Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции возникновения сознания

Аннотация

У многих студентов вопрос - «что же представляет собой психика?» - часто вызывает определенные затруднения. В учебниках по общей психологии эта тема подается в различных ракурсах и достаточно широко, что не всегда вносит ясность в понимание данной проблематики. В предлагаемой лекции автор попытался структурировать обширный материал и раскрыть суть рассматриваемой темы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Понятие психики

Проблема «локализации психики»

Психика и мозг человека

Структура психики

Функции психики

Формы проявления психики

Проблема сознания

Понятие психики

Существуют множество определений и подходов к раскрытию понятия «психика». В общем можно сказать, что психика – это совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии (Р.С. Немов). Данная формулировка тавтологична и поверхностна.

Имеются современные определения психики выстроенные с использованием категориального аппарата сопредельных наук:

- в рамках философских учений: психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающаяся в активном отражении окружающего мира в его связях и отношениях;

- биологическая трактовка: психика – форма взаимодействия организма с окружающей средой, опосредованная активным отражением признаков объективной реальности;

в физиологии: психика – системное качество мозга, результат его интегрированной нейрофизиологической деятельности.

Данные определения репродуктивны и неспецифичны (лишают психику самостоятельного статуса), поэтому они не могут быть использованы в качестве рабочих. Они лишают психологию в собственной научной специфичности.

Избежать редукционизма и тавтологии в определении психики позволяет системный подход как базис современной научной методологии. Психика – это многоуровневая, динамичная и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик (чувствительность, интенциональность (направленность), «опережающий» характер (антиципация и планирование), аксиологический (ценностный) и смыслообразующий характер, способность к построению картины мира, опосредованность развития социокультурным окружением и прочие)

Проблема «локализации психики»

На разных этапах развития психологического знания формировались различные представления о локализации психики в природе. Кому присуща психика? – это вопрос находил следующие решения:

- панпсихизм, учение о всеобщей одухотворенности природы как живой, так и неживой;

- антропопсихизм, постулирующий, что психика присуща только человеку (Р. Декарт); тогда предыстория человеческой психики отсутствует;

- биопсихизм, где психика является атрибутом всех живых организмов, она присуща не только человеку, но и животным, растениям (от Аристотеля и …)

- нейропсихизм, ограничивающий локализацию психического совокупностью живых организмов, обладающих нервной системой (Ч. Дарвин).

После исследований, проведенных И.П. Павловым и его учениками, закрепилось представление, что психикой характеризуются лишь те живые существа, которые располагают трубчатой ЦНС с выраженным головным мозгом.

 

Психика и мозг человека

Материальный субстракт психики составляет ЦНС (головной и спинной мозг), но несомненное влияние на психическую жизнь и ее формирование оказывают эндокринные железы с гуморальной и химической регуляцией и вегетативная НС. Гуморальная регуляция является наиболее старой регуляцией, и ее наивысшим центром является гипоталамогипофизарная система. Например, повышенная секреция щитовидной железы повышает чувствительность всей НС, вследствие этого ускоряет и течение психических процессов, возникает лабильность настроения т.п. Противоположная картина наблюдается при пониженной функции щитовидной железы. Бурные изменения в пубертатном периоде обусловлены именно половыми гормонами.

 

Материалистическое понимание психики требует ответа на вопрос о соотнесении психики и мозга как ее материального субстрата. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С.Л. Рубинштейн о том, что мозг и психика – это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Н., карандаш как средство для письма и как указка. Следовательно, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.

Взятая с точки зрения биологической детерминации, психика выступает как мозг, точнее как ЦНС (головной и спинной мозг, а так же влияние эндокринных желез, вегетативной НС), осуществляющая ВНД; а взятая с точки зрения социальной детерминации, шире – взаимодействия человека с миром – как психика. Психика – это все те изменения в структуре НС, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе. Причем вторе является определяющим по отношению к первому. Упрощенно можно привести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация не сводится к диску, а диск к мозгу. Диск и мозг – это субстрат, информация и психика – форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика нет.

