Система оценки качества российского образования
Россия присоединилась к Болонским соглашениям в 2003 г., официально закрепив свое участие подписанием Берлинского коммюнике Конференции Министров. В этой связи российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевает серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом. В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В то же время для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждом отдельном образовательном учреждении. На международном уровне волна внимания к данной проблеме обусловлена в первую очередь тем, что, согласно положениям Болонской декларации, европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки его качества. Для продвижения в этом направлении национальные системы образования всех европейских стран, в том числе и России, в ближайшее время должны решить ряд общих проблем: распределить ответственность по обеспечению качества образования между государством и образовательными учреждениями; разработать национальные системы оценки качества образования, включая внутреннюю оценку в вузах (внутривузовские системы менеджмента качества) с привлечением студентов и публикацией результатов в печати; обеспечить разработку системы сопоставимых контрольно-оценочных материалов и процедур, их сертификацию, аккредитацию программ и образовательных учреждений, проведение сравнительных международных обследований в области оценки качества образования.
Из возможных и ближайших по времени направлений решения этих проблем наиболее важными для российского образования являются: обеспечение конкурентоспособности отечественной системы высшего профессионального образования как на общеевропейском, так и на мировом «рынках труда; выработка общих подходов к созданию нового поколения стандартов в России и Европе (стандартизация образовательных программ и результатов обучения, введение кредитов как методики подсчета трудозатрат и др.); согласование условий для взаимного признания степеней и квалификаций; введение сопоставимой двухуровневой системы обучения студентов (бакалавр-магистр); разработка набора критериев оценки эффективности образовательной деятельности (нагрузка, уровень, результаты образовательных достижений, компетентности и компетенции, профиль); обоснование принципов оценивания и создание национальной системы оценки качества образования на всех его уровнях [5].
Особый интерес представляет анализ международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Именно на границе "школа—вуз" за последние десятилетия за рубежом накоплен большой опыт в области организации контроля современными средствами и методами, в том числе и с использованием педагогических измерений. Учет достижений зарубежных стран по оценке качества образования позволяет проанализировать ситуацию в нашей стране в международном контексте и выбрать наиболее обоснованные направления развития контрольно-оценочной системы с учетом как положительных, так и отрицательных моментов [8; 9; 10]. Характер проведения экзаменов в странах мира при переходе от среднего образования к профессиональному в целом отражают следующие тенденции. 1. Наиболее распространенной моделью является единый экзамен, результаты которого могут использоваться и в школе, и в вузе. Степень централизации проведения таких испытаний, разработанности инструментария, обработки и анализа результатов — различная в разных странах. Чаще всего они проводятся независимыми организациями по централизованно разработанным экзаменационным материалам. Многие страны проведение экзаменов доверяют своим школам, как правило, в присутствии внешних наблюдателей. 2. Итоговая аттестация за курс среднего образования (или обязательного общего образования) в значительном числе стран осуществляется на основе двух форм контроля: внешнего централизованного и внутреннего школьного. При проведении школьного этапа аттестации наблюдается большое разнообразие используемых форм, оценивающих сформированность различных интеллектуальных, общеучебных или практических умений (устные экзамены, подготовка и проведение публичных лекций, защита письменных работ, выполнение практикумов или экспериментальных работ и др.). В некоторых странах просто учитывается текущая успеваемость за последний год обучения и выставляется средневзвешенный балл на основе всех проверочных работ за старшую среднюю школу. 3. В большинстве стран при выборе дисциплин, по которым проводятся экзамены в школе, наблюдается сочетание обязательных предметов и предметов по выбору. Обязательными экзаменами чаще всего являются математика и родной язык. Часто к этой категории относят также иностранный язык и естествознание.
4. Общим для многих национальных систем становится внимание к обеспечению преемственности между средним общим и высшим профессиональным образованием при создании модели аттестации, для этого выбираются экзамены, которые одновременно удовлетворяли бы как школу, так и вуз. 5. Отличительной особенностью многих европейских экзаменов является ориентация проверки не на воспроизведение знаний, а на их применение в новой для обучающихся ситуации, сочетание теоретического и практического материала, планирование и проведение лабораторных работ и экспериментов [14]. Во всех странах происходит реформирование экзаменационной системы в соответствии с новыми требованиями. Государственные экзамены должны обладать следующими характеристиками: соответствие цели, справедливость, честность, доверие общественности к результатам, действенность и экономическая эффективность, прозрачность контрольно-оценочных процедур, положительное влияние результатов контроля на образовательную практику. Последние десятилетия характеризуются объединением усилий различных стран в разработке единых подходов к оценке результатов обучения и в проведении международных сравнительных исследований, которые дают ценную информацию о состоянии образования, позволяют сравнивать подготовку учащихся с международными стандартами, осуществлять мониторинг качества образования в мире. Анализ результатов международных тестирований показывает, что пока отечественная система обучения не обеспечивает отвечающую современным мировым требованиям достаточную готовность школьников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Российские учащиеся в своем большинстве не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний, во всяком случае, на уровне тех требований, которые предъявляются в международных обследованиях [10].
