Критерии оценивания учебных достижений
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Без своевременного получения объективной информации о динамике и качестве усвоения знаний учащимися, с помощью которой осуществляется обратная связь, не может быть управляемого образовательного процесса. Там, где проверка носит эпизодический, случайный и формальный характер, успеваемость резко снижается в сравнении с тем, где проверка проводится постоянно и систематически. Регулярный контроль воспитывает у учащихся привычку к систематическому труду не только в школе, но и дома. Оценивание знаний осуществляется при сравнении выполненной учащимся работы с эталоном. Итогом этого процесса выступает результат - словесный комментарий и отметка. Текущая и итоговая оценки выставляются на основе эталонных признаков диагностично поставленной цели и носят критериальный характер. Качества знаний, выраженные и описанные в системе содержательных характеристик, могут служить критериями оценки результатов обучения. Критерии характеризуются конкретными измерителями - показателями. Под критериемпонимают качественный признак, на основании которого осуществляются количественная оценка, определение или классификация дидактических параметров, характеристика явлений. В методической науке еще не разработаны четкие, единые критерии оценки знаний учащихся по биологии. При выставлении оценок учителя биологии используют разные наборы критериев и показателей, руководствуясь рекомендациями к выставлению школьных отметок и собственным педагогическим опытом. При использовании учителем одного критерия выставляется единичная оценка, нескольких критериев - комплексная оценка, системы критериев - интегральная оценка. Применение системы критериев в оценивании учебных достижений школьников по биологии - достаточно сложный процесс, поэтому учителя часто используют комплекс критериев.
Комплексные оценки не являются простой суммой частных критериев. Они функционируют как общая совокупность основных признаков, раскрывающих предполагаемый уровень усвоения определенных знаний учащихся. В отечественной методике обучения биологии известно несколько классификаций критериев учебных достижений учащихся. Широко применяется классификация критериев на два типа: количественные и качественные. Количественные критерии - это критерии, получаемые на основе интервальной шкалы и обрабатываемые статистическими методами. К количественным критериям относят: . Объем усвоенных знаний и его соответствие требованиям учебной программы (его можно измерять количеством правильных ответов в контрольной работе или беседе). . Коэффициент усвоения знаний учащимися. . Правильность и ясное понимание содержания материала. Под правильностью понимают отсутствие ошибок и искажений в формулировках определений понятий при выполнении заданий и в ответах на вопросы . Скорость усвоения учебной информации. . Прочность - это сохранение знаний во времени и их воспроизводимость в необходимых случаях. Прочность является результатом запоминания, сохранения полного, обобщенного и системного знания. . Полнота- это передача всех существенных признаков, сторон изученного понятия, правила и т.д. Качественные критерии невозможно измерить в интервальной шкале, но посредством этих критериев можно анализировать наиболее существенные свойства результатов усвоения. За счет отсутствия интервальной шкалы качественных критериев выполненная учащимся контрольная работа может оцениваться педагогами по-разному. Опытный учитель умышленно может занизить оценку и тем самым заставить работать разленившегося способного учащегося. Напротив, завышенная оценка (как разновидность оценки поддерживающей, вдохновляющей, щадящей) может быть тактично и своевременно поставлена слабоуспевающему, но прилежному и трудолюбивому учащемуся.
К качественным критериям, составляющим устойчивую, постоянную, выявляющую сущность характеристики оценки результатов, можно отнести: . Уровень знания учебного материала, т.е. знание объекта на основе его существенных признаков. Глубина- совокупность осознанных существенных связей между изучаемыми и соотносимыми явлениями. Точность - степень точного соответствия требуемому учебному материалу. . Уровень понимания функциональной зависимости между изученными знаниями. Сознательность - рассматривается как отражение знаний в сознании учащихся в их взаимосвязи; умение их обобщать, накапливать. Систематичность - осознание иерархии и последовательности некоторой совокупности знаний. Системность - характеризует результат воспроизведения учащимися сущности связей и отношений двух или более объектов изучения, т.е. целостность их организации и функционирования, а также понимание значения, признаков, черт, частей одного и того же объекта. . Уровень овладения учебным материалом - умения учащихся фактически использовать усвоенные знания. Мобильность - это применение учащимися имеющихся знаний в знакомой учебной ситуации. . Уровень овладения интеллектуальными навыками - это умение учащихся трансформировать усвоенные знания в сходных или новых условиях сознательно и оперативно. Конкретность - умение учащегося показать конкретное как проявление обобщенного. Свернутость-умение ученика выразить знания компактно, сжато. Обобщенность - способность учащегося подвести конкретное знание под обобщение. 5. Степень самостоятельности выполненного задания. Гибкость - готовность учащихся к самостоятельному поиску способов применения знаний. . Активность учащегося на уроке. На качество оценочных результатов по биологии оказывают влияние и потенциальные возможности и способностиучащихся. Под «способностями» подразумевают индивидуальные психические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-либо деятельность и при меньших затратах труда достигаются большие результаты [8].
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|