Карта логопедического обследования
Ф. И. О.______________________________________________________
| Первичное обследование
| Динамика
|
Дата обследования
|
|
|
Возраст ребенка
|
|
|
КОНТАКТ:
|
|
|
в контакт не вступает
|
|
|
контакт формальный (чисто внешний)
|
|
|
контакт избирательный
|
|
|
легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нем заинтересованность
|
|
|
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:
|
|
|
пассивный, инертный
|
|
|
повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность
|
|
|
колебания настроения
|
|
|
активный, бодрый, деятельный
|
|
|
ВНИМАНИЕ:
|
|
|
низкая концентрация и неустойчивость внимания (плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)
|
|
|
недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое
|
|
|
плохое переключение внимания
|
|
|
достаточно устойчивое
|
|
|
ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
|
|
|
низкий
|
|
|
несколько снижен
|
|
|
соответствует возрасту
|
|
|
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:
|
|
|
снижена
|
|
|
достаточная
|
|
|
| Первичное обследование
| Динамика
|
ДОРЕЧЕВОЕ И РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
|
|
|
протекало с выраженной задержкой
|
|
|
протекало с задержкой
|
|
|
нормальное (по возрасту)
|
|
|
Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:
|
|
|
крик
|
|
|
гуление
|
|
|
лепет
|
|
|
первые слова
|
|
|
простые фразы
|
|
|
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:
|
|
|
не понимает обращенную речь
|
|
|
понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное)
выполняет простые речевые инструкции
|
|
|
понимание обращенной речи на бытовом
уровне
выполняет сложные речевые инструкции
|
|
|
в полном объеме
|
|
|
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:
|
|
|
название предметов (реальных и на картинках)
|
|
|
понимание смыслового значения слова, действия
|
|
|
понимание простого сюжета
|
|
|
понимание лексико-грамматических конструкций
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ
|
|
|
(экспрессивная речь)
|
|
|
| Первичное обследование
| Динамика
|
1-й уровень речевого развития:
|
|
|
полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
|
|
|
произносит отдельные звуки, звукокомплексы
|
|
|
произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
|
|
|
использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)
|
|
|
2-й уровень речевого развития:
| .
|
|
пользуется простой фразой
|
|
|
аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена
|
|
|
3-й уровень речевого развития:
|
|
|
пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; фонетико-фонематические нарушения
|
|
|
4-й уровень речевого развития:
|
|
|
лексико-грамматическая и фонетико-фо-нематическая недостаточность
|
|
|
№ пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована
|
|
|
| Первичное обследование
| Динамика
|
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:
|
|
|
проявляет склонность к эхолалии
|
|
|
наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)
|
|
|
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ РЕЧИ:
|
|
|
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:
|
|
|
резко ограничен
|
|
|
беден
|
|
|
в пределах обихода
|
|
|
достаточный
|
|
|
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:
|
|
|
не сформирован
|
|
|
сформирован недостаточно
|
|
|
сформирован (N)
|
|
|
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:
|
|
|
описание сюжетной картинки
|
|
|
простой сюжет
|
|
|
сложный сюжет
|
|
|
составление рассказа по серии сюжетных картин
|
|
|
пересказ текста
|
|
|
творческий рассказ
|
|
|
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ:
|
|
|
не нарушена (N)
|
|
|
Нарушения слоговой структуры слов:
|
|
|
парафазии (замены звуков, слогов)
|
|
|
элизии (пропуски звуков, слогов)
|
|
|
| Первичное обследование
| Динамика
|
итерации (повторения звуков, слогов)
|
|
|
контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
|
|
|
персеверации (отсроченное повторение)
|
|
|
перестановки звуков, слогов
|
|
|
антиципации
|
|
|
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
|
|
|
А
| О
| У
| Ы
| И
| Э
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К
| К'
| Г
| Г'
| Х
| Х'
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Й
| М
| М'
| П
| П'
| Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б'
| Ф
| Ф'
| В
| В'
| Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т'
| Д
| Д'
| Н
| Н'
| С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С'
| З
| З'
| Ц
| Ш
| Ж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч
| Щ
| Р
| Р'
| Л
| Л'
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
|
Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения — искажения:
|
|
|
усредненность гласных
|
|
|
недостаток произношения свистящих
|
|
|
недостаток произношения шипящих
|
|
|
недостаток произношения соноров
|
|
|
недостаток произношения губных
|
|
|
недостаток произношения губно-губных
|
|
|
недостаток произношения губно-зубных
|
|
|
недостаток произношения средненёбных
|
|
|
недостаток произношения заднеязычных
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | |
| Первич-ное обследо-вание
| Дина-
мика
|
недостаток произношения твердых согласных
|
|
|
недостаток произношения звонких согласных
|
|
|
изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки — общая смазанность речи
|
|
|
фонетический строй речи сформирован достаточно (N)
|
|
|
Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков):
|
|
|
замены
|
|
|
смешения
|
|
|
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
|
|
|
нарушено
|
|
|
сохранное
|
|
|
Степень разборчивости речи:
|
|
|
речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
|
|
|
разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
|
|
|
разборчивость речи не нарушена (N)
|
|
|
ДЫХАНИЕ:
|
|
|
поверхностное, затрудненное
|
|
|
неровное, неритмичное
|
|
|
свободное
|
|
|
