Правовые основы деятельности
Тема: Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка РФ
Правовые основы деятельности Банковское законодательство является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве. В этой связи деятельность центрального банка как банка и государственного органа денежно-кредитного регулирования определяется совокупностью законодательных актов. По отношению к регулированию деятельности центрального банка эти акты имеют неодинаковое значение. В государстве существуют как общие законы, относящиеся к общественным явлениям и прежде всего к важнейшим сторонам общественной жизни, так и законы, регулирующие определенную ее сферу. К первой категории законов относятся Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ. Конституция определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) формулирует общие правила создания и деятельности юридических лиц, устанавливает особенности правового регулирования таких видов обязательств, имеющих непосредственное отношение к деятельности Банка России, как заем и кредит, банковский вклад и банковский счет, расчеты и уступка денежного требования и др. Вторую категорию законов, регулирующих определенную сферу деятельности, составляют так называемые отраслевые законы. Среди них выделяется Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Помимо общих и отраслевых в банковском законодательстве можно выделить законы, прямо регулирующие деятельность Банка России, и законы, относящиеся к параллельно функционирующим сферам, взаимодействующим с Банком России. К первому типу законов относится упомянутый главный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ко второму типу – законы «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации» и др.
В структуре правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные законы, так и международные договоры Российской Федерации, а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах. Существенное воздействие на содержание законодательства о деятельности центрального банка оказывают экономические и политические факторы, представления общества о характере и направлениях общественного развития страны. В 1990 г. были приняты банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков. Характерно, что в то время образовалось Первые банковские законы закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе Впервые в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» были определены особый его статус как эмиссионного центра, новые функции и задачи. Деятельность Центрального банка РФ должна была приобрести черты независимого эмиссионного института, использующего рыночные инструменты регулирования денежного оборота и управления банковской системой. В Законе были обозначены нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков, порядок лицензирования и надзора за работой кредитных институтов.
Первые банковские законы, бесспорно, имели положительное значение, так как устанавливали юридические нормы, законодательно закреплявшие новые правила в банковском секторе. Децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям не означали, однако, введение полной, ничем не ограниченной деятельности банков. При всех своих положительных свойствах первые законы страдали явными недостатками. Часто они не были актами прямого действия и как бы отсылали субъекта к инструкциям Центрального банка Российской Федерации. Банковское законодательство тех лет отличалось переходным характером. Оно отражало общее состояние, когда Центральный банк Российской Федерации уже не был прежним государственным банком, но и не являлся банком рыночного типа. В Законе «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» еще недостаточно четко были обозначены функции и задачи Центрального банка, порядок надзора за деятельностью коммерческих банков. Банковские законы не позволяли в полной мере осуществлять государственный контроль за определенной частью банковских операций. Развитие рынка порождало создание инвестиционных фондов, которые принимали вклады от населения, не обеспечивая в последующем не только выплату обещанных дивидендов, но и возврат позаимствованных денежных средств. Законы 1990 г. не защищали вкладчиков от потерь и махинаций. Законы 1990 г. не создавали систему безопасности банковской системы. Отсутствие системы страхования вкладов, с одной стороны, могло усилить возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковской системы усиливалась и тем, что банки не формировали у себя специальных резервов, гарантирующих их ликвидность. Лишь с конца 1994 – начала 1995 г. коммерческие банки получили предписание Центрального банка Российской Федерации о конкретных отчислениях в резервные фонды в зависимости от длительности неплатежей по ссудам и степени их обеспеченности.
К сожалению, в начале и середине 90-х годов можно было наблюдать и слабую исполнительскую дисциплину. Банки закрывались не только по причине отзыва лицензий, они наказывались за целый ряд нарушений. В целом банковское законодательство, отражая противоречия переходного периода начальной стадии формирования банковской системы рыночного типа, определенный недостаток знаний о том, как должна выглядеть эта система, было в известной степени упрощенным, несовершенным. Уже в 1993 – 1994 гг. началась работа по подготовке проекта нового законодательства. Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности». Принятая редакция этих законов не является кардинальным изменением законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставила перед собой цель прежде всего устранить явные недостатки прежних законов. Законы стали более подробными. Это касается описания порядка лицензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности. Законы сохранили и продвинули идеологию функционирования банков рыночного типа. Так, в Законе «О банках и банковской деятельности» были устранены ограничения участников кредитных учреждений, размер их доли в уставном капитале, был представлен перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков при одновременном усилении требований к ним. Для облегчения банковской деятельности была введена заявительная процедура создания филиалов.
