Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и развитие идей о правах и свободах человека




Существенное влияние на весь процесс формирования и развития представлений о правовом государстве оказали идеи о правах и свободах человека, их прирожденном и неотчуждаемом характере.

Современное понимание смысла и значения прав и свобод человека как существенного компонента правового государства – при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, – опирается на богатый предшествующий опыт человечества, и прежде всего в области правовых форм организации общественной и политической жизни людей, на историю формирования и развития идей и институтов о правах и свободах человека.

Теория и практика прав и свобод человека имеют долгую и поучительную историю. Значительными вехами на этом историческом пути являются, в частности, Декларация независимости США (1776 г.), французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., другие международно-правовые документы о правах человека в современном мире.

Права человека – явление социально-историческое. Не отрицая большой новизны, специфики и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально-исторически, так и теоретически (логически) каждая исторически данная система права включала и включает в себя (явно или латентно) определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом смысле история права и правовых учений – это вместе с тем и история формирования и эволюции представлений о правах человека – от примитивных и неразвитых до современных.

Право вообще и права человека – это не различные (по своей сути, функциям и назначению) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного типа. Права человека (в тех или иных

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 312

формах и объемах их бытия и выражения) – это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определенный (а именно – субъектно-человеческий) аспект выражения сущности права как всеобщей и необходимой формы свободы людей. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека без и вне права.

Всеобщность правовой формы свободы людей относительна, поскольку ограничивается лишь субъектами отношений, регулируемых правом и опосредуемых правовой формой. Как состав участников, так и круг правовой формы отношений исторически изменчив и отражает социально-историческую эволюцию от деления людей на свободных и несвободных до признания формального равенства и свободы всех, а затем и официального закрепления в общеобязательных государственных актах (начиная с Декларации независимости США 1776 г.) естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека.

На различных ступенях исторической эволюции идей и институтов о правах человека (вплоть до раздвоения человека на частное лицо и публично-политическое лицо – гражданина) мы имеем дело с тем или иным вариантом (и набором) прав привилегированного человека. Последним типом такого привилегированного человека в этом историческом ряду является гражданин (человек как член государства), а последней формой прав привилегированного человека – права гражданина (в их соотношении с правами человека).

История прав человека – это история прогрессирующего расширения правового признания в качестве человека тех или иных людей для того или иного круга отношений, история обогащения и распространения принципа правового равенства на все более широкий круг людей и отношений.

Великая идея естественноправового равенства и свободы всех людей была высказана уже античными мыслителями (софистами, Платоном, Аристотелем, стоиками, римскими юристами).

Одна из ранних страниц распространения идеи прав человека на женщину связана с платоновской концепцией идеального строя, где женщины равноправны с мужчинами (правда, они не допускаются в число высших правителей). В формировании представлений о правах человека следует упомянуть и аристотелевскую защиту прав индивида (особенно в вопросах частной собственности индивидуальной семьи).

Интернационализация и универсализация идеи равноправия всех людей, независимо от их национальной, социальной и государственной принадлежности, связана с усилиями гре-

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 313

ческих и римских стоиков (от Зевона до Сенеки), благодаря которым идея равенства людей как сограждан единого космополитического государства (в сочетании с критикой рабства) была выведена за узкополисные и этнические рамки и распространена на всех представителей человеческого рода.

На новой основе идея всеобщего равенства и свободы людей была развита идеологами христианства.

В средние века вместо прежней поляризации между пра-восубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения. Дринцип правового равенства стал распространяться на более широкий (чем ранее) круг людей и отношений, правда, в их сословной дифференциации и ограниченности. Права человека на этой исторической ступени остаются различными по содержанию и объему правами-привилегиями членов разных сословий, сословными правами человека, правами сословного человека.

Идея всеобщего равенства людей не заглохла в средние века; она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых юристов и т.д.).

Практическое выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословие-ограниченный характер и представляло собой закрепление сословных прав и свобод (вольностей). Вместе с тем это было исторически перспективное направление, оказавшее влияние на формирование последующих концепций и юридических конструкций прав и свобод человека, вплоть до современных представлений о правах человека. И с точки зрения истории прав человека следует отметить определенную содержательную связь, логику преемственности и момент развития в цепочке таких, в частности, актов, как английские Великая Хартия Вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Habeas Corpus Act (1679 г.), Билль о правах (1689 г.); американские Декларация прав Виргинии (12 июня 1776 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (4 июля 1776 г.), Конституция США (1787 г.), Билль о правах (1789–1791 гг.); французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), современные пакты о правах человека.

