Т – ценности; L – бизнес-платформа; Р – бизнес-архитектура; I – информационный ресурс системы
Информационные процессы и бизнес-среда организации
Предприятие как объект стратегического управления можно представить совокупностью нескольких моделей. Любое предприятие является стратегической хозяйственной системой, т.е. предприятием, деятельность которого охватывает всю цепочку создания стоимости: инновации, операции, маркетинг, распределение, продажи, сервис, и его структуру можно представить, состоящей из подсистем (бизнес-единиц). С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность предприятия в ориентации на стратегическое управление, которое призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. При этом основное внимание руководства должно быть сконцентрировано на В процессе стратегического управления выделяют следующие основные этапы: анализ внешней и внутренней среды, формулирование миссии организации, определение ее целей, стратегический анализ и разработка стратегий для достижения этих целей на основе концепции корпоративной стратегии, реализация стратегий, стратегический контроллинг (анализ) реализации стратегий (определение необходимости коррекции миссии, целей, стратегий или мероприятия по их осуществлению). Этапы «Формулирование миссии», «Определение целей» и «Разработка стратегий» часто объединяют в один этап «Стратегическое планирование», который является ключевым этапом стратегического управления. В соответствии с миссией и для реализации целей, стоящих перед предприятием, выделяют следующие группы базовых стратегий: корпоративная; продуктовая, производственная, менеджмента, ресурсам.
Способность компании к стратегическому менеджменту и возможность реализации сформулированных стратегий характеризуется элементами, определяющими умение: - моделировать ситуацию (требует наличия бизнес-моделей компании, внешней среды и процесса их взаимодействия); - выявлять необходимость изменений; - разработать стратегию изменений; - использовать в ходе изменений надежные методы управления - воплощать стратегию в жизнь. Все пять элементов реализуются в интегрированной системе стратегического управления в виде следующих функциональных подсистем, обеспечивающих поддержание деятельности и развитие компании: прогнозирование, планирование, экономический анализ, организация, оперативное регулирование, учет, контроль. Формирование бизнес-модели предприятия. Опираясь на базовые стратегии, строится бизнес-модель компании (рисунок 4.1). На основе построенной бизнес-модели формируются все необходимые регламенты предприятия. Управление организационным развитием предприятия. Для этого в бизнес-модель вносятся упреждающие корректировки не под действием уже свершившихся изменений на рынке, а на основании стратегического прогноза таких изменений. Это обеспечивает высокую конкурентоспособность саморазвивающегося предприятия. Менеджеры получают на основе бизнес-модели необходимые распорядительные документы (должностные инструкции, положения другие управленческие регламенты, оперативные и стратегический отчеты о наличии и движении ресурсов в предприятии и т.д.). Информационный ресурс организации поддерживает систему организации бизнеса как процесса формирования добавленной стоимости. В его основе используется понятие бизнес-среды. Бизнес-среда формирует предпосылки для воздействия на систему управления хозяйственной деятельностью организации с целью повышения ее эффективности. Таким образом, воздействие информационного ресурса организации распространяется и на ту бизнес-среду, в которой действует организация. Он не может рассматриваться отдельно от воздействия внешних факторов бизнеса, таких как инвестиции, рынок и т. п. Структуру бизнес-среды организации можно изобразить, используя графическую модель, показанную на рис. 1.4.
Li, M j — организация производства; Рi, — основная линейка товаров и/или услуг; Мi, — рынок товаров и/или услуг; I — инвестиции; Nj — дополнительная линейка товаров и/или услуг, X — потери
Рисунок 4.1 – Модель бизнес-среды организации
Взаимодействие компонентов модели бизнес-среды предприятия можно представить следующим образом. На базе инвестиций (I), которые поступают, как правило, через банковскую систему, организуется производство (Li). В процессе хозяйственной деятельности создаются товары или предоставляются услуги (Рi), которые направляются на рынок (Мi), При реализации товаров, инфляции и других дестабилизирующих воздействиях возможны потери X. Полученные доходы позволяют оправдать инвестиции и выделить средства для организации запасов и расширения производства, формируя линейку товаров и/или услуг. В процессе насыщения рынка товарами и/или услугами потери на рынке возрастают, что заставляет искать новые рынки и соответственно разрабатывать новые проекты, позволяющие организовать новые производства (Lj) для работы на соответствующем рынке (Мi). Бизнес-среда формируется на базе управляемой совокупности бизнес-процессов организации. Организация бизнес-процессов оказывает существенное влияние не только на реализацию административно-хозяйственных процессов, но и на формирование информационного ресурса организации. Информационные процессы образуются в процессе реализации хозяйственных решений по заданному бизнес-процессу.
