Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дошкольного возраста правильному употреблению предлогов.




Картотека игр, игровых упражнений для обучения детей

1. «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога на в речи.

Оборудование. Кубики, стул, стол.

Описание игры. Логопед вызывает одного из детей и даёт ему задание: «положи кубик на стол. (Ребёнок выполняет задание.) Положи кубик…стул. (Ребёнок не выполнил задания). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, но очень важное слова. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». – «На». Затем даются инструкции другому ребёнку. Аналогично даются понятия других предлогов.

 

2. «Кто на чём поедет?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт»

Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопросы логопеда: «На чём ты поедешь», выделяя голосом «на».

Образец ответа: Я поеду на машине. и.т.д

 

3. «Что где растёт?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт»

Описание игры. Логопед начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.

Ромашки растут на ….. (лугу)

Орехи растут на…. (дереве)

Яблоки растут на …..)(клумбе).

Морковь растёт на … (грядке).

 

4. «Кто где сидит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»

Оборудование. Сюжетные картинки.

Описание игры. Логопед раздаёт детям сюжетные картинки и даёт задание придумать предложение и ответить на вопрос: «Кто на чём сидит?», выделяя голосом предлог «на»

Белка сидит на ветке.

Зайка сидит на траве.

Птица сидит на сосне.

Бабочка сидит на цветке.

Нина сидит на стуле.

Нина сидит на стуле.

Коля сидит на скамейке.

Жучка сидит на коврике.

 

5. «Где карандаш?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На»

Оборудование. Карандаш.

Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом – в или на.

Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят: «В». Логопед кладёт карандаш на стол. Дети говорят: «на» И т.д.

 

6. «Игра с Петрушкой»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На»

Оборудование. Петрушка

Описание игры. Логопед сообщает детям: «К нам в гости пришёл Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т.д.

 

7. «Поможем Незнайке»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На в предложении»

Оборудование. Незнайка

Описание игры. Логопед обращается к детям: «ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Логопед читает предложения, составленные Незнайкой: Цветы стоят на вазе». – «Неправильно! Цветы стоят в вазе». – «Какие слова перепутал Незнайка?» - «На» и «В».

«Маша с мамой идут на кино». – «Неправильно! Маша с мамой идут в кино». – Какие слова перепутал Незнайка?» - «В» и «На». Аналогично проводится работа с другими предложениями.

8. «Выполни действие»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов на, в

Оборудование. Игрушки

Описание игры. Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, даёт задание одному ребёнку. Дети строят свой ответ в виде распространённого предложения, например: «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину». – «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать». И т.д.

9. «Где мы были, что видели?»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов на, в

Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.

Описание игры. Логопед раздаёт картинки и предлагает детям выполнить следующие задания:

1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки: гриба, ежа, ягоды, белка, ёж.

2. Ответить на вопросы: «Где ты был? Что ты видел?»

Образец ответа: Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.

10. «Солнечный зайчик»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На.

Оборудование. Зеркальце

Описание игры. Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идём его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте, куда он спрятался».

Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу.

11. «Что где лежит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В».

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед раздаёт картинки и просит их придумать предложения, ответить на вопрос: «Где лежит?»

Хлеб лежит… (в хлебнице).

Платок лежит…. (в кармане)

Книги лежат… (в шкафу)

Карандаш лежит …. (в пенале).

Лопатка лежит… (в ведре).

Овощи лежат… (в вазе).

12. «Угадай, что изменилось?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «В», «На», «ПОД».

Оборудование. Игрушки

Описание игры.

Педагог назначает ребёнка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещённых на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь под столом: домик стоял посередине стола, а теперь – под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.

Образец ответа: Кубик стоит на столе. Кубик стоит под столом. Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.

13. «Транспорт»»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в», «на».

Оборудование. Лото «Транспорт».

Описание игры. Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздаёт большие карты: на одной нарисовано – море, на другой – улица, на третьей – небо, на четвёртой – рельсы, на пятой – шоссе. На маленьких карточках изображены: самолёт, вертолёт, автомобиль, велосипед и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием карты.

Образец ответа: Мне нужен катер. Он плавает в море.

14. «Кто где живёт?»»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в».

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Описание игры. Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». – «Где живёт собака?» - «Собака живёт в конуре». – «Где живёт белка?» _ «Белка живёт в дупле» и т.д.

15. «Села птичка на окошко»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на».

Оборудование. Вырезанная из картона птичка.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог держит птичку у окна и произносит всем знакомое четверостишье:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай,

Улетает птичка…,Ай!

Дети внимательно следят за птицей. Логопед спрашивает: «Куда села птичка?» Дети полным предложением: «Птичка села на стол» (на пол, на шкаф и т.д.)

16. «Что изменилось?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в» «на».

Оборудование. Пирамидки, матрёшки и другие игрушки.

Описание игры. На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играющих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовёт ушедшего (водящего), предлагая внимательно посмотреть на игрушки. Затем спрашивает: «Что изменилось?» Ребёнок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов, подчёркивая: «Матрёшка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной»

Если ребёнок не замечает изменений или отвечает неправильно, то ему дается ещё одна попытка угадать.

17. «Скажи, куда мы положили»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под»

Оборудование. Игрушки, мелкие предметы.

Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки (предметы). По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где он находился. Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: Мяч под…., мяч за…., и т.д.

 

18. «Дополни»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в», «на», «с», «из», «под» и различать их.

Оборудование. Избушка, дерево. Скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка) реквизиты и игрушки кукольного театра)

Описание игры. Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда? На дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла откуда?) из избушки бабушка, и дедушка её обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать».

19. «Кто с кем?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «с»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...