Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Горные породы как сырьевая база производства строительных материалов.




ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Любое инженерное сооружение нельзя правильно спроектировать, построить и эксплуатировать без наличия соответствующих строительных материалов и всестороннего знания их свойств.

Студенты-заочники, совмещающие учебные занятия с работой на производстве, в проектных организациях, на стройках, в научных институтах, повседневно встречаются с вопросами использования или изготовления различных строительных материалов. Инженерам строительного профиля приходиться разбираться в обширной номенклатуре строительных материалов, выбирать необходимый материал с учетом его качественных показателей, конкретных условий применения и стоимости. Им необходимо также иметь представление об основах технологии изготовления материалов и особенностях технологических процессов производства изделий и переработки сырья. Важно, чтобы переработка сырья была безотходной, а технологические процессы - при минимальном расходе топливно-энергетических ресурсов. Кроме этого, инженер должен освоить методы оценки качества сырья и готовой заводской продукции, направляемой на строительство правила ее приемки, хранения, транспортирования, экономного расходования и.тп. Эти знания приобретаются в результате изучения теории о сырье, его добыче, переработке, изготовления материала, способах определения качества и многих других вопросов. Специалист должен обрести практические навыки, особенно в отношении проверки качества материала, изготовления образцов для их испытания, подбора рационального состава материала и т.п. Все эти знания и навыки инженер получает в высших учебных заведениях при изучении курса «Строительные материалы» в объеме определенной программы.

В программе предусмотрена теоретическая и лабораторная части курса. Кроме основного учебника, студентам следует пользоваться дополнительной литературой, указанной ниже, а также специализированными учебными пособиями. В период лабораторно-экзаменационных сессий рекомендуется посещать тематические и установочные лекции. В них излагаются не только наиболее сложные вопросы теоретического курса, но и последние данные о современных достижениях науки и производства в промышленности строительных материалов в нашей стране и за рубежом,

Каждый раздел курса посвящен группе более или менее сходных строительных материалов. После проработки соответствующего раздела рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки. Ответы, вызывающие сомнения следует проверить по учебнику или другой литературе, так как последующие вопросы часто исходят из предыдущих ответов. Ответы в отдельных случаях - формулы, схемы, расчеты -следует излагать в письменном виде, что помогает усвоению и правильному изучению темы.

Изучение определенных разделов, отмеченных ниже, завершается выполнением контрольных работ. Учебной программой предусматривается выполнение двух контрольных работ

Каждая контрольная работа имеет 10 вариантов. Вариант 1 выполняют студенты, учебный шифр которых оканчивается на цифру 1; вариант 2 - на цифру 2 и.т.д., а вариант 10 на цифру 0.

Контрольные работы студенты выполняют самостоятельно, замечания и пояснения к ним преподаватель дает в процессе проверки контрольных работ. Проверенная контрольная работа возвращается студенту или может быть оставлена на кафедре до экзаменационной сессии. Допускается устное собеседование преподавателя со студентом по выполненным контрольным

Кроме теоретических знаний студент должен получить в определенных объемах практические навыки. Лабораторные и практические задания студент выполняет самостоятельно, но под наблюдением преподавателя к лаборатории. С этой целью организуются группы, и по установленному расписанию студенты приходят в лабораторию. Для лучшего усвоения материала студенты выполняют на одном занятии, как правило, не более одного задания. Форму и характер учебных занятий в лаборатории уточняет преподаватель; посещение этих занятий обязательно. Лабораторные занятия можно выполнять в индивидуальном порядке по договоренности с преподавателем.

При проведении групповых занятий в лаборатории студенты используют пособия по лабораторному практикуму, однако основные пояснения по выполнению работ они получают от преподавателя. При выполнении лабораторных работ в индивидуальном порядке студент предварительно тщательно изучает порядок и содержание выполняемой работы по книге. Каждая лабораторная работа записывается в тетрадь, подписывается студентом и утверждается преподавателем,

Студент, выполнивший все лабораторные работы и контрольные работы, допускается к экзаменам.

ПРОГРАММА, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Значение строительных материалов и изделий в строитель­стве и экономике страны, основные перспективы направления развития строительных материалов и изделий. Технический прогресс и перспективы уменьшения материалоемкости и

Комплексного ресурсосбережения, использования массовых техногенных отходов производства, безотходных технологий. Номенклатура показателей качества продукции, ее технический уровень. Работа материалов в конструкции.

2.2. Строение и свойства, материалов.
Кристаллическое и аморфное строение материалов.

Кристаллическая решетка, тип и энергия связи, влияние на технические свойства. Теоретическая прочность. Дефекты кристаллической решетки, их влияние на прочность деформативность, особенности аморфного строения материалов. Типы структур строительных материалов. Взаимосвязь структуры и свойств материала Методы исследования состава и структуры материала. Плотность, методы ее определения. Пористость, влияние пористости и строения пор на свойств материалов.

Свойства и показатели качества материала.

Работа материалов в здании и сооружении. Механические свойства. Деформативные свойства: упругость и пластичность, хрупкость и вязкость. Упругие свойства.

Гидрофизические свойства. Сорбционная влажность, равновесная влажность. Водопоглощение, водопроницаемость, паропроницаемость. Морозостойкость и методы ее оценки. Водостойкость и коэффициент размягчения. Влияние влажности на свойства материалов.

Теплофизические свойства. Теплоемкость и теплопроводность, зависимость от структуры и влажности материала. Огнестойкость и огнеупорность. Пожарная безопасность зданий и сооружений. Температурные деформации при положительных и отрицательных тем­пературах, их влияние на долговечность. Химическое сопротивление материалов. Надежность - комплексный показатель качества, включающий долговечность, ремонтопригодность и другие свойства.

Стандартизация, принципы стандартизации, виды стандартов.

2.3. Понятие о композиционных материалах.

Структура композита, понятие о совместной работе матрицы и упрочняющего элемента, адгезия, аппретирование. Удельная прочность, модуль упругости композита, преимущества по сравнению с традиционными материалами. Классификация композитов. Дисперсно-упрочненные композиты. Композиты, упрочненные волокнами.

Строительные материалы - композиты: природный камень, бетон, железобетон, фибробетон, асбестоцемент, древесина, стружечные плиты и др. Перспективы применения композитов в строительстве.

Горные породы как сырьевая база производства строительных материалов.

Горные породы и породообразующие минералы.

Горные породы. Минералы. Зависимость,

технических свойств от минерального состава, структуры и текстуры породы. Области применения.

Природные каменные материалы и изделия.

Обработка природных каменных материалов. Классификация, характеристика и применение природных каменных материалов и изделий. Камни и крупные блоки для стен зданий. Изделия для облицовки инженерных сооружений, наружной и внутренней облицовки зданий, для устройства полов. Дорожные материалы.

Технико-экономическая эффективность применения местных каменных материалов.

Конструктивные и химические способы повышения долговечности каменных материалов. Использование отходов при обработке каменных материалов.

2.5. Материалы и изделия, получаемые термической обработкой минерального сырья.

Керамические материалы и изделия.

Сырьевые материалы (глины). Представление об изготовлении керамических изделий, ресурсосбережение. Связь структуры керамического черепка со свойствами керамических изделий. Стеновые керамические изделия, крупные стеновые панели из кирпича и керамических камней для индустриального строительства. Стеновые керамические изделия с улучшенными теплотехническими свойствами. Керамические изделия для наружных и внутренних облицовок, санитарно-технические фаянсовые изделия. Керамические трубы, дренажные трубофильтры. Кислотоупорные и огнеупорные керамические изделия. Дорожный кирпич. Использование отходов в керамическом производстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...