Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели и уровни самооценки




Феномен самооценки и его психологические составляющие тщательно изучаются психологами. Показатели самооценки и ее уровни представлены на схеме 3.

Адекватной признается самооценка, при которой представления лично­сти о своих качествах и свойствах максимально приближены к реальному уровню их развития. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудно­сти и с требованиями окружающих.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке че­ловеком самого себя. При значительном отклонении самооценки от адекват­ной у человека нарушается душевное равновесие, и меняется весь стиль пове­дения. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает надежды на позитивное отношение к нему и успех, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он восприни­мает как временные и случайные. Человек с заниженной самооценкой перено­сит решение проблем в план восприятия, где он может преодолеть все прегра­ды и получить желаемое в мире фантазий.

При завышенной самооценке человек гипертрофированно оценивает свои качества и свойства, не замечает собственные негативные качества, счи­тает их случайными.

Осознаваемая и неосознаваемая показывает степень развития самосоз­нания у данной личности, их свертывания и автоматизации.

Устойчивость самооценки рассматривается как способность личности сохранять неизмененное представление о себе в течение определенного про­межутка времени. Стабильность отражает уровень развития представлений о себе, законченность процесса формирования самооценки. Реальная и демон­стрируемая самооценка является выражении степени отражения объективной реальности самооценки, проявляющейся в поведении.

Е.И. Савонько, Л.С. Славина выделяют четыре уровня самооценки, рас­крывающие специфику ее появления:

1. Процессуально-ситуативный уровень характерен для человека, неспособ­ного установить связи между своими поступками и качествами личности, оценивающего своё «Я» лишь по отдельным непосредственным внешним результатам деятельности, которые необязательно соответствуют возмож­ностям человека и могут быть ситуативно обусловлены. Стихийность, случайность и противоречивость внешних ситуаций способствуют повы­шению тенденции к неадекватности и неустойчивости показателей само­оценки. Регуляция собственного поведения подчинена психологическому защитному механизму избегания.

2. Качественно-ситуативный уровень демонстрирует человек, устанавли­вающий прямолинейные связи между своими поступками и качествами, отождествляющий «поступок» и «качество».

3. Качественно-консервативный уровень отражает способность к разруше­нию прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется от конкретного поступка и выступает в сознании человека как самостоятельная объективная реаль­ность. При этом недостаточная осознанность новых сложных связей при­водит к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного поведения. В результате самооценка имеет тенден­цию к консервативности и недостаточной объективности.

4. Качественно-динамический уровень характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками, преодолением отрыва внутреннего мира от непосредственного поведения. Самооценка имеет тенденцию к адекватности, динамичности.

В жизни человека самооценка функционирует как на вербально-осоз-нанном, так и на интуитивном уровнях. Интуитивный уровень функциониро­вания самооценки характерен либо для стандартных, либо экстремальных условий. На ранних этапах развития ребенка самооценка функционирует на неосознанном уровне, проявляясь как непосредственное отражение оценок референтных для него лиц. Вербально-осознанный уровень самооценки появ­ляется у человека, способного ее обосновать (А.В. Захарова).

Структура самооценки не является статичной, она изменяется с разви­тием личности человека. В процессе формирования самооценки изменяются ее представления и понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. А это, в свою очередь, приводит к изменению содержания, способа вы­работки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения. Таким образом:

- Самооценка - сложное образование, системное по происхождению, характеризующееся целостностью, многоаспектностью, наличием многоуровневого строения и иерархической структуры. Самооцен­ка включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности ребенка.

Связи и взаимодействие структурных компонентов, форм и видов самооценки определяет ее ценность и значимость как фактора са­морегуляции поведения и деятельности личности. Основой формирования адекватной и устойчивой личностной са­мооценки является единая, непротиворечивая система оценочных отношений, активное участие в коллективной деятельности, прак­тическая деятельность по сопоставлению, сравнению оценок и уточнению или подкреплению самооценок, анализ собственных по­ступков и действий, их оценка с точки зрения норм общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...