Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В течение какого времени будет продолжаться моделирование (единица модельного времени – минута)?




Введение

Учебная дисциплина «Математика (экономико-математические модели)» нацелена на предоставление возможностей студентам получить теоретические знания в области методологии экономико-математического моделирования, организации процесса составления экономико-математических моделей, а также практические навыки разработки моделей для решения основных управленческих задач на уровне государства и предприятия.

Настоящая методическая разработка составлена в соответствии с программой дисциплины и предназначена для проведения практических занятий, а также для организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Математика (экономико-математические модели)».

Методическая разработка направлена на закрепление теоретического материала, полученного студентами на лекциях, посредством решения прикладных задач по построению оптимизационных моделей в процессе принятия управленческих решений, позволяя оценить их методологические особенности. Практические задачи представлены различной степени сложности и предусматривают возможность использования программных продуктов (таких как MS Excel) в задачах эффективного управления производством и финансами.

Задания методической разработки составлены на базе практического материала промышленных предприятий, включая отраслевые особенности хозяйственной деятельности, и разработаны с учетом реальных условий принятия управленческих решений.

Выполнение практических заданий предполагается в индивидуальном порядке на персональном компьютере с использованием знаний, полученных студентами при изучении курса "Экономика фирмы" (по основам разработки производственной программы с учетом спроса на продукцию, заключенных договоров и расчету производственной мощности, режимного и эффективного фонда времени работы оборудования) и "Математика" (экономико-математические модели задач линейного программирования).

Каждая тема методической разработки может быть рассмотрена в процессе как аудиторных занятий, так и самостоятельной работы студентов в соответствии с календарно-тематическим планом дисциплины.

Контроль за выполнением заданий по каждой теме осуществляется в промежуточной форме (решение задач, общих для всей группы) и в форме итоговой контрольной работы (решение индивидуальных заданий для каждого студента, приведенных в приложениях 1-7). При этом сдаваемая на проверку работа должна включать построение экономико-математической и формализованной модели задачи, ее количественное решение и экономический анализ полученных результатов.


Тема 1. Роль моделирования в развитии экономической науки. Этапы развития мировой школы ЭММ

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и задачи курса. Место и роль математического моделирования в развитии экономической науки и практики.

2. Понятие модели и моделирования

3. Основные этапы становления и развития школы экономико-математического моделирования (ЭММ). Имена российских и зарубежных ученых экономистов, внесших вклад в развитие школы экономико-математического моделирования

Практическое задание

Представить последовательность этапов развития экономико-математического моделирования с увязкой с объективными причинами необходимости их использования в экономике и управлении

Контрольные вопросы

1. Понятие модели.

2. Понятие моделирования.

3. Понятие экономико-математического моделирования.

4. Способы представления экономико-математических моделей.

Задание для самостоятельной работы

Представьте классификацию разделов математического моделирования, в развитие которых внесли вклад российские ученые, в виде таблицы:

Таблица 1

Наименование раздела экономико-математического моделирования Фамилия, имя, отчество ученого Название направления, темы, задачи
     
     

Рекомендуемая литература

1. Экономико-математические методы и прикладные модели / Под ред. В.В.Федосеева. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 5-10.

2. Экономико-математическое моделирование: учебник / Под ред. проф. И.Н.Дрогобыцкого.Финансовая академия при правительстве РФ. – М.:ЭКЗАМЕН, 2004. - С. 13-23.

 

Тема 2.Основы экономико-математического моделирования

Вопросы для обсуждения

1. Основные положения теории моделирования. Экономико-математические модели.

2. Схема процесса моделирования. Последовательность и содержание этапов процесса моделирования

3. Проблемы составления экономико-математические моделей.

4. Классификация экономико-математических моделей

Практическое задание

Составьте перечень основных особенностей экономико-математических моделей, отличающих их от моделей в других областях науки и техники.

Контрольные вопросы

1. В процессе подготовки задачи (модели) к решению выявились трудности с получением необходимого объема информации. Какой Вы можете предложить выход в этой ситуации?

2. Понятие системного подхода к анализу социально-экономических систем и процессов

3. Предметом применения экономико-математического моделирования являются экономические объекты и процессы? В чем разница?

4. Охарактеризуйте взаимное влияние моделирования и компьютеризации.

5. Можно ли модель одного и того же объекта отнести к разным классификационным группировкам?

6. Что означает утверждение, что в идеологии моделирования заложена возможность самосовершенствования?

7. Может ли нарушаться последовательность этапов процесса моделирования, приводящая к необходимости возврата от какого либо этапа к предыдущему? Приведите примеры.

Задание для самостоятельной работы

1. Приведите примеры экспериментов в экономике на уровне отрасли (ведомства), региона, цеха, предприятия, вуза с указанием необходимости эксперимента, целей, задач, ресурсов (участников), и укажите, какие управленческие решения были приняты на основе полученных результатов.

2. Сформулируйте практические задачи экономико-математического моделирования.

3. Могут ли результаты моделирования использоваться непосредственно как готовые управленческие решения?

4. Дайте определение понятия адекватности модели. Перечислите способы (приемы) и проблемы проверки адекватности экономико-математической модели.

 

Рекомендуемая литература

1. Экономико-математические методы и прикладные модели / под ред. Федосеева В.В. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 7-17.

2. Экономико-математические модели в антикризисном управлении: уч.пособие /Под ред.Р.С.Харитоновой. – Казань: Изд-во КГФЭИ, 2008. – С. 6-17.

 

Тема 3. Экономика как объект управления и теоретические предпосылки ее оптимизации

Вопросы для обсуждения

1. Сущность оптимизации социально–экономических процессов.

2. Основные исходные предпосылки оптимизации экономических решений.

3. Необходимость учета ограниченности и взаимозаменяемости ресурсов в оптимизационных моделях.

Практические задания

Задача 1. Небольшая строительная компания специализируется на строительстве и продаже домов на одну семью. Компания предлагает два основных типа домов: модель А и модель В. Дома модели А требуют 4000 часов рабочего времени, 2 тонны камня и 2000 кв.футов пиломатериалов. Дома модели В – 10000 часов рабочего времени, 3 тонны камня и 2000 кв.футов пиломатериалов. Из-за больших сроков поставки материалов и дефицита квалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы в данной местности, компании придется ограничиться уже имеющимися ресурсами в течение наступающего строительного сезона: это около 400000 часов рабочего времени, 150 тонн камня и 200000 кв.футов пиломатериалов. Сколько моделей А и В должна произвести компания, если прибыль от модели А 1000 долл. за единицу, а модели В – 2000 долл. за единицу? Предполагается, что компания может продать все построенные дома.