В Федеральный закон «О Центральном Банке России-Федерации (Банке России)» были введены статьи о Национальном банковском Совете как органе, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля. Также Центральному банку Российской Федерации было предписано прекратить участие в капиталах кредитных учреждений, усилить взаимодействие с банками и их ассоциациями в принятии наиболее важных решений нормативного характера, запрещалось кредитовать бюджет. Законом были введены новые обязательные нормативы. Среди них: предельный размер неденежной части уставного капитала, размеры валютного, процентного и иных рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Юридический статус центрального банка с точки зрения права вытекает из его сущности как общественного денежно-кредитного института. Это означает, что юридический статус центрального банка должен учитывать как общую его природу, так и отличие от других экономических субъектов. В соответствии с российским законодательством Банк России, как и всякое юридическое лицо, имеет печать (в данном случае с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием), определенное местонахождение, капитал и имущество. Как юридическое лицо центральный банк выступает по отношению к другим юридическим лицам органом государственного управления и в этом смысле государственным учреждением. Полномочия центрального банка как учреждения (органа), однако, не распространяются в одинаковой степени на все экономические субъекты и их деятельность. Государство наделяет центральный банк властными полномочиями только в области банковской деятельности, в сфере денежно-кредитных отношений. Его полномочия, распоряжения и приказы в сфере денежного оборота обязательны для исполнения, а выпускаемые им денежные знаки обязательны к приему платежей всеми участниками экономического оборота, но это не означает, что каждый экономический субъект должен рассчитываться со своими контрагентами непременно лишь по одной форме и тем более совершать платежи в сфере обмена только с согласия центрального банка. Распоряжения банка обязательны для всех участников денежного оборота только в сфере денежных операций и никоим образом в области организации производства, оказания услуг, распределения и потребления общественных благ.
Властные полномочия центрального банка носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков. Особенность центрального банка как юридического лица связана, однако, с тем, что он функционирует преимущественно на макроуровне. Согласно Конституции Российской Федерации к органам государственной власти (ст. 10) относятся: законодательная, исполнительная и судебная. В перечне органов государственной власти (ст. 11 Конституции РФ) Центральный банк Российской Федерации не значится. В юридической литературе это порождает определенную дискуссию, так как в другой статье Основного закона страны (п. 2 ст. 75) содержится косвенная характеристика Банка России как одного из органов государственной власти, который выполняет свою основную функцию «независимо от других органов государственной власти». ■ Итак, центральный банк как особое учреждение выделился благодаря своей специализации, возникшей вследствие наделения его особыми полномочиями (монопольный выпуск наличных денег, регулирование денежного обращения, укрепление банковской системы); ■ деятельность центрального банка осуществляется на макроуровне; ■ платежные средства, выпускаемые центральным банком, являются всеобщим законным средством платежа; ■ центральный банк наделен статусом юридического лица, определенным обособленным имуществом; ■ в своей деятельности он независим от других органов власти, Российская Федерация и Центральный банк не отвечают по обязательствам друг друга; ■ как элемент общей экономической системы, реализуя общие цели государства, центральный банк не подчинен в своей деятельности другим органам государственной власти (подробнее об этом см. в главе 4 настоящего издания); ■ центральный банк наделен государственно-властными полномочиями, в том числе имеет право использовать меры государственного принуждения (требовать от других банков принятия ими мер по своему финансовому оздоровлению, платить штрафы, отзывать лицензии и др.). ■ взаимоотношения Банка России и Правительства РФ строятся не на властной основе и подчинении, а на началах равноправия, «где ни один из двух органов власти не подчинен другому и ни один не руководит работой другого и не контролирует ее, строится на началах конструктивного сотрудничества равноправных органов государственной власти»; ■ Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации; ■ Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседании Правительства РФ, может принимать участие в заседаниях Государственной думы при обсуждении законодательных актов, относящихся к вопросам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики; ■ в свою очередь министр финансов РФ, министр экономического развития и торговли РФ или один из их заместителей участвуют в заседании Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса; ■ при предполагаемых действиях общегосударственного значения Банк России и Правительство РФ информируют друг друга, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации; ■ с учетом воздействия выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации на состояние банковской системы Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по поводу графика их выпуска; ■ Банку России запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ, предназначенные для покрытия дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете); ■ Банку России запрещено финансировать (кредитовать) дефициты бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; ■ операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации, операции с золотовалютными резервами Банк России проводит на бесплатной основе (комиссия не взыскивается). Для проведения данных операций Центральный банк Российской Федерации и Минфин России при необходимости заключают соответствующее соглашение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|