Показатели и уровни самооценки
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Феномен самооценки и его психологические составляющие тщательно изучаются психологами. Показатели самооценки и ее уровни представлены на схеме 3. Адекватной признается самооценка, при которой представления личности о своих качествах и свойствах максимально приближены к реальному уровню их развития. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя. При значительном отклонении самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие, и меняется весь стиль поведения. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает надежды на позитивное отношение к нему и успех, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Человек с заниженной самооценкой переносит решение проблем в план восприятия, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире фантазий. При завышенной самооценке человек гипертрофированно оценивает свои качества и свойства, не замечает собственные негативные качества, считает их случайными. Осознаваемая и неосознаваемая показывает степень развития самосознания у данной личности, их свертывания и автоматизации. Устойчивость самооценки рассматривается как способность личности сохранять неизмененное представление о себе в течение определенного промежутка времени. Стабильность отражает уровень развития представлений о себе, законченность процесса формирования самооценки. Реальная и демонстрируемая самооценка является выражении степени отражения объективной реальности самооценки, проявляющейся в поведении.
Е.И. Савонько, Л.С. Славина выделяют четыре уровня самооценки, раскрывающие специфику ее появления: 1. Процессуально-ситуативный уровень характерен для человека, неспособного установить связи между своими поступками и качествами личности, оценивающего своё «Я» лишь по отдельным непосредственным внешним результатам деятельности, которые необязательно соответствуют возможностям человека и могут быть ситуативно обусловлены. Стихийность, случайность и противоречивость внешних ситуаций способствуют повышению тенденции к неадекватности и неустойчивости показателей самооценки. Регуляция собственного поведения подчинена психологическому защитному механизму избегания. 2. Качественно-ситуативный уровень демонстрирует человек, устанавливающий прямолинейные связи между своими поступками и качествами, отождествляющий «поступок» и «качество». 3. Качественно-консервативный уровень отражает способность к разрушению прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется от конкретного поступка и выступает в сознании человека как самостоятельная объективная реальность. При этом недостаточная осознанность новых сложных связей приводит к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного поведения. В результате самооценка имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности. 4. Качественно-динамический уровень характеризуется осознанием сложных связей между качествами личности и поступками, преодолением отрыва внутреннего мира от непосредственного поведения. Самооценка имеет тенденцию к адекватности, динамичности.
В жизни человека самооценка функционирует как на вербально-осоз-нанном, так и на интуитивном уровнях. Интуитивный уровень функционирования самооценки характерен либо для стандартных, либо экстремальных условий. На ранних этапах развития ребенка самооценка функционирует на неосознанном уровне, проявляясь как непосредственное отражение оценок референтных для него лиц. Вербально-осознанный уровень самооценки появляется у человека, способного ее обосновать (А.В. Захарова). Структура самооценки не является статичной, она изменяется с развитием личности человека. В процессе формирования самооценки изменяются ее представления и понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. А это, в свою очередь, приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения. Таким образом: - Самооценка - сложное образование, системное по происхождению, характеризующееся целостностью, многоаспектностью, наличием многоуровневого строения и иерархической структуры. Самооценка включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности ребенка. Связи и взаимодействие структурных компонентов, форм и видов самооценки определяет ее ценность и значимость как фактора саморегуляции поведения и деятельности личности. Основой формирования адекватной и устойчивой личностной самооценки является единая, непротиворечивая система оценочных отношений, активное участие в коллективной деятельности, практическая деятельность по сопоставлению, сравнению оценок и уточнению или подкреплению самооценок, анализ собственных поступков и действий, их оценка с точки зрения норм общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|