Рисунок 4.2 – Полная бизнес-модель компании Хозяйственные решения возникают при обработке заказов, организации выпуска изделий, выполнению мероприятий сервисного обслуживания клиентов, подготовке финансовых отчетов и т. п.
Бизнес-функции организации направлены на реализацию процессов управления хозяйственной деятельностью предприятия (на то, что участвует в создании добавленной стоимости): разработку новой продукции, организацию производства и сбыта, управление персоналом, реализацию маркетинговых мероприятий и сбыта, сервис, учет финансового состояния и др. Информационные потоки организации могут обеспечить: - получение законченных хозяйственных решений по всем бизнес-функциям для реализации стратегического и оперативного управления предприятием; - поддержку всех хозяйственных и финансовых процессов; - стандартизацию хозяйственных операций на уровне всей организации; - настройку индивидуальных хозяйственных единиц; - поддержку структур с несколькими организациями с адаптацией к особенностям каждой хозяйственной единицы и др. Особое значение информационный ресурс организации имеет при использовании методов электронного бизнеса, которые не только расширяют возможности бизнеса, но и изменяют схему добавления стоимости. Использование информации, полученной в процессе реализации хозяйственной деятельности, предполагает организацию активной деятельности в Интернете. Здесь участвуют различные виды информационной деятельности: поиск, отбор и анализ информации. При этом накапливаются значительные объемы информации, которые несут в себе значимые знания. Эти знания как позволить найти новые более эффективные пути создания добавленной стоимости при выполнении хозяйственных операций или сами обладать стоимостью. Модель формирования виртуальной цепочки добавления стоимости показывает, что в процессе разработки новых продуктов или предоставления новых услуг на каждом этапе реализации физической цепочки добавления стоимости осуществляются процессы сбора, обработки и анализа информации. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий модели обозначают формирование уникальных баз знаний, которые показывают возможность увеличения нематериальных активов организации.
Использование методов электронного бизнеса, позволяющего вести он-лайн-диалог (е-диалог) не только с поставщиками, но и с клиентами, посредниками и другими заинтересованными сторонами, позволяет создать особый тип цепочки добавления стоимости (матрицу добавления стоимости) за счет преобразования собранной информации в новые услуги и товары. Например, сбор предложений о желаемых качественных характеристиках товара, применение электронной доски объявлений для ответов на вопросы клиентов, подготовка и использование электронных изданий и др. Активная деятельность предприятия в среде глобальных информационных систем, применение новых информационных технологий позволяют изменить информационный ресурс организации, при этом предполагая постоянное развитие информационной системы управления организацией. Начиная с контроля за физическими операциями при помощи информационных систем, можно перейти к замене физической информационной деятельности на виртуальную и далее к формированию новых производственных связей за счет обработки информации (извлечению прибыли новыми средствами). Хотя использование информационных технологий в системе управления организацией и является необходимым условием для оптимизации деловых процессов, использование даже очень эффективной информационной системы само по себе не гарантирует эффективности управления операциями. Опыт показывает, что организации часто стремятся воспроизвести с помощью информационных систем свою существующую структуру. Это может привести к локальному повышению эффективности работы, но глобальная оптимизация в рамках компании, как правило, не достигается таким способом. Воспроизведение неэффективных структур при помощи современных информационных технологий может привести к тому, что эти структуры еще больше укрепятся. В то же время на основе информационных систем можно разработать и внедрить принципиально новые бизнес-процессы. В схеме образования добавленной стоимости все виды хозяйственной деятельности образуют звенья добавленной стоимости, а сама деятельность предприятия (разработка, производство, сервис, выполнение заказов, сбыт, сервис и др.) базируется на структуре его бизнес-функций. При этом информация остается внутри фирмы и играет технологическую роль. В структуре организации можно выделить следующие основные элементы: ценности фирмы, бизнес-платформу, бизнес-архитектуру и информационный ресурс организации. Отношения между элементами системной модели характеризуют информационные отношения внутри фирмы. Совокупность основных элементов и информационных отношений образует бизнес-структуру организации, которую можно представить в виде системной модели, показанной на рис. 4.3.