Уже на материале перечисленных правовых документов можно увидеть пути и логику формирования юридических норм, институтов и конструкций в области прав и свобод человека, утверждение этих норм и институтов первоначально в

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 314

сословно-ограниченном варианте, последующее развитие первичной модели, обогащение ее содержания, постепенное распространение ее (в той или иной модификации и модернизации) на другие социальные слои и страны, наконец, признание универсального характера прав человека современным мировым сообществом и проистекающие отсюда международно-правовые (в сочетании с межгосударственными) возможности, формы и средства для их утверждения во всех государствах и национально-правовых системах.

Во всем этом процессе постепенной универсализации (сперва на внутригосударственном, затем и на международном уровнях) положений о правах человека существенную роль сыграли представления о прирожденных и неотчуждаемых естественных правах человека, которые, сохраняясь и в условиях государственности, должны быть признаны и гарантированы публичными властями и законами.

В Новое время рационалистическая теория неотчуждаемых естественных прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсо-на и других мыслителей.

Важным составным моментом новых представлений о неотчуждаемых естественных правах человека и их соблюдении в государственном состоянии была концепция общественного договора как правовой основы деятельности государства и правового характера его взаимоотношений с индивидами. «Государство, – писал Греции, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» [21]. С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Греция и целого ряда последующих мыслителей) и положение о естественном праве людей оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.

Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода» [22]. Он подчеркивал, что естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тираническому правлению.

Последовательная либеральная доктрина прав и свобод человека была разработана Дж. Локком. Каждый человек, пи-

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 315

сал он, по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество» [23]. Обеспечение этих неотчуждаемых естественных прав человека и является главной целью договорного объединения людей в государство и передачи себя под его власть. Обеспечение неотчуждаемых прав человека в условиях государственности Локк связывал с двумя существенными моментами – разделением властей и правом граждан на «сопротивление всяким незаконным проявлениям власти» [24].

Эти и сходные идеи о правах и свободах человека постепенно получали официальное признание и закрепление в разного рода декларациях и конституционных актах.

Конечно, от любых деклараций о правах и свободах человека до их реализации – большое расстояние, но история показывает, что без таких деклараций, пролагающих дорогу к цели, до искомой правовой действительности еще дальше. В свое время Кант, один из горячих поборников моральной и правовой свободы человека, господства права во внутренней и международной политике, любил повторять афоризм: «Да свершится справедливость, если даже погибнет мир». В современную эпоху, когда гибель мира – уже не назидательный оборот речи, а вполне реальная возможность, когда проблема прав человека приобрела глобальное значение и их соблюдение стало пробным камнем и символом справедливости во внутренних и внешних делах всех народов и государств, кантовский афоризм можно перефразировать следующим образом: «Если справедливость свершится, мир не погибнет».

Предыдущий | Оглавление | Следующий

 

[1] Локк Д. Избранные философские произведения. Т. И. М., 1960. С. 116.

[2] Локк Д. Избранные философские произведения. Т. П. С. 16–17.

[3] Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 290–291.

[4] Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. С. 289.

[5] Там же. С. 318.

[6] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 209.

[7] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. С. 208.

[8] Кант И. Соч. Т. 4, ч. II. С. 233. Под «правовым законом» Кант имеет в виду законы государства (позитивное право) – в их отличии от моральных законов.

[9] Там же. С. 140.

[10] Кант И. Соч. Т. 6. С. 269.

[11] Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 89.

[12] Там же. С. 284

[13] Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 67.

[14] Там же. С. 309.

[15] Там же. С. 318.

[16] Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 214.

[17] Austin J. Lectures on Jurisprudence or the Philocophy of Positive Law. L., 1873. P. 89.

[18] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910. С. 281.

[19] Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. С. 146.

[20] Там же. С. 153–154.

[21] Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 74.

[22] Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 2. М., 1957, С. 261.

[23] Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1960. С. 50.

[24] Там же. С. 116.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...