Адаптации организма к общим воздействиям внешней среды (стр. 26-45)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Экологические основы охраны природы
(Методические рекомендации) НОВОСИБИРСК 2011 г. Для подготовки к каждому занятию указываются конкретные страницы из учебника (приложение к УМК), где освещается материал семинара (лабораторной работы).
Лабораторные занятия (СЕМИНАРЫ) 22 часа I. Введение в экологию (стр. 2-9) 1. Использование термина «экология» в СМИ. (Насколько обоснованно и в каких словосочетаниях используется термин «экология»? Как правильно его использовать и что вместо экологии подразумевают люди говоря об экологии?) 2. Предмет науки. (Что составляет предмет исследований этой науки, как она отличается по предмету исследований от других биологических наук. Попробуйте объяснить в чем отличие исследования по ботанике от исследования по экологии растений.) 3. Структура науки «экология» (Какие разделы имеются в экологии. С чем связано деление ее на разделы. Как в разделах выполняются законы экологии, есть ли такие законы этой науки, которые выполняются в нескольких или во всех разделах?) 4. Примеры экологических законов (стр. 26-27; 88-89;105). (Назовите основной закон в экологии особи. Почему этот закон не выполняется в экологии популяций?) 5. Закон поверхности тела и его проявления в организменных адаптациях. Какие следствия из этого закона вам известны? 6. Правило мехового покрова.(Объясните как выполняется это правило. Приведите примеры и исключения из него.) 7. Правила Бергмана и Аллена, их проявление. Как связаны эти правила с законом поверхности тела. Действуют ли эти правила в отношении человека? 8. Актуальность экологии. (Почему именно в наше время общество так озабочено изучением этой науки? Что оно рассчитывает получить с помощью этих новых знаний?)
9. Чем вызвана необходимость всеобщего экологического образования? (Действительно ли с вашей точки зрения всеобщая экологическая грамотность может помочь человечеству в избегании экологических катастроф?) 10.В чем смысл раннего обучения экологии? (Какие примеры раннего обучения вам известны. Что такое импринтинг и в чем смысл чувствительных периодов. Что может дать запечатлевание экологической информации в соответствующие чувствительные периоды? Зачем нужно представлять экологические правила в форме экологических аксиом?) Экологические факторы и ресурсы среды (стр. 11-25) 1.Что такое экологический фактор? (Формулировка, примеры. Что вы знаете о классификации экологических факторов. Назовите их основные группы и объясните способы группирования. Почему антропологические факторы выделены в особую группу, они ведь биотические?) 2.Адаптации к среде обитания. (Что такое среда обитания и какие среды обитания есть на планете? Почему происходит адаптация к среде обитания и что является основой такой адаптации? Причины схожести организмов из одной среды обитания.) 3.Приспособления к температурным изменениям. (Приспособление только к изменению температуры и приспособления маскирующи ответ организма на изменение температуры. В чем различие адаптации к понижению и к повышению температуры? А в чем сходство?) 4.Сходство и различие фактора и ресурса. Поясните на примере воды этот вопрос. Объясните роль воды как фактора, а затем как ресурса, например для растений. А теперь тоже самое опишите для света.) 5.Примеры ресурсов и правила их использования. (Вода, ее избыток и недостаток, правила экономии воды) 6.Пространство как ресурс. (Как может организм потреблять простанство? Приведите примеры такого потребления. Покажите в короткой иллюстрации как можно сократить популяцию только уменьшая специфическое пространсто которое она использует.)
7.Может ли человек воспользоваться в своих целях основными правилами воздействия экологических факторов и правилами распределения ресурсов? (Предложите жизненные ситуации, где вы можете использовать для создания собственных жизненных удобств экологические правила ответов организма на различные факторы среды, и изменение распределения или количества ресурсов в своих бытовых целях.) Адаптации организма к общим воздействиям внешней среды (стр. 26-45) 1. Снижение температуры среды и ответы организма. (Назовите адаптации к холоду по мере нарастания действия этого фактора. Почему человек не может увеличить свою теплоизоляцию как птицы и млекопитающие, но, тем не менее, эта адаптация у него «срабатывает»? В чем особенности проявления наиболее сильной адаптации к холоду (расщепление депонированного жира)? 2. Повышение температуры среды, снижение влажности и ответы организмов на это комплексное воздействие. (Почему нельзя отследить действие только повышения температуры на организм? Как адаптации к жаре свойственные верблюду используют другие организмы: животные растения?) 3. Разнообразие адаптаций к снеговому покрову: А. передвижение в снегу; (Многообразие приспособлений к такому передвижению. Какие из инх в своей повседневной жизни и в технике использует человек?) Б. изменение окраски; Какие животные белеют на зиму, а окраска каких становится заметно светлее?) В снег – защита от холода.(Кто использует снег для теплоизоляции и как он это делает? Пользуется ли человек теплоизоляционными свойствами снега?) 4. Варианты защитной окраски и защитного телосложения животных. (Назовите способы маскирующей окраски, и кто ими пользуется. Кто пугает врагов подражая окраске опасных животных, а кто путает их подражая своей формой тела предметам живой и неживой природы? Разнообразие маскировочной окраски. Как выглядит предупреждающая окраска и о чем она может предупредить?)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|