Показатели физического развития
Методы оценки физического Развития детей и подростков Метод сигмальных отклонений Показатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответ@ ствующей возрастно@половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Существенным недостатком метода является изо@ лированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Метод непараметрической статистики — метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 ча@ стей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля — как средние и свыше 75 центиля — как выше средних. Метод цен@ тильных шкал оценивает антропометрические приз@ наки изолированно, вне их взаимосвязи. Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преи@ мущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по сово@ купности признаков в их взаимосвязи. Метод оценки физического развития детей по ком@ плексной схеме Информативной является комплексная схема оцен@ ки физического развития, осуществляемая в два этапа. Определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отста@ вание от него. В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также (сроки появле@ ния ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей). В раннем, дошкольном и младшем школьном возра@
стах ведущими показателями биологического разви@ тия являются длина тела, погодовые прибавки, количе@ ство постоянных зубов на верхней и нижней челюстях суммарно. В среднем школьном возрасте ведущими показате@ лями являются длина тела, прибавка длины тела, ко@ личество постоянных зубов, в старшем школьном воз@ расте — прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек. При проведении филиппинского теста правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладет@ ся поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плот@ но прилегают к голове. Филиппинский тест считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной ра@ ковины. Отношение окружности головы к длине тела (коэффициент ОГ/ДТ = 100%) определяется как част@ ное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение) На втором этапе определяют морфофункциональ@ ное состояние по показателям массы тела, окруж@ ности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В ка@ честве дополнительного критерия для дифференциа@ ции превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно@половых норм за счет жироотложе@ ния или развития мускулатуры используется измере@ ние толщины кожно@жировых складок. Для определе@ ния морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии — для оценки массы те@ ла и окружности грудной клетки, центильные шкалы — для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук, а также табли@ цы толщины кожно@жировых складок. Сначала учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель
длины тела обследуемого и соответствующие ему по@ казатели массы тела и окружности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Степень повышения и снижения фак@ тического показателя выражают в величине сигмаль@ ного отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии. Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оцениваются сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно@половой группы. Средними считаются показатели, находящиеся в диапазоне от 25 до 75 центиля, ниже среднего — по@ казатели, чьи значения ниже 25 центиля, выше среднего — показатели, чьи значения выше 75 центиля. Морфофункциональное состояние может опреде@ ляться как гармоничное, дисгармоничное и резко дис@ гармониченое. Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 10—25 центиля и более дол@ жных на 75—90 центиля за счет жироотложения (тол@ щина кожно@жировых складок превышает средние по@ казатели); функциональные показатели менее 25 центиля. Резко дисгармоничным считается морфофункцио@ нальное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 3—10 центиля и бо@ лее должных на 90—97 центиля за счет жироотложе@ ния (толщина кожно@жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели ме@ нее 25 центиля. Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение содержит вывод о соответствии физического развития возрасту. Показатели физического развития Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и ка@ честв, а также уровень биологического развития (био@ логический возраст) организма. Для детей первого года жизни — каждый 1 месяц. Для детей от 1 до 3 лет — каждые 3 месяца. Для детей от 3 до 7 лет — каждые 6 месяцев. Для детей старше 7 лет — каждый год. Поэтому применяют другой прием, по которому к 8@летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет — от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.
Далее в программу унифицированных антропомет@ рических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматоме@ трические, соматоскопические и физиометрические признаки. Соматометрия включает определение длины, мас@ сы тела, окружности грудной клетки. Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопия включает: 1) оценку состояния опорно@двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития муску@ латуры; 2) определение степени жироотложения; 3) оценку степени полового созревания; 4) оценку состояния кожных покровов; 5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта; 6) осмотр зубов и составление зубной формулы. Для и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 ос@ новных метода наблюдения (сбора антропометриче@ ского материала). 1. Генерализующий метод (метод поперечного се@ чения популяции) основан на одномоментном обсле@ довании физического развития больших групп детей различных возрастов. 2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, одно@ кратном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития. 1. Стандарты физического развития должны быть региональными. 2. Статистическая совокупность должна быть ре@ презентативна, поэтому каждая возрастно@половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения). 3. Статистическая совокупность должна быть одно@ родна по полу, возрасту, этнической принадлежности, месту проживания и состоянию здоровья. 4. Из группы наблюдения должны быть исключены дети, состоящие на учете по состоянию здоровья. 5. После формирования однородной и репрезента@ тивной статистической совокупности должна приме@ няться единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|