Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные приемы и методы анализа финансовых результатов предприятия

 

Различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов и рентабельности. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые органы заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. рентабельности предприятия, устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия и рентабельности имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Целью анализа формирования финансовых результатов деятельности предприятия является определение путей оптимизации данного процесса как в целом, так и по отдельным направлениям расходования прибыли. Основная цель анализа использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию прибыли, изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

1.  анализ динамики, структуры и структурной динамики прибыли от основной деятельности, от финансово-хозяйственной деятельности, от обычной деятельности, чистой прибыли;

2. анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;

3. расчет и факторный анализ показателей рентабельности;

4.  анализ влияния изменения прибыли на изменение показателей эффективности деятельности предприятия;

5.  анализ использования прибыли предприятия;

6. оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников; анализ выполнения плана по использованию прибыли.

7. Объектом анализа является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. [10]

Анализ финансовых результатов осуществляется в несколько этапов:

- Анализ динамики и структуры балансовой прибыли организации;

- Факторный анализ прибыли от реализации продукции;

- Анализ финансовых результатов от прочих;

- Анализ рентабельности;

- Анализ качества прибыли;

- Анализ распределения прибыли.

Анализ финансовых результатов осуществляется по двум направлениям: анализ поступления средств и анализ их расходования. Организация считается прибыльной, если ее доходы превышают расходы, направленные на получение этих доходов.

Выручка от продажи является основным источником доходов от обычной деятельности организации. При расчете уровней показателей себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг и валовой прибыли можно определить доли этих элементов в общей сумме выручки от продажи, характеризующие эффективность основной деятельности организации. Расчет уровней позволяет наглядно представить складывающуюся финансовую ситуацию в организации и выявить возможные резервы роста и снижения финансовых показателей.

Используя дополнительные аналитические данные, анализ доходов и расходов можно углубить анализом себестоимости основных видов продукции. Себестоимость продукции является важнейшим показателем, от величины которого непосредственно зависит уровень рентабельности, характеризующий эффективность производства, а значит, и финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, а также цены на производимую продукцию. Выявление резервов снижения себестоимости продукции способствует повышению конкурентоспособности предприятий.

В ходе анализа производят расчет показателей рентабельности:

- рентабельности продаж;

- рентабельности организации;

- рентабельности активов;

- рентабельности основного капитала;

- рентабельности собственного капитала.

Рентабельность продаж определяется организацией как отношение прибыли к объему реализованной продукции, умноженное на 100%:

 

Р пр. = П: В x 100%,                    (1.2)

 

где Р пр. - показатель рентабельности продукции (товаров);

П - показатель прибыли от реализации продукции;

В - показатель выручки от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

Показатель рентабельности продукции находится в прямой зависимости от объема реализуемой продукции, себестоимости этой продукции и полученной в результате этого прибыли. Однако исчисление рентабельности по всей продукции не дает полного представления о рентабельности отдельных изделий организации и об ее резервах[11].

Если на рентабельность продаж влияют показатели выручки от реализации продукции (товаров) и себестоимость реализованной продукции (товаров), то рентабельность организации зависит не только от этих показателей, но и от процентов к получению и уплате, от доходов от участия в других организациях, прочих доходов и расходов:

 

Р орг. = П ч.: В x 100%,                    (1.3)

 

где Р орг. - показатель рентабельности организации;

П ч. - чистая прибыль;

Рентабельность капитала определяется в организации как отношение чистой прибыли за отчетный период к стоимости капитала организации на конец отчетного периода, умноженное на 100%. Формула определения рентабельности капитала выглядит следующим образом:

 

Р к = П ч.: К x 100%,         (1.4)

 

где Р к - рентабельность капитала;

К - стоимость капитала.

 

Низкий уровень показателя рентабельности капитала по сравнению с этим показателем у других организаций позволяет сделать вывод о том, что в организации имеет место перевложение капитала в активы или отсутствует спрос на производимую и реализуемую продукцию (товары).

Рентабельность основного капитала определяется организацией как отношение чистой прибыли к основному капиталу, умноженное на 100%:

 

Р ок. = П ч.: С ок. x 100%                (1.5)

 

где Р ок. - рентабельность основного капитала;

П ч. - чистая прибыль;

С ок. - стоимость основного капитала.

 

При этом, чем выше значение указанного показателя, тем эффективнее осуществляется использование основных средств организации. Повышение рентабельности основного капитала при снижении показателя рентабельности активов организации свидетельствует о необоснованном увеличении оборотных средств в результате скопления остатков материально-производственных запасов, готовой продукции и т.д. В этом случае путем проведения дополнительного анализа организация выявляет причины такого положения.

Показатель рентабельности собственного капитала отражает эффективность капитала, инвестированного в организацию за счет собственных источников финансирования. Изменение этого показателя в ряде случаев оказывает непосредственное влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах. Рентабельность собственного капитала определяется по следующей формуле:

 

Р ск. = П чл.: С ос. x 100%,         (1.6)

где Р ск. - рентабельность собственного капитала;

П чл. - показатель чистой прибыли за ряд лет;

С ос. - средняя стоимость основных средств.[12]

 

Для улучшения сложившегося финансового положения предприятию следует принять решительные меры по увеличению выручки от продажи продукции как путем увеличения производства товаров, так и путем поиска более выгодных сегментов рынка и изучения цен конкурентов, а также повышения привлекательности выпускаемой продукции для потребителей за счет улучшения ее качественных параметров, что также равноценно увеличению ее количества. Необходимо также принять меры по увеличению прочих доходов при одновременном снижении соответствующих расходов. Важное место при этом должно быть уделено снижению себестоимости реализуемой продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...