Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы деятельности

Тема: Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка РФ

 

Правовые основы деятельности

Банковское законодательство является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве. В этой связи дея­тельность центрального банка как банка и государственного органа денежно-кредитного регулирования определяется совокупностью законодательных актов.

По отношению к регулированию деятельности цент­рального банка эти акты имеют неодина­ковое значение. В государстве сущест­вуют как общие законы, относящиеся к общественным явлениям и прежде всего к важнейшим сторонам общест­венной жизни, так и законы, регулирующие определенную ее сферу. К первой категории законов относятся Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ.

Конституция определяет статус, цели деятельности, функ­ции и полномочия Центрального банка Российской Феде­рации. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) формулирует общие правила создания и деятельности юри­дических лиц, устанавливает особенности правового регу­лирования таких видов обязательств, имеющих непосред­ственное отношение к деятельности Банка России, как заем и кредит, банковский вклад и банковский счет, расчеты и уступка денежного требования и др.

Вторую категорию законов, регулирующих определен­ную сферу деятельности, составляют так называемые отрас­левые законы. Среди них выделяется Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)».

Помимо общих и отраслевых в банковском законода­тельстве можно выделить законы, прямо регулирующие деятельность Банка России, и законы, относящиеся к парал­лельно функционирующим сферам, взаимодействующим с Банком России. К первому типу законов относится упо­мянутый главный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ко второму типу – законы «О банках и банковской деятельности», «О валютном регу­лировании и валютном контроле», «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации» и др.

В структуре правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные за­коны, так и международные договоры Российской Федера­ции, а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах.

Существенное воздействие на содержание законода­тельства о деятельности центрального банка оказывают экономические и политические факторы, представления общества о характере и направлениях общественного раз­вития страны.

В 1990 г. были приняты банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков. Характерно, что в то время образовалось
«двоевластие законов». В 1990 г. еще существовал СССР, поэтому вместе с Законом «О Госбанке СССР» на территории России действовал и Закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1
«О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках
и банковской деятельности».

Первые банковские законы закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе
принцип, согласно которому государство не отвечает за деятельность банков, а банки не отвечают за деятельность государства.

Впервые в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке Рос­сии)» были определены особый его статус как эмиссионного центра, новые функции и задачи. Деятельность Централь­ного банка РФ должна была приобрес­ти черты независимого эмиссионного института, использу­ющего рыночные инструменты регулирования денежного оборота и управления банковской системой. В Законе были обозначены нормативы, регулирующие деятельность ком­мерческих банков, порядок лицензирования и надзора за работой кредитных институтов.

Первые банковские законы, бесспорно, имели положи­тельное значение, так как устанавливали юридические нормы, законодательно закреплявшие новые правила в банковском секторе.

Децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям не означали, однако, введение полной, ничем не ограниченной деятельности банков.
Новое законодательство предусматривало сохранение контроля за многообразными сторонами деятельности банков. На Центральный банк Российской Федерации была возложена обязанность осуществлять над­зор за деятельностью кредитных институтов.

При всех своих положительных свойствах первые законы страдали явными недостатками. Часто они не были актами прямого действия и как бы отсылали субъекта к инструк­циям Центрального банка Российской Федерации.

Банковское законодательство тех лет отличалось переходным характером. Оно отражало общее состояние, когда Центральный банк Российской Федерации уже не был прежним государственным банком, но и не являлся банком рыночного типа. В Законе «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» еще недостаточно четко были обозначены функции и задачи Центрального банка, порядок надзора за деятельностью коммерческих банков. Банковские законы не позволяли в полной мере осу­ществлять государственный контроль за определенной частью банковских операций. Развитие рынка порождало создание инвестиционных фондов, которые принимали вклады от населения, не обеспечивая в последующем не только выплату обещанных дивидендов, но и возврат позаимствованных денежных средств. Законы 1990 г. не защищали вкладчиков от потерь и махинаций.

Законы 1990 г. не создавали систему безопасности банковской системы. Отсутствие системы страхования вкладов, с одной стороны, могло усилить возможность бан­ковских банкротств из-за массового оттока вкладов насе­ления. Неустойчивость банковской системы усиливалась и тем, что банки не формировали у себя специальных резер­вов, гарантирующих их ликвидность. Лишь с конца 1994 – начала 1995 г. коммерческие банки получили предписание Центрального банка Российской Федерации о конкретных отчислениях в резервные фонды в зависимости от длитель­ности неплатежей по ссудам и степени их обеспеченности.

К сожалению, в начале и середине 90-х годов можно было наблюдать и слабую исполнительскую дисциплину. Банки закрывались не только по причине отзыва лицензий, они наказывались за целый ряд нарушений. В целом банковское законодательство, отражая про­тиворечия переходного периода начальной стадии форми­рования банковской системы рыночного типа, определен­ный недостаток знаний о том, как должна выглядеть эта система, было в известной степени упрощенным, несовер­шенным.

Уже в 1993 – 1994 гг. началась работа по подготовке проекта нового законодательства. Новая редакция банковских законов, регламентиру­ющих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» и Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности». Принятая редакция этих законов не является карди­нальным изменением законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставила перед собой цель прежде всего устранить явные недо­статки прежних законов.

Законы стали более подробными. Это касается описа­ния порядка лицензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности. Законы сохранили и продвинули идеологию функциони­рования банков рыночного типа.

Так, в Законе «О банках и банковской деятельности» были устранены ограничения участников кредитных учреждений, размер их доли в уставном капитале, был представлен перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков при одновременном усилении требований к ним. Для облегчения банковской деятельности была введена заявительная процедура создания филиалов.

