое пред­ложение, а после этого определяют его вид и делают соответствующую запись во второй графе (указывая, по требованию учителя, номер параграфа или пункта, где о предложениях такой структуры говорится).

В различных разновидностях графический диктант
как метод контроля используется при изучении всех пройденных разделов курса русского языка. Так, учитель подбирает текст для закрепления правописания о—а в корнях -лаг- – -лож-, -гор------------ – -гар-, -кос- – -кас-; читает текст; учащиеся во время чтения выписывают слова с этими корнями и графически объясняют правописание гласных в корнях: загореть, горит, предполагать, предположение, касать­ся, коснуться.

Организация такой работы может иметь разнообраз­ные варианты; диктант может выполняться не только в классе, но и в качестве домашнего задания.

 

4. Методы программированного контроля. Такой контроль
осуществляется с помощью алгоритмов и перфокарт.

Перфокарта – лист плотной бумаги, на лицевой стороне которого напечатан текст упражнения. На месте, где нужно вставить букву или

знак, прорезаются отверстия. Под перфокарту подкладывается чистый лист бумаги.

Алгоритмы помогают проверить знания языкового материала и навыки логического мышления. Учащиеся не только вставляют буквы или знак, но и доказывают свое мнение при помощи алгоритмической схемы.

Программированная проверка позволяет регулярно, с небольшой затратой времени контролировать усвоение знаний всеми учащимися, обнаружить пробелы и вовремя оказать необходимую помощь. Осуществляется програм­мированный контроль на основе перфокарт, перфоконвертов, алгоритмов.

Перфокарта – это лист плотной бумаги, перфоконверт – это сложенные вдвое листы плотной бумаги (из тетради для рисования); на лицевой стороне напечатан на машинке или написан от руки текст упражнения. На месте, где нужно вставить букву, морфему, слово, знак препинания, прорезаны отверстия. В перфоконверт за­кладывается, под перфокарту подкладывается лист чи­стой бумаги. Приведем образцы.

1. Вписать пропущенные буквы. Р..бята, в..тер, мор.., и..ку..тво, ко..ектив, р..днич..к.

2. Вписать пропущенные буквы и слова.

Разр..зая ноем воды,
ходят в мор.. ….

Дую.. ветры яро..ны..,

гонят ло..ки пару..ны.. (В. Маяковский).

3. Дописать личные окончания глаголов.

ты пиш.. ешь мы вар.. им
ты прыга.. ешь он стел.. ет
они гуля.. ют ты жив.. ёшь
он вид.. ИТ ты обид.. ишь
они хвал.. ят ты хоч.. ешь
он слыш.. ИТ они хот.. ят
ты раду.. ешься они дыш.. ат
       

4 Подобрать приставку (с-, из-, раз-, рас-, без-, бес-).

с .. держать из .. готовить
раз .. глядеть с .. готовить
без .. домный рас .. пахать
с .. делать бес .. шумный
бес .. сонный ис .. править
бес .. печный из .. носить

Перфоконверты используются так же, как обычные карточки. Конечно, работа с перфокартами не может за­менить письменных и других контрольных работ.

Работа со схемами алгоритмического характера помо­гает учителю проверить не только знания лингвистическо­го материала, но и навыки логического мышления. На­пример, в задании требуется определить написание е или и в глагольных окончаниях: запомн..те, улета..те, подход..те и т. д. Ученики должны не просто вставить нуж­ную букву, а доказать ее написание алгоритмически.

2-е лицо мн. числа

Е или И?

Определи наклонение глагола

Повелительное Пиши всегда -ите     Запомните. Изъявительное Определи спряжение I спр. II спр. Пиши Пиши -ете -ите Улетаете. Подходите.

 

5. Методы тестового контроля. Тесты в настоящее время стали одним из самых популярных методов контроля. Тест представляет собой совокупность заданий, на которые нужно дать краткие, однозначные ответы, выбрав их ряда предлагаемых вариантов.

Тесты могут быть применены как для тематической, так и для итоговой проверки.

Для тематической проверки знаний применяется набор тестовых заданий разных типов, которые охватывают основные вопросы темы.

Для итоговой проверки подбираются задания из разных разделов: орфография, пунктуация, культура речи и т.п.

Тест (англ. test – испытание, экзамен) в школьной практике – совокупность заданий, на которые необходи­мы краткие, однозначные ответы, выбор правильного от­вета из ряда предполагаемых.

Для тематической проверки знаний применяется на­бор тестовых заданий разных типов, которые охватыва­ют основные вопросы темы. При выполнении такого рода тестового задания используются различные методы: группировка и подбор материала, анализ учебного мате­риала, фонетический, лексический, грамматический раз­бор, конструирование словосочетаний и предложений, со­ставление синонимических грамматических конструкций, редактирование и т. д.

Приведем пример тестового контрольного задания по теме «Наречие».

I. По значению наречия делятся на разряды:

1) наречия...

2) наречия...

3) наречия...

4) наречия...

5) наречия...

6) наречия...

II. Рядом с каждой группой наречий (справа в скобках) поставьте цифру, отвечающую типу этой группы.

Вовсе, немного, вдвое (); здесь, везде, дома, вверх (); бегом, пешком, вмиг, никак (); вчера, ныне, по­том, смолоду (); спросонок (); нарочно, специально, заинтересованно ();

III. Наречия образуются следующими способами:...

IV. С двумя нн пишутся наречия, которые...

V. Отдельно от наречия не пишется... Например:...

VI. Не с наречиями пишется отдельно только тогда, когда...

VII. В наречиях с приставкой по пишем в конце букву и, если...

Примеры:...

VIII. Образуйте наречия от таких слов:

 

глубокий — новый — первый — всем — третий — волчий — человеческий — удобный —

IX. Буква ь на конце наречий пишется после...

X. Через дефис пишутся наречия, которые имеют...

Возможности тематического устного опроса ограниче­ны количеством опрашиваемых и временем, поэтому в последнее время в практике все шире применяются тес­товые контрольные работы.

 

5. Метод проверки с помощью ТСО.

К техническим средствам обучения (проекционные ап­параты, кодоскопы, магнитофоны, лингвистические тре­нажеры) можно прибегать и во время проверки знаний учащихся. Демонстрирование диафильмов, диапозитивов, фрагментов кинофильмов может совмещаться с выполне­нием учениками контрольных письменных и устных заданий, тестовых работ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...