Количество пахотной земли в расчете на 100 десятин общей площади
Задания части С С1. Перед вами портреты древнерусских князей, которые упоминаются в летописи как основатели городов или как строители русских святынь. 1) Перечислите князей - основателей городов (впишите их в соответствующем порядке в расположенную ниже таблицу). 2) Установите соответствие между князьями и городами, которые они основали, выбрав их порядковые номера из приведенного ниже перечня. Внесите порядковые номера городов в соответствующие графы таблицы 3) Отметьте эти города на карте, вставив их порядковые номера в соответствующие белые кружки. 4) Назовите русские святыни, построенные во время правления представленных на портретах князей. 5) Установите соответствие между перечисленными вами князьями и святынями, которые были построены во время их правления. Внесите буквенное обозначение святынь в соответствующие графы таблицы. Список городов: 1) Владимир 2) Ярославль 3) Москва 4) Юрьев 5) Кострома
С2. Архитектурные школы разных русских земель и княжеств периода политической раздробленности имели свои неповторимые черты. Перед вами наиболее известные архитектурные памятники Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества той эпохи. Отметьте в таблице (укажите номера иллюстраций), какие из них были построены на территории Новгородской земли, а какие во Владимиро-Суздальском княжестве. Укажите их названия. ___________________ ___________________ __________________
___________________ _______________________ __________________
1)
2) 1. ____________________________________________________ 2._____________________________________________________ 3._____________________________________________________ 4._____________________________________________________ 5._____________________________________________________ 6._____________________________________________________
С3. Перед Вами – иностранная карта России начала XVII века, составленная на основе русской карты 1603 г. Академик Рыбаков писал о ней, что она «содержит несколько последовательных хронологических напластований». Это означает, что карта не отражает ситуации на какой-то конкретный момент: например, за пределами границ России могут быть отмечены города, возникшие только после включения этих территорий в ее состав и т.п. Попробуйте выявить эти разновременные данные. Ответьте на следующие вопросы. 1. На карте присутствует целый ряд городов, построенных в период, когда Борис Годунов был правителем при Федоре Ивановиче, и во время его царствования. Найдите 5 таких городов, желательно из разных регионов, учитывая, какие районы страны осваивались в это время. 2. На карте границы России в Среднем Поволжье даны не на 1603 г., а на значительно более раннее время. На какое? Ответ кратко обоснуйте. 3. Какому времени может соответствовать нанесенная на карту граница России с Польско-Литовским государством и Швецией? Здесь тоже нужно назвать те периоды, когда она могла иметь такую конфигурацию, и кратко обосновать ответ.
С4. Народные промыслы, как известно, являются неотъемлемой частью русской художественной культуры. Свое развитие они получили в XVII-XIX вв. По приведенным ниже изображениям определите, какие это промыслы и укажите время их возникновения. Отметьте на карте, где они возникли.
_________________________ ____________________________ _____________________
_______________________ ____________________________ _____________________
_____________________ _________________________
С5. Перед вами 9 изображений. Определите, кто или что на них изображено. Если применить единый критерий классификации, их можно сгруппировать в три группы по три изображения в каждом. 1) Классифицируйте изображения по одному избранному Вами критерию. Впишите результаты в таблицу. 2) Сам найденный критерий запишите ниже. 3) Предложите иные критерии классификации и произведите подборку в соответствии с ними (по 3 изображения).
1)
2) Критерий - ___________________________________ 3)
С6. Перед вами портреты известных русских архитекторов XVIII-XIX вв. и здания, построенные ими в различных архитектурных стилях. Установите соответствие между ними (назвав каждое изображение) и укажите, в каком стиле построено здание.
С7. Перед Вами – ряд карт из статистических атласов середины XIX в. Количество пахотной земли в расчете на 100 десятин общей площади Количество лугов в расчете на 1 десятину пашни
Количество лошадей на 100 человек
Количество крупного рогатого скота на 100 человек
Сопоставив информацию всех четырех карт и используя знания по социально-экономической истории России XIX в., ответьте на следующие вопросы: 1) Объясните, почему так мало крупного рогатого скота в губерниях Центрального Черноземья? 2) Сравните земельную обеспеченность и развитие скотоводства в губерниях Европейского Севера (Архангелогородской, Олонецкой, Вологодской) и в Северного Причерноморья (Екатеринославской. Херсонской, Таврической) 3) В историографии существует мнение о нарастающем кризисе сельского хозяйства в середине XIX в. в Европейской России. О каких его признаках можно говорить, используя информацию представленных карт? Где он проявился сильнее – в Центральном Нечерноземье или в Центральном Черноземье? Объясните различия, учитывая тот факт, что общая плотность населения в этих регионах была примерно равной.
С8. Соотнесите портреты художников-передвижников с написанными ими картинами.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. А. Б. В. Г. Д. Е. Ж. З.
Критерий классификации: ___________________________________________
С10. Блестящие страницы в историю географических открытий вписали русские путешественники. В XVII-XIX вв. их географические открытия на востоке Азиатского материка и омывающих его морей по своему значению и влиянию на судьбы мировой истории, на ход ее отнюдь не уступают географическим открытиям западноевропейских путешественников. Именами некоторых из них названы острова, проливы, мысы и моря. О значении их открытий высказывались многие исследователи-историки. Укажите имена русских путешественников, о которых говорится в приведенных ниже отрывках. Назовите, указанные на карте географические объекты, которые были названы в их честь. Свой ответ запишите в таблицу. 1) «Ежели целой мир признал Колумба искусным и знаменитейшим мореплавателем; ежели Великобритания превознесла на верх славы великого Кука, то и Россия обязана не меньшею признательностию первому своему мореплавателю (…). Достойный муж сей прослужа в Российском флоте тридцать восемь лет со славою и честию, достоин по всей справедливости отличнаго уважения и особеннаго внимания. (…) подобно Колумбу, открыл россиянам новую и соседственную часть света, которая доставила богатый и неисчерпаемый источник промышленности».
2) «(…) бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае. (…) вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки». Он писал: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой <…>. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою». 3) «Результаты работы северных отрядов таковы, что независимо от открытия Северо-Западной Америки (…) экспедицию в полной мере можно назвать великой. За 10 лет изнурительного труда, ценою многих жизней ее отряды положили на карту берега Северного Ледовитого океана… Они завершили открытие всего материкового побережья Карского моря и … акватории Северного Ледовитого океана…». 4) «(…), обнаружив пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами, доказал, что Азиатский и Североамериканский материки не соединяются; плавал в Чукотском море и водах северной части Тихого океана; открыл Чукотский п-ов и Анадырский залив; открыл и первый пересек Корякское нагорье, следовал р. Анадырь и Анадырскую низменность». 5) «(…) положил на карту берег Сибири от устья Колымы до мыса Большого Баранова, перебрался затем на Медвежьи о-ва и описал часть их, прошел льду от мыса Шелатского на север… в поисках новой земли… Затруднения, с которыми пришлось бороться (…), ревность к достижению научных результатов, вынесенные им лишения и опасности, бесстрашие и сила воли — все это, без всякого сомнения, дает (…) право, вместе с Франклином и Пари, стать в первом ряду арктических путешественников».
С11. Перед вами фотографии символов целой эпохи. Подпишите их. Назовите критерий, который объединяет их в одну группу. На карте цифрами отметьте места расположения эти объектов.
1) ______________________ 2)__________________________________
3)________________________________ 4) ____________________________________
5) __________________________________ 6) _____________________________________
Критерий: _____________________________________________ С12. Перед вами плакат времен Великой Отечественной войны. Какие изменения, происшедшие в официальной идеологии в начале Великой Отечественной войны, отразились в нем? Кто изображен на плакате?
С13. Перед вами марки, на которых изображены различные сюжеты из истории России, исторические деятели и др. Какие лозунги времен Великой Отечественной войны помещены на марках? 1) 2) Кто изображен на марке? 3) 4) С14. Укажите названия памятников и место где они установлены? А) Б) В) Г)
С15. Определите, каким событиям посвящены изображения (необходимо указать не только событие, но и годы, когда оно произошло).
А) Б)
В) Г) Д) С16. Напишите, кто изображен на фотографиях и рисунках.
С17. Проанализируйте карикатуру и извлеките из нее историческую информацию для ответа на вопросы. Кто из советских и американских государственных деятелей изображен на данной карикатуре? В связи с каким событием она связана? Укажите год этого события. Чем оно завершилось? Назовите историческое значение этого события.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|