Т – ценности; L – бизнес-платформа; Р – бизнес-архитектура; I – информационный ресурс системы Рисунок 4.3 – Системная модель бизнес-структуры организации
Графическое отображение системной модели бизнес-структуры имеет следующие состояния: Т — ценности, то, что порождает поток доходов, L — бизнес-платформа, то, что составляет производство, его стратегию и рынок (система взаимодействия с рынком — маркетинг и т. п.), Р — бизнес-архитектура: организация персонала фирмы, I — информационный ресурс системы. Модель показывает значение информационного ресурса организации как основного элемента в системе, определяющего отношения между другими элементами модели, способствующего развитию новых отношений на базе использования более эффективных методов доступа к информации, формирования знаний о состоянии бизнеса. Задача менеджера состоит в обеспечении оптимального взаимодействия компонентов бизнес-структуры для обеспечения расширенного воспроизводства капитала. Основой для решения поставленной задачи и является обеспечение доступа к необходимой информации в режиме реального времени, привлечения к управлению организацией максимального числа заинтересованных участников. Информационный ресурс охватывает все подразделения и службы организации. В этом смысле можно говорить об информационном пространстве (ИП) предприятия, понимая под этим термином не только информацию и средства ее обработки, но и географию информационных отношений. Информационное пространство организации формируется с помощью технических средств обработки информации, компьютерной и телекоммуникационной технологии. В зависимости от формы их взаимодействия и использования можно выделить четыре основных уровня реализации информационного пространства организации. На первом уровне реализации ИП организации фактографическая информация о выполненных хозяйственных операциях формируется в виде таблиц конкретной базы данных. Обработка этих таблиц позволяет вести основные виды учета: оперативный, бухгалтерский, административный, налоговый и т. п.
Рисунок 4.5 – Модель ИП организации 1-го уровня
Системную модель информационного пространства первого уровня можно показать на основе модели бизнес-структуры организации. На базе отношений между элементами этой модели формируется фактографическая информация, запись которой в базу данных отражается на модели, показанной на рис. 4.6. Здесь также условно изображены процессы реализации основных видов учета. Информационное пространство первого уровня позволяет получить информацию о соответствующих бизнес-процессах, как правило, в форме итоговых отчетов в виде таблиц. Реализация ИП второго уровня предполагает использование мощной системы управления базой данных (СУБД), которая позволяет не только выполнить основные операции по обработке фактографической информации и поддерживать все виды учета, но и дать возможность подготовки различных аналитических документов (рис. 4.7). На этом уровне реализации формируется Интранет, позволяющий осуществить электронный документооборот и способствующий накоплению и обобщению корпоративной информации.
Рисунок 4.6 – Модель ИП организации 2-го уровня
Модель ИП третьего уровня отражает его разделение на отдельные информационные системы: логистика, учет и отчетность, управление персоналом и др., в каждой из которых формируется своя информационная система. Здесь также создается общая информационная система отображения информации для менеджмента (рис. 4.8). ИП этого уровня использует в своей структуре элемент «пул данных», который определяет не только возможность приема и хранения оперативной информации, но также и средство ее предварительной обработки по заранее установленным алгоритмам. Эти алгоритмы настраиваются на заранее устанавливаемую систему аналитических отчетов. Модель ИП третьего уровня предусматривает реализацию хозяйственной деятельности в Интернете, например посещение торговых площадок, использование электронных платежей и т. п. Рисунок 4.7 – Модель ИП организации 3-го уровня
ИП организации четвертого уровня предполагает его расширение за счет применения фронт-офисных структур, которые могут с помощью Интернета предоставить поставщикам, партнерам, клиентам, инвесторам и др. необходимую информацию в соответствии с данными полномочиями.