 

Но не следует думать, что между физическими параметрами мозга и психикой существует прямая зависимость. Масса и извилины не определяют уровень развития у индивидов. Т.е., нельзя о способностях и гениальности человека судить на основании веса мозга или по развитию борозд и извилин. Мозг Тургенева весил 2012г., мозг Павлова 1654г., Анатоля Франса 1017г., т.е. значительно меньше среднего веса. Сложность микроскопического строения, кровоснабжения, влияние химической структуры и условия жизни, которые развивают или подавляют способности и дарования человека, являются дальнейшими существенными факторами.

 

Структура психики

Все, что человек видит, слышит, ощущает, испытывает и чувствует составляет его психическую реальность. В психической реальности выделяют:

З. Фрейд выделил три области психического: сознательное, предсознательное и бессознательное. Сознание и бессознательное выступают в качестве относительно автономных, динамичных и непрерывно взаимодействующих подсистем или структурных компонентов психики. Психика, согласно З. Фрейду является динамичной системой, не только отражающей внешние воздействия среды, но также развивающейся под влиянием внутренних факторов (влечения, побуждения, внутриличностные конфликты).

А.Ф. Лазурским (1923). Рассматривая личность, он выделил в ней эндо- и экзопсихику, которые в совокупности образуют ее общий склад, преломляющий воздействия из вне. Эндопсихика включает в себя наиболее устойчивые сочетания элементов, образующие психофизиологические типы или разновидности. Содержание экзопсихики определяется отношением личности к среде. При этом понятие среды выступает не как абсолютное, а как относительное, т.е. психологически истолкованное: среда – это все, что может противостоять личности, явится объектом известного отношения с ее стороны.

Наиболее распространенной и общеупотребимой считается следующая структура психики:

· Эндопсихика (часть психики, отражающая внутреннее состояние организма – эмоции, потребности, чувство голода)

· Экзопсихика (часть психики, которая отражает факторы внешней среды)

· Интропсихика (часть психики, отражающая свой собственный продукт: мысли, сны, волевыек усилия, грезы и др.)

Сложность психики позволяет лишь условно выделить в ней какие-то структурные элементы. Согласно Б.Ф. Ломову, психика – сложная иерархически самоорганизующаяся система с множеством обратных связей на всех уровнях.

 

 

Функции психики

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. У. Джеймс считал, что единственной функцией психики является адаптация, позволяющая человеку выживать в окружающей среде. Но существуют явления, которые не могут быть поняты с этих позиций, н., феномен творчества, восхищения. В этой связи появилось несколько подходов к классификации функций психики.

Я.А. Понамарев:

- приспособление индивида к существующей реальности (обычная адаптация)

- формирование новой реальности в силу каких-то потребностей (творчество)

Б.Ф. Ломов:

- познавательная / когнитивная (построение внутренней модели мира)

- регулятивная (определяет поведение индивида через цели, мотивы, эмоции..)

- коммуникативная (вербальные и невербальные средства общения в сфере МО, деятельности)

 

 

Формы проявления психики

Психика как целостная динамичная система проявляется в виде психических процессов, состояний и свойств.

Психические процессы – это динамичный аспект функционирования психики / форма ее существования. Психика не статична, она формируется в ходе взаимодействия человека со средой, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы не протекают хаотично – закономерны и предполагают собственную внутреннюю организацию. Они включены в более сложные виды психической деятельности.

Психическая функция – это характеристика психических процессов, определяющая их целесообразность и направленность на обеспечение стабильности и развития психики. Это ответ на вопрос «ради чего» и «чему служит» данное психическое образование, какова его роль в функционировании психической системы. В зависимости от специфики реализуемых посредством них психических функций, различают познавательные, эмоциональные, волевые, коммуникативные и пр. психические процессы. Кроме того, все психические процессы подразделяются на осознаваемы и неосознаваемые.