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

a) что является критерием оптимальности в задаче?

b) какие ограничения должны быть учтены при построении модели?

c) разработайте табличную и математическую модель задачи,

2. Введите данные задачи в лист Excel и решите задачу в режиме ПОИСК РЕШЕНИЯ. Сохраните найденное решение, выведите на печать содержимое листа.

3. По данным распечатки ответить на следующие вопросы:

a) какова структура найденного плана?,

b) какие предполагаются объемы выпуска домов каждой модели?,

c) значение критерия оптимальности?,

d) все ли ресурсы используются полностью?,

e) вычислите коэффициент использования каждого из ресурсов.

Контрольные вопросы

1. Требования к структуре оптимизационной модели.

2. Порядок решения задач оптимизации в Excel.

3. Структура электронной таблицы (ЭТ), используемой для решения оптимизационной задачи.

4. Понятие целевой ячейки и изменяемых ячеек.

5. Особенности ввода формул в электронную таблицу Excel.

Задания для самостоятельной работы

Решите нижеприведенные задачи и подготовьте ответы на вопросы пункта 3 раздела П рактические задания темы 3.

Задача 1. Производитель бытовых электроприборов производит две модели микроволновых печей: модель H и модель W. Изготовление каждой модели включает в себя процесс изготовления и сборки деталей; каждая единица модели Н требует четырех часов изготовления и сборки деталей, модель W – два и шесть часов соответственно. В неделю компания располагает ресурсом рабочего времени в размере 600 часов на изготовление и 480 часов на сборку. Каждое изделие модели Н приносит 40 долл. прибыли, а модели W – 30 долл. прибыли. В какой пропорции производство моделей H и W будет обеспечивать максимальную прибыль?

 

Задача 2. Фирма производит заготовки из литого железа. Изготовление требует трех основных операций: отливка, шлифовка и сверление. Доступное время в неделю для отливки – 36000 минут; для шлифовки – 2250 минут; и для сверления – 3600 минут. Заготовка Х требует 80 минут для отливки, 2,5 минуты для шлифовки и 9 минут для сверления на одно изделие. Заготовка Y требует 60 минут для отливки, 4,5 минуты для шлифовки и 4 минуты для сверления на одно изделие. Каждая заготовка Х приносит 4 долл. прибыли, заготовка Y – 2 долл. Какая комбинация изделий X и Y будет максимизировать еженедельную прибыль?

 

Задача 3. Супружеская чета дополняет свой доход изготовлением фруктовых пирогов, которые они продают через небольшую бакалейную лавку. В сентябре они пекут пироги с виноградом и яблоками. Пироги с яблоками продаются бакалейщику по 1,50 долл., а пироги с виноградом – за 1,20 долл. Все приготовленные пироги продаются благодаря их высокому качеству. Рассмотрим только два основных вида ингредиентов для их изготовления: муку и сахар, которые закупаются один раз в месяц. На сентябрь уже заготовлено 120 кг сахара и 210 кг муки. Каждый яблочный пирог требует 150 г сахара и 300 г муки, а каждый виноградный пирог – 200 г сахара и 300 г муки. Определить количество виноградных и яблочных пирогов, которое максимизирует прибыль, если эта пара может изготовить яблочный пирог за шесть минут, а виноградный – за три минуты. При этом они планируют работать в сентябре не более 60 часов. Определить количество сахара, муки и времени, которое останется неиспользованным.

 

Рекомендуемая литература

1. Орлова И.В. В.А.Половников.Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2007. – С. 54-57.

2. Экономико-математические методы и модели / Под ред. проф. А.В. Кузнецова. ─ Минск: БГЭУ, 2000. – С. 4-26, 30-31.

3. Экономико-математические модели в антикризисном управлении: уч.пособие /Под ред.Р.С.Харитоновой. – Казань: Изд-во КГФЭИ, 2008. – С. 23-25.

 

Тема 4. Экономико-математические модели формирования производственной программы предприятия

Вопросы для обсуждения

1. Роль экономико-математических методов и моделей в решении планово-экономических задач промышленного предприятия

2. Сущность оптимизации производственной программы промышленного предприятия.

3. Возможные критерии оптимизации и системы ограничений в моделях формирования производственной программы.

Практические задания

К задаче 1 раздела Практические задания темы 3 выполнить следующие задания:

1. привести возможные критерии оптимизации при данных ограничениях,

2. составить формализованную модель задачи,

3. на основе отчетов, полученных в результате решения задачи, проанализировать экономический смысл содержания этих отчетов.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры, подтверждающие, что одной системе ограничений могут соответствовать несколько критериев оптимизации.

2. Приведите примеры, подтверждающие, что одному и тому же критерию оптимизации могут соответствовать несколько разных целевых функций.

3. Структурные элементы экономико-математической модели: это математические объекты или экономические показатели? Как они взаимосвязаны?

4. Если математические уравнения отражают условия функционирования цеха, то сколько таких уравнений необходимо построить, чтобы модель соответствовала объекту? От чего зависит количество уравнений?

5. В чем преимущество формализованного представления экономико-математической модели перед математическим?

6. Приведите примеры ограничений по технико-экономическим показателям.

Задания для самостоятельной работы

К приведенным ниже задачам:

1. привести возможные критерии оптимизации,

2. составить табличную, математическую формализованную и электронную модель задачи на листе Excel,

3. решить задачу, получить отчет по результатам и отчет по устойчивости,

4. проанализировать экономический смысл содержания этих отчетов.

 

Задача 1. В связи с закрытием неприбыльной производственной линии на предприятии образовался избыток производственных мощностей. Менеджер рассматривает возможность использования свободной производственной линии для производства одного или более из трёх видов продуктов Х1, Х2 или Х3. В таблице 2 приведены затраты производственного времени на единицу каждого из этих продуктов.

