Формирование грамматической стороны речи у доимольников
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
От 5 до 7 лет УДК 373 Б82 Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообладателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве. Рисунки И. Г. Лебедевой Борисенко М. Г., Лукина Н. Д. матика а играх и картинках»). 15ВЫ 5-93437-217-3 Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложено 30 дидактических игр, посвященных лексической теме «День защитника Отечества». Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. При веде иная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи, Обучение носит характер упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом, Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом. УДК 373 /Методическое пособие БОРИСЕНКО Марина Геннадиевна ЛУКИНА Наталья Андреевна ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА Редактор С Ю. Куликова Корректор В. С. Шарова Компьютерная верстка О. Н. Алексееве Подписано в печать 27.12.04. Формат 84x108'/14. Гарнитура «Журнальная». Печать офсетноя. Усл. печ. л. 1,68+1,0 цв. вкл. Уч.-изд. л. 3,1. Тираж 6000 экз. Заказ № 9114. Издательство «Паритет»: 197183, Санкт-Петербург, Липовая аллея, д. 15а, оф. 18. Е-глаП: Ьоок_рапГе1@тюИ.5рЬт1.ги.
Отдел реализации издательство «Паритет»: Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 8. Теп.: (812) 541-81-94, 542-02-57. Е-тап1: ог_роп(еГ@та|1.*рЬпн\ги Представительство в Москве: ЧП Ларченко Е. А. 111024, Москва, ул. 2-я Кабельная, д. 10. Тел.(095)941-65-76, (095) 953-05-07. Е-гпа11: ЬгсНеекЭуапа'ех.ги ООО «Фоликом» («Книга — почтой»): 199053, Сонкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д, 13. Теп. (812) 323-70-04. Е-птаИ: Ы1сот@лю11.»р1и5.пет Отпечотоно с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ па делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чколовский пр., 15. © М. Г. Борисенко, 2004 © Н. А. Лукина, 2004 © А. С. Андреев, оформление обложки, 2004 ВВЕДЕНИЕ Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,—■ дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития. Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду»1. Тема «День защитника Отечества» изучается только в старшей и подготовительной группах. Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания. Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей от 5 до 7 лет. В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.
Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи. Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение грамматически правильной речи осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки. ' Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред, М. А. Васильевой. М., 2004. Для удобства работы с детьми цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом. Работа по коррекции нарушений и формированию лексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям; 1) обогащение словаря; 2) уточнение значений слов; 3) формирование словоизменения; 4) формирование словообразования. Она осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное зву-копроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания. Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней. В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация. В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно-в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи. Формирование грамматической стороны речи у доимольников Части речи 5-6 пет Возраст 6—7 пет
Игра «Кто такие военные!» Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных; употреблять существительные в творительном и родительном падежах; изменять глаголы будущего времени по числам, образовывать существительные с помощью суффиксов. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 1). Ход игры: расскажите ребенку о празднике — Дне защитника Отечества. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. День защитника Отечества — это праздник всех военных. А кто такие военные? Военные — это люди, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. Мы называем Родиной то место, где мы родились и живем. Когда мы вырастем, то сможем защищать свою Родину. Предложите ребенку изменить слова в рассказе так, чтобы вместо слова «мы» звучало «я». («Родной свой край я Родиной зову...») Спросите ребенка: «Кого защищают военные?» (Меня, маму, братика и т. д.) Скажите, что военные имеют разные специальности. Расскажите ребенку, что он сам сможет их назвать, если научится образовывать новые слова по образцу: танк — танкист, десант —десантник, артиллерия — артиллерист, море — моряк, граница — пограничник, связь — связист, телефон — телефонист. Предложите ребенку посмотреть на картинки и показать, где десантник, где моряк, где пограничник, где зенитчики и т. д. Расскажите, что у моряков особая форма. У матросов бескозырки с ленточками, полосатые тельняшки, матросские воротники. Зенитчики носят каски. Про пограничника с собакой и десантника попросите ребенка рассказать самостоятельно. Следующее задание: предложите ребенку изменить слово так, чтобы оно звучало во множественном числе: моряк — моряки, летчик — летчики, пограничник — пограничники, танкист — танкисты, артиллерист — артиллеристы, десантник — десантники. Предложите ребенку ответить на вопрос, кем он будет, когда вырастет. (Моряком, летчиком...) Попросите его посчитать, сколько на картинках нарисовано летчиков, танкистов... Игра «Кому — что!» Чему учится ребенок: понимать значение слов; употреблять имена существительные в родительном падеже, а также обогащает словарь. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 2). Ход игры: расскажите ребенку, что у разных военных разная форма. У летчиков — одна, у пограничников — другая. На картинках нарисованы различные головные уборы — фуражка, бескозырка, шлем, каска. Предложите ребенку показать, где бескозырка, где каска и т. д., а затем определить, какие головные уборы носят военные разных специальностей. Попросите ребенка договорить начатую вами фразу. Бескозырки с ленточками —... (у моряков). Шлемы —... (у летчиков, танкистов, десантников). Фуражки —... (у пограничников). Каски —... (у мотопехоты). Игра «Найди пару» Чему учится ребенок: подбирать местоимения к именам существительным; согласовывать числительные с существительными; уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 3). Ход игры: покажите ребенку картинки, попросите его подобрать пару, соединив их карандашом: бинокль — очки; планшет — портфель; ружье — пистолет; мундир — костюм; фуражка — шляпа; сапоги — кроссовки. Предложите ребенку каждое существительное заменить подходящим местоимением: планшет — он, ружье — оно, фуражка — она и т. д. Предложите каждое существительное произнести вместе со словом «один». (Один бинокль, одни очки, один планшет, одна фуражка.) Игра «Найди картинку» Чему учится ребенок: понимать значение слов; игра способствует развитию слухового внимания, обогащает словарный запас. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4). Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картинки. Попросите его найти и назвать картинку с изображением техники, о которой можно рассказать, используя предложенные слова: аэродром, крылья, небо, пилот; колеса, броня, механик-водитель; причал, капитан, море, палуба, моряк; люк, броня, гусеница, орудийная башня. Игра «Кто больше!» Чему учится ребенок: правильно согласовывать имя числительное «один» с существительными, личные местоимения 3-го лица с существительными, а также обогащает словарный запас за счет имен существительных и глаголов, уточняет значение слов. Оснащение; предметные картинки (см. вклейку, рис. 5). Ход игры: назовите действие. Попросите ребенка по действию назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы. Лексический материал: плывет... {корабль, лодка, пароход, катер); летит... (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей...); едет... (танк, поезд, автомобиль). Предложите ребенку к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они); затем — числительное (один, одна, одно, одни). Игра «Угадай профессию» Чему учится ребенок: обогащает словарный запас, уточняет словарный запас; игра способствует развитию мышления. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4). Ход игры: предложите ребенку, глядя на картинки, отгадать загадки и назвать профессию. Мчится крепость, Конь бежит— земля дрожит, Вся в броне, Из ноздрей дым валит. Тащит пушку на себе. (Поезд; профессия — машинист.) Есть такой большущий дом, Не стоит на месте он. Не зайти в него никак, Ведь бежит он ло волнам. (Корабль; профессия — моряк.) Что за птица смелая По небу промчалась? Лишь дорожка белая От нее осталась. (Самолет; профессия — летчик.) Игра «Кто это или что ото!» Чему учится ребенок: различать одушевленные и неодушевленные предметы. Оснащение: мяч. Ход игры: называйте слова и бросайте ребенку мяч. Предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно. Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|