Следствием этого являются характерные для российской образовательной системы крайности в реализации фундаментального подхода к школьным программах и учебникам [9]. Просматривается явно выраженная академическая направленность обучения, но не уделяется должного внимания формированию практико-ориентированных знаний и умений. Обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, обучение не способствует формированию у них умений выходить за пределы учебных ситуаций и эффективно использовать имеющиеся представления. Одна из основных причин подобной ситуации — отсутствие этой цели в действующих учебниках и методах обучения при реализации образовательных программ в основной и средней школе. Знания зачастую представлены разрозненно как в естественнонаучных, так и в обществоведческих предметах, не предпринимается необходимых усилий для их интегрированного рассмотрения с целью осмысления и применения. В результате важные для современного человека навыки решения различных жизненных проблем не формируются. Таким образом, результаты исследований TIMSS и PISA ставят много вопросов перед отечественным образованием. Вхождение страны в мировое сообщество требует, не отказываясь от лучших традиций отечественной школы, усилить ее личностную и практическую направленность, повысить развивающий и творческий характер обучения. Все это является основанием для пересмотра требований к результатам обучения как составной части стандарта образования, введения в программы и учебники практических материалов, усиления диалогического характера учебного процесса, обеспечения условий для свободного высказывания школьниками взглядов на события истории и современные реалии. В свете сказанного выше в качестве главных направлений модернизации школьного образования рассматриваются: - разработка и совершенствование школьных стандартов, оптимизация содержания образования по каждой из учебных дисциплин с учетом перехода на профильное обучение, высвобождение времени для развития творческих способностей учеников, усиления практико-ориентированного подхода и функции контроля в обучении; - подготовка заданий для единого государственного экзамена, которые позволяют выявить уровень формирования общеучебных и ключевых компетенций выпускников; - введение профильного обучения в старшей школе, при котором личная образовательная траектория обеспечивается не только потенциалом одной конкретной школы, а сетью учреждений; - совершенствование школьных учебников, включение в них заданий, предусматривающих поиск учеником дополнительной информации, которую он должен научиться находить самостоятельно с помощью современных информационных средств и методов;
- модернизация системы педагогического образования и подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров; - создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО)для организации мониторинга на всех уровнях и стадиях подготовки студентов и школьников [1; 2; 3; 4]. Необходимость построения в нашей стране такой научно обоснованной системы оценки качества образования подтверждается анализом зарубежного опыта. Чтобы обеспечить соответствующее качество образовательных программ и услуг, объективность контроля и надежность оценивания результатов познавательной деятельности в современных условиях на всех уровнях образования, требуется формирование государственно-общественной ОСОКО, действующей независимо от органов управления образованием и администрации учебных учреждений. Она должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности и ответственности субъектов образования, индикатором состояния всей образовательной системы России. Проблема создания ОСОКО рассматривается как формирование совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений школьников и студентов, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты. Важнейшими задачами ОСОКО на ближайшее время являются: - осуществление внешней оценки учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования; - проведение системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых учреждениями образования; - обеспечение открытости объективной информации в сфере результатов образовательной деятельности, доступности всем категориям пользователей образовательной статистики; - проведение сопоставительного мониторинга учебных достижений учащихся, корреспондирование результатов с образовательными достижениями обучающихся других стран в рамках международных исследований [11]. Таким образом, концепция построения ОСОКО основывается на следующих основных принципах: профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития и международное сотрудничество [13]. В целом построение общероссийской системы оценки качества образования должно способствовать обеспечению объективности и справедливости при приеме в профессиональные образовательные учреждения для продолжения обучения; укреплению единого образовательного пространства страны; повышению информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений по продолжению образования или трудоустройству; развитию государственной аттестационной службы; разработке и принятию обоснованных управленческих решений по обеспечению повышения качества образования. Реализация эффективной общероссийской системы оценки качества образования должна также включать разработку и внедрение ее модели, обеспечивающей взаимодействие федеральных структур с