Типовая карта методики сан
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Фамилия, инициалы____ ___ Пол__ _Возраст _ Дата_____ __________Время . 19
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА Я. СТРЕЛЯУ Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет». Инструкция: Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На ответы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечайте «да», «не знаю», «нет». Не пропускайте какого-либо вопроса.
ВОПРОСЫ 1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты? 2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения? 3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы? 4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях? 5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов? 6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (после отпуска, каникул и т.д.)? 7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталости? 22 8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания? 9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня? 10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят? 11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев? 12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонятное? 13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения? 14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость? 15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний? 16. Можете ли Вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства? 17. Ведете ли Вы себя, как обычно, в кругу незнакомых Вам людей? 18. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение? 19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты? 20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? 21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ? 22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение? 23. Способны ли Вы переносить неудачи? 24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите Вы так же свободно, как обычно? 25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня? 26. Есть ли у Вас на все готовый ответ? 27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение? 28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска» каникул? 29. Обладаете ли Вы быстротой реакции? 23 L У 30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеры к походке или манерам людей более медлительных?
31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро? 32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, на семинарах? 33. Легко ли Вам испортить настроение? 34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы? 35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим? 36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо? 37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером? 38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела? 39. Если Вы читаете какой-либо текст, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений автора? 40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиком? 41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо в том, что он не прав, если такое поведение целесообразно? 42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? 43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое Вами решение, учитывая мнение других? 44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы? 45. Можете ли Вы работать ночью, после того, как работали весь день? 46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу? 47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия? 48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют? 49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда? 50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции? 51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке? 52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду прямо в глаза? 24
53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встречи с начальником и т. п.? 54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде? 55. Нравятся ли Вам частые перемены? 56. Восстанавливаете ли Вы полностью свои силы после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа? 57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени? 58. Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?
59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начинаете говорить сами? 60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего? 61. Способны ли Вы к напряженной учебе, работе? 62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний? 63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.? 64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому? 65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение? 66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся Вам препятствия? 67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг? 68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково? 69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательные в общественных местах? 70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций? 71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг? 25 72. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий? 73. В состоянии ли Вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении определенной задачи? 74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений? 75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях? 76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения? 77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие? 78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как стали свидетелем каких-либо неприятных событий? 79. Быстро ли Вы просматриваете газеты? 80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять? 81. Можете ли Вы нормально работать не выспавшись? 82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва? 83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы, и т.п.? 84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас? 85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы? 86. Быстро ли Вы говорите обычно? 87. Можете ли Вы спокойно работать, если ожидаете гостей? 88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов? 89. Терпеливы ли Вы? 90. Можете ли приспособиться к ритму человека более медлительного, чем Вы? 91. Можете ли Вы планировать свои занятия так, чтобы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел? 92. Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние? 26 93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно? 94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая?
95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций? 96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает? 97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях? 98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании? 99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)? 100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других людей? 101. Нравится ли Вам часто менять род занятий? 102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои р^ки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее? 103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих случаях? 104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно? 105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы? 106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленности)? 107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного умственного утомления? 108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать, например, в очереди? 109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет? НО. Можете ли Вы спокойно аргументировать свои высказывания во время бурного разговора? 111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию? 27 112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят? 113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры? 114. Умеете ли Вы интенсивно работать? 115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха? 116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? 117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае? 118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов? 119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми? 120. Владеете ли Вы мимикой? 121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений? 122. Считаете ли Вы себя смелым человеком? 123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации? 124. Можете ли Вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи? 125. В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом просят? 126. В состоянии ли Вы преодолеть свое веселье, если это может кого-нибудь задеть? 127. Легко ли Вы переходите от печали к радости? 128. Легко ли Вы выходите из равновесия? 