Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели физического развития

Методы оценки физического

Развития детей и подростков

Метод сигмальных отклонений

Показатели развития индивидуума сравниваются со

средними показателями, характерными для соответ@

ствующей возрастно@половой группы, разница между

ними выражается в долях сигмы.

Существенным недостатком метода является изо@

лированная оценка признаков вне их взаимосвязи.

Метод непараметрической статистики — метод

центильных шкал или каналов, когда по результатам

математической обработки весь ряд делят на 100 ча@

стей. Обычно считают, что величины, находящиеся

в центильном канале до 25 центиля оцениваются как

ниже средних, от 25 до 75 центиля — как средние

и свыше 75 центиля — как выше средних. Метод цен@

тильных шкал оценивает антропометрические приз@

наки изолированно, вне их взаимосвязи.

Этот метод получил наибольшее распространение,

так как дает возможность выделить лиц с гармоничным

и дисгармоничным физическим развитием. Его преи@

мущество заключается в том, что он позволяет дать

комплексную оценку физического развития по сово@

купности признаков в их взаимосвязи.

Метод оценки физического развития детей по ком@

плексной схеме

Информативной является комплексная схема оцен@

ки физического развития, осуществляемая в два этапа.

Определяют соответствие биологического возраста

календарному (паспортному), опережение или отста@

вание от него.

В возрасте до 1 года наиболее информативными

показателями являются длина тела, прибавка длины

тела за последний год, а также (сроки появле@

ния ядер окостенения скелета верхних и нижних

конечностей).

В раннем, дошкольном и младшем школьном возра@

стах ведущими показателями биологического разви@

тия являются длина тела, погодовые прибавки, количе@

ство постоянных зубов на верхней и нижней челюстях

суммарно.

В среднем школьном возрасте ведущими показате@

лями являются длина тела, прибавка длины тела, ко@

личество постоянных зубов, в старшем школьном воз@

расте — прибавка длины тела и степень развития

вторичных половых признаков, возраст наступления

менструаций у девочек.

При проведении филиппинского теста правая рука

ребенка при вертикальном положении головы кладет@

ся поперек середины темени, пальцы руки при этом

вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плот@

но прилегают к голове.

Филиппинский тест считается положительным, если

кончики пальцев достигают верхнего края ушной ра@

ковины. Отношение окружности головы к длине тела

(коэффициент ОГ/ДТ = 100%) определяется как част@

ное от деления величины окружности головы на длину

тела, выраженное в процентах.

Методы оценки физического развития детей и подростков

(продолжение)

На втором этапе определяют морфофункциональ@

ное состояние по показателям массы тела, окруж@

ности груди в дыхательной паузе, мышечной силе

кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В ка@

честве дополнительного критерия для дифференциа@

ции превышения массы тела и окружности грудной

клетки возрастно@половых норм за счет жироотложе@

ния или развития мускулатуры используется измере@

ние толщины кожно@жировых складок. Для определе@

ния морфофункционального состояния организма

используют шкалы регрессии — для оценки массы те@

ла и окружности грудной клетки, центильные шкалы —

для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук, а также табли@

цы толщины кожно@жировых складок.

Сначала учитывается соответствие массы тела и

окружности груди длине тела.

Для этого по шкале регрессии находят показатель

длины тела обследуемого и соответствующие ему по@

казатели массы тела и окружности грудной клетки.

Затем вычисляют разность между фактическими и

должными показателями массы тела и окружности

грудной клетки. Степень повышения и снижения фак@

тического показателя выражают в величине сигмаль@

ного отклонения, для чего полученную разницу делят

на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила

рук) оцениваются сопоставлением их с центильной

шкалой для данной возрастно@половой группы.

Средними считаются показатели, находящиеся

в диапазоне от 25 до 75 центиля, ниже среднего — по@

казатели, чьи значения ниже 25 центиля, выше

среднего — показатели, чьи значения выше 75

центиля.

Морфофункциональное состояние может опреде@

ляться как гармоничное, дисгармоничное и резко дис@

гармониченое.

Дисгармоничным считается морфофункциональное

состояние, когда масса тела и окружность грудной

клетки менее должных на 10—25 центиля и более дол@

жных на 75—90 центиля за счет жироотложения (тол@

щина кожно@жировых складок превышает средние по@

казатели); функциональные показатели менее 25

центиля.

Резко дисгармоничным считается морфофункцио@

нальное состояние, когда масса тела и окружность

грудной клетки менее должных на 3—10 центиля и бо@

лее должных на 90—97 центиля за счет жироотложе@

ния (толщина кожно@жировых складок превышает

средние показатели); функциональные показатели ме@

нее 25 центиля.

Таким образом, при оценке физического развития

по комплексной схеме общее заключение содержит

вывод о соответствии физического развития возрасту.

Показатели физического развития

Под физическим развитием понимают совокупность

морфологических, функциональных свойств и ка@

честв, а также уровень биологического развития (био@

логический возраст) организма.

Для детей первого года жизни — каждый 1 месяц.

Для детей от 1 до 3 лет — каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет — каждые 6 месяцев.

Для детей старше 7 лет — каждый год.

Поэтому применяют другой прием, по которому

к 8@летним детям относят детей в возрасте от 7 лет

и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет —

от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Далее в программу унифицированных антропомет@

рических исследований входит определение из всего

многообразия морфологических и функциональных

признаков ряда основных. К ним относятся соматоме@

трические, соматоскопические и физиометрические

признаки.

Соматометрия включает определение длины, мас@

сы тела, окружности грудной клетки.

Соматоскопия проводится для получения общего

впечатления о физическом развитии обследуемого:

типе строения тела в целом и отдельных его частей,

их взаимоотношении, пропорциональности, наличии

функциональных или патологических отклонений.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно@двигательного аппарата:

определение формы черепа, грудной клетки, ног,

стоп, позвоночника, вида осанки, развития муску@

латуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз

и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Для и оценки физического развития больших групп

детей или отдельных индивидуумов применяют 2 ос@

новных метода наблюдения (сбора антропометриче@

ского материала).

1. Генерализующий метод (метод поперечного се@

чения популяции) основан на одномоментном обсле@

довании физического развития больших групп детей

различных возрастов.

2. Индивидуализирующий метод (продольный срез)

основан на обследовании конкретного ребенка, одно@

кратном или в динамике лет, с последующей оценкой

его биологического уровня развития.

1. Стандарты физического развития должны быть

региональными.

2. Статистическая совокупность должна быть ре@

презентативна, поэтому каждая возрастно@половая

группа должна быть представлена не менее чем 100

детьми (единицами наблюдения).

3. Статистическая совокупность должна быть одно@

родна по полу, возрасту, этнической принадлежности,

месту проживания и состоянию здоровья.

4. Из группы наблюдения должны быть исключены

дети, состоящие на учете по состоянию здоровья.

5. После формирования однородной и репрезента@

тивной статистической совокупности должна приме@

няться единая методика обследования, измерения,

обработки и анализа данных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...