Упражнение 5. «Зазеркалье»
Развитие техники чтения Перечень специальных упражнений: 1. «Пол-арбуза» 2. «Потерянные буквы» 3. «Глаз — алмаз» 4. «Шерлок» 5. «Зазеркалье» 6. «Бешеная книжка» 7. «Птицы прилетели» 8. «Партизан» 9. «Эх, раз! Еще раз!» 10. «Тайна пропавшего предложения» Упражнение 1. «Пол-арбуза» Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами. Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее. Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким. Упражнение 2. «Потерянные буквы» Еще одно упражнение на развитие антиципации. Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем? Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже. Книжн... полочка. Нов... футболочка.
Больш... ложка. Рыж... кошка. Еще вот такую фразу: Бобик все котлеты съел, Он делиться не....... И еще вот такие: Ок-ок-ок — мы построим....... Юк-юк-юк — поломался наш...... Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки. Упражнение 3. «Глаз – алмаз»
Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам. Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой. И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати. Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный. Задача ребенка: · на счет один найти и показать пальцем единицу; · на счет два – двойку; · три – тройку и т.д. Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать. Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять. Упражнение 4. «Шерлок» На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие: рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.
Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения. Упражнение 5. «Зазеркалье» Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем? Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно. При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|