Основные функции ТРИЗ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Вспомогательные функции ТРИЗ
Хочется надеяться, что дизайнеры в своей дальнейшей деятельности будут использовать как Теорию решения изобретательских задач, так и другие эвристические методы, которые позволят им делать проекты более высокого уровня.
ТРИЗ для дизайнