Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием.




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Вступление.......................................................................................................... 2

Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием................................................................................. 3

Общая модель экологического аудита............................................................ 8

Общие принципы аудита систем экологического управления и менеджмента. 9

Алгоритм управления экологической аудиторской деятельностью..... 10

Направления применения результатов экологического аудита.     13

Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем экологического.......................................................................... 16

Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности предприятий в Российской Федерации..... 18

 


Вступление.

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обу­словлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудше­нием природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты со­вокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, мате­риалов, топлива, состав­ляющих элементы природной среды; в-третьих, возни­кает необходимость выде­ления значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природ­ную среду; в-четвертых, воз­растает дефицит природных условий производства.

Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.

В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различ­ного уровня эффективность подобного механизма определяется его способно­стью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса – предприятия и региона. Каж­дое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внеш­ней средой (государством, внутренним и внешним рынками).

Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и ма­териальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:

· Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления,

· во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, опреде­ляющих конкретное содержание такого механизма.

В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенден­ции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экоси­стем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-эко­номического развития регионов. Определяющим фактором в институциолиза­ции такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложив­шихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его форми­рование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы ус­тойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресур­сов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расши­рение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных ин­струментов экономико-экологического контроля в процессе становления ры­ночной экономики должен стать экологический аудит.

Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных усло­виях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы “зеленый имидж” вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы “смотреть далеко впе­ред”. Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевре­менная политика осуществления экологически обоснованного подхода к биз­несу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка. Представители многих крупных фирм осоз­нали, что обязаны работать с большей ответственностью по отношению к окру­жающей среде.

Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием.

 

Экономический механизм экологического регулирования – сложная многоуров­невая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с выше­стоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать эколо­гический аудит (ЭА) – инструмент, включающий в себя организационно-эконо­мические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать опти­мальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природо­охранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и тех­нологических усовершенствований.

Исходя из задач, особенностей составления программ и методики проведения, предлагаем следующее его определение: ЭА – независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воз­действия на состояние окружающей среды. Его цель – приведение природо­охранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нор­мативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение ава­рийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельно­сти предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита – производственного, финансовой деятельно­сти, аудита на соответствие.

Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию:

· выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам;

· заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, свое­временности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей среды;

· оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и вели­чине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограни­чено или запрещено международными обязательствами государства;

 

· результаты анализа темпов роста производства продукции и количества вы­бросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и мате­риальных ресурсов;

· результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных пред­приятий в Украине и других странах;

· оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникнове­нии аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликви­дации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств;

· заключение о профессиональной компетентности работников природоохран­ных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими сред­ствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения;

· информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие матери­ального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.


На основании заключения экоаудитора решить конкретную проблему (напри­мер, уменьшить количество или концентрацию определенного загрязняющего ингредиента) можно различными, часто альтернативными методами. В зависи­мости от радикальности принятого решения и остроты проблемы необходимые природоохранные мероприятия могут находиться в диапазоне от организацион­ных мер и повышения контроля за ведением технологического процесса и рабо­той средозащитного оборудования до закрытия предприятия с его последую­щим перепрофилированием.

 

Один из важных факторов, способствующих развитию ЭА в мире, представляет процедура реализации программы. В процессе проведения экоаудирования ус­тановление и наказание виновных – далеко не главная цель. Гораздо важнее для руководства компаний выявление узких мест во всех сферах деятельности объ­екта, оказывающих в той или иной степени негативное влияние на окружающую среду, и содействие в его уменьшении. Проведение объективного исследования невозможно без тесного сотрудничества с администрацией и производственным персоналом предприятия, т.е. без превращения его из подконтрольного в полно­правного партнера, мнение и аргументация которого учитывается на всех этапах проведения ЭА.

ЭА предупреждает ситуацию, когда экологические проблемы волнуют лишь ру­ководство компании, вынужденное на свой страх и риск скрывать негативные последствия производственной деятельности до предела, за которым их сокры­тие станет невозможным, а устранение повлечет судебные разбирательства и санкции. С этой целью целесообразно привлечение к решению экологических проблем конкретного предприятия научного потенциала региона, сотрудников природоохранных служб, финансовых учреждений.

По данным Всемирного банка, возможное повышение стоимости проектов, свя­занное с проведением оценки воздействия на среду и последующим учетом эко­логических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет. Включение экологиче­ских факторов в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования обходится в 3-4 раза дешевле последующей установки дополнительного очист­ного оборудования, а затраты на ликвидацию последствий от использования не­экологической технологии и оборудования оказываются в 30-35 раз выше рас­ходов, которые потребовались бы для разработки экологически чистой техноло­гии и применения экологически совершенного оборудования.

Объективное исследование комплексного влияния экоаудируемого предприятия на состояние окружающей среды с учетом мнений всех заинтересованных сто­рон поможет избежать дальнейшего усугубления эколого-экономического кри­зиса и определиться в методах учета экологического фактора при разработке стратегии и тактики хозяйственной деятельности. Это позволит повысить про­изводственную безопасность предприятия, а следовательно, его инвестицион­ную привлекательность.

Для реализации такого подхода хозяйствующий субъект должен осуществлять эффективные меры по планированию производства не только на основании данных служб менеджмента и маркетинга, но и данных служб независимого экологического аудита. Агентство по охране окружающей среды США было ведущим по внедрению экологического аудита. Здесь изданы директивы экопо­литики, которые рекомендуют, учитывая нормативные требования, идентифи­цировать фактические и потенциальные проблемы охраны окружающей среды. Международная Торговая палата также составила контрольные директивы, ко­торые обеспечивают саморегулирование со стороны делового сообщества в духе экологической ответственности.

По определению Международной Торговой палаты аудита экологический аудит как инструмент управления включает систематическую, зарегистрированную, периодическую и объективную оценку того, как эффективно организованное управление и оборудование выполняют функцию защиты окружающей среды:

1. усиление управления и контроля над действиями, направленными на окру­жающую среду;

2. обложение налогом соответственно требованиям; оценка деятельности компании, соответственно предъявляемым нормативам и требова­ниям.

 

Экологический аудит должен быть полным и перманентным, т. е. давать пол­ную оценку того, как выполняются требования к состоянию окружающей при­родной среды зарегистрированным лицом. Аудит проводится независимыми экспертами.

Основные причины, по которым проводится аудит заключаются в следующем:

· страхование (затраты на ликвидацию последствий загрязнения окру­жающей среды);

· конкуренция на рынке (товары должны быть эколо­гически чистыми, это повышает их спрос на потребительском рынке, специаль­ным экоярлыком выделяются товары, прошедшие проверку и т. п.);

· приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предпри­ятия могут оказаться завышенными; экспертиза состояния окружающей среды и загрязнения земельных участков приобретаемого объекта);

· законодательство (необходимость разрешений работы с загрязняющими материалами).

Комплексный контроль должен своевременно выявлять качество экономико-экологических управленческих решений еще до возникновения потерь, так как превышение издержек производства (в том числе и из-за загрязнения окружаю­щей среды) или выпуск экологически грязной продукции, ведут к потере рын­ков сбыта.

Формирование рыночных отношений, появление разных форм собст­венности в производстве, обмене и потреблении необходимого для общества продукта вносит существенные изменения в систему управления микроэконо­микой и ее функции, в частности, финансово-хозяйственного контроля и эколо­гического контроля.

Около 30 лет назад в странах с рыночной экономикой организационная схема хозяйственно-финансового контроля была дополнена введением экологического аудита. В международной практике экологический аудит реализован в практи­ческий механизм деятельности, основанной на законодательной и нормативно-методической базе, имеет развитую организационную инфраструктуру и осна­щен квалифицированными кадрами экоаудиторов. В США, Японии, в странах Европейского Союза процедура экологического аудита направлена на повыше­ние эффективности экологической политики компаний или промышленных предприятий.

Международной организацией стандартизации принят Проект международного стандарта 150/DIS 1410, который содержит основные указания по экологиче­скому аудиту в составе основных положений, процедуры аудит систем экологи­ческого менеджмента и квалификационные критерии экологических аудиторов. До его утверждения, в качестве аналога рекомендуется использовать Стандарт Европейского Банка Реконструкции и Развития, которым разработан Протокол экологического аудита для промышленных предприятий общего типа, Стан­дартный формат аудиторского отчета, Рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасно­сти. Характерной особенностью этих стандартов является их комплексная на­правленность на оценку состояния окружающей среды, охраны труда и здоро­вья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.

 

Согласно определению Европейского стандарта экоаудит является независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции. Цель проведения экологического аудита зависит от типа аудита (финансовый, техни­ческий, управленческий), который завершается формированием аудиторских выводов об экологическом состоянии проверяемого объекта.

Основные задачи экоаудита — сбор достоверной выходной информации о про­изводственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов от­носительно реального экологического состояния объекта (отходоемкости про­изводства, экологоемкости, ущербоемкости, экологической оценки оборудова­ния и технологий, качества продукции).

Помимо основного, экологический аудит может и должен решать ряд функцио­нальных задач, таких как корректировка; оперативный контроль и стратегия развития. Задачи корректировки определяют необходимость выдачи рекоменда­ций, направленных на устранение выявленных в процессе экологического ау­дита недостатков в работе фирмы.

Оперативный контроль предусматривает осуществление постоянного, внутрен­него аудита непосредственно в процессе производственной деятельности объ­екта для того, чтобы избежать “экологической ошибки” и издержки, а также для разработки и выбора экологически обоснованных решений. На этой основе ау­дитором вырабатываются рекомендации по оптимальному решению или вари­анты альтернативных решений.

Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования эко­логизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в процессе аудита.

Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с экологи­ческой экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что эко­логический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что смешанная государственно-ры­ночная система экоменеджемента соответствует интересам государства, рыноч­ным структурам и широким слоям общественности. При этом не возникает про­тиворечия интересов, так как экоаудит “закрывает” те ниши управления, струк­тура которых не была заполнена.

Экологический аудит должен быть основан на экологическом учёте. Понятие экологического учета ещё не приобрело окончательного осмысления и логиче­ской завершенности в виде комплексно сформированной системы знаний в эко­номико-экологической теории и практике. Несомненно, он должен стать частью управленческого учёта, который как автономная экономическая категория воз­ник около 20 лет назад. В соответствии с новым подходом учёт должен объеди­нять в себе процессы идентификации, измерения и коммуникации экономико-экологической информации, которые позволили бы пользователям принимать на её основе соответствующие управленческие решения. Таким образом, в рам­ках традиционной системы учёта выделяется сравнительно автономная подсис­тема информационной базы управления.

Экономико-экологическая система как организация включает в себя подсис­темы: основного фундаментального процесса (производство, предоставление услуг и т.д.), процесса использования и защиты природных ресурсов (использо­вание природных ресурсов в материальном производстве, природоохранная деятельность, размещение отходов в окружающей среде и т. п.) и подсистему управления этими процессами. Подсистему управления можно, в свою очередь подразделить на две системы низшего порядка: систему основного функцио­нального процесса, т.е. собственно управления как процесса принятия решений и систему обслуживания управленческого процесса.

Компонентом этой подсистемы является управленческий учёт, в том числе по экологическим объектам — экологический учет, который является необходимой базой для осуществления экологического аудита.

Обобщение результатов теоретических и аналитических исследований, прово­димых учёными и специалистами-практиками в области экологического аудита позволяет сделать вывод о необходимости комплексного подхода к организации аудита по экологическим вопросам. Целесообразно использовать обобщённую модель экологического аудита, которая раскрывает его структуру и основные характеристики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...