Философия природы» Ф.В.И. Шеллинга
Понятие энтропии, хаоса, бифуркации, диссипативных структур. Синергетический взгляд на развитие жизни человека. Особенности применения синергетического подхода в исследовании человека и социальных процессов. Синергетика -это сфера междисциплинарных исследований, направленная на изучение процессов системности и самоорганизации в открытых нелинейных системах, находящихся в неравновесном состоянии. Значимая проблема в этой науки является исследование систем в динамическом хаосе (нерегулярное или хаотическое поведение простой системы).Эта наука возникла в первой половине 20в.под влиянием работ Германа Хакена и Ильи Пригожина. Синергетика основывалась в самом начале своего становления на критике научной картины мира(это совокупность представлений о развитии мира) Ньютона-Лапласа. Научная картина мира основывалась на классической физике и на законах термодинамике, следовательно все процессы и явления во вселенной происходит в соответствии с порядком, а значит хаоса быть не может. Однако события истории человечества неоднократно давали подтверждение тому, что хаос существует. Представители синергетики сделали вывод о том, что хаос и порядок являются взаимосвязанными величинами. Энтропия -понятие, обозначающее степень неравновесности состояния сисиетмы; чем больше элементов системы находятся вне равновесия-тем больше она склонна к энтропии. Хаос- понятие, обозначающее первозданное состояние какого- либо объекта или явления, лишенное порядка; явление природы или социальной жизни, нарушающее привычный ход событий и приводящее к негативным последствиям. Бифуркация- понятие, обозначающее изменение в развитии системы связанное с необходимостью выбора одного из нескольких путей дальнейшего развития.
Пример: жизненная ситуации, в которой человек предстоит сделать выбор между двумя варианта; пока выбор не сделан-человек как открытая система находится в состоянии равновесия; как только выбор сделан-он из него выходит. Диссипативная структура(система)- это структура(система),находящаяся в состоянии, далеком от равновесия. Синергетика формирует особый тип мышления, с помощью которого можно понять порядок и хаос нелинейное. Это мышление характеризуется нестандартного подхода к решению проблемы, игнорированием догм и шаблонов, следованию интуиции. Ему традиционно противопоставляется линейное-мышление, основанное на стереотипах, лишающие человека творческой свободы. Именно благодаря нелинейному мышлению человек способен познать хаос и увидеть систему даже в казалось бы разрозненных элементах. Представители синергетики убеждены, что случайность как выражение хаоса органично присутствует в социальном и историческом бытие человека. Умение их анализировать, а также предсказывать их возникновение помогать человеку значительно низить уровень риска своего существования.Это крайне важно потому, что, по мнению немецкого философа Ульриха Бека, современное общество является «обществом риса» в той связи особую значимость приобретает умение человека прогнозировать риски,а иногда даже избегать их.
Философия природы» Ф.В.И. Шеллинга Фридрих Шеллинг Немецкий философ, представитель классической немецкой философии(1775-1854) Основные труды: «Философия и религии» «Идеи к философии природы» «О мировой душе» Свою философскую систему, Шеллинг назвал натурфилософия (философия природы).Человек познает природу не только тогда, когда покоряет ее, но и тогда создает нормы культуры, мораль. Только познав природу,человек способен приблизиться к познанию Бога. Вообще человека и Бога, как считал Шеллинга, роднит друг с другом качество-волю. Воля Бога имеет три элемента:1)бессознательная воля; 2)сознающая воля; 3)дух, связывающий воедино первую и втору.
В свою очередь, познание Бога позволяет постичь идею Абсалют в понимании Шеллинга- это первоидея из которой возник весь мир и человек. Именно Абсалют направляет бытие человека, служит источником прогресса, всех достижений человеческой цивилизации. Неспособность человека познать Абсалют, либо отказ от него служит источником регресса,разрушений и зла. Противостоять хаосу мира человека может не столько с помощью философии, но и с помощью религии. Сама религия в своем становление проходит через три эпохи: 1.Эпоха Петра, знаменует собой внешнее и насильственное единство церкви вокруг идеи христианства; 2.эпоха Павла, привносит в христианскую религию дух свободы, идею терпимости по отношению к другим религиям; 3.эпоха Ионна, в которой христианство становиться источником просветления, в внутренней свободы для человека. Свою философию он разделял на три части: 1.Философия природы-на данном этапе Шеллинг исследовал природу, а точнее-ей главное качество-внутреннюю противоречивость; философ считал, что в ровной степени многие явления природы могут служить как источник блага,так и зла; природа одновременно является для человека источником многочисленных ресурсов и разного родна проблем. 2.Философия истории: развитие истории Шеллинг рассматривал через призму развития идеи свободы; он считал, что в разные эпохи и в разных культурах свобода трактовалась различно; сама по себе идея свободы, источником которой является природа так же содержит в себе противоречие:изобилие свободы так же опасно, как и ее ограниченность. 3.Иррационалтзм:в природе, как считал Шеллинг, всегда происходит борьба между хаосом и порядком, но хаос может взять верх; следовательно,со временем объяснить происходящие в мире события с позицией рационализма станет не возможно. Значение философии Шеллинга заключается прежде всего в его подходе к анализу природы как многогранного и внутренне противоречивого явления. Его восприятие единства природы Бога оказало значительное влияние на дальнейшие развитие философии религии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|