Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуальная готовность

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Этот вопрос не нов! Проблеме школьной готовности посвящено немало публикаций, да и книг по этой проблеме написано много. Но почему-то вопрос до сих пор остаётся открытым — нет единой точки зрения. Согласитесь, по сути, мы имеем дело с казу­сом: если есть образовательный стандарт, то почему нет единого подхода к изучению готовности его усвоения?

Вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллек­туального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. Именно поэтому остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количе­ственном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процес­сов. По его мнению, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления ок­ружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образую­щих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Школьное обучение — один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при прибли­жающемся поступлении в школу. Некоторые родители, воспитатели, да и сами дети воспринимают этот момент как своеоб­разный экзамен ребёнка за весь до­школьный период жизни. Такая оценка событий, пожалуй, не лишена смысла, так как для обучения в школе ребёнку понадобится всё то, что он приобрёл за период дошкольного детства. Многим первоклассникам совсем непросто вы­полнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряже­ние. Поэтому важно заранее, ещё до на­чала школьного обучения, выяснить, на­сколько психические возможности ре­бёнка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребёнок готов к школьному обучению, т.е. готов к преодолению возникающих в учении трудностей.

Разные требования, предъявляемые обучением к психике ребёнка, определя­ют структуру психологической готовнос­ти. Выделим три основные линии, по ко­торым должна вестись подготовка к шко­ле, т.е. психологическая готовность подразделяется на три вида готовности: интеллектуальную, личностную и соци­ально-психологическую, волевую. Рас­смотрим каждую из них.

Интеллектуальная готовность

Этот вид готовности предполагает доста­точную зрелость познавательных процес­сов (восприятия, памяти, мышления, во­ображения, речи). Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребё­нок способен к произвольному запомина­нию, хранению и отсроченному воспроиз­ведению информации, владеет навыками опосредованного запоминания. Показате­ли развития мышления до уровня готовно­сти к школьному обучению — способ­ность ребёнка осуществлять мыслитель­ные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения в знакомом мате­риале и сформированность наглядно-об­разного мышления до уровня, позволяю­щего выполнять учебные задания, харак­терные для начального периода обучения.

Если ребёнок понимает обращенную к не­му речь, имеет определённый словарный запас и грамотную обиходную речь, если умеет чётко воспринимать и произносить речевые звуки, различать на слух сходные звукосочетания, то это говорит о речевой готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность пред­полагает владение достаточным объёмом знаний (наличие кругозора, на базе кото­рого может быть построена работа в классе). В основном это чувственный опыт, представления, некоторые элемен­тарные понятия («растения», «живот­ные», «сезонные явления», «время», «количество») и фактологические сведе­ния общего характера (о труде, родной стране, праздниках).

В круг знаний подготовленного к школе ребёнка непременно включают­ся известные представления о простран­стве («даль», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве), о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»), о количестве, числовом ряде, множестве, равенстве и неравенст­ве и т.д. Всё это — задача воспитателя детского сада.

Всё большее значение в последние годы при подготовке к школе придаётся овладению детьми некоторыми навыка­ми, умениями и сформированности важ­нейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиениче­ских, культурных (вежливое обращение друг с другом). Необходимо владеть и не­которыми умениями. Среди них особенно важны: умение слушать речь, объясне­ние, указание воспитателей, ответы това­рищей, умение смотреть и видеть, умение сосредотачиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рас­суждать, делать выводы.

Интеллектуальная готовность так­же предполагает умение действовать во внутреннем плане (производить некото­рые действия в уме), умение выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную деятельность, умение обна­жать всё новые и новые свойства личности, замечать их сходства и различие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...