Понятие мотивации и значение учебных мотивов
КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Исследование мотивации учебной деятельности студентов вуза»
Преподаватель ____________ подпись, дата
Студент гр. ФО15 – 01Б ____________ подпись, дата
Красноярск 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВЕДЕНИЕ.. 3 1. МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ... 6 1.1 Понятие мотивации и значение учебных мотивов.. 6 1.2 Мотивация. 8 1.3 Мотивация как обязательный компонент учебной деятельности 11 1.4 Студент как субъект учебной деятельности.. 13 1.5 Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения.. 15 2. Исследование учебной мотивации у студентов.. 19 2.1 Методы и организация исследования.. 19 2.2 Анализ полученных данных.. 19 Заключение.. 22 Список использованных источников.. 23 Приложение.. 28
ВЕДЕНИЕ На современном этапе развития общества изучение проблемы мотивации учебной деятельности подрастающего поколения в условиях образовательных, социальных, политических реформ, при многовекторной трансформации духовно-нравственных ориентиров, является не просто актуальным, полезным, но чрезвычайно необходимым для обеспечения понимания сущности процессов, явлений, происходящих с людьми, а также определения стратегических задач в системе образования и воспитания. Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Сила и динамика мотивации обучения в вузе обусловлена самыми разными причинами: престиж вуза, или же специальности, желание получить диплом или приобрести дополнительные знания, повысить свой социальный статус. Мотивация приобретения профессии закладывается задолго до поступления в вуз и тормозит или же ускоряет и развивает процесс самоутверждения молодого человека как специалиста. Тем не менее, для большинства студентов основной целью обучения в вузе продолжает оставаться получение диплома о высшем образовании. Как считает М. Е. Литвак, студенты «за время учёбы … фактически только узнают, где что написано, приобретают некоторый интеллигентный лоск. Основная часть вхождения в профессию для них начинается после окончания вуза». Современные условия жизни существенно влияют на мотивацию обучения в вузе. Однако по мере перехода студентов на старшие курсы происходит изменение роли одних потребностно - мотивационных факторов, обусловливающих высокую успеваемость студентов, и смена других. В зависимости от курса обучения мотивы претерпевают интенсивную динамику.
Цель исследования: изучить учебную мотивацию студентов. Объект исследования: мотивация Предмет исследования: учебная мотивация как основной фактор высокой успеваемости и овладения знаниями и умениями. База исследования - учебная группа вуза, в составе 24 человек. Возраст от 18 до 21 года. Студенты института Информационных систем и технологий, Цели и задачи исследования: выявить зависимость высоких показателей учебной успеваемости и быстрого овладения знаниями и умениями от положительного уровня мотивации, познавательных интересов и потребностей в достижении успеха. Методики: При проведении исследования мною были использованы современные методики такие как «Методика по определению мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной. Задачи: 1.Теоретический обзор по проблемам исследования воображения 2.Подбор методик для проведения исследования 3.Проведение исследования 4.Анализ полученных результатов База исследования: Высшее учебное заведение «Сибирский Федеральный Университет» города Красноярска. Студенты 1 курса института Информационных систем и технологий, возраста 18-19 лет.
Научная новизна: Базируется на взаимосвязь особенностей творческого и практического воображения у студентов возраста от 18 до 19 лет. Практическая значимость: состоит в исследовании учебной мотивации у студентов 18-19 лет.
МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ Понятие мотивации и значение учебных мотивов Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Мотивация к учебной деятельности — это частный вид мотивации, представляющий собой систему специфических психологических качеств обучающегося, находящихся в зависимости от образовательной среды и специфики образовательного процесса. Мотивация к учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик и обусловлена рядом специфических личностных качеств. Мотивация к учебной деятельности является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста. Изучение мотивации к учебной деятельности обусловлено, прежде всего, тем, что у большинства современных студентов учебная деятельность все чаще приобретает формальный характер, она больше ориентирована не на получение новых знаний, не на ориентацию на будущую профессии в качестве профессионала, а на успешную сдачу сессии любыми средствами. При этом у некоторых студентов наблюдается отсутствие творческого подхода, желания работать с дополнительной литературой, самостоятельная постановка учебных целей, самоконтроль, желание проходить практику и стажировку в реальных условиях и т. д. В то же время, при постановке учебных целей студент должен проявить гораздо больше самостоятельности, умения правильно организовать работу, учитывать и распределять время. 1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения; 2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми. Познавательные мотивы делятся на: 1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие у студентов так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых всё более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной деятельности, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным. Учебные мотивы обладают содержательными и динамическими характеристиками. К первым относятся такие характеристики как: 1) наличие личностного смысла учения для студента; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения учащегося; 3) место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчинённым. 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи постороннего, как внешний; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространённости мотива на разные типы деятельности. Что касается динамических характеристик, то они следующие: 1) устойчивость мотивов, они могут быть как ситуативными, устойчивыми или относительно устойчивыми, связанными с определённым кругом предметов и заданий. 2) модальность мотивов, она может быть положительной и отрицательной; 3) сила мотива, его выраженность, быстрота возникновения и т.д. Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения преподавателя; по ним он определяет характер мотивации учения данного студента. Но затем желательно двигаться к анализу внутренних, содержательных особенностей мотивов, определять, что же именно стоит, например за отрицательной модальностью - мотивами избегания, выявлять, показателем чего является неустойчивость мотива и т.д.»
1.2 Мотивация. Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последнее время социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Всё же можно отметить стабильно проявляющиеся мотивы, не утрачивающие своего значения при различном укладе общественной жизни. Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу её применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семейные традиции. Ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимыми «прагматические» (получить диплом о высшем образовании и «познавательные». Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив - «профессиональный», на втором - «личного престижа», на третьем и четвёртом - оба этих мотива, на четвёртом ещё и «прагматический». А.И. Гебос выделены факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива обучения: - осознание ближайших и конечных целей обучения; - осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; - эмоциональная форма изложения учебного материала; - показ «перспективных линий» в развитии научных понятий; - профессиональная направленность учебной деятельности; - выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; - наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе. П.М.Якобсон предложил для мотивов учебной деятельности свою классификацию. Первый вид мотивов он назвал «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждение учащегося, вызванные осознанием определённых неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т.д. По существу, при таком мотиве - это обучение без всякой охоты, без интереса к получению образования, и к посещению учебного заведения.
Вторая разновидность мотивов учебной деятельности, тоже связана с внеучебной ситуацией, имеющей, однако, положительное влияние на учащегося. Воздействие общества формирует у учащегося чувство долга, которое обязывает его получить высшее образование, в том числе и профессиональное, и стать полноценным гражданином, полезным для страны и своей семьи. Третий вид мотивации, связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждают учиться, потребность в знаниях, любознательность, стремление познать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала; мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы. В.Я. Кикоть и В.Я. Якунин разделяют цели обучения и учения. Первые задаются извне и выделяют общественные запросы и ценности, которые по отношению к студентам являются внешними. Вторые определяются индивидуальными потребностями, сформировавшимися на основании их предшествующего опыта. Обе цели могут совпадать лишь в идеальном случае, когда первые воспроизводят себя в структуре индивидуальных мотивов. Все эти мотиваторы могут находиться в разных отношениях друг с другом и иметь различное влияние на учёбу, поэтому полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов сложной мотивационной структуры.» [20,с.264-269] «Мотивы учебной деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. Например, ученик не любит математику и мечтает стать психологом. Но он знает, что без хорошего владения математикой поступить в университет на факультет психологии невозможно. И вот желание стать психологом заставляет ученика старательно заниматься математикой. При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как сама цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственно деятельность учения как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность; в других же случаях ученик учится ради удовлетворения других потребностей, непознавательных. В этих случаях говорят, что у учащихся мотив не совпадает с целью. Итак, учение может иметь различный психологический смысл для учащегося: а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в роли мотива учения, т.е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности; б) служит средством достижения других целей.» [11,с.80-82] Рисунок 1.Мотивация учения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|