Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т – ценности; L – бизнес-платформа; Р – бизнес-архитектура; I – информационный ресурс системы

Информационные процессы и бизнес-среда организации

 

Предприятие как объект стратегического управления можно представить совокупностью нескольких моделей. Любое предприятие является стратегической хозяйственной системой, т.е. предприятием, деятельность которого охватывает всю цепочку создания стоимости: инновации, операции, маркетинг, распределение, продажи, сервис, и его структуру можно представить, состоящей из подсистем (бизнес-единиц).

С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность предприятия в ориентации на стратегическое управление, которое призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. При этом основное внимание руководства должно быть сконцентрировано на
внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в
нем.

В процессе стратегического управления выделяют следующие основные этапы: анализ внешней и внутренней среды, формулирование миссии организации, определение ее целей, стратегический анализ и разработка стратегий для достижения этих целей на основе концепции корпоративной стратегии, реализация стратегий, стратегический контроллинг (анализ) реализации стратегий (определение необходимости коррекции миссии, целей, стратегий или мероприятия по их осуществлению).

Этапы «Формулирование миссии», «Определение целей» и «Разработка стратегий» часто объединяют в один этап «Стратегическое планирование», который является ключевым этапом стратегического управления.

В соответствии с миссией и для реализации целей, стоящих перед предприятием, выделяют следующие группы базовых стратегий: корпоративная; продуктовая, производственная, менеджмента, ресур­сам.

Способность компании к стратегическому менеджменту и возмож­ность реализации сформулированных стратегий характеризуется элементами, определяющими умение:

- моделировать ситуацию (требует наличия бизнес-моделей компании, внешней среды и процесса их взаимодействия);

- выявлять необходимость изменений;

- разработать стратегию изменений;

- использовать в ходе изменений надежные методы управления
проектами;

- воплощать стратегию в жизнь.

Все пять элементов реализуются в интегрированной системе стратегического управления в виде следующих функциональных подсистем, обеспечивающих поддержание деятельности и развитие компании: прогнозирование, планирование, экономический анализ, организация, оперативное регулирование, учет, контроль.

Формирование бизнес-модели предприятия. Опираясь на базовые стратегии, строится бизнес-модель компании (рисунок 4.1). На основе построенной бизнес-модели формируются все необходимые регламенты предприятия.

Управление организационным развитием предприятия. Для этого в бизнес-модель вносятся упреждающие корректировки не под действием уже свершившихся изменений на рынке, а на основании стратегического прогноза таких изменений. Это обеспечивает высокую конкурентоспособность саморазвивающегося предприятия. Менеджеры получают на основе бизнес-модели необходимые распорядительные документы (должностные инструкции, положения другие управленческие регламенты, оперативные и стратегический отчеты о наличии и движении ресурсов в предприятии и т.д.).

Информационный ресурс организации поддерживает систему орга­низации бизнеса как процесса формирования добавленной стоимости. В его основе используется понятие бизнес-среды. Бизнес-среда форми­рует предпосылки для воздействия на систему управления хозяйствен­ной деятельностью организации с целью повышения ее эффективности. Таким образом, воздействие информационного ресурса организа­ции распространяется и на ту бизнес-среду, в которой действует орга­низация. Он не может рассматриваться отдельно от воздействия вне­шних факторов бизнеса, таких как инвестиции, рынок и т. п. Структуру бизнес-среды организации можно изобразить, исполь­зуя графическую модель, показанную на рис. 1.4.

 


Li, M j — организация производства; Рi, — основная линейка товаров и/или услуг; Мi, — рынок товаров и/или услуг; I — инвестиции; Nj — дополнительная линейка товаров и/или услуг, X — потери

 

Рисунок 4.1 – Модель бизнес-среды организации

 

Взаимодействие компонентов модели бизнес-среды предприятия можно представить следующим образом. На базе инвестиций (I), ко­торые поступают, как правило, через банковскую систему, организует­ся производство (Li). В процессе хозяйственной деятельности созда­ются товары или предоставляются услуги (Рi), которые направляются на рынок (Мi), При реализации товаров, инфляции и других дестабили­зирующих воздействиях возможны потери X. Полученные доходы позво­ляют оправдать инвестиции и выделить средства для организации запа­сов и расширения производства, формируя линейку товаров и/или ус­луг. В процессе насыщения рынка товарами и/или услугами потери на рынке возрастают, что заставляет искать новые рынки и соответственно разрабатывать новые проекты, позволяющие организовать новые про­изводства (Lj) для работы на соответствующем рынке (Мi).

Бизнес-среда формируется на базе управляемой совокупности биз­нес-процессов организации. Организация бизнес-процессов оказывает суще­ственное влияние не только на реализацию административно-хозяй­ственных процессов, но и на формирование информационного ресур­са организации. Информационные процессы образуются в процессе реализации хозяйственных решений по заданному бизнес-процессу.

 

 


Рисунок 4.2 – Полная бизнес-модель компании

Хозяйственные решения возникают при обработке заказов, орга­низации выпуска изделий, выполнению мероприятий сервисного об­служивания клиентов, подготовке финансовых отчетов и т. п.

Бизнес-функции организации направлены на реализацию процес­сов управления хозяйственной деятельностью предприятия (на то, что участвует в создании добавленной стоимости): разработку новой про­дукции, организацию производства и сбыта, управление персоналом, реализацию маркетинговых мероприятий и сбыта, сервис, учет финан­сового состояния и др.

Информационные потоки организации могут обеспечить:

- получение законченных хозяйственных решений по всем бизнес-функциям для реализации стратегического и оперативного управления предприятием;

- поддержку всех хозяйственных и финансовых процессов;

- стандартизацию хозяйственных операций на уровне всей орга­низации;

- настройку индивидуальных хозяйственных единиц;

- поддержку структур с несколькими организациями с адаптаци­ей к особенностям каждой хозяйственной единицы и др.

Особое значение информационный ресурс организации имеет при использовании методов электронного бизнеса, которые не только рас­ширяют возможности бизнеса, но и изменяют схему добавления сто­имости.

Использование информации, полученной в процессе реализации хозяйственной деятельности, предполагает организацию активной де­ятельности в Интернете. Здесь участвуют различные виды информа­ционной деятельности: поиск, отбор и анализ информации. При этом накапливаются значительные объемы информации, которые несут в себе значимые знания. Эти знания как позволить найти новые более эффективные пути создания добавленной стоимости при выполнении хозяйственных операций или сами обладать стоимостью.

Модель формирования виртуальной цепочки добавле­ния стоимости показывает, что в процессе разработки новых продук­тов или предоставления новых услуг на каждом этапе реализации фи­зической цепочки добавления стоимости осуществляются процессы сбора, обработки и анализа информации. Точки пересечения верти­кальных и горизонтальных линий модели обозначают формирование уникальных баз знаний, которые показывают возможность увеличения нематериальных активов организации.

Использование методов электронного бизнеса, позволяющего вес­ти он-лайн-диалог (е-диалог) не только с поставщиками, но и с клиен­тами, посредниками и другими заинтересованными сторонами, позво­ляет создать особый тип цепочки добавления стоимости (матрицу до­бавления стоимости) за счет преобразования собранной информации в новые услуги и товары. Например, сбор предложений о желаемых качественных характеристиках товара, применение электронной дос­ки объявлений для ответов на вопросы клиентов, подготовка и исполь­зование электронных изданий и др.

Активная деятельность предприятия в среде глобальных информа­ционных систем, применение новых информационных технологий позволяют изменить информационный ресурс организации, при этом предполагая постоянное развитие информационной системы управле­ния организацией. Начиная с контроля за физическими операциями при помощи информационных систем, можно перейти к замене физи­ческой информационной деятельности на виртуальную и далее к фор­мированию новых производственных связей за счет обработки инфор­мации (извлечению прибыли новыми средствами).

Хотя использование информационных технологий в системе управ­ления организацией и является необходимым условием для оптимиза­ции деловых процессов, использование даже очень эффективной ин­формационной системы само по себе не гарантирует эффективности управления операциями. Опыт показывает, что организации часто стремятся воспроизвести с помощью информационных систем свою суще­ствующую структуру. Это может привести к локальному повышению эффективности работы, но глобальная оптимизация в рамках компа­нии, как правило, не достигается таким способом. Воспроизведение неэффективных структур при помощи современных информацион­ных технологий может привести к тому, что эти структуры еще больше укрепятся. В то же время на основе информационных систем можно разработать и внедрить принципиально новые бизнес-процессы.

