Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушениями интеллекта

Литература

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.

2. Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2004.

4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.

6. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М, 2006.

Вопросы междисциплинарного экзамена по специальной психологии по специальности «Специальная психология».

Определение умственной отсталости в отечественной специальной психологии

Определение понятия «умственная отсталость» как стойкого нарушения познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга; психолого-педагогический и клинический критерии. Тенденции в использования понятия «умственная отсталость» в современной науке. Необратимость дефекта при умственной отсталости. Концепция развития психики умственно отсталого ребенка Л.С. Выготского (единство основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка, идентичность фактов, влияющих на их развитие). Положение о первичных и вторичных отклонениях в развитии.

Формы умственной отсталости. Олигофрения как вариант психического недоразвития (стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза – до 2 – 2,5 лет, недоразвитие более поздно формирующихся мозговых структур, непрогредиентный характер). Деменция как вариант повреждённого психического развития (стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга на поздних этапах онтогенеза – после 2 – 2,5 лет, более поздние сроки возникновения, распад интеллекта, резидуальная форма деменции, прогредиентная форма деменции). Сходство психического недоразвития с повреждённым развитием, отличительные признаки.

Эндогенные причины умственной отсталости: изменение наследственных структур (генные и хромосомные мутации), эндокринные заболевания. Экзогенные причины умственной отсталости в пренатальном, натальном и постнатальном периоде.

Степени интеллектуального недоразвития. Дебильность, имбецильность и идиотия. Классификация степеней интеллектуального недоразвития Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): незначительная (легкая), умеренная (средняя), выраженная (тяжёлая) и глубокая.

Исследования проблемы умственной отсталости в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.В. Занков, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Б.В. Зейгарник, В.И. Лубовский, И.М. Бгажнокова, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, Д.Н. Исаев).

 

Классификация олигофрений М.С. Певзнер. Основные направления коррекционной работы с детьми одной из клинических групп

Клинико-патогенетическая классификация олигофрений М.С. Певзнер (соотношение этиопатогенеза, клинических проявлений интеллектуального дефекта и путей коррекционно-воспитательной работы с каждой из форм).

- Основная неосложненная форма олигофрении (недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, относительная сохранность нейродинамики, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, поведения и целенаправленной деятельности). Удовлетворительное овладение программой коррекционного учреждения и профессиональным навыками.

- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами (сочетание нарушений познавательной деятельности с явлениями психомоторной расторможенности или заторможенности). Необходимость спокойной обстановки и смена видов деятельности для возбудимых учеников в процессе коррекционной работы. Предоставление большего количества времени в процессе выполнения работы для детей с преобладанием процесса торможения.

- Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения (сочетание интеллектуального недоразвития с недоразвитием личностных компонентов, недостаточность критического отношения к себе и окружающим, выраженные нарушения поведения, расторможенность влечений). Формирование эмоций и воли в процессе коррекционной работы, выработка поведения, приемлемого для окружающих.

- Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов (сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата). Коррекционная работа в специальных классах СКОУ I-VI вида. Сложности социально-трудовой адаптации.

- Олигофрения, осложненная нарушениями функции лобных долей мозга (сочетание интеллектуального дефекта выраженными нарушениями целенаправленной деятельности, критики, самоконтроля). Формирование целенаправленной деятельности, развитие личностных качеств.

Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушениями интеллекта

История развития учения об особенностях высшей нервной деятельности умственно отсталых детей (исследования условнорефлекторной деятельности умственно отсталых детей ясельного возраста под руководством профессора Н. И Красногорского; изучение нервной деятельности умственно отсталых детей школьного возраста при использовании речедвигательной методики под руководством профессора Д. Г. Иванова-Смоленского; исследования высшей нервной деятельности умственно отсталых учащихся под руководством профессора А. Р. Лурия).

Причины нарушения высшей нервной деятельности умственно отсталых детей (нарушения функционального состояния коры головного мозга после травм, интоксикаций, инфекционных заболеваний). Нарушения силы, подвижности и уравновешенности нервной системы.

Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей:

- Слабость процесса возбуждениякакпричина слабости замыкательной функции коры головного мозга (затруднения в формировании новых, сложных условных связей, их непрочность, хрупкость);

- Слабость активного внутреннего торможениякак причина затруднения ввыработке дифференцировочных условных связей (недостаточная тонкость, малая стойкость), выраженное внешнее торможение;

- Склонность к частому охранительному торможениюкак проявление снижения «работоспособности» нервных клеток после небольшой нагрузки. Искажение силовых (количественных) показателей при уравнительной и парадоксальной фазах. Нарушения соответствия реакции мозга при ультрапарадоксальной фазе как причина неадекватности поведения умственно отсталых детей (проявления дурашливости, мнимого веселья при огорчениях или оцепенения, молчаливости во время общего веселья);

- Выраженная инертность при выработке условных связей как причина замедленного темпа обучения умственно отсталых детей;

- Недоразвитие второй сигнальной системы как причина нарушения регулирующей роли речи, неумения руководствоваться словесной инструкцией. Малая стойкость словесной инструкции.

Выделение основных групп умственно отсталых детей на основании особенностей высшей нервной деятельности:

- Дети с ослаблением процесса возбуждения и преобладанием процесса торможения (выраженная инертность, снижение скорости образования условных реакций, замедленность упрочения услов­ных связей, нарушение стабилизация условных реак­ций, торможение условных реакций при воздействии сильных посторонних раздражителей, более быстрая выработка дифференцировок, чем у возбудимых детей, нарушение формирования условных связей по словесной инструкции, вялость, медлительность, плохое усвоение всего нового, трудность изменения усвоенных навыков в случае необходимости, несамостоятель­ность, отсутствие инициативы);

- Дети с ослаблением процесса активного торможения и преобладанием процесса возбуждения (быстрое замыкание условных связей при их выраженной непрочности, замедленная выработка дифференцировок, слабость внутреннего торможения, большое количество побочных связей и грубая инертность ранее сформировавшихся речевых стереотипов, инертность нервных процессов, быстрота реакции на происходящее, необдуманность ответов, ориентация на случайное впечатление, некритичность);

- Дети с выраженной склонностью к охранительному торможению (чрезмерная истощаемость при интеллектуальной нагрузке, несистематичность знаний).

- Дети с относительно уравновешенным соотношением процессов возбуждения и торможения (относительно легкое замыкание и упрочнение простых условных связей чем у детей других групп, менее выраженное внешнее торможение чем у других групп, более грубые нарушения при выработке условных связей).

Особенности электрической активности мозга умственно отсталых детей: (отсутствие или невыраженность альфа-ритма, регистрация медленных колебаний, частотой 3-4 колебания в секунду - дельта-волн, соответствие тяжести интеллектуального дефекта степени нарушения электрической активности моз­га, неспособность усвоения высокочастотных раздражений, появление в ответ ритмики низкой частоты, легкое усвоение низкочастотных ритмов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...