региональными, осуществляющими решение задач ЕГЭ, аттестации и аккредитации учебных заведений, а также методологии использования информационных ресурсов и результатов ЕГЭ для введения их в систему оценки и управления качеством профессионального образования. К настоящему времени просматривается следующая возможная структурная схема ОСОКО: - общероссийский мониторинг качества обучения школьников и студентов по результатам международных и общероссийских обследований; - единый государственный экзамен для выпускников и абитуриентов, мониторинг результатов ЕГЭ по разным категориям общеобразовательных учреждений; - сертифицированные на российском и международном уровне системы менеджмента качества вузов; - региональные системы оценки и мониторинга качества общего образования на всех его ступенях; - системы качества в начальном и среднем профессиональном образовании; - школьные системы мониторинга качества обучения и развития школьников по результатам внутренних и внешних контрольно-оценочных процедур; - общероссийские и региональные научно-методические структуры по обеспечению систем качества сертифицированным инструментарием для проведения надежных и валидных педагогических измерений учебных достижений школьников и студентов; - информационные базы данных для обеспечения деятельности структурных составляющих ОСОКО. Всем формам контроля и аттестации в новых условиях необходима опора на единые требования к инструментарию педагогических измерений, современным технологиям проведения контрольно-оценочных процедур, согласованным показателям и критериям, информационным программным средствам. В этой связи обязательным элементом системы управления качеством образования становится сертификация на соответствие требуемым свойствам образовательных стандартов, программ, педагогических измерителей. Необходимо научно обосновать методики обработки, накопления, анализа и мониторинга результатов, их корректной интерпретации для выработки обоснованных управленческих решений. Одной из основных целей введения ЕГЭ как раз и является формирование системы объективной оценки результатов учебного труда, создание условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов о получении образования с тем, чтобы они имели одинаковый вес и были признанными не только на всей территории страны, но и на международном уровне [ 1 ]. В России за период с 2001 по 2005 гг. практически создана принципиально новая контрольно-оценочная система с использованием инновационных возможностей теории педагогических измерений, техники и технологии массового тестирования для аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Она призвана обеспечить: - единство требований к знаниям выпускников и преемственность образования на разных его ступенях; - объективность оценки подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений и повышение доступности получения профессионального образования; - расширение возможностей выбора выпускниками учебных заведений путем одновременного участия в конкурсах в нескольких вузах или ССУЗах; - доверие школьников, родителей и педагогической общественности к результатам независимой аттестации; - снижение физических и психологических нагрузок на выпускников за счет соединения в одном экзамене итоговой аттестации и вступительных испытаний; - использование результатов ЕГЭ для мониторинга состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также при аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров; - активизацию деятельности педагогических коллективов по совершенствованию образовательного процесса в условиях существования внешней контрольно-оценочной системы, обеспечивающей сопоставимость результатов для сравнительного анализа достижений как по горизонтали в однотипном ряду образовательных учреждений, так и по вертикали, вплоть до общероссийского уровня. Анализ данных эксперимента по введению ЕГЭ показывает возможность его поэтапного введения в штатный режим на всей территории РФ. ОСОКО в школьном образовании — это аттестация учащихся после девятого и одиннадцатого классов, включая единый государственный экзамен (ЕГЭ), а также аттестация школ; в высшем — общероссийские срезы уровня подготовленности студентов для аттестации и аккредитации вузов, функционирование внутривузовских систем менеджмента качества; привлечение работодателей для общественного признания уровня учреждений профессионального образования. Ключевой проблемой повышения образовательного уровня в связи с вхождением России в Болонский процесс становится создание внутривузовских систем менеджмента качества образования. Обеспечение высокого уровня реализуемых образовательных программ и образовательных услуг зависит от качества деятельности образовательных учреждений. Именно учебные учреждения организуют образовательный процесс, контролируют его качество, ведут отбор и переподготовку педагогических кадров, в полной мере отвечают за качество подготовленности обучающихся и выпускников. Качество вуза сегодня рассматривается через достижения в различных направлениях его деятельности: подготовку выпускников; уровень научных исследований; разработку учебных программ и пособий; наличие качественного состава профессорско-преподавательских кадров; взаимодействие с рынком труда и участие вуза в трудоустройстве и непрерывном образовании выпускников; развитие инфраструктуры вуза и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|