Рисунок 4.8 – Модель ИП организации 4-го уровня
Процессы формирования ИП на этом уровне ведутся с помощью бэк-офиса фирмы. Управление системой осуществляется с помощью информационной системы менеджмента, связанной с кокпитом системы. Кокпит реализует демонстрацию графических аналитических отчетов с помощью демонстрационных LCD-планшетов. Проблематика построения комплексных систем автоматизации бизнес-процессов (корпоративных информационно-управляющих систем – КИУС) за последние годы привела к созданию самостоятельного направления науки об управлении и развитию целой отрасли наукоемких технологий. При этом отмечается качественное расширение понятия и термина «система», происходящее в международных комитетах и профессиональных сообществах, ориентированных на информационные технологии. Экономическими предпосылками создания и использования КИУС являются: - обеспечение гибкости рыночно-продуктовой стратегии; - эффективное взаимодействие с партнерами; - эффективная работа с клиентами; - эффективное управление ресурсами и бизнес-процессами; - оперативное получение достоверной информации; - анализ больших информационных объемов. В современных условиях руководителей предприятий интересуют: - агрегация данных (а не обилие конкретных значений); - динамика, перспективы, тенденции (а не статика); - корпоративные решения (а не решения для подразделений); - минимальные затраты на поиск требуемой информации; - полнота и непротиворечивость информации; - аналитические срезы для поддержки принятия решений. С их стороны к КИУС в современных условиях предъявляются следующие основные требования: - решение всего комплекса задач бизнеса; - сбалансированная стоимость владения; - широкие функциональные возможности; - быстродействие и гибкость; - безопасность. Современный уровень развития информационных технологий, со своей стороны, позволяет обеспечить следующие требования: - функциональную полноту; - масштабируемость — система должна учитывать растущие потребности предприятия; - гибкость – система должна настраиваться на изменения бизнес-процессов и внешней среды; - стандартизацию и мобильность – компоненты системы должны функционировать на различных аппаратных и системных платформах, а также быть взаимозаменяемыми компонентами аналогичной функциональности; - информационную безопасность; - экономическую эффективность; - независимость – с одной стороны, предприятие не должно попадать в зависимость от поставщиков, с другой - не содержать собственного штата разработчиков. Использование КИУС, с точки зрения бизнеса, обеспечивает увеличение доходности, повышение конкурентоспособности, улучшение качества обслуживания клиентов, снижение времени выпуска новых продуктов, полноту и непротиворечивость информации. С позиций технологии обеспечивается консолидация данных и приложений, осуществляется естественная замена устаревших унаследованных систем. Однако эффективность системы в первую очередь зависит от того, насколько широко она охватывает все сферы деятельности современного предприятия. При создании КИУС единственно правильным для предприятия является четкая расстановка акцентов - не подгонка задач предприятия под возможности конкретного решения (т.е. решение проблем производителей систем), а выбор решения, соответствующего задачам бизнеса (т.е. достижение собственных целей). Такая постановка вопроса требует проведения целого комплекса достаточно трудоемких и длительных исследовательских работ, предваряющих покупку лицензий или выдачу заданий программистам, а именно: - разработки стратегии развития информационных технологий на предприятии на среднесрочный период; - аудита соответствия существующего положения дел с уже имеющимися на предприятии информационными системами целям и задачам бизнеса; - разработка концепции создания КИУС; - выявления, формирования и анализа требований к КИУС; - выбора компонентов КИУС, наиболее полно удовлетворяющих этим требованиям, и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|