Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Произносительные нормы. Нормы ударения

Практическое занятие №1

Темы 1-2

Общение, язык, речь. Формы и разновидности речи.

Культура речи и нормативность языка. Литературный язык и внелитературные формы национального языка

 

Вопросы для подготовки

 

1. Понятие общения. Модели, виды, способы общения.

2. Эффективность и результативность коммуникации. Коммуникативное равновесие. Коммуникативная грамотность.

3. Коммуникативные стратегии и тактики.

4. Коммуникативные барьеры.

5. Понятия языка и речи.

6. Формы речи: устная и письменная.

7. Разновидности речи: диалогическая и монологическая.

8. Культура речи. Аспекты культуры речи.

 

Практическое занятие №2

Тема 3

Ортология (нормы современного русского литературного языка)

Практикум

 

Вопросы для подготовки

 

Основные классы норм: орфоэпические, нормы словоупотребления, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

 

Проработать тесты для самопроверки (см. ниже)

 

Литература

 

Усачева О.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. Липецк: ГУ «РОГ «Липецкая газета», 2008. (Глава 5)


ТЕСТЫ

для самопроверки

Тест №1

Тема 1. Общение, язык, речь. Формы и разновидности речи

Выберите ОДИН правильный вариант ответа

1. Укажите случай невербального общения:

а) письмо другу;

б) общение по телефону;

в) сообщение с помощью азбуки Морзе.

2. Какая единица языка НЕ является знаком?

а) морфема;

б) фонема;

в) лексема.

3. Какой знак является единицей более высокого языкового уровня?

а) словосочетание;

б) слово;

в) морфема.

4. Письменная речь НЕ подчиняется нормам

а) акцентологическим;

б) орфографическим;

в) пунктуационным.

5. Диалогическим жанром речи является

а) лекция;

б) интервью;

в) письменное заявление.

6. Укажите речевой жанр, характерный для официально-делового стиля речи:

а) отчётный доклад;

б) лекция;

в) предвыборное выступление доверенного лица.

7. Контактным по времени и дистантным по месту коммуникации является

а) выступление студента на семинаре;

б) постинг на интернет-форуме;

в) телефонный разговор.

 

Тест №2

Тема 2. Культура речи и нормативность языка. Литературный язык и внелитературные формы национального языка

 

Выберите ОДИН правильный вариант ответа

1. Укажите форму существования русского языка, принимаемую его носителями за образцовую.

а) профессиональный жаргон;

б) городское просторечие;

в) литературный язык.

2. Такие качества речи, как логичность, точность, выразительность, характеризуют ________________аспект культуры речи.

а) нормативный;

б) коммуникативный;

в) этический.

3. Выберите вариант ответа, в котором соответствие между названием аспекта культуры речи и его определением установлено правильно.

 

 

1. Нормативный аспект 1. Соблюдение этических норм общения, правил речевого этикета
2. Коммуникативный аспект 2. Соблюдение норм литературного языка, которые выступают как образец, эталон речи
3. Этический аспект   3. Целесообразность, уместность, выразительность, адресность, логичность и другие качества речи, обеспечивающие эффективность коммуникации

 

а) 1 – 1; 2 – 3; 3 – 2;

б) 1 – 3; 2 – 2; 3 – 1;

в) 1 – 2; 2 – 3; 3 – 1.

4. В систему литературного языка входит

а) территориальный говор;

б) просторечие;

в) разговорная речь.

5. Чтобы уточнить словарное значение слова «дефолт», необходимо воспользоваться словарем

а) орфоэпическим;

б) этимологическим;

в) толковым.

6. Для какой разновидности русского литературного языка характерны следующие признаки: неофициальность, непринужденность, неподготовленность, непосредственное участие говорящих в коммуникативном акте?

а) для кодифицированной разновидности литературного языка;

б) для разговорной разновидности литературного языка;

в) для обеих разновидностей.

7. Первым книжно-литературным языком для всего православного славянского мира был

а) старославянский язык;

б) церковнославянский язык;

в) древнерусский язык.

8. Теорию «трех штилей» создал

а) В.К. Тредиаковский;

б) М.В. Ломоносов;

в) Г.Р. Державин.

 

Тест №3

Тема 3. Ортология (нормы современного русского литературного языка)

 

Выберите ОДИН правильный вариант ответа

 

Произносительные нормы. Нормы ударения

1. Какой звук произносится на месте буквы Ч в словах: пустячный, Лукинична, калачный (ряд)?

а) [Ч`];

б) [Ш];

в) возможно произнесение как [Ч`], так и [Ш].

2. Укажите строку, все слова в которой имеют ударение на третьем слоге.

а) алкоголь, апостроф, баловать, приговор;

б) каталог, договор, двоюродный, облегчить;

в) меновая, жалюзи, позвонишь, местностей.

3. В какой строке даны только такие пары слов, для которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию?

а) хАос – хаОс, жилА – жИла; нАсыпь – насЫпь;

б) замОк – зАмок; коклЮш – кОклюш; бралА – брАла;

в) тортЫ – тОрты; леднИк – лЕдник; безобрАзный – безОбразный.

4. Какой звук произносится на месте согласной буквы перед Е в заимствованных словах: шинель, крем, кофе?

а) твердый;

б) мягкий;

в) возможно произнесение как твердого, так и мягкого звука.

5. Какую стилистическую окраску имеют следующие варианты ударения: музЫка, кладбИще, скалЫ?

а) народно-поэтическое;

б) устарелое, поэтическое;

в) просторечное.

6. На каком слоге ставится ударение в глаголах углубить, облегчить, ободрить?

а) на втором слоге;

б) на третьем слоге;

в) допустима постановка ударения и на втором, и на третьем слоге.

7. Укажите строку, в которой даны слова, где на месте пропуска НЕ ВСТАВЛЯЕТСЯ буква.

а) конъю..ктура, э..скорт, ина..гурация;

б) инци..дент, конста..тировать, заведу..щий;

в) конкурент..оспособный, преце..дент, компроме..тировать.

Лексические нормы

1. Какое слово образует лексически правильное словосочетание с глаголом придавать?

а) роль;

б) значение;

в) внимание.

2. Укажите строку, в которой допущена ошибка в употреблении глагола повышать (повысить):

а) Нашему предприятию необходимо повысить производительность труда работников.

б) Несмотря на кризис, правительству удалось повысить пенсии и стипендии.

в) С каждым годом мы повышаем подготовку специалистов в нашем вузе.

3. Укажите строку, в которой допущена ошибка в употреблении предлогов благодаря или из-за:

а) Наша команда вырвалась вперед благодаря единственному голу в ворота противника.

б) Из-за технической неисправности приборов слежения испытание лайнера пришлось отложить на неопределенное время.

в) Благодаря сложным погодным условиям самолет вместо Внуково приземлился в аэропорту Шереметьево.

4. Укажите предложение, в котором необходимо устранить смысловую недостаточность:

а) Главной задачей реформ – рост народного благосостояния.

б) Уровень и качество оказания государственных услуг оставляют желать лучшего.

в) Средства, получаемые от населения в оплату коммунальных услуг, должны быть направлены на ремонт и содержание жилья.

5. Какое из указанных заимствованных слов соответствует значению «первенство в каком-либо открытии, преобладающее, первенствующее значение»?

а) паритет;

б) приоритет;

в) прерогатива.

6. Какое из приведенных фразеологических сочетаний точно соответствует значению «начинать говорить долго и скучно, повторять уже известное»?

а) заводить волынку;

б) переливать из пустого в порожнее;

в) петь в уши.

7. Укажите строку, в которой даны избыточные словосочетания:

а) реальная действительность, дебют молодой балерины;

б) первое боевое крещение, опытный эксперимент;

в) активная деятельность, профессиональный опыт.

8. Речевая ошибка в словосочетании «дешевые цены» квалифицируется как

а) плеоназм;

б) тавтология;

в) нарушение лексической сочетаемости.

9. Неоправданное употребление в предложении однокоренных слов – это

а) паронимия;

б) тавтология;

в) речевая недостаточность.