Таблица 2

Нормы времени на изготовление единицы продукта по видам обработки

Вид обработки Затраты времени на единицу продукта (час).
Х1 Х2 Х3
Фрезерование      
Токарная      
Шлифовка      

 

Доступные ресурсы времени обработки в неделю: фрезерование- 800 ч., токарная- 400 ч., шлифование- 320 ч.

Коммерсанты оценивают, что они могут реализовать весь объём продукции видов Х1 и Х2, который может быть произведён, и максимум 80 единиц продукции вида Х3. Ожидаемая прибыль по видам продуктов на единицу продукции (удельная прибыль): Х1- 10 долл., X2- 6 долл., X3- 8 долл.

1. каково оптимальное соотношение между видами производимой продукции, обеспечивающее максимальную прибыль (в долларах)?

2. в каких пределах может изменяться удельная прибыль (по видам продуктов) без изменений найденного оптимального распределения и какие значения этой прибыли обеспечат максимальное увеличение полученного финансового результата?

 

Задача 2. Компания производит две марки телевизоров Astro и Cosmo. Работают два конвейера, каждый из которых выпускает телевизоры одной марки, и два цеха, занятых производством деталей для телевизоров обеих марок. Производственная мощность конвейера, выпускающего Astro, составляет 70 телевизоров в день, а конвейера Cosmo – 50 телевизоров в день. Цех А производит телевизионные трубки. На производство трубки для телевизора Astro требуется 1 ч рабочего времени, а на производство трубки для Cosmo – 2 ч. На данном этапе в цеху А производству трубок для телевизоров обеих марок может быть уделено не более 120 ч рабочего времени в день. В цеху Б изготавливаются корпуса для телевизоров. Причем на производство одного корпуса для Astro, как и для Cosmo, требуется 1 час рабочего времени. Цех Б может посвятить изготовлению корпусов не более 90 ч рабочего времени в день. Удельная валовая прибыль от реализации Astro и Cosmo составляет 20 долл. и 10 долл. соответственно.

При условии, что компания может продать все произведенные телевизоры, каким должен быть дневной план производства (цель – максимизация удельной валовой прибыли)?

Задача 3. Предприятие электронной промышленности выпускает пять моделей радиоприёмников, причем модели 1-3 производятся на технологической линии А, а модели 4-5 на технологической линии В. Суточный объём производства линии А- 70 изделий, линии В- 95 изделий. Радиоприёмники всех моделей используют однотипные элементы электронных схем в количествах, определяемых таблицей 3:

Таблица 3

Количество однотипных элементов в одном радиоприемнике

(по видам моделей)

Модель приёмника          
Кол-во элементов          
Прибыль от реализации, долл.          

 

Максимальный суточный запас используемых элементов равен 1800 единицам.

1. определите оптимальные суточные объёмы производства радиоприёмников различных видов, доставляющие максимальную прибыль;

2. предприятие планирует в дополнение к двум существующим запустить третью технологическую линию С по сборке радиоприёмников с производительностью 100 изделий в сутки. Какие модели радиоприёмников целесообразно производить на этой линии, в каких объёмах и какой минимальный суточный запас элементов необходим для полной загруженности всех трёх линий?

 

Задача 4. Завод, находящийся в некоторой развивающейся стране, может производить пять различных продуктов в произвольном соотношении. В выпуске каждого продукта принимают участие три станка, как показано в таблице 4.

 

Таблица 4

Нормы времени на изготовление единицы продукта по видам станков

Продукт Время работы станка, мин./кг
I II III
А B C D E      

 

Ресурс рабочего времени каждого станка составляет 128 ч в неделю. Все продукты конкурентоспособны и все их произведено количество может быть продано по цене 5 долл., 4 долл., 5 долл., 4 долл. и 4 долл. за кг продукта A, B, C, D и E соответственно. Переменные затраты на зарплаты составляют 4 долл. в час для станков I и II, 3 долл. в час для станка III. Стоимость материалов, затраченных на выпуск каждого кг продуктов А и С, составляет 2 долл., а продуктов B, D и E – 1 долл. Руководство хочет максимизировать прибыль компании.

1. построить экономико-математическую модель компании;

2. сколько часов отработает каждый станок, и в каких единицах измеряются теневые цены для ограничений, задающих ресурс рабочего времени для станков?

3. на сколько может увеличиться цена продажи продукта А, прежде чем изменится оптимальный производственный план?

 

Задача 5. Цех, изготавливающий два вида изделий, располагает наличием металла в количестве 12000 кг и ресурсов машинного времени 100 смен. Какое количество изделий каждого вида необходимо изготовить, чтобы обеспечить максимальный выпуск товарной продукции с учетом экономических показателей, представленных в таблице 5?

 

 

Таблица 5

Показатели работы цеха при производстве изделий

Показатели Изделия
I II
Производительность оборудования в смену,тыс.шт    
Расход металла кг/тыс.шт    
Макс.потребность тыс.шт    
Цена руб.за тыс.шт    

 

Исследовать устойчивость оптимального плана к изменениям цен на выпускаемую продукцию.

 

Задача 6.

На участке цеха имеется две группы оборудования, на которых изготавливаются изделия двух наименований (таблица 6).

Таблица 6

Производительность групп оборудования при производстве изделий А и Б

Операция Группа оборудования Производительность оборудования (шт/час) Фонд времени оборудования, станко-часы
А Б
  Токарная      
  Фрезерная      

 

Определить количество изделий, при котором возможно максимальное использование времени работы оборудования.

 

Задача 7.

Прокат А может быть реализован в количестве 250 тонн с прибылью 350 руб. на 1 т., прокат Б- в количестве 1250 т., с прибылью 250 руб/т, и прокат В- в количестве 1500 тонн с прибылью 400 руб/т.

Для выполнения плана завод располагает тремя видами оборудования: обжигальными печами (I), травильным агрегатом (II), прокатным станом (III). Фонд времени и нормы расхода времени на 1 т проката приведены в таблице 7.

 

 

Таблица 7

Фонд времени оборудования и нормы расхода времени на 1 т проката

Вид оборудования Месячный фонд времени (час). Расход времени по видам проката (час/т)
А Б В
I   3.5 2.8 -
II   0.083 0.083 0.104
III   0.067 0.1 0.083

 

Подобрать такую программу изготовления трёх видов проката, которая обеспечивала бы максимальную общую прибыль.

