Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика эпохи Просвещения.




 

18 в. Это течение зародилось во Франции.

 

Просвещение — культурно-историческое течение, время существования которого, захватив конец XVII века, протянулось до начала XIX в., образовав тем самым «длинный XVIII век». В эту эпоху верили, «что с помощью человеческого разума можно не принимать существование человека таким, как оно сложилось, а планомерно изменять его, превратив в такое, каким оно действительно должно быть». Верилось, что с помощью разума можно решить всем социальные, духовные, экономические и политические проблемы общества. Понятия «Просвещение» и «Век Разума» часто употребляются как синонимичные.

Концептуальную основу Просвещения составляли две теории. Во-первых, это теория общественного договора (Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре», Перенял эту идею у Гоббса, Локка). Согласно ей государственная власть возникает в результате соглашения между людьми, которые вынуждены переходить от беззащитного естественного состояния к защищенному гражданскому.

Жан-Жак Руссо Джон Локк

Вторая важнейшая теория – теория познания, развивающаяся в рамках парадигмы, предложенной Дж. Локком – представителя эмпиризма (tabula rasa (что значит это латинское выражение?), знания из опыта, чувственные ощущения). Среди его последователей можно назвать имена Вольтера, Дидро.

В XVIII веке естествознание было неразрывно связано с философией, этот союз известен как «натурфилософия». Люди эпохи Просвещения были одержимы идеей разумности. Они «рационализировали социальные отношения современных им сообществ и обосновывали свои социальные теории ссылками на природные реалии» (Локк). Так, Джон Локк говорил: чтобы в обществе был порядок, все должны быть равны перед законом потому, что в природе всё упорядочено из-за единых для всех законов природы.

Математика воцарилась в этом мире, и сознание просвещенных людей оказалось математически окрашенным. Образованность вошла в моду. Изысканная публика обратилась к научной литературе, для нее Бернар Фонтенель написал свои «Беседы о множественности миров». Получили распространение публичные лекции, которые посещала разнообразная публика. Наибольшей популярностью пользовались лекции по физике и математике, что очень характерно для эпохи Просвещения, в которую физика воспринималась, прежде всего, как наука, просвещающая разум и освобождающая от суеверий, заблуждений, страха, ужаса, «происходящих от ложного о вещах понятия», а значит, помогает развитию не только ума, но и нравственности.

Распространялись энциклопедии, позволяя вести просветительскую работу среди масс, нести в массы «свет знаний». Ключевые темы этой эпохи – разум, природа и прогресс. Разум в эпоху Просвещения воспринимается как некая самодовлеющая сущность, которая дает возможность полного контроля над природой, возможность преобразования как социального, так и природного мира. В знаменитой «Энциклопедии» было написано, что «Разум для философов, то же, что благодать для христианина». Сила разума велика, и человек должен иметь свободу и «мужество пользоваться собственным умом» (И. Кант). Разум, не затуманенный предрассудками, имеющими источник в религиозной и классовой организации общества, следует природе, таков «естественный порядок» вещей. Благодаря ему общество неуклонно идет по пути прогресса.

«Длинный XVIII век» был одержим идеями социального конструирования, главными направлениями которого были: создание разумного законодательства и корректировка социального поведения человека с помощью воспитания. Под влиянием этих идей были предприняты реформы, имевшие целью уничтожение «старого порядка» и перестройку общественной жизни. Наиболее ярко эти реформы проявились в феноменах просвещенного абсолютизма (Франсуа Мари Вольтер) и революции.

Политика просвещенного абсолютизма, хронологические граница которого заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г. (от вступления на престол Фридриха II до французской революции), выражалась в преобразовании средневековых феодальных институтов. Характерной чертой был «союз монархов и философов», которые стремились подчинить государство чистому разуму.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер

При этом монарх часто отождествлялся с этим разумом. Достаточно вспомнить титулы Екатерины II: «Минерва» и «Премудрая Мать Отечества».

Французская революция также «совершалась в сознании того, что существование людей должно быть в корне преобразовано разумом после того, как исторически обретенный образ, признанный дурным, будет уничтожен» (К. Ясперс). Философов эпохи Просвещения называют идейными лидерами Великой Французской буржуазной революции 1789 г., хотя не все их них призывали к революции. Не сумев воплотить идеи о переустройстве общества на основаниях разума, справедливости, французский король и его окружение поплатились за это жизнью. Общество ждало, что революция воплотит идеи просвещенцев в жизнь, но и этого не случилось. Последовала череда кровавых политических переворотов. Обнаружились пределы преобразовательных способностей разума, о которых писал Иммануил Кант в работе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?»: «Век Разума» создал предпосылки для критики самого разума, поскольку показал, что хотя разум и может обеспечить нам ясность знаний, но он ограничен, и не в его силах познать все стороны человеческого существования.

Идеи Просвещения распространились и в другие страны: Россию, Германию, США и др. Наиболее известные деятели американского просвещения, такие как Т. Джефферсон и Б. Франклин, стали лидерами американской революции. «Декларация независимости США» (1776) стала просветительских манифестом. В ней провозглашалось, что «… все люди сотворены разными, и все они одарены своим создателем… очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью».

Следующие эпохи не только не поддержали безудержный оптимизм эпохи Просвещения по поводу безграничных возможностей человеческого разума, но и начали в нем разочаровываться, что можно наблюдать в неклассической философии 19-го века.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...