В схеме образования добавленной стоимости все виды хозяйственной деятельности образуют звенья добав­ленной стоимости, а сама деятельность предприятия (разработка, про­изводство, сервис, выполнение заказов, сбыт, сервис и др.) базируется на структуре его бизнес-функций. При этом информация остается внут­ри фирмы и играет технологическую роль.

В структуре организации можно выделить следующие основные элементы: ценности фирмы, бизнес-платформу, бизнес-архитектуру и информационный ресурс организации. Отношения между элемента­ми системной модели характеризуют информационные отношения внутри фирмы. Совокупность основных элементов и информацион­ных отношений образует бизнес-структуру организации, которую мож­но представить в виде системной модели, показанной на рис. 4.3.

 
 

 


Т – ценности; L – бизнес-платформа; Р – бизнес-архитектура; I – информационный ресурс системы

Рисунок 4.3 – Системная модель бизнес-структуры организации

 

Графическое отображение системной модели бизнес-структуры име­ет следующие состояния: Т — ценности, то, что порождает поток дохо­дов, L — бизнес-платформа, то, что составляет производство, его стра­тегию и рынок (система взаимодействия с рынком — маркетинг и т. п.), Р — бизнес-архитектура: организация персонала фирмы, I — информационный ресурс системы.

Модель показывает значение информационного ресурса организа­ции как основного элемента в системе, определяющего отношения между другими элементами модели, способствующего развитию новых отношений на базе использования более эффективных методов досту­па к информации, формирования знаний о состоянии бизнеса.

Задача менеджера состоит в обеспечении оптимального взаимодей­ствия компонентов бизнес-структуры для обеспечения расширенного воспроизводства капитала. Основой для решения поставленной зада­чи и является обеспечение доступа к необходимой информации в ре­жиме реального времени, привлечения к управлению организацией максимального числа заинтересованных участников.

Информационный ресурс охватывает все подразделения и службы организации. В этом смысле можно говорить об информационном про­странстве (ИП) предприятия, понимая под этим термином не только инфор­мацию и средства ее обработки, но и географию информационных от­ношений.

Информационное пространство организации формируется с помо­щью технических средств обработки информации, компьютерной и телекоммуникационной технологии. В зависимости от формы их вза­имодействия и использования можно выделить четыре основных уров­ня реализации информационного пространства организации.

На первом уровне реализации ИП организации фактографическая информация о выполненных хозяйственных операциях формируется в виде таблиц конкретной базы данных. Обработка этих таблиц позво­ляет вести основные виды учета: оперативный, бухгалтерский, адми­нистративный, налоговый и т. п.

 
 

 


Рисунок 4.5 – Модель ИП организации 1-го уровня

 

Системную модель информационного пространства первого уров­ня можно показать на основе модели бизнес-структуры организации. На базе отношений между элементами этой модели фор­мируется фактографическая информация, запись которой в базу дан­ных отражается на модели, показанной на рис. 4.6. Здесь также услов­но изображены процессы реализации основных видов учета.

Информационное пространство первого уровня позволяет получить информацию о соответствующих бизнес-процессах, как правило, в форме итоговых отчетов в виде таблиц.

Реализация ИП второго уровня предполагает использование мощ­ной системы управления базой данных (СУБД), которая позволяет не только выполнить основные операции по обработке фактографичес­кой информации и поддерживать все виды учета, но и дать возмож­ность подготовки различных аналитических документов (рис. 4.7). На этом уровне реализации формируется Интранет, позволяющий осуще­ствить электронный документооборот и способствующий накоплению и обобщению корпоративной информации.

 
 

 


Рисунок 4.6 – Модель ИП организации 2-го уровня

 

Модель ИП третьего уровня отражает его разделение на отдельные информационные системы: логистика, учет и отчетность, управление персоналом и др., в каждой из которых формируется своя информационная система. Здесь также создается общая информационная система отображения информации для менеджмента (рис. 4.8). ИП этого уровня использует в своей структуре элемент «пул данных», который определяет не толь­ко возможность приема и хранения оперативной информации, но так­же и средство ее предварительной обработки по заранее установлен­ным алгоритмам. Эти алгоритмы настраиваются на заранее устанавли­ваемую систему аналитических отчетов.