 

Задача 8.

На металлургическом заводе последовательно в трёх цехах изготавливается сталь двух марок. Время обработки одной тонны каждой марки стали и общее время возможной работы цехов в соответствующем периоде представлены в таблице 8:

Таблица 8

Трудоёмкость обработки одной тонны стали и время работы цеха в сутки

Цехи Трудоёмкость обработки одной тонны стали (час). Время работы цеха в сутки (час.)
1 марка 2 марка
Травильный      
Термический      
Прокатный      
Цена одной тонны стали, тыс.руб.      

 

1. Определить максимальный объём выпуска стали различных марок в стоимостном выражении, если суточная программа выпуска первой марки стали составляет 3 тонны, второй- 1.5 тонны;

2. Проанализировать использование ресурсов по цехам, определить оценку их дефицитности;

3. На сколько увеличится выпуск стали в стоимостном выражении, если время работы травильного цеха увеличить на 4 часа?

Задача 9.

Дана следующая информация (таблица 9):

Таблица 9

Показатели работы цеха при производстве изделий А и Б

Ресурсы Единицы измерения Нормы затрат ресурсов на единицу продукции Наличие ресурсов
А Б
Оборудование Производительность (шт/час)     210 (час)
Трудовые ресурсы Чел.-часы      
Себестоимость ед.продукции Тыс.руб. 2,13    
Цена ед.продукции Тыс.руб.      

 

Составить план производства продукции, миниминизирующий суммарную себестоимость выпуска и обеспечивающий выполнение задания по объёму реализации продукции в сумме 180 тыс.руб. Проанализировать использование ресурсов и устойчивость оптимального решения на изменение их объёма.

 

Задача 10.

Управляющий персоналом университета должен составить расписание охраны территории университета, удовлетворяющее требованиям, представленным в таблице 10:

Таблица 10

Требования к численности охранников по временным отрезкам в течение суток

Время Минимальное число офицеров охраны
0.00-4.00 4.00-8.00 8.00-12.00 12.00-16.00 16.00-20.00 20.00-24.00  

 

Офицеры дежурят посменно, продолжительность смены 8ч. На каждый день установлено 6 смен. Время начала и окончания каждой смены показано в таблице 11:

Таблица 11

Расписание режима работы смен

Смена Время начала   Время окончания  
  0.00 4.00 8.00 12.00 16.00 20.00 8.00 12.00 16.00 20.00 24.00 4.00

 

Управляющему необходимо определить, сколько офицеров назначить в каждую смену, чтобы минимизировать их количество и при этом удовлетворить требования к организации охраны.

 

Задача 11.

Производитель конфет заключил контракт на аренду небольшого кондитерского отдела в фешенебельном магазине. Для начала ассортимент магазина предполагается намеренно ограничить. Отдел будет предлагать набор ассорти из равных частей орехов, изюма, карамели и шоколадных конфет, а также смесь ассорти-люкс, которая состоит наполовину из орехов и наполовину из шоколадных конфет. Наборы будут продаваться в однофунтовых коробках. При этом в отделе можно будет купить отдельные однофунтовые коробки орехов, изюма, карамели и шоколадных конфет.

Главное преимущество этого кондитерского отдела заключается в том, что все конфеты свежие и производятся прямо на месте. Однако площади под хранение готовой продукции и ингредиентов ограничены. Допустимые значения емкостей под хранение продукции (фунтов в день) приведены ниже:

- орехи – 120;

- изюм – 200;

- карамель – 100;

- шоколадные конфеты – 160.

Чтобы создать хороший имидж и привлечь покупателей, отдел планирует ежедневно производить, по меньшей мере, 20 коробок каждого типа изделия. Коробки с конфетами, которые удалось продать, предполагается изымать из оборота в конце дня и передавать близлежащей частной лечебнице в благотворительных целях.

Прибыль на одну коробку сладостей для различных наименований распределяется следующим образом:

- набор ассорти - 0,80 долл.;

- ассорти-люкс- 0,90 долл.;

- орехи - 0,70 долл.;

- изюм - 0,60 долл.;

- карамель - 0,50 долл.;

- шоколадные конфеты - 0,75 долл.

Сформулируйте модель линейного программирования. Определите оптимальные значения изделий (количество коробок каждого наименования) из предлагаемого ассортимента и максимальную прибыль.

 

Задача 12.

Кондитерский магазин готовится к периоду школьных каникул. Владелец магазина должен решить, сколько пакетиков особой смеси и сколько пакетиков обычной смеси из орехов и изюма Peanut/Raisin Delite необходимо приготовить к продаже. Особая смесь содержит 2/3 фунта изюма и 1/3 фунта орехов, а стандартная смесь – 1/2 фунта изюма и 1/2 фунта орехов на один пакетик. В магазине имеется в наличии 90 фунтов изюма и 60 фунтов орехов. В каждом из компонентов содержится следующая пропорция питательных веществ (в долях единиц):

- орехи: белки 0,6; жиры – 0,2; углеводы – 0,1; прочие – 0,1.

- изюм: белки 0,3; жиры – 0,15; углеводы – 0,5; прочие – 0,05.

Орехи стоят 0,60 долл. за фунт, а изюм - 1,50 долл. за фунт. Особая смесь будут приготавливаться по $2,90 за фунт, а стандартная смесь - 2,55 долл. за фунт. Владелец магазина рассчитывает продать не более 110 пакетиков одного типа. Ответить на следующие вопросы:

1. если цель состоит в максимизации прибыли, то сколько пакетиков каждого типа следует подготовить?

2. в каком количестве должны входить в каждую смесь орехи и изюм, чтобы обеспечить минимальное содержание питательных веществ и минимальную сумму расходов?

 

Задача 13.

Компания располагает двумя заводами и тремя оптовыми магазинами-складами. Первый завод может поставлять не более 100 единиц определенной продукции, а второй – не более 200 единиц. В первом магазине-складе может храниться не более 150 единиц продукции, во втором – 200, а в третьем – 350 единиц. Цена продажи единицы продукции в первом магазине составляет 12 долл., во втором – 14 долл., в третьем – 15 долл. Суммарные затраты на производство единицы продукции на i-ом заводе и доставку ее в магазин-склад j приведены в таблице 12. Компания пытается определить сколько единиц продукции необходимо отравить с каждого завода каждому магазину чтобы максимизировать прибыль.

Таблица 12

Суммарные затраты на производство и транспортировку единицы груза от заводов к магазинам

Завод Магазин-склад, долл.
I II III
       

 

1. Компания Auto Power выпускает аккумуляторы и источники бесперебойного питания, которые используются в качестве резервных источников электроэнергии больницами, Internet-провайдерами, в производстве полупроводников и химической продукции, т.е. где недопустимы перебои в электроснабжении. В Европе предприятие имеет 4 завода, на которых производится сборка больших дизельных генераторов для бесперебойного питания. Заводы расположены в городах Лейпциг, Германия; Нанси, Франция; Льеж, Бельгия и Тилбург, Нидерланды. Дизельные моторы, используемые в этих генераторах производятся в США, доставляются в порты Амстердама, Антверпена и Гавра, откуда отправляются на сборочные заводы.

Планы производства на третий квартал (с июля по сентябрь) уже сформированы. Требования к доставке моторов (спрос в местах назначения) и их количество, которое будут доставлено в порты использования в третьем квартале (предложение в пунктах отправки) сведены в таблицу 13.

Таблица 13

Расценки на перевоз одного мотора из каждого пункта отправки в каждый пункт назначения

Пункт отправки Предложение моторов Место назначения
Лейпциг Нанси Льеж Тилбург
Амстердам Антверпен Гавр   102,5     59,5
Спрос на моторы        

 

Компания Auto Power должна принять решение, сколько моторов будет отправлено с каждого порта на каждый сборочный завод. Моторы перевозятся грузовым автотранспортом, оплата которого производится исходя из количества перевезенных моторов. Соответствующие расценки приведены в таблице 13. Цель предприятия – минимизировать суммарные затраты на транспортировку моторов из портов на заводы.

 

 

Задача 14.

На фармацевтическую фабрику требуются три контролера медицинских препаратов. Уже отобрано три кандидата на должность. Все кандидаты различаются по своим внешним данным, а также по скорости и точности выполнения работы, поэтому менеджер по персоналу установил им разные ставки почасовой оплаты. Данные о рабочих характеристиках и росте кандидатов приводятся в таблице 14.

Таблица 14

Данные о кандидатах на должность контролера

Контролер Скорость проверки ампул, (шт./ч) Точность, % Почасовая ставка, долл. Рост, см
Кандидат 1 Кандидат 2 Кандидат 3     11,80 10,40 11,00  

 

Менеджеру по персоналу необходимо, чтобы за 8-часовой рабочий день было проверено не менее 2000 капсул, причем ошибки проверки могут составлять не более 3% от общего количества. Кроме того из-за нарастающего утомления один контролер не может работать более 4-х часов в день.

Построить экономико-математическую модель задачи по критерию минимизации затрат на 8-часовую проверку препаратов. Предполагается, что процесс проверки длится все 8 часов; одновременно может работать только один контролер, учесть, что контролер работает не более 4-х часов в день.

 

Рекомендуемая литература

1. Дорохина Е.Ю., Халиков М. А. Моделирование микроэкономики. ─ М.: ЭКЗАМЕН, 2003. – С. 7-44.

2. Экономико-математические модели в антикризисном управлении: уч.пособие / Под ред.Р.С.Харитоновой. – Казань: Изд-во КГФЭИ, 2008. – С. 41-45.

Тема 5. Анализ результатов решения моделей оптимизации производственной программы

Вопросы для обсуждения

1. Экономическая интерпретация результатов решения задач оптимизации производственной программы.

2. Исследование устойчивости оптимального решения при изменении исходных данных.

3. Использование решения моделей оптимизации производственной программы для решения практических задач.

4. Возможные виды целевой функции и системы ограничения

Практические задания

1. По результатам решения задачи 1 раздела Практические задания темы 3 определить области устойчивости найденного оптимального плана при изменении целевых коэффициентов и объемов имеющихся ресурсов.

2. Привести экономико-математическую модель задачи, обратной решенной задаче

3. Установить связь результатов решения прямой и обратной задач оптимизации производственной программы

Контрольные вопросы

На основе полученных отчетов к задаче 1 из темы 3 ответить на вопросы:

1. определить план выпуска, обеспечивающий максимум валовой прибыли от продаж;

2. определить ценность каждого ресурса, выделить наиболее дефицитные из них;

3. в каких интервалах изменения запасов каждого ресурса структура оптимального решения и величина валовой прибыли остается без изменения?

4. определить суммарную стоимостную оценку ресурсов, используемых при производстве единицы продукции;

5. выпуск какой продукции неэффективен и почему, в каких интервалах изменения цены выпуск продукции будет неэффективен?

6. на сколько уменьшится стоимость выпускаемой продукции при принудительном выпуске единицы нерентабельной продукции?

7. позволяют ли производственные мощности расширить при необходимости объемы производства?

8. насколько можно снизить запас каждого ресурса, чтобы это не привело к изменению валовой прибыли?

9. в каких интервалах изменения цен сохраняется структура оптимального плана?

10. на сколько нужно снизить затраты (или увеличить цену), чтобы сделать производство нерентабельного изделия рентабельным?

11. какие нерентабельные изделия вошли в оптимальный план?

12. при каком дополнительном условии нерентабельные изделия войдут в оптимальный план?

13. можно ли считать полученный производственный план эффективным и можно ли его улучшить, сформировав более оптимальное производственное решение с учетом объемов наличных и доступных ресурсов?

14. как решается вопрос о целесообразности выпуска нового вида продукции?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. К задаче 2 из темы 3 распечатать отчеты по результатам и устойчивости. На основе полученных отчетов ответить на вопросы:

1. определить суммарную стоимостную оценку ресурсов, используемых при производстве единицы продукции;

2. выпуск какой продукции неэффективен и почему (в каких интервалах цен выпуск продукции будет неэффективен)?

3. на сколько уменьшится стоимость выпускаемой продукции при принудительном выпуске единицы нерентабельной продукции?

Задание 2. К задаче 3 из темы 3 распечатать отчеты по результатам и устойчивости. На основе отчетов получить ответы на следующие вопросы:

1. позволяют ли производственные мощности расширить при необходимости объемы производства?

