Случаи социальной перцепции
Конспект По теме «Перцептивная сторона общения» по предмету Социальная психология
Выполнил: Чечегова М. В. 44.03.01-31 Педагогическое образование/ Изобразительное искусство Перцептивная сторона общения – это такая характеристика общения, в ходе которой устанавливается взаимовосприятие, взаимопознание, взаимопонимание партнеров по общению. Можно сказать, что перцептивная сторона общения отвечает на вопросы: как люди, которые общаются, воспринимают друг друга; как строится образ каждого партнера по общению. Термин социальное восприятие, социальная перцепция, носит условный характер. Это объясняется тем, что люди не только воспринимают друг друга в общении. Они на самом деле осуществляют процесс познания, в который включается широкий круг психологических процессов. Первоначальное значение термина сформулировал Джиром Брунер в 1947 году. Он предложил новый взгляд на восприятие, так называемый new look. Брунер говорил о том, что всякий процесс восприятия социально детерминирован. Отсюда социальная перцепция – это процесс социальной детерминации. Второе значение термина, появившееся позже, выглядит следующим образом: социальная перцепция – это не только социальная обусловленность процесса восприятия, но и восприятие социальных объектов. К этим объектам относят: 1) другой человек; 2) группа; 3) социальная общность.
В книге «Межличностное восприятие в группе» 1981 г., Андреева Г. М. приводит классификацию социальных объектов, с точки зрения того, кто и как их воспринимает. Случаи социальной перцепции 1. Индивид воспринимает другого индивида, принадлежащего к той же социальной группе.
2. Индивид воспринимает другого индивида, принадлежащего к другой социальной группе. 3. Индивид воспринимает свою собственную группу. 4. Индивид, будучи членом какой-либо группы, воспринимает другую группу в целом. 5. Группа может воспринимать своего собственного члена. 6. Группа в целом воспринимает индивида из другой группы. 7. Группа сама воспринимает себя. 8. Одна группа воспринимает другую группу в целом.
В первых четырех позициях субъектом восприятия является индивид. Однако, есть и другие четыре случая социальной перцепции, когда субъектом восприятия выступает группа. В этом состоит отличие социальной психологии от общей психологии. Первые два случая в совокупности дают определение межличностной перцепции. Итак, межличностная перцепция – это такой вид социальной перцепции, когда индивид воспринимает другого социального индивида из той же группы, когда индивид воспринимает другого индивида, принадлежащего к другой социальной группе. Межличностная перцепция будет являться одной из форм социальной перцепции.
Следует еще обратить внимание на различие терминов «социальное восприятие» (в социальной психологии) и «восприятие» (в общей психологии).
Здесь мы можем говорить о сложности стороны общения, поскольку с построенным образом индивид будет взаимодействовать в своей жизни в дальнейшем. Не факт, что созданный образ о человеке соответствует его реальному образу, тому, которым он является на самом деле.
Механизмы восприятия:
1. Идентификация – это процесс отождествления себя с партнером. Этот механизм чаще всего проявляется в позиции эмпатии. Эмпатия – это сочувственная идентификация, когда человек ставит себя на место другого, происходит эмоциональное принятие, отождествление себя с ним. Говоря о данном механизме восприятия, возникает вопрос: что значит понять другого человека. Есть две позиции. Первая – поставить себя на его позицию, сочувственно принять его поступок и поведение. Вторая – принять в расчет его доводы и аргументы, но не отрицать свою собственную позицию. 2. Рефлексия – это многократное отрицание собственного образа в сознании другого человека и мое осознание как тот другой воспринял меня. Американский психолог Дж. Холмс сформулировал схему процесса рефлексии, когда в процесс общения включены не 2 реальные персоны и целых 6.
Следует отметить, что чрезвычайно важен третий уровень рефлексии. Именно от него зависит реальное взаимодействие в общении людей. Т. Ньюком добавляет еще две позиции, которые представляют собой высший уровень рефлексии.
3. Каузальная атрибуция – это механизм приписывания человеком причин поведения другого человека. Данный механизм имеет место быть в том случае, когда у субъекта восприятия нет достаточной информации. Теории каузальной атрибуции: 1) Э. Джонс и К. Дэвис предложили схему процесса приписывания. знания намерения
способности Поступок совершается человеком, проходя через определенные этапы о его личности, намерений, актуализации способностей, знаний, действий. Другие люди, наблюдателя, видят все в обратном порядке. Они не знают первые звенья процесса и в результате чего проявляется приписывание или атрибуция.
2) Теория корреспондентного выведения. Она заключается в создании вывода на основании соответствии того, что я вижу, тому что я приписываю.
3) Г. Келли предложил 3 типа атрибуции. Личностная атрибуция - когда причина приписывается лично совершающему поступок. Стимульная атрибуция - когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие. Обстоятельственная атрибуция - когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|