Модель ИП третьего уровня предусматривает реализацию хозяй­ственной деятельности в Интернете, например посещение торговых площадок, использование электронных платежей и т. п.

 
 


Рисунок 4.7 – Модель ИП организации 3-го уровня

 

ИП организации четвертого уровня предполагает его расширение за счет применения фронт-офисных структур, которые могут с помо­щью Интернета предоставить поставщикам, партнерам, клиентам, инвесторам и др. необходимую информацию в соответствии с данными полномочиями.

 
 

 

 


Рисунок 4.8 – Модель ИП организации 4-го уровня

 

Процессы формирования ИП на этом уровне ведутся с помощью бэк-офиса фирмы. Управление системой осуществляется с помощью информационной системы менеджмента, связанной с кокпитом сис­темы. Кокпит реализует демонстрацию графических аналитических отчетов с помощью демонстрационных LCD-планшетов.

Проблематика построения комплексных систем автоматиза­ции бизнес-процессов (корпоративных информационно-управ­ляющих систем – КИУС) за последние годы привела к созданию самостоятельного направления науки об управлении и развитию целой отрасли наукоемких технологий. При этом отмечается качественное расширение понятия и термина «система», проис­ходящее в международных комитетах и профессиональных сооб­ществах, ориентированных на информационные технологии.

Экономическими предпосылками создания и использования КИУС являются:

- обеспечение гибкости рыночно-продуктовой стратегии;

- эффективное взаимодействие с партнерами;

- эффективная работа с клиентами;

- эффективное управление ресурсами и бизнес-процессами;

- оперативное получение достоверной информации;

- анализ больших информационных объемов.

В современных условиях руководителей предприятий интересуют:

- агрегация данных (а не обилие конкретных значений);

- динамика, перспективы, тенденции (а не статика);

- корпоративные решения (а не решения для подразделений);

- минимальные затраты на поиск требуемой информации;

- полнота и непротиворечивость информации;

- аналитические срезы для поддержки принятия решений.

С их стороны к КИУС в современных условиях предъявляют­ся следующие основные требования:

- решение всего комплекса задач бизнеса;

- сбалансированная стоимость владения;

- широкие функциональные возможности;

- быстродействие и гибкость;

- безопасность.

Современный уровень развития информационных техноло­гий, со своей стороны, позволяет обеспечить следующие требо­вания:

- функциональную полноту;

- масштабируемость — система должна учитывать растущие пот­ребности предприятия;

- гибкость – система должна настраиваться на изменения бизнес-процессов и внешней среды;

- стандартизацию и мобильность – компоненты системы должны функционировать на различных аппаратных и системных платформах, а также быть взаимозаменяемыми компонентами аналогичной функциональности;

- информационную безопасность;

- экономическую эффективность;

- независимость – с одной стороны, предприятие не должно по­падать в зависимость от поставщиков, с другой - не содержать собственного штата разработчиков.

Использование КИУС, с точки зрения бизнеса, обеспечивает увеличение доходности, повышение конкурентоспособности, улучшение качества обслуживания клиентов, снижение времени выпуска новых продуктов, полноту и непротиворечивость ин­формации. С позиций технологии обеспечивается консолидация данных и приложений, осуществляется естественная замена уста­ревших унаследованных систем. Однако эффективность системы в первую очередь зависит от того, насколько широко она охваты­вает все сферы деятельности современного предприятия.

При создании КИУС единственно правильным для предпри­ятия является четкая расстановка акцентов - не подгонка задач предприятия под возможности конкретного решения (т.е. реше­ние проблем производителей систем), а выбор решения, соответ­ствующего задачам бизнеса (т.е. достижение собственных целей). Такая постановка вопроса требует проведения целого комплекса достаточно трудоемких и длительных исследовательских работ, предваряющих покупку лицензий или выдачу заданий програм­мистам, а именно:

- разработки стратегии развития информационных технологий на предприятии на среднесрочный период;

- аудита соответствия существующего положения дел с уже име­ющимися на предприятии информационными системами целям и задачам бизнеса;

- разработка концепции создания КИУС;

- выявления, формирования и анализа требований к КИУС;

- выбора компонентов КИУС, наиболее полно удовлетворяющих этим требованиям, и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...