В Федеральный закон «О Центральном Банке России-Федерации (Банке России)» были введены статьи о Национальном банковском Совете как органе, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля. Также Централь­ному банку Российской Федерации было предписано прекратить участие в капиталах кредитных учреждений, усилить взаимодействие с банками и их ассоциациями в принятии наиболее важных решений нормативного характера, запрещалось кредитовать бюджет.

Законом были введены новые обязательные нормативы. Среди них: пре­дельный размер неденежной части уставного капитала, раз­меры валютного, процентного и иных рисков, минималь­ный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридиче­ских лиц.

Юридический статус центрального банка с точки зрения права вытекает из его сущности как обще­ственного денежно-кредитного института. Это означает, что юридический статус центрального банка должен учи­тывать как общую его природу, так и отличие от других эко­номических субъектов.

В соответствии с российским законодательством Банк России, как и всякое юридическое лицо, имеет печать (в данном случае с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием), опре­деленное местонахождение, капитал и имущество.

Как юридическое лицо центральный банк выступает по отношению к другим юридическим лицам органом го­сударственного управления и в этом смысле государствен­ным учреждением.

Полномочия центрального банка как учреждения (органа), однако, не распространяются в одинаковой сте­пени на все экономические субъекты и их деятельность. Государство наделяет центральный банк властными полно­мочиями только в области банковской деятельности, в сфере денежно-кредитных отношений. Его полномочия, распоряжения и приказы в сфере денежного оборота обя­зательны для исполнения, а выпускаемые им денежные знаки обязательны к приему платежей всеми участниками экономического оборота, но это не означает, что каждый экономический субъект должен рассчитываться со своими контрагентами непременно лишь по одной форме и тем более совершать платежи в сфере обмена только с согла­сия центрального банка. Распоряжения банка обязательны для всех участников денежного оборота только в сфере денежных операций и никоим образом в области организа­ции производства, оказания услуг, распределения и потреб­ления общественных благ.

Властные полномочия центрального банка носят огра­ниченный характер и по отношению к коммерческим бан­кам, для которых он является главным банком, но от кото­рого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам центральный банк не вправе давать ком­мерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятель­ность. Выполнять распоряжения центрального банка ком­мерческие банки должны только в части соблюдения пра­вил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банков­ской деятельности и допустимых рисков.

Особенность центрального банка как юридического лица связана, однако, с тем, что он функционирует преиму­щественно на макроуровне.

Согласно Конституции Российской Федерации к орга­нам государственной власти (ст. 10) относятся: законода­тельная, исполнительная и судебная. В перечне органов государственной власти (ст. 11 Конституции РФ) Централь­ный банк Российской Федерации не значится. В юридиче­ской литературе это порождает определенную дискуссию, так как в другой статье Основного закона страны (п. 2 ст. 75) содержится косвенная характеристика Банка России как одного из органов государственной власти, который выпол­няет свою основную функцию «независимо от других органов государственной власти».

■ Итак, центральный банк как особое учреждение выделился благодаря своей специализации, возникшей вслед­ствие наделения его особыми полномочиями (моно­польный выпуск наличных денег, регулирование денежного обращения, укрепление банковской си­стемы);

■ деятельность центрального банка осуществляется на макроуровне;

■ платежные средства, выпускаемые центральным банком, являются всеобщим законным средством платежа;

■ центральный банк наделен статусом юридического лица, определенным обособленным имуществом;

■ в своей деятельности он независим от других орга­нов власти, Российская Федерация и Центральный банк не отвечают по обязательствам друг друга;

■ как элемент общей экономической системы, реали­зуя общие цели государства, центральный банк не подчинен в своей деятельности другим орга­нам государственной власти (подробнее об этом см. в главе 4 настоящего издания);

■ центральный банк наделен государственно-властны­ми полномочиями, в том числе имеет право исполь­зовать меры государственного принуждения (требо­вать от других банков принятия ими мер по своему финансовому оздоровлению, платить штрафы, отзы­вать лицензии и др.).

■ взаимоотношения Банка России и Правительства РФ строятся не на властной основе и подчинении, а на началах равноправия, «где ни один из двух орга­нов власти не подчинен другому и ни один не руко­водит работой другого и не контролирует ее, стро­ится на началах конструктивного сотрудничества равноправных органов государственной власти»;

■ Банк России разрабатывает и проводит единую госу­дарственную денежно-кредитную политику во взаи­модействии с Правительством Российской Федера­ции;

■ Председатель Банка России или один из его замести­телей участвует в заседании Правительства РФ, может принимать участие в заседаниях Государ­ственной думы при обсуждении законодательных актов, относящихся к вопросам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики;

■ в свою очередь министр финансов РФ, министр эко­номического развития и торговли РФ или один из их заместителей участвуют в заседании Совета дирек­торов Банка России с правом совещательного голоса;

■ при предполагаемых действиях общегосударствен­ного значения Банк России и Правительство РФ информируют друг друга, координируют свою поли­тику, проводят регулярные взаимные консультации;

■ с учетом воздействия выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации на состояние банковской системы Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по поводу графика их выпуска;

■ Банку России запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ, предназначенные для покрытия дефицита федерального бюджета, покупать государ­ственные ценные бумаги при их первичном разме­щении (кроме случаев, предусматриваемых феде­ральным законом о федеральном бюджете);

■ Банку России запрещено финансировать (кредито­вать) дефициты бюджетов государственных внебюд­жетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

■ операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фон­дов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, опера­ции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации, операции с золотовалютными резервами Банк России проводит на бесплатной ос­нове (комиссия не взыскивается). Для проведения данных операций Центральный банк Российской Федерации и Минфин России при необходимости заключают соответствующее соглашение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...