2. в каких интервалах изменения запасов ресурсов сохраняется значение двойственных оценок ресурсов?

3. насколько можно снизить запас каждого ресурса, чтобы это не привело к изменению валовой прибыли?

 

Задание 3. К задаче 4 из темы 3 распечатать отчеты по результатам и устойчивости. На основе полученных отчетов ответить на вопросы:

1. насколько нужно снизить нормы затрат ресурсов при той же цене, чтобы сделать производство нерентабельного изделия рентабельным?

2. насколько нужно увеличить цену при тех же нормах затрат ресурсов, чтобы сделать производство нерентабельного изделия рентабельным?

3. какие нерентабельные изделия вошли в оптимальный план и почему?

Рекомендуемая литература

1. Экономико-математические методы и прикладные модели / под ред. Федосеева В.В. – М.: ЮНИТИ, 2005.- С. 56-74.

2. Экономико-математические модели в антикризисном управлении: уч.пособие / Под ред.Р.С.Харитоновой. – Казань, изд-во КГФЭИ, 2008. С. – 30-40.

Тема 6. Экономико-математические модели рационального использования ресурсов предприятия

Вопросы для обсуждения

1. Значение ЭММ для рационального использования ресурсов предприятия.

2. Модели оптимального использования производственных мощностей предприятия.

3. Модели экономии материальных ресурсов.

4. Модели оптимального раскроя материалов.

5. Модели смесевых задач.

 

Практические задания

Задача 1. Требуется рассчитать загрузку шести станков одинакового назначения семью различными изделиями так, чтобы общие затраты станочного времени были минимальными.

Исходные данные представлены в таблице 15.

Таблица 15

Норма времени на изготовление изделий на разных видах взаимозаменяемых станков

Изделие Кол-во Норма времени час/шт по станкам
I II III IV V VI
               
          0,5 -  
          1,5   1,1
    0,2       0,4 1,2
              1,7
    - -       2,5
      -       -
        - -    
Фонд времени, час.            

 

Задача 2. Найти оптимальный вариант распределения шести заказов между четырьмя взаимозаменяемыми станками с целью достижения максимума прибыли. Исходные данные даны в таблице 16. Фонд времени работы и коэффициент использования станков составляет соответственно:

I - 40 часов, 0,95; II - 40 часов, 0,97; III - 80 часов, 0,80; IV - 40 часов, 0,87.

 

Таблица 16

Себестоимость изделий и производительность взаимозаменяемых станков при их изготовлении

№ заказа Кол-во изделий Производительность по станкам (шт/час) Себестоимость (тыс.руб/шт) Цена (т.руб/шт)
I II III IV I II III IV  
А           2,5       5,1
Б           1,2   1,7 1,5  
В           0,65 0,6 0,7 1,8 1,5
Г         -     4,5 - 6,8
Д             2,6 3,2 3,4  
Е   -   - - - 1,8 - -  

 

Задача 3. При создании сплава для новой продукции компании Eastern Steel используется железная руда, получаемая с четырех различных шахт. Как показал анализ, чтобы получить сплав с нужными свойствами, необходимо удовлетворить минимальные требования по трем основным элементам, которые для простоты расчетов обозначили А, В и С. В частности, каждая тонна руды должна содержать не менее 5 кг элемента А, 100 кг элемента В и 30 кг элемента С. Руда с каждой шахты содержит все три основных элемента, но в разных количествах. Состав руды (содержание элементов) и ее стоимость с различных шахт приведен в таблице 17:

Таблица 17

Элементный состав руды, поставляемой с различных шахт

Элемент Содержание элементов в руде по шахтам (кг/т)
       
А В С        
Стоимость тонны руды, долл.        

 

Определить состав смеси по критерию минимизации ее стоимости.

 

Задача 4. Для получения сплава используются три вида сырья, содержащего медь, олово и прочие вещества. В соответствии со стандартами в сплав может входить не менее 72% меди, не более 9% олова и 14% прочих компонентов. Стоимость различных видов сырья (А1, А2, А3, А4) и процентное содержание в нем соответствующих компонентов приведена в таблице 18:

Таблица 18

Содержание компонентов по видам сырья

Компоненты сплава Содержание компонентов по видам сырья, %
А1 А2 А3 А4
         
Медь        
Олово   1,1 3,4 5,9
Прочие 18,3 7,8   12,5
Стоимость за 1 кг, т.руб.        

 

Необходимо определить оптимальный состав сплава, стоимость которого будет минимальной.

 

Задача 5. В производстве объемных изделий используются заготовки листового материала, из которого изготавливаются детали методом раскроя заготовок. Каждая заготовка может быть раскроена тремя способами (1,2 и 3). В результате раскроя заготовки получатся детали трех разных типоразмеров. В соответствии с требованиями производственного процесса из имеющихся в наличии заготовок нужно получить не менее 10 деталей первого типоразмера, не менее восьми деталей второго типоразмера и не менее 10 деталей третьего типоразмера.

Способы раскроя определяются матрицей вида: А = [aіј]. Здесь aіј- количество деталей і-ого типоразмера, получаемое из одной заготовки путем ее раскроя ј-ым способом. Количество заготовок, раскрываемых каждым способом, должно быть целым и не превышать четырех. Отходы от раскроя одной заготовки для каждого из способов составляют 4,5 и 5 (усл. единиц), соответственно, для первого и третьего способов.

1. Предложить вариант раскроя с минимальными суммарными отходами. Определить величину этих отходов.

2. Цех раскроя предполагает реализовать выкроенные детали по ценам 4, 6 и 2,5 долл. соответственно для первого, второго и третьего типоразмера. При этом потери от процедуры раскроя оцениваются величиной 0,3 долл. на условную единицу отходов. Оптимизируйте процесс раскроя, исходя из соображений получения максимальной прибыли.