 

Грамматические нормы

1. Укажите строку, все слова которой могут иметь значение среднего и мужского рода:

а) интервью, кашне, сулугуни;

б) пенальти, торнадо, суахили;

в) кофе, фрау, пони.

2. Укажите строку, в которой допущена ошибка в согласовании прилагательного или глагола с аббревиатурой по грамматическому роду:

а) 19 ноября МГУ торжественно отпраздновал 300-летие М.В. Ломоносова.

б) В начале 90-х годов КГБ было преобразовано в ФСБ.

в) Нововоронежская АЭС – одна из самых безопасных в мире.

3. Укажите строку, в которой представлены пары существительных, содержащие разговорные варианты форм множественного числа:

а) секторы – сектора, прожекторы – прожектора, годы – года;

б) хлебы – хлеба, тоны – тона, учители – учителя;

в) докторы – доктора, паспорты – паспорта, вензели – вензеля.

4. Укажите строку, в которой даны ненормативные формы глаголов:

а) поезжай, чтут, капает (вода);

б) клади, гаснул, (он) положит;

в) мяучит, ехай, ложит.

5. Укажите строку, оба слова которой имеют одинаковое падежное управление:

а) отзыв, рецензия;

б) вера, уверенность;

в) сдерживать, тормозить.

6. Укажите строку, в которой допущена ошибка в употреблении числительного:

а) В двухтысяча десятом году была проведена реорганизация академии.

б) Самолет с восемьюдесятью шестью пассажирами на борту.

в) Многодетная семья с девятерыми детьми.

7. Укажите правильную форму родительного падежа множественного числа у существительного:

а) (группа) лезгин;

б) (из) ясель;

в) (пара) туфлей.

Стилистические нормы

1. Традиционно выделяется следующее количество книжных стилей:

а) 3;

б) 4;

в) 5.

2. Использование эмоционально окрашенной лексики допускается

а) во всех книжных стилях;

б) в научном стиле;

в) в газетно-публицистическом стиле.

3. Определите, к какому функциональному стилю относится данный текст.

«Эта первая и хронологически более ранняя формация основана на труде и вообще экономических отношениях только в связи с приматом ближайших родственных отношений. А так как ближайшие родственные отношения являются здесь чем-то максимально понятным, всегда обязательным и неопровержимым, то и воззрения на природу и весь мир сводятся в основном к выдвижению на первый план родственных отношений. Весь мир представлял собою в те времена универсальную родовую общину. А это значит, что основной идеологией первобытнообщинной формации является мифология».

Ответ:__________________________________________________

 

4. Выберите вариант ответа, в котором соответствие между названием функционального стиля и его характеристикой с точки зрения сферы использования установлено правильно.

 

1. Научный стиль 1. Используется в сфере управления и служебных отношений
2. Официально-деловой стиль   2. Используется в информационных и аналитических передачах на радио и телевидении, газетах, выступлениях государственных и политических деятелей
3. Газетно-публицистический стиль   3. Используется в сфере науки и образования

 

а) 1 – 1; 2 – 3; 3 – 2;

б) 1 – 3; 2 – 1; 3 – 2;

в) 1 – 2; 2 – 3; 3 – 1.


Ключи к тестам

Тест №1

  1. в)
  2. б)
  3. а)
  4. а)
  5. б)
  6. а)
  7. в)

 

Тест №2

  1. в)
  2. б)
  3. в)
  4. в)
  5. в)
  6. б)
  7. а)
  8. б)

 

Тест №3

 

Произносительные нормы. Нормы ударения

  1. б)
  2. а)
  3. а)
  4. б)
  5. б)
  6. б)
  7. в)

 

Лексические нормы

  1. б)
  2. в)
  3. в)
  4. а)
  5. б)
  6. а)
  7. б)
  8. в)
  9. б)

 

Грамматические нормы

 

  1. б)
  2. б)
  3. а)
  4. в)
  5. в)
  6. а)
  7. а)

 

Стилистические нормы

  1. а)
  2. в)
  3. научный стиль речи
  4. б)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...