Методы формирования умения и навыков
а) методы формирования б) метод формирования учебно-познавательных умений; правописных умений и навыков. а) Методы формирования учебно-познавательных умений.
К ним можно отнести: · Нахождение изучаемого языкового явления (например, после изучения темы "Образование существительных", найти существительные, которые соответствуют определенным схемам») · Метод классификации, дифференциации и систематизации, который предполагает распределение языковых фактов по группам в зависимости от сходства и различия; · Метод подбора примеров (конструирование). Конструирование широко применяется при изучении синтаксиса.
б) Методы формирования правописных умений и навыков. • Списывание – дословное, осмысленное и осложненное различными задачами. • Дословное списывание – списывание с готового текста – как метод эффективно в младших классах (в 5 – 8 класс). Осложненное списывание: н-р, из данного текста (словосочетаний) выбрать те, которые основаны на правиле «о/ё после шипящих в корне слова». • Комментированное письмо (один из учащихся с места проговаривает по слогам трудные слова и при необходимости объясняет их написание). • Письмо по памяти. Текст, записанный на доске или взятый из учебника, подробно анализируется, затем характеризуется. Ученики воспроизводят и записывают его по памяти. По окончании работы текст открывают, сверяют написанное. • Орфографический разбор предполагает следующие приемы: 1. Назвать (выделить) орфограмму в слове; 2. Определить морфему, в которой находится орфограмма; 3. Обозначить условия выбора написания; 4. Определить орфографическое правило.
Например: Над рекою стелется туман. В слове стелется в окончании есть орфограмма, выбор буква е или и, т.к. окончание в слабой, безударной позиции. Надо определить спряжение глагола (1), значит, пишем е. Пунктуация не менее важна для грамотности, чем орфография. Пунктуационный разбор формирует умение квалифицировать пунктограмму, определять ее границы, выделять условия действия пунктуационной нормы. Пунктуационный разбор предполагает следующие действия: 1. Назвать пунктограмму, установить ее уровень (конец предложения, сложное предложение, простое предложение). 2. Назвать признаки предложения, вступающие в качестве условий пунктуационной нормы, соотнести их с пунктуационном правилом и объяснить постановку знаков препинания. Для формирования орфографических и пунктуационных навыков широко используется такой метод обучения как диктант (о классификации и видах диктантов подробно мы будем говорить позднее).
Методы контроля Методы контроля делятся на: 1) методы устной проверки; 2) методы письменной проверки; 3) методы программированной проверки; 4) методы тестовой проверки; 5) метод проверки с помощью ТСО.
В системе контроля знаний, умений и навыков выделяются 4 этапа: 1) контроль в начале учебного года результатов повторения основных тем предыдущего года обучения; 2) контроль в процессе работ над новыми темами; 3) контроль знаний изученных тем; 4) контроль в конце полугодия или года после повторения разделов. Необходимо помнить, что контроль должен осуществляться систематически, на всех этапах урока любого типа. 1. Самым распространенным методом устной проверки знаний является устный опрос. Он может быть индивидуальным и фронтальным. Для эффективности его проведения нужна хорошо продуманная система вопросов, которые бы ориентировали учащихся не только на воспроизведение, репродукцию знаний (вопросов, которые предваряются словами типа: «назови», «перечисли» и т. д.), но и на обоснование, доказательство высказанных положений (Как изменяются причастия? На какую часть речи похоже изменение причастий? При помощи каких средств выражают причастия значение времени? По этому признаку к какой части речи относятся причастия?), определение характерных классификационных признаков изучаемых частей речи (Существительные по родам делятся; одни из них относятся к мужскому роду: гнев, экскаватор, труженик, другие – к женскому: боль, пыль, собака, третьи – к среднему: поле, солнце. А прилагательные?).
Вопросы продумываются учителем заранее. Ответ учащихся должен соответствовать следующим требованием: • Полнота, правильность, выразительность ответа; • Степень осознанности, понимание изучаемого; • Речевое оформление ответа. Нормы оценок устного ответа определены утвержденным Министерством образования РБ нормативным документом. К методам устной проверки относятся также устный анализ языкового материала (с точки зрения фонетики, лексики, состава слова и словообразования, грамматики, стилистики, орфографии и пунктуации); устный самостоятельный подбор примеров для иллюстрации теоретического материала; устное редактирование, рецензирование; устное преобразование, конструирование по заданной модели и др. 2. Методами письменной проверки являются: • диктанты; • изложения; • сочинения.
Традиционным методом контроля знаний, умений и навыков по орфографии, грамматике и пунктуации является диктант в его разновидностях (словарный, творческий, свободный, контрольный). Для диктанта целесообразно использовать связные тексты средней трудности. В тексте контрольного диктанта должны быть орфограммы и пунктограммы на изучаемые правила, усвоение которых проверяется (на каждое правило 2—3 случая), орфограммы и пунктограммы на ранее изученные правила (не менее 2—3 случаев). В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм программой по русскому языку определяется так:
В тексте диктанта должно быть минимальное количество слов с орфограммами, которые еще не изучались. Объем диктанта (учитываются как знаменательные, так и служебные слова) определен программой следующим образом:
В каждом классе, кроме V, до конца первой учебной четверти сохраняется объем текста письменной работы, рекомендованный для предыдущего класса, а в V классе — на протяжении первого полугодия. В диктанте с дополнительным заданием количество слов уменьшается примерно на 10. В старших классах количество слов в диктантах составляет: в X — 170—190, в XI — 190—210. Диктант оценивается, исходя из следующих нормативов: Методами письменной проверки знаний, умений и Ведущее место в системе письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся занимают сочинения и изложения. Они проводятся в соответствии с требованиями программы, изложенными в разделе «Связная устная и письменная речь». С помощью сочинений и изложений, как указывается в программе, проверяются две группы умений и навыков: 1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии со стилем, темой, задачей высказываний; 2) соблюдение грамматических норм и правил правописания. Для контрольных изложений для каждого класса программа устанавливает определенный объем текста:
В первом полугодии в V классе по русскому языку в школах с белорусским языком обучения проводятся только обучающие изложения, которые оцениваются по нормам для четвертого класса.
Тексты итоговых контрольных изложений в VIII—IX классах могут быть несколько увеличены (примерно до 50 слов) по сравнению с данными нормами. Рекомендуется следующий примерный объем самостоятельных классных сочинений: V класс — 0,5—1,0 страницы; VI класс—1,0—1,5; VII класс — 1,5—2,0; VIII класс — 2,0—3,0; IX — 3,0—4,0. В связи с усложнением тематики сочинений в X—XI классах увеличивается и их объем: в X классе — до 5, а в XI классе — до 6 страниц. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от характера темы и ее раскрытия, от стиля и жанра, от общего развития учащихся, от интереса к описываемому, темпа письма и т. д. Однако если объем сочинения в полтора – два раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки «5»). Творческие работы (сочинение и изложение) оцениваются двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность. Обе оценки считаются по русскому языку и ставятся в одну графу (5/5, 4/4, 3/3), за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речевое оформление) ставится в графу по литературе, а вторая (за соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм) – в графу по языку.
3. Методы графической проверки – составление и дополнение Графический диктант проводится при повторении и обобщении пройденного материала. Например, при обобщении темы «односоставные предложения» учащимся предлагается заполнить заранее составленную таблицу, в которой записана лишь одна половина с типами односоставных предложений: - определенно-личные; - неопределенно-личные; - безличные; - назывные. Вторую половину учащиеся заполняют в ходе чтения текста. Диктант моно разнообразить, в том числе предлагать в качестве домашнего задания. Результативными методами графической проверки знаний, умений и навыков учащихся являются: составление и заполнение обобщающих таблиц, составление рассуждения на лингвистическую тему по таблице, составление слова, словосочетания, предложения по данным схемам, перестройка предложений по схемам, различные диктанты с графическими заданиями (графический диктант) и др. Например, после изучения темы «Состав слова и словообразование» учащимся VI класса можно предложить составить таблицу, иллюстрирующую способы словообразования.
С целью проверки написания безударных гласных в корне учащиеся заполняют следующую таблицу:
Знания грамматической теории также можно проверить с помощью таблицы. Например: используя таблицу образования страдательных причастий прошедшего времени, ответьте письменно (устно) на вопросы, помещенные под таблицей.
1. От какой основы глагола (настоящего, прошедшего времени) образуются страдательные причастия прошедшего времени? 2. От глаголов какого вида образуются страдательные причастия прошедшего времени? Переходные эти глаголы или непереходные? 3. С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? Работая над содержанием, данным в таблице, учащиеся составляют рассуждение на лингвистическую тему, т. е. развернутый ответ по грамматике. При организации итогового обобщающего повторения раздела «Синтаксис и пунктуация» в V классе можно предложить следующее задание Покажите графически условия постановки запятой. Ответ выглядит примерно так: а) О,....; б)..., О,...?; в)..., О! (обращение). а) Дмитрий Николаевич, я вас нисколько не понимаю б) Вкусны ли, милая, слёзы солёные с кислым квас- в) Узнаю тебя, жизнь!.. (А. Блок). Бежит, струится маленький ручей (С. Есенин). а) _____ ======, _____ ======; б) _____ ======, и (а, но, да) ____ ======; в) _____ ======, что (когда, чтобы, если) ____ ====== (сложные предложения). (Схемы даны исходя из грамматической основы.) а) Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт (А. Пушкин); б) В темнице там ей верно служит (А. Пушкин); в) Я пришёл к тебе с приветом, Графический диктант проводится при повторении и обобщении пройденного материала. Например: учащимся VIII класса предлагается диктант с заданием: составить таблицу односоставных простых предложений. Перед записью текста диктанта ученики составляют примерно такую таблицу (без примеров):
В ходе чтения текста учащиеся выявляют предложения того или иного вида и заполняют графу таблицы «Примеры». Или: учащиеся записывают диктуемое предложение, а после этого определяют его вид и делают соответствующую запись во второй графе (указывая, по требованию учителя, номер параграфа или пункта, где о предложениях такой структуры говорится). В различных разновидностях графический диктант Организация такой работы может иметь разнообразные варианты; диктант может выполняться не только в классе, но и в качестве домашнего задания.
4. Методы программированного контроля. Такой контроль Перфокарта – лист плотной бумаги, на лицевой стороне которого напечатан текст упражнения. На месте, где нужно вставить букву или знак, прорезаются отверстия. Под перфокарту подкладывается чистый лист бумаги. Алгоритмы помогают проверить знания языкового материала и навыки логического мышления. Учащиеся не только вставляют буквы или знак, но и доказывают свое мнение при помощи алгоритмической схемы. Программированная проверка позволяет регулярно, с небольшой затратой времени контролировать усвоение знаний всеми учащимися, обнаружить пробелы и вовремя оказать необходимую помощь. Осуществляется программированный контроль на основе перфокарт, перфоконвертов, алгоритмов. Перфокарта – это лист плотной бумаги, перфоконверт – это сложенные вдвое листы плотной бумаги (из тетради для рисования); на лицевой стороне напечатан на машинке или написан от руки текст упражнения. На месте, где нужно вставить букву, морфему, слово, знак препинания, прорезаны отверстия. В перфоконверт закладывается, под перфокарту подкладывается лист чистой бумаги. Приведем образцы. 1. Вписать пропущенные буквы. Р..бята, в..тер, мор.., и..ку..тво, ко..ектив, р..днич..к. 2. Вписать пропущенные буквы и слова. Разр..зая ноем воды, Дую.. ветры яро..ны.., гонят ло..ки пару..ны.. (В. Маяковский). 3. Дописать личные окончания глаголов.
4 Подобрать приставку (с-, из-, раз-, рас-, без-, бес-).
Перфоконверты используются так же, как обычные карточки. Конечно, работа с перфокартами не может заменить письменных и других контрольных работ. Работа со схемами алгоритмического характера помогает учителю проверить не только знания лингвистического материала, но и навыки логического мышления. Например, в задании требуется определить написание е или и в глагольных окончаниях: запомн..те, улета..те, подход..те и т. д. Ученики должны не просто вставить нужную букву, а доказать ее написание алгоритмически. 2-е лицо мн. числа Е или И? Определи наклонение глагола
5. Методы тестового контроля. Тесты в настоящее время стали одним из самых популярных методов контроля. Тест представляет собой совокупность заданий, на которые нужно дать краткие, однозначные ответы, выбрав их ряда предлагаемых вариантов. Тесты могут быть применены как для тематической, так и для итоговой проверки. Для тематической проверки знаний применяется набор тестовых заданий разных типов, которые охватывают основные вопросы темы. Для итоговой проверки подбираются задания из разных разделов: орфография, пунктуация, культура речи и т.п. Тест (англ. test – испытание, экзамен) в школьной практике – совокупность заданий, на которые необходимы краткие, однозначные ответы, выбор правильного ответа из ряда предполагаемых. Для тематической проверки знаний применяется набор тестовых заданий разных типов, которые охватывают основные вопросы темы. При выполнении такого рода тестового задания используются различные методы: группировка и подбор материала, анализ учебного материала, фонетический, лексический, грамматический разбор, конструирование словосочетаний и предложений, составление синонимических грамматических конструкций, редактирование и т. д. Приведем пример тестового контрольного задания по теме «Наречие». I. По значению наречия делятся на разряды: 1) наречия... 2) наречия... 3) наречия... 4) наречия... 5) наречия... 6) наречия... II. Рядом с каждой группой наречий (справа в скобках) поставьте цифру, отвечающую типу этой группы. Вовсе, немного, вдвое (); здесь, везде, дома, вверх (); бегом, пешком, вмиг, никак (); вчера, ныне, потом, смолоду (); спросонок (); нарочно, специально, заинтересованно (); III. Наречия образуются следующими способами:... IV. С двумя нн пишутся наречия, которые... V. Отдельно от наречия не пишется... Например:... VI. Не с наречиями пишется отдельно только тогда, когда... VII. В наречиях с приставкой по пишем в конце букву и, если... Примеры:... VIII. Образуйте наречия от таких слов:
IX. Буква ь на конце наречий пишется после... X. Через дефис пишутся наречия, которые имеют... Возможности тематического устного опроса ограничены количеством опрашиваемых и временем, поэтому в последнее время в практике все шире применяются тестовые контрольные работы.
5. Метод проверки с помощью ТСО. К техническим средствам обучения (проекционные аппараты, кодоскопы, магнитофоны, лингвистические тренажеры) можно прибегать и во время проверки знаний учащихся. Демонстрирование диафильмов, диапозитивов, фрагментов кинофильмов может совмещаться с выполнением учениками контрольных письменных и устных заданий, тестовых работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|