129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязательные в Вашей среде правила поведения? 130. Нравится ли Вам выступать публично? 131. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительного подготовительного периода? 132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью? 133. Энергичны ли Ваши движения? 134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу? 28 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. При подсчете удобно использовать трафарет с прорезями, соответствующими ключу по шкалам. При наложении трафарета на лист с ответами, совпадение крестика в прорези с кодом соответствует оценке в два балла; если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку; ответ «не знаю» оценивается в один балл. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности. КОДЫ ОПРОСНИКА Сила процессов возбуждения: Да: 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134; Нет: 47, 51, 107, 123; Сила процессов торможения: Да: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 36, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129; Нет: 18, 34, 36, 59, 67, 128; Подвижность нервных процессов: Да: 1, 6, 9,11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, ^l, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131; Нет: 25, 57, 63. 29 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА Нужно ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее Вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент. 30
31
КЛЮЧ к методике «Психологическая характеристика темперамента». Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойствам экстраверсию—интровер-сию, ригидность—пластичность, эмоциональную возбудимость—эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый—медленный), активность (высокую—низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента. Код опросника 32
Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая — 13—20 баллов, средняя — 8—12 баллов, низкая — 0—7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свойства и зафиксируйте письменно, например: «Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5 баллов), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой активностью (9 баллов)». Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента 2-1240 33
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ХАРАКТЕРА ПО К. ЮНГУ Давайте ответ на поставленный вопрос (вариант ответа а или б подчеркните). 1. Что Вы предпочитаете? а) немного близких друзей; б) большую товарищескую компанию. 2. Какие книги Вы предпочитаете читать? а) с занимательным сюжетом; б) с раскрытием переживаний другого. 3. Что Вы скорее можете допустить в работе? а) опоздание; б) ошибки. 4. Если Вы совершаете дурной поступок, то: а) остро переживаете; б) острых переживаний нет. 5. Как Вы сходитесь с людьми? а) быстро, легко; б) медленно, осторожно. 6. Считаете ли Вы себя обидчивым? а) да; б) нет. 7. Склонны ли Вы смеяться от души? а) да; б) нет. 8. Считаете ли Вы себя: а) молчаливым: б) разговорчивым. 9. Откровенны ли Вы или скрытны? а) откровенен; б) скрытен. 10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний' а) да; б) нет. 11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете: а) говорить; 34 2-2 б) слушать. 12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой? а) да; б) нет. 13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать? а) да; б) нет. 14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник? а) да; б) нет. 15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению? а) да; б) нет. 16. Легко ли меняется Ваше настроение? а) да; б) нет. 17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды? а) да; б) нет. 18. Ваши движения а) быстры; б) медленны. 19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях? а) часто; б) редко. 20. В затруднительных случаях Вы: а) спешите обратиться за помощью; б) не обращаетесь. КЛЮЧ к методике «Типология личности». О Вашей экстраверсии говорят следующие варианты ответов: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 86, 9а, 106, На, 126, 13а, 146, 15а, 16а, 17а, 18а, 196, 20а. Подсчитывается количество совпавших ответов и умножается на 5. Баллы 0-35 - интроверсия Баллы 36-65 - амбиверсия Баллы 66—100 — экстраверсия 2* 35 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ДЖ. БУКА Предназначена как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека — жизненная энергия; если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. F I ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИЗНАКОВ В ТЕСТЕ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК». <ДОМ» Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе. Дом вдали — чувство отвергнутое™ (отверженности), Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувств теплоты и гостеприимности. План дома (проекция сверху) вместо самого дома -серьезный конфликт. 36 2-4 Разные постройки — агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами. Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения). Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью. Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы. Стена: контуры линии слишком акцентированны — сознательное стремление сохранить контроль. Стена: одномерная перспектива - изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. 37 Стена с акцентированным вертикальным измерением ~ субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно. Двери. Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одни или несколько), задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание. Двери (одни или несколько) парадные ~ первый признак откровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой - это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Окна. Окна - первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает 38 готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже -«пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. Крыша. Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Крыша, тонкий контур края - переживание ослабления контроля фантазии. Крыша, толстый контур края - чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка. Комната. Ассоциации могут возникнуть в связи: 1) с человеком, проживающим в комнате; 2) с интерперсональными отношениями в комнате; 3) с предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску. Комната, не поместившаяся на листе, - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом. Комната.: субъект выбирает ближайшую комнату— мнительность. 39 Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций. Труба. Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная агрессия, если обнаруживается у взрослых. Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность. Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) -усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность). Дополнения. Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом. Деревья, Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей. Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами. Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее. 40 Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль. Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации. Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием. Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы. Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Цвет. Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна, 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух или не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью—восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет - боится эмоционального возбуждения. Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. 41 Цвет черный — застенчивость, пугливость. Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности. Цвет пурпурный — сильная потребность власти. Цвет красный— наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения. Цвет, штриховка 3/4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций. Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Цвет желтый — сильные признаки враждебности. Общий вид. Помещение рисунка на краю листа - генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением: а) правая сторона - будущее, левая - прошлое, б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом, в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные. Перспектива. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым. Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «поте- 42 ри перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) - сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа), или желание забыть прошлое (линия слева). Перспектива < Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|