Психические состояния – характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т.д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика по сравнению с психическим процессами. К ряду психических состояний могут быть отнесены эмоциональные проявления психики: состояние дискомфорта, аффекта, депрессии, фрустрации, эйфории; проявления внимания: сосредоточенность и рассеянность; воли – решительность, растерянность, апатия и т.д. Специфические состояния психики наблюдаются в патопсихологии – навязчивые и реактивные состояния, измененные состояния сознания и т.д.; в психологии масс – паника.

Психические свойства личности – наиболее устойчивые характеристики психической организации человека, сохраняющиеся на протяжении длительных периодов или всей жизни, обуславливающие особенности ее поведения и деятельности. Они выступают в качестве основных атрибутов личности, ее структурных элементов или подсистем, из синтеза которых и возникает личность как интегрированное целое. К наиболее изученным психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности личности.

Между психическими процессами, состояния и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. Так, холерик на грубость собеседника скорее всего ответит тем же, а его состояние можно будет охарактеризовать как импульсивную раздражительность. Иначе отреагирует на такую же ситуацию меланхолик, у которого общее эмоциональное состояние будет растерянным, подавленным, он испытает обиду, разочарование, но вряд ли сможет ответить тем же.

И вообще, взаимосвязь проявлений психики значительно сложнее, чем мы представляем себе на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать фантастические феномены и закономерности.

 

 

Проблема сознания

 

Сознание - это сфера психики, где отражение объектив­ной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния.

Очевидно, что предметная часть окружающего мира отражается и в психике некоторых животных (например, дельфин, обезьяна). Называя в повседневной жизни этих животных «умными», мы тем не менее не говорим об их сознании.

Человеческое сознание отличается не по самому факту формирования образов окружающего миpa, а по тому, как это формирование происходит. Во-первых в сознании человека психические образы отображаемых предметов или явлений природы актуализируются, выстраиваясь в ряды по степени их важности для субъекта. И в этом Смысле говорят о свойстве направленности (интенции) сознания. Во-вторых, созна­ние человека дает ему возможность формировать собственный образ. Это означает;

способность самопознания, т. е. способность наблюдать свои психические состояния, свойства и процессы (способность сознания к рефлексии);

«способность оценивать все происходящее вокруг с позиций своих взглядов, ценностей и морали (свойство критич­ности сознания);

«способность оценивать свои собственные действия, поступки и даже мысли (свойство самокритичность сознания).

Итак, сознание не оттиск и не застывшая «фотография» действительности. Это одновременно и слабо изученная сфера психики высшего уровня организации, и сложный динамический психический процесс. Науке еще предстоит приоткрыть тайны сознания. На данный момент достоверно знаем о нем лишь то, что оно есть. И вместе с тем человек стремится заглянуть в неизвестное, рассуживает, строит гипотезы о происхождении сознания.

 

 

Основные концепции возникновения сознания

 

Существует две концепции происхождения сознания: идеалистическая и материалистическая. Идеалистическая концепция связывает появление сознания с началом человеческого бытия (сознание «вдыхается» в человека извне силами, не подвластными ничему земному). Материалистический подход представляет сознание как продукт развития человечес­кой способности отражать объективный мир во всем его мно­гообразии. Обе эти концепции далеки от полной и окончательной победы друг над другом. У каждой из них имеется больше объективных фактов за то, чтобы с ней считались, нежели за то, чтобы привлечь на свою сторону подавляющее большинство сторонников. В этой борьбе на обеих сторонах принимают участие не только психологи. Здесь и физики, и физиологи, и историки, и философы, а также представители других современных профессий.

Сторонники материалистической концепции призвали себе в помощь теорию происхождения видов Ч. Дарвина, хотя сам он считал, что первое звено живого мира «приковано к Престолу Всевышнего», а уж потом всему живому были созданы условия для эволюционного развития. Материалисти­ческая парадигма терпеливо укрепляла веру в то, что человек - «пуп Земли и царь природы», не обратив внимания, что материалист Ф. Энгельс предупреждал: «Не обольщайтесь временной победой над природой! Природа способна мстить!»

