Тенденции эффективного использования технических средств учебного процесса и построения технических комплексов обучения (ТКО)
Современные требования по перестройке образования в условиях перехода к рыночной экономике выдвигают объективную необходимость поиска новых подходов, методов и организационных форм совершенствования учебного процесса. Особая роль в решении задач по интенсификации и активизации обучения принадлежит интегрированным комплексным техническим системам в сфере образования. Анализ использования ТСУП в вузах страны показывает, что, как правило, это устаревшая техника, которая не обеспечивает в полной мере решения узловых задач в наших учебных заведениях. Известно, что недостаточная оснащенность техническими средствами труда преподавателя является одной из причин низкого коэффициента полезного действия. По оценкам отдельных исследователей, он составляет не более 10–15%. Поэтому сегодня существует острая необходимость наряду с созданием современных ТСУП разрабатывать новые подходы, системы моделей интегрированного построения технических комплексов обучения, осуществлять системную увязку технических средств обучения (ТСО), оргтехники и компьютерной техники в единую систему на основе определенных технологических процессов преподавания. Основными проблемами в данном направлении являются: – построение классификатора ТКО; – разработка и обоснование функционально-технологического подхода к выбору и созданию ТКО; – нахождение оптимальной модели выбора ТСУП; – разработка математической модели построения оптимальной конфигурации и выбора ТКО на основе применения ПЭВМ; – обоснование и выбор оптимальной аналитической модели, характеризующей эффективность функционирования ТКО. Известно, что имеются и другие подходы к проектированию технических комплексов обучения.
Требуют незамедлительного исследования и разработки такие актуальные вопросы, как: – подготовка преподавателей к пользованию ТСО; – организация фонда средств информационно-методического обеспечения ТСУП как подсистемы учебно-методических комплексов по всем учебным предметам; – создание материально-технической базы и организационных условий (психолого-дидактических, гигиенических, эргономических) для использования ТКО в учебно-воспитательном процессе; – выбор методики определения экономической эффективности и обоснованности применения ТКО в учебном процессе, поскольку эффект применения ТСУП зависит не только от количества и качества приборов, устройств и их стоимости, но и от рационального их выбора и использования; – внедрение современной компьютерной технологии (автоматизированных телекомплексов, современных микрокомпьютерных систем) в учебный процесс; – рациональное использование производственных площадей для оборудования учебных лабораторий, аудиторий, т. е. для создания оптимальных учебных комплексов, реализующих методы интенсивного обучения. Все это позволит резко повысить в целом эффективность формирования и использования ТСУП в конструктивной педагогике. При этом важно добиваться комплексного использования ТСУП с учетом специфики конкретного учебного материала, содействовать не только программному усвоению знаний, но и операционной мобильности, динамичности преподавания, интеграции знаний различных наук, формированию у студентов способности к самообучению. В общем, ТСУП должен стать эффективным компонентом конструктивной педагогики. Применение современных технических систем в сфере образования должно оптимально сочетаться с традиционными формами учебного процесса, чтобы обеспечивать органическое соединение информационного учебного материала, передаваемого с помощью технических средств (кинофильмов, диапозитивов, звукозаписи всей системы мультимедийных технологий и др.), с изложением его преподавателем, который включает эти средства в нужный момент по ходу занятий, консультаций и т. д.
При этом технические средства представления учебной информации используются как вспомогательный материал, усиливающий наглядность, доходчивость, доказательность, органически вписываясь в логику изложения учебного материала; усвоение обучающимися наиболее важной части учебного материала. Этот процесс контролируется преподавателем в основном при помощи современных ТСУП. Преподаватель организует и направляет деятельность обучающихся, акцентирует их внимание на главных вопросах, управляет работой средств представления информации и контролирующих систем; самостоятельное использование ТСУП обучающимися во внеаудиторное время вплоть до изучения ими отдельных разделов курса. Имеется в виду работа с тренажером, обучающими и контролирующими приборами, прослушивание звукозаписей, просмотр видеофильмов и т. д. Широкое применение комплекса ТСУП при необходимости систематически требует разработки новых и новейших методик преподавания, изменения структуры учебных занятий и самих функций преподавателя, оптимального построения им индивидуального технологического процесса преподавания, о чем подробно рассмотрено ранее. Сегодня формируется поколение людей, на плечи которых ляжет основная часть работы по обновлению жизни нашего общества. Однако многие вопросы по перестройке звеньев нашего народного образования решаются с трудом и недостаточно динамично. Один из них – низкий уровень материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса (УВП), не соответствующий многим мировым стандартам. Вместе с тем инженерно-техническое обеспечение УВП не может отрываться от дидактических основ построения учебных технических систем вуза, не может превращаться в некую технократическую цель, реализация которой обходится обществу весьма недешево. Совершенствование технического оснащения образования зависит от разработки как дидактических основ построения учебных технических систем, так и новейших образцов учебного оборудования и ТСО, особенно компьютерных систем, отвечающих современному мировому уровню.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|