Дифференциация носового и ротового выдоха
|
|
|
ГОЛОС:
|
|
|
Недостаточная сила голоса: тихий, слабый, истощающийся
|
|
|
Нарушение тембра голоса:
|
|
|
глухой, сдавленный
|
|
|
хриплый
|
|
|
назализованный
|
|
|
напряженный
|
|
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
|
дрожащий
|
|
|
сильный, звонкий (N)
|
|
|
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции:
|
|
|
нарушена
|
|
|
сохранна
|
|
|
Просодическая организация звукового потока:
Мелодико-интонационная сторона речи: N
|
|
|
нарушение интонационного оформления речи
|
|
|
отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)
|
|
|
слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный)
|
|
|
Темп речи:
|
|
|
нормальный
|
|
|
тахилалия
|
|
|
брадилалия
|
|
|
запинки
|
|
|
заикание
|
|
|
Ритм речи:
|
|
|
нормальный
|
|
|
растянутый
|
|
|
скандированный
|
|
|
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики:
|
|
|
спастический парез
|
|
|
тонические нарушения управления типа ригидности
|
|
|
гиперкинезы
|
|
|
атаксия
|
|
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
|
апраксия
|
|
|
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:
|
|
|
гипомимия
|
|
|
Тонус лицевой мускулатуры: N
|
|
|
нарушение мышечного тонуса лица: спастичность
|
|
|
гипотония
|
|
|
дистония
|
|
|
сглаженность носогубных складок
|
|
|
асимметрия лица
|
|
|
гиперкинезы лица
|
|
|
ГУБЫ:
|
|
|
N, толстые/тонкие; наличие расщелины
|
|
|
Тонус губной мускулатуры: N
|
|
|
Нарушение мышечного тонуса губ:
спастичность
|
|
|
гипотония
|
|
|
дистония
|
|
|
Подвижность: губы малоподвижные
|
|
|
губы подвижные
|
|
|
ЗУБЫ:
|
|
|
крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, N
|
|
|
прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный
|
|
|
ТВЕРДОЕ НЁБО:
|
|
|
готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N
|
|
|
МЯГКОЕ НЁБО:
|
|
|
длинное/короткое
|
|
|
подвижное/малоподвижное
|
|
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
|
отклонение увуля
|
|
|
Движение нижней челюсти:
|
|
|
открывание/закрывание рта
|
|
|
умение держать рот закрытым
|
|
|
ЯЗЫК:
|
|
|
толстый, маленький, узкий, раздвоенный
|
|
|
невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки
|
|
|
Тонус язычной мускулатуры: N
|
|
|
Нарушение мышечного тонуса языка:
|
|
|
спастичность
|
|
|
гипотония
|
|
|
дистония
|
|
|
гиперкинезы языка
|
|
|
тремор языка
|
|
|
девиация (отклонение) языка в сторону
|
|
|
Объем артикуляционных движений языка:
|
|
|
строго ограничен
|
|
|
неполный
|
|
|
снижение амплитуды артикуляционных движений
|
|
|
в полном объеме
|
|
|
Умение удержать артикуляционную позу
|
|
|
Способность к переключению
|
|
|
Произвольное высовывание языка
|
|
|
Подъем языка вверх
|
|
|
Боковые отведения (вправо/влево)
|
|
|
Пощелкивание
|
|
|
Облизывание губ (круговые движения языка)
|
|
|
Глоточный (рвотный) рефлекс:
|
|
|
повышен
|
|
|
N
|
|
|
| Первичное обследование
| Дина-мика
|
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма
|
|
|
Вегетативные расстройства:
|
|
|
Гиперсаливация: постоянная
|
|
|
усиливающая при определенных условиях
|
|
|
Жевание:
|
|
|
N
|
|
|
отсутствие жевания твердой пищи
|
|
|
затруднение жевания
|
|
|
Глотание:
|
|
|
не нарушено
|
|
|
поперхивается, захлебывается при глотании
|
|
|
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
|
|
|
Сформированность основных двигательных навыков:
|
|
|
удержание головы
|
|
|
самостоятельное сидение
|
|
|
удержание вертикального положения стоя
(у опоры / самостоятельно)
|
|
|
ходьба с поддержкой
|
|
|
самостоятельная ходьба
|
|
|
нарушение походки
|
|
|
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:
|
|
|
направление руки к предмету
|
|
|
захват предмета, его удержание в руке
|
|
|
простейшие манипуляции с предметами
|
|
|
свободное манипулирование предметами
|
|
|
дифференцированные движения пальцев рук
|
|
|
выделение ведущей руки (правая / левая)
|
|
|
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Варианты логопедического заключения для детей раннего возраста
Задержка речевого развития.
Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.
Задержка речевого развития, дизартрия.
Задержка познавательного и речевого развития.
Задержка психоречевого развития.
Заключение (диагноз) «дизартрия» употребляется только тогда, когда у ребенка развивается собственная (экспрессивная) речь хотя бы на уровне слов и простых фраз. До этого момента (вне зависимости от возраста), если у ребенка отмечаются речедвигательные (неврологические) нарушения в мышцах и моторике речевого аппарата, то в заключении указывают «симптоматика спастического пареза в артикуляционной мускулатуре» или «спастико-паретический синдром в речевой моторике».
Варианты логопедического заключения для дошкольного возраста
1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические нарушения:
— дизартрия;
— дизартрия: фонетический дефект;
— стертая спастико-паретическая дизартрия;
— средняя степень гиперкинетической дизартрии;
— неярко выраженная спастико-атактическая дизартрия.
2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:
— фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;
— фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии;
— фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.
3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:
— общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;
— общее недоразвитие речи (II уровень) при дизартрии;
— общее недоразвитие речи (III уровень) у ребенка с легкой степенью дизартрии.
4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигательные расстройства при нарушении всех компонентов речи:
— системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
IV глава
Специфика коррекционно-логопедической работы при дизартрии
4.1. Принципы, задачи и методы
логопедической работы при дизартрии
Знание особенностей структуры нарушений у детей с дизартрией позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: