Произносительные нормы. Нормы ударения
Практическое занятие №1 Темы 1-2 Общение, язык, речь. Формы и разновидности речи. Культура речи и нормативность языка. Литературный язык и внелитературные формы национального языка
Вопросы для подготовки
1. Понятие общения. Модели, виды, способы общения. 2. Эффективность и результативность коммуникации. Коммуникативное равновесие. Коммуникативная грамотность. 3. Коммуникативные стратегии и тактики. 4. Коммуникативные барьеры. 5. Понятия языка и речи. 6. Формы речи: устная и письменная. 7. Разновидности речи: диалогическая и монологическая. 8. Культура речи. Аспекты культуры речи.
Практическое занятие №2 Тема 3 Ортология (нормы современного русского литературного языка) Практикум
Вопросы для подготовки
Основные классы норм: орфоэпические, нормы словоупотребления, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные.
Проработать тесты для самопроверки (см. ниже)
Литература
Усачева О.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. Липецк: ГУ «РОГ «Липецкая газета», 2008. (Глава 5) ТЕСТЫ для самопроверки Тест №1 Тема 1. Общение, язык, речь. Формы и разновидности речи Выберите ОДИН правильный вариант ответа 1. Укажите случай невербального общения: а) письмо другу; б) общение по телефону; в) сообщение с помощью азбуки Морзе. 2. Какая единица языка НЕ является знаком? а) морфема; б) фонема; в) лексема. 3. Какой знак является единицей более высокого языкового уровня? а) словосочетание; б) слово; в) морфема. 4. Письменная речь НЕ подчиняется нормам а) акцентологическим; б) орфографическим; в) пунктуационным. 5. Диалогическим жанром речи является
а) лекция; б) интервью; в) письменное заявление. 6. Укажите речевой жанр, характерный для официально-делового стиля речи: а) отчётный доклад; б) лекция; в) предвыборное выступление доверенного лица. 7. Контактным по времени и дистантным по месту коммуникации является а) выступление студента на семинаре; б) постинг на интернет-форуме; в) телефонный разговор.
Тест №2 Тема 2. Культура речи и нормативность языка. Литературный язык и внелитературные формы национального языка
Выберите ОДИН правильный вариант ответа 1. Укажите форму существования русского языка, принимаемую его носителями за образцовую. а) профессиональный жаргон; б) городское просторечие; в) литературный язык. 2. Такие качества речи, как логичность, точность, выразительность, характеризуют ________________аспект культуры речи. а) нормативный; б) коммуникативный; в) этический. 3. Выберите вариант ответа, в котором соответствие между названием аспекта культуры речи и его определением установлено правильно.
а) 1 – 1; 2 – 3; 3 – 2; б) 1 – 3; 2 – 2; 3 – 1; в) 1 – 2; 2 – 3; 3 – 1. 4. В систему литературного языка входит а) территориальный говор; б) просторечие; в) разговорная речь. 5. Чтобы уточнить словарное значение слова «дефолт», необходимо воспользоваться словарем а) орфоэпическим; б) этимологическим; в) толковым. 6. Для какой разновидности русского литературного языка характерны следующие признаки: неофициальность, непринужденность, неподготовленность, непосредственное участие говорящих в коммуникативном акте?
а) для кодифицированной разновидности литературного языка; б) для разговорной разновидности литературного языка; в) для обеих разновидностей. 7. Первым книжно-литературным языком для всего православного славянского мира был а) старославянский язык; б) церковнославянский язык; в) древнерусский язык. 8. Теорию «трех штилей» создал а) В.К. Тредиаковский; б) М.В. Ломоносов; в) Г.Р. Державин.
Тест №3 Тема 3. Ортология (нормы современного русского литературного языка)
Выберите ОДИН правильный вариант ответа
Произносительные нормы. Нормы ударения 1. Какой звук произносится на месте буквы Ч в словах: пустячный, Лукинична, калачный (ряд)? а) [Ч`]; б) [Ш]; в) возможно произнесение как [Ч`], так и [Ш]. 2. Укажите строку, все слова в которой имеют ударение на третьем слоге. а) алкоголь, апостроф, баловать, приговор; б) каталог, договор, двоюродный, облегчить; в) меновая, жалюзи, позвонишь, местностей. 3. В какой строке даны только такие пары слов, для которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию? а) хАос – хаОс, жилА – жИла; нАсыпь – насЫпь; б) замОк – зАмок; коклЮш – кОклюш; бралА – брАла; в) тортЫ – тОрты; леднИк – лЕдник; безобрАзный – безОбразный. 4. Какой звук произносится на месте согласной буквы перед Е в заимствованных словах: шинель, крем, кофе? а) твердый; б) мягкий; в) возможно произнесение как твердого, так и мягкого звука. 5. Какую стилистическую окраску имеют следующие варианты ударения: музЫка, кладбИще, скалЫ? а) народно-поэтическое; б) устарелое, поэтическое; в) просторечное. 6. На каком слоге ставится ударение в глаголах углубить, облегчить, ободрить? а) на втором слоге; б) на третьем слоге; в) допустима постановка ударения и на втором, и на третьем слоге. 7. Укажите строку, в которой даны слова, где на месте пропуска НЕ ВСТАВЛЯЕТСЯ буква. а) конъю..ктура, э..скорт, ина..гурация; б) инци..дент, конста..тировать, заведу..щий; в) конкурент..оспособный, преце..дент, компроме..тировать. Лексические нормы 1. Какое слово образует лексически правильное словосочетание с глаголом придавать? а) роль; б) значение; в) внимание.
2. Укажите строку, в которой допущена ошибка в употреблении глагола повышать (повысить): а) Нашему предприятию необходимо повысить производительность труда работников. б) Несмотря на кризис, правительству удалось повысить пенсии и стипендии. в) С каждым годом мы повышаем подготовку специалистов в нашем вузе. 3. Укажите строку, в которой допущена ошибка в употреблении предлогов благодаря или из-за: а) Наша команда вырвалась вперед благодаря единственному голу в ворота противника. б) Из-за технической неисправности приборов слежения испытание лайнера пришлось отложить на неопределенное время. в) Благодаря сложным погодным условиям самолет вместо Внуково приземлился в аэропорту Шереметьево. 4. Укажите предложение, в котором необходимо устранить смысловую недостаточность: а) Главной задачей реформ – рост народного благосостояния. б) Уровень и качество оказания государственных услуг оставляют желать лучшего. в) Средства, получаемые от населения в оплату коммунальных услуг, должны быть направлены на ремонт и содержание жилья. 5. Какое из указанных заимствованных слов соответствует значению «первенство в каком-либо открытии, преобладающее, первенствующее значение»? а) паритет; б) приоритет; в) прерогатива. 6. Какое из приведенных фразеологических сочетаний точно соответствует значению «начинать говорить долго и скучно, повторять уже известное»? а) заводить волынку; б) переливать из пустого в порожнее; в) петь в уши. 7. Укажите строку, в которой даны избыточные словосочетания: а) реальная действительность, дебют молодой балерины; б) первое боевое крещение, опытный эксперимент; в) активная деятельность, профессиональный опыт. 8. Речевая ошибка в словосочетании «дешевые цены» квалифицируется как а) плеоназм; б) тавтология; в) нарушение лексической сочетаемости. 9. Неоправданное употребление в предложении однокоренных слов – это а) паронимия; б) тавтология; в) речевая недостаточность.
Грамматические нормы 1. Укажите строку, все слова которой могут иметь значение среднего и мужского рода:
а) интервью, кашне, сулугуни; б) пенальти, торнадо, суахили; в) кофе, фрау, пони. 2. Укажите строку, в которой допущена ошибка в согласовании прилагательного или глагола с аббревиатурой по грамматическому роду: а) 19 ноября МГУ торжественно отпраздновал 300-летие М.В. Ломоносова. б) В начале 90-х годов КГБ было преобразовано в ФСБ. в) Нововоронежская АЭС – одна из самых безопасных в мире. 3. Укажите строку, в которой представлены пары существительных, содержащие разговорные варианты форм множественного числа: а) секторы – сектора, прожекторы – прожектора, годы – года; б) хлебы – хлеба, тоны – тона, учители – учителя; в) докторы – доктора, паспорты – паспорта, вензели – вензеля. 4. Укажите строку, в которой даны ненормативные формы глаголов: а) поезжай, чтут, капает (вода); б) клади, гаснул, (он) положит; в) мяучит, ехай, ложит. 5. Укажите строку, оба слова которой имеют одинаковое падежное управление: а) отзыв, рецензия; б) вера, уверенность; в) сдерживать, тормозить. 6. Укажите строку, в которой допущена ошибка в употреблении числительного: а) В двухтысяча десятом году была проведена реорганизация академии. б) Самолет с восемьюдесятью шестью пассажирами на борту. в) Многодетная семья с девятерыми детьми. 7. Укажите правильную форму родительного падежа множественного числа у существительного: а) (группа) лезгин; б) (из) ясель; в) (пара) туфлей. Стилистические нормы 1. Традиционно выделяется следующее количество книжных стилей: а) 3; б) 4; в) 5. 2. Использование эмоционально окрашенной лексики допускается а) во всех книжных стилях; б) в научном стиле; в) в газетно-публицистическом стиле. 3. Определите, к какому функциональному стилю относится данный текст. «Эта первая и хронологически более ранняя формация основана на труде и вообще экономических отношениях только в связи с приматом ближайших родственных отношений. А так как ближайшие родственные отношения являются здесь чем-то максимально понятным, всегда обязательным и неопровержимым, то и воззрения на природу и весь мир сводятся в основном к выдвижению на первый план родственных отношений. Весь мир представлял собою в те времена универсальную родовую общину. А это значит, что основной идеологией первобытнообщинной формации является мифология». Ответ:__________________________________________________
4. Выберите вариант ответа, в котором соответствие между названием функционального стиля и его характеристикой с точки зрения сферы использования установлено правильно.
а) 1 – 1; 2 – 3; 3 – 2; б) 1 – 3; 2 – 1; 3 – 2; в) 1 – 2; 2 – 3; 3 – 1. Ключи к тестам Тест №1
Тест №2
Тест №3
Произносительные нормы. Нормы ударения
Лексические нормы
Грамматические нормы
Стилистические нормы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|