Методика Торонтская шкала алекситимии. (TAS)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. (Диагностика доминирующего эмоционального состояния. Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы и имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых. Методика предназначена для самооценки интенсивности и частоты возникновения 10 основных эмоций в соответствии со списком шкалы К. Изарда. Каждая основная эмоция (тестовая шкала) имеет три градации (три пункта опросника). Инструкция. Оцените по 4-балльной шкале, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент: 1 – совсем не подходит; 2 – пожалуй, верно; 3 – верно; 4 – совершенно верно. Обработка результатов, ключ к тесту, интерпретация результатов Шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. Подсчитываются суммы баллов по каждой строке (1-10) и эти значения проставляются в графу "Сумма". Так обнаруживаются доминирующие эмоции ("настроение"), позволяющие качественно описать самочувствие тестируемого. Затем определяется коэффициент самочувствия (КС) КС – коэффициент самочувствия (КС) интерпретируется следующим образом: если КС ≥;1 – положительное самочувствие; если КС ≤;1 – отрицательное самочувствие, пониженная самооценка на данный период, следовательно, возможно депрессивное состояние – тоскливое настроение, апатия, резкое снижение работоспособности.
Стимульный материал (Дифференциальная шкала эмоций).
Тест на чувства. Методика Торонтская шкала алекситимии. (TAS) Методика Торонтская шкала алекситимии (TAS) или, как ее еще называют, тест на умение чувствовать, тест на чувства позволяет лучше понять свое состояние, а также силу и глубину своих чувств и их причины. Понимая свои чувства, мы лучше разбираемся в чувствах, мыслях и поступках других людей. Методика шкала алекситимии направлена на изучение алекситимии как свойства личности; была адаптирована в институте им. В.М.Бехтерева. Тест состоит из 26 вопросов – утверждений, ключ, нормы теста и интерпретация полученных значений Торонтской шкала алекситимии (TAS) приведены ниже. Инструкция. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений. На каждое утверждение следует давать только один ответ: · совершенно не согласен; · скорее не согласен; · ни то, ни другое; · скорее согласен; · совершенно согласен. Тестовый материал (вопросы). 1. Когда я плачу, то всегда знаю, почему. 2. Мечты – это потеря - времени. 3. Я хотел бы быть не таким застенчивым. 4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю. 5. Я часто мечтаю о будущем. 6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие. 7. Знать, как решать проблемы, важнее, чем понимать причины этих решений. 8. Мне трудно находить правильные слова для выражения моих чувств. 9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам. 10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам. 11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит. 12. Я способен с легкостью описать свои чувства. 13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.
14. Когда я расстроен, то не знаю, печален ли я, испуган или зол. 15. Я часто даю волю воображению. 16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим. 17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле. 18. Я редко мечтаю. 19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так. 20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение. 21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях. 22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям. 23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства. 24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему. 25. Я не знаю, что происходит у меня внутри. 26. Я часто не знаю, почему я сержусь.
Ключ к Торонтской шкале алекситимии (TAS). Подсчет баллов осуществляется: 1) ответы вопросов 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26 оцениваются следующим образом. · "совершенно не согласен" – оценивается в 1 балл, · "скорее не согласен" – 2, · "ни то, ни другое" – 3, · "скорее согласен" – 4, · "совершенно согласен" – 5. 2) Иначе оцениваются пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. В них ставим противоположную оценку в баллах по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 – 4; 3 – 3; 4 – 2; 5 – 1); Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель "алекситимичности". Результаты могут распределиться в интервале от 26 до 130 баллов. Нормы теста. "Алекситимический" тип личности получает 74 балла и выше. "Неаликситимический" тип личности набирает 62 балла и ниже. Оказавшиеся в интервале от 62 до 74 баллов относятся к группе риска.
Интерпретация шкалы (теста) алекситимии. Алекситимия это сниженная способность или затрудненность в вербализации (выражении словами) эмоциональных состояний и чувств. Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают, а значит осознают эмоциональные впечатления, переживания, чувства, причины поступков. Признаки алекситимии: · трудность в определении (понимании) и описании словами собственных переживаний, чувств; · сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
· бедность фантазии, воображения, очень редкие сновидения; · заострение внимания в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Следствием алекситимии становится чрезмерный прагматизм и отсутствие творческого отношения к жизни. А ведь творчество – это проявление самовыражения, своей собственной индивидуальности, нестандартности восприятия, радости существования. Отсутствие радости приводит к ощущению серости жизни, "непонятному" чувству, что "вроде все в порядке, но что-то не так", к конкретно не обоснованным неудовольствию и неудовлетворенности жизнью. Часто при алекситимии у людей определенного склада личности легко возникают кратковременные, резко выраженные в поведении эмоциональные взрывы, причины которых ими плохо осознаются. Ограничение возможности понимать себя становится значительным препятствием для осознания происходящего, для возможности целостного представления собственной жизни. Сложно посмотреть на себя со стороны, осознать смысл собственной жизни и деятельности, увидеть их во временной взаимосвязи, осуществить смысловое связывание настоящего с прошлым и будущим, что позволяет человеку создавать и сохранять внутреннюю гармонию, необходимым образом изменять свой внутренний мир и не оказываться всецело во власти ситуации. Причины алекситимии. Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, может – временной реакцией на депрессию или тревогу. Если это – черта человека, то начинается ее развитие в подростковом возрасте. Если не научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, как он это выражает, он тогда не научится сопереживать. А родители часто не просто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески их скрывать, демонстрируя своим примером соответствующее поведение. И вырастают люди с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств - люди с первичной алекситимией. Но алекситимия может быть и вторичной. Она развивается в результате преобладания в процессе развития личности защитных механизмов. То есть, если выражение чувств приносило в прошлом отрицательный результат – боль, страх, чувство вины и т.д., человек получал негативный травмирующий опыт и, как следствие, приходил к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться, лучше скрывать их и от самого себя. К сожалению, отказ от возможной боли часто влечет и обратную сторону – отказ от возможной радости.
Люди с алекситимией больше других склонны к появлению и развитию психосоматических заболеваний, к депрессии. Алекситимия может свидетельствовать о том, что человек закрыт новому опыту и центрирован на негативных событиях. Нарушена может быть не только эмоциональная сфера, но и личностная сфера и сфера мышления. Личностная сфера: неспособность к рефлексии (процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний, переживаний, эмоций и чувств, процесс размышления о происходящем в его собственном сознании), что, в свою очередь, приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром. Сфера мышления: человек предпочитает пользоваться наглядно-действенным мышлением, а не абстрактно-логическим, не использует возможности своего воображения, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям. Он также мало использует процессы категоризации (психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, то есть категоризация – это процесс обобщения с последующей классификацией) и символизации мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|