Глубоко верующими и скептически относящимися к идеям материализма были физики И. Ньютон, М. Фарадей, Д. Макс­велл, математик Б. Паскаль, бактериолог Л. Пастер, астроном И. Кеплер, изобретатель Э. Циолковский, физиолог И. Павлов, естествоиспытатель В. Вернадский. Нобелевские лауреаты физики М. Планк, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Ж. Алферов в результате собственных исследований сознательно покинули лагерь материалистов. К новой парадигме происхождения сознания призывают академики Ю. А. Фомин, Н. Н. Моисеев, В. В. Налимов и др. Практически все руководители государств рассматривают Библию и другие священные книги как документы истории человечества, а не только как инструмент религиозно-политического правления обществом.

Вот несколько вопросов, сформулированных учеными, ставшими на путь сомнений в объективности материалистических корней сознания и предлагающими перейти к парадигме Высшего Разума.

• Если Вселенная родилась в результате Большого взры­ва (материалистическая гипотеза), то какие причины привели к идеальному порядку в Космосе?

• Если Космос находится в энергетическом балансе (ма­териалистическая позиция), то как объяснить, что энергия Меж­звездного пространства значительно превышает энергию звез­дных ядерных реакций? Откуда берется эта «лишняя» энер­гия?

• Если бы человек развивался (по Ч. Дарвину) от про­стейшего организма, то как появился в организме человека молибден, чрезвычайно редкий элемент для нашей планеты?

• Если обезьяна в своем развитии (по Ч. Дарвину) до­росла только до неандертальца, а потом вдруг, как из лукошка, выскочили кроманьонцы, которым не нужна была эволюция ввиду их идентичности современному человеку, то что же происходило в промежутке между этими видами живых су­ществ? И почему до сих пор нет никаких подтверждений эволюционности этого таинственного периода в истории че­ловечества?

• Если белковая жизнь на Земле произошла от случайно­го смешения аминокислот (материалистическая гипотеза ака­демика А. Опарина), такой счастливый случай необходимо ждать 10 248 млрд лет, что не идет ни в какое сравнение с длитель­ностью существования ни Земли, ни самой Солнечной систе­мы (около 6 млрд лет). Эти данные получены учеными на основе продолжительных статистических расчетов.

• Если генетический код человека связан с белками-гис-тонами, то его появление описывается вероятностью р = 1: 1050, что превосходит даже теоретическую возможность.

Споры о происхождении сознания не утихли до сих пор. У некоторых ученых имеется мнение, что со смертью тела «душа» не погибает, а продолжает существовать в неизвестной пока человечеству информационно-энергетической форме. Многие приверженци естественных наук отрицают по-прежнему такие взгляды, однако их доводы в связи с последними результатами исследований становятся не только уверенными и категоричными. Во избежание ненужных антогонистических столкновений решение вопроса о происхождении сознания целесообразно оставить потомкам, предоставив им полную свободу научных изысканий.

В отечественной психологии эту основополагающую проблему рассматривают чаще с позиций диалектического материализма.

 

 

Заключение

Итак, психика включает конгломерат системно взаимосвязанных свойств, и при этом не сводится ни к одному из них в отдельности. Специфичность психики выражается в активном характере отражения действительности, в построении неотчуждаемой от нее картины мира и в саморегуляции поведения и деятельности индивида. Сознание представляет собой одновременно и слабо изученную сферу психики высшего уровня организации, и сложный динамический психический процесс. Науке еще предстоит приоткрыть тайны сознания.

 

Список основной литературы:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М., 1988.

3. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность.– Мн., 2003.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1, 2. –М., 1983

5. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. - Кн.1. – М., 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – Т. 1.- М., 1989.

7. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга.- М., 1985.

 

 

Список дополнительной литературы:

1. Дегальдо Х. Мозг и сознание.- М., 1971.

2. Кликс Ф.Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975).

 

 

Глоссарий

№ п/п Новые понятия Содержание
    ПСИХИКА это многоуровневая, динамичная и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик (чувствительность, интенциональность, «опережающий» характер, аксиологический и смыслообразующий характер, способность к построению картины мира, опосредованность развития социокультурным окружением и прочие)
  СОЗНАНИЕ это сфера психики, где отражение объектив­ной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...