Задача 6. Предприятие специализируется на производстве металлических заготовок для строительного инструмента из стержней длиной 200 см. Запасы исходного сырья пополняются в начале каждой недели. В начале первой недели предприятие получило заказы на изготовление четырех видов заготовок (А, Б, С и Д). На вторую неделю поступили заказы только на три вида изделий (А, Б и С). Длина деталей и их необходимое количество характеризуются следующими данными (таблица 19):

Таблица 19

План производства металлических заготовок по видам и периодам

Заготовка   Длина заготовок (см) Количество  
1 неделя 2 неделя 1 неделя 2 неделя  
А Б С Д   -   -  
 

 

Требуется определить количество заготовок каждого вида, которое предприятие может изготовить из имеющегося материала в конце каждой недели с учетом возможной минимизации исходного сырья (необходимо построить две независимые экономико-математические модели раскроя на каждую неделю).

 

Задача 7. Предприятие специализируется на производстве картонных заготовок из трех видов: П1 – размер 20х30, П2 – 30х40 и П3 – 40х40, которые вырезаются из листов картона размером 60х100. Имеется 4 варианта раскроя листа картона с соответствующими значениями отходов, а также задана потребность в заготовках. Эти данные приведены в таблице 20

Таблица 20

План совместного раскроя листа картона

Заготовка Вариант раскроя Потребность в заготовках, шт
       
П1 П2 П3 Отходы   -   -  

 

Требуется определить количество листов картона, которое необходимо разрезать каждым способом, чтобы была удовлетворена потребность в заготовках.

 

Задача 8. Необходимо определить количество прутьев, которое понадобиться для изготовления планового объема заготовок. Составить план раскроя, обеспечивающий минимальное количество отходов. Исходные данные (по вариантам) приведены в таблице 21:

Таблица 21

Исходные данные для изготовления требуемого объема заготовок заданного вида

№ вариан- та Вид исход-ного мате- риала Длина одного прутка (см) Вид заготовок, длина каждой заготовки (см) / плановое количество.
А Б В Г Д
  Прутки   600 / 1500 800 / 2000 400 / 4000    
    500 / 15000 400 / 20000 200 / 500 100 / 9000  
    600 / 100 500 / 200 400 / 300 200 / 600  
    400 / 200 200 / 300 150 / 600 100 / 1500 50 / 3000

 

Контрольные вопросы

1. Понятие взаимозаменяемого и невзаимозаменяемого оборудования.

2. Понятие плана совместного раскроя.

3. Возможные критерии оптимизации задач раскроя.

4. Виды задач на составление смесей.

5. Какие условия должны быть учтены в модели оптимизационной задачи при поиске минимального значения критерия оптимизации?

6. Какие задачи могут быть отнесены к распределительным?

7. Какие особенности должны быть учтены при решении распределительных задач?

Задания для самостоятельной работы

Задача 1. Компания Swelte Glove производит и продает семь видов изделий. Производственная структура предприятия включает два цеха, в котором расположены станки одинакового назначения. На следующий месяц отдел продаж заключил контракты на поставку и передал начальникам цехов производственные задания по каждому виду продукции. Последним необходимо рассчитать загрузку станков семью изделиями с учетом объемных и ресурсных ограничений, добившись минимизации общих затрат станочного времени. Данные приводятся в приложении 1.

 

Задача 2. У компании Slick Oil есть три склада, с которых она отгружает продукцию (А1, А2, А3) в пять торговых точек (В1, В2, В3, В4, В5). Спрос на продукцию, ее запас на складах предприятия, а также стоимость транспортировки одной банки продукции со складов в торговые точки приводятся в таблицах в приложении 2. Постройте модель линейного программирования, позволяющую определить, сколько продукции необходимо отправить с каждого склада в каждую торговую точку, чтобы удовлетворить существующий спрос с минимальными затратами.

 

Задача 3. Побор шихты в цехе чугунного литья производится из руд различных марок. Техническая характеристика, химический состав исходных материалов и их цена приведены в таблице 22:

 

 

Таблица 22

Химический состав различных видов руды

  Химический состав руд, в %
       
Фосфат Марганец Нормы расхода руды в т на 1т чугуна Цена руды за 1т, руб 0,07 0,4 2,0 0,06 0,9 1,9 0,06 0,8 2,0 0,1 0,3 2,1

 

Принять, что в процессе выплавки весь фосфор и марганец переходят в чугун. Химический состав чугуна установлен по марганцу равным 1,6 %, по фосфору не более 0,3%.

Требуется подобрать такой состав шихты, который обеспечивал бы заданный химический состав выплавляемого чугуна и давал бы наименьшие издержки на 1 т годного чугуна.

 

Задача 4. Изготавливается три сорта бензина с технической характеристикой, указанной в таблице 23.

Таблица 23

Технические характеристики различных сортов бензина

Сорт бензина Технические условия
октановое число (не менее) степень сжатия (не более кг./кв.см.) содержание тетраэтилсвинца (не более см./кв.м.)
А 1 А 2 А 3   6,9 6,9 6,9 0,5

 

Эти сорта бензина можно получить смешиванием нефтепродуктов четырех сортов В 1, В 2, В 3, В 4.Техническая характеристика нефтепродуктов для получения авиабензина приведена в таблице 24.

Таблица 24

Технические характеристики исходных нефтепродуктов

Сорт исходных нефтепродуктов (компоненты смеси) Характеристика компонентов
Степень сжатия, кг./кв.см. Октановое число
При ТЭС=0,5 см./кв.м. При ТЭС=4 куб.см./куб.м.
В 1 В 2 В 3 В 4 5,0 8,0 4,0 20,5   107,5 93,0 87,0 108,0

Нефтепродукты поступают на завод ежедневно в количестве 11833 т., в том числе по сортам В 1 – 3800 т., В 2 – 2652 т., В 3 – 4081 т. и В 4 – 1300 т. Такое же количество бензина разных сортов надо ежедневно получать путем смешивания нефтепродуктов.

Цена 1 т. авиабензина сорта А 1 равна 1800., сорта А 2 – 2200 руб., сорта А 3 – 2300 руб. Расходы на тетраэтилсвинец (ТЭЦ) по бензину сорта А 1 – составляют 220 руб. на 1 т.; по бензину сортов А 2 и А 3 составляют: 250 руб. и 260 руб. на 1 т.

Построить модель оптимального смешивания исходных нефтепродуктов, обеспечивающую наибольшую рентабельность.

 

Задача 5. Мощности завода по производству удобрений позволяют произвести в текущем месяце 1000 т нитратов, 1800 т фосфатов и 1200 т поташа. В результате смешения этих активных ингредиентов с инертными, запасы которых не ограничены, могут быть получены три вида удобрений.

В таблице 25 указано содержание активных ингредиентов в смеси.

Таблица 25

Содержание активных ингредиентов в удобрениях различного вида (%/т)

Вид удобрений Процентное содержание активных ингредиентов Цена (долл./т)
нитраты фосфаты поташ
         
         
         
Цена (долл./т)        

 

Цена инертных ингредиентов составляют 5 долл. за тонну. Затраты смешения, упаковки и продажи составляют долл.15 на тонну для каждого вида удобрений. Получить ответы на следующие вопросы:

1. какова оптимальная программа производства удобрений, позволяющая полностью использовать производственные мощности завода по выпуску активных ингредиентов в текущем месяце?

2. сколько следует производить в текущем месяце удобрений видов 2 и 3, если существует соглашение о поставке 6000 т удобрений вида 1?

 

Задача 6. Для получения двух сплавов А и В используются четыре металла М1, М2, М2 и М4. Требования к содержанию этих металлов в сплавах А и В приведены в таблице 26.

Таблица 26

Требования к содержанию металлов в сплавах

Сплав Требования к содержанию металлов
А Не более 80% металла М1 Не более 30% металла М2 Не более 50% металла М4
В От 40 до 60% металла М2 Не менее 30% металла М3 Не менее 70% металла М4

 

Характеристики и запасы руд, из которых получают металлы, указаны в таблице 27.

Таблица 27

Содержание металлов в рудах разного вида

Руда Максимальный запас (т) Состав (%) Цена (долл./т)
М 1 М 2 М 3 М 4 др. комп.
               
               
               

 

Цена 1т сплава А- 200 долл., 1т сплава В- 300 долл.

Максимизируйте прибыль от продажи сплавов А и В, варьируя количествами приобретаемой руды и составами сплавов.

 

Задача 7. Для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку ежедневно необходимо потреблять 118 г белков, 56г жиров, 500г углеводов, 8г минеральных солей. Количество питательных веществ, содержащихся в 1 кг имеющихся в магазине продуктов питания, а также их стоимость приведены в таблице 28.

Таблица 28

Содержание питательных веществ в 1 кг продуктов

Питательные вещества Содержание питательных веществ в 1 кг продуктов, qn Нормы суточной потребности
мясо рыба молоко масло сыр крупа картофель
Белки, г               B1 = 118
Жиры, г               B2 = 56
Углеводы, г               B3 = 500
Минеральные соли, г               B4 = 8
Стоимость 1 кг продукта, руб. 1,9   0,28 3,4 2,9 0,56 0,1  
Количество продукта в рационе, кг х1=? х2=? х3=? х4=? х5=? х6=? х7=?  

 

Требуется составить суточный рацион, содержащий не менее суточной потребности человека в необходимых питательных веществах и обеспечивающий минимальную общую стоимость продуктов.

 

Задача 8. Из листа строительного материала (гипсокартона) необходимо выкроить три типа заготовок (X, Y, Z). Размеры и количество заготовок (по трем различным вариантам) представлены в таблице 29.

Таблица 29

Потребность в заготовках различного вида

№ варианта Размер листа (см.) Размер заготовок, см. Количество заготовок, шт.
X Y Z X Y Z
  400х120 300х100 300х150 200х50 200х50 200х50 100х100 100х100 100х100 100х50 160х50 100х50      

 

Составить план раскроя при минимальном количестве отходов (варианты 1 и 2) и минимуме исходного материала (вариант 3).

 

Задача 9. Администратор зданий и прилегающих территорий университета планирует ранней весной внести удобрения для газона. Удобрения должны содержать в разных количествах азот, фосфор и калий: азота как минимум 7 фунтов, калия – не менее 8 фунтов, фосфора – не более 10 фунтов.

На рынке предлагается четыре вида минеральных удобрений. Содержание требуемых элементов в фунтах представлено в приложении 3. Цена в расчете на 1000 фунтов каждого вида удобрения составляет 10, 8, 7 и 9 долл. соответственно. Администратор может купить любое количество каждого из удобрений и смешать их прежде чем вносить в почву. Постройте модель линейного программирования, которая позволит определить, сколько следует купить каждого удобрения, чтобы минимизировать затраты.

 

Задача 10. Швейное предприятие «Модница» специализируется на пошиве верхней одежды. На сезон весна-лето предприятие получило новые заказы. Однако в силу неблагоприятных отраслевых тенденций многие поставщики ткани, на которых рассчитывало предприятие, оказались в тяжелом финансовом положении и вынуждены были отказаться от сотрудничества. В связи с этим перед руководством предприятия остро встала проблемы дефицита сырья. Поскольку большая часть заказов уже оплачена, компания столкнулась с проблемой своевременного и качественного исполнения заказа. С целью скорейшего выхода из сложившейся ситуации, было принято решение заказать все ткани для пошива у одного достаточно надежного, но дорогого поставщика. Чтобы минимизировать затраты и уложиться в смету, производственному менеджеру «Модницы» требуется определить оптимальное количество исходного материала, которого необходимо раскроить по каждому из четырех вариантов таким образом, чтобы была удовлетворена потребность в изделиях при минимуме отходов. Данные для расчетов представлены в приложении 4.

 

Задача 11. По данным таблиц 30-32 определить максимальное количество комплектов, которые могут быть изготовлены из различного исходного материала, построив модели раскроя.

 

Таблица 30

Исходные данные для раскроя заданного количества комплектов заготовок из бревен

№ варианта Кол-во брёвен (шт) Длина одного бревна (см) Бревна распиливаются на брусы разного вида: вид брусов, длина бруса каждого вида (см) / количество в 1 комплекте
А Б В Г
      500 / 1 200 / 2 300 / 6  
      400 / 2 100 / 4 50 / 5 30 / 10
      200 / 2 150 / 6 100 / 8 50 / 20
      300 / 3 200 / 6 100 / 10  

 

Таблица 31

Исходные данные для раскроя заданного количества комплектов заготовок из рулонов бумаги

№ варианта Кол-во рулонов (шт) Ширина одного рулона (см) Нарезаются полосы различного вида: ширина каждой полосы (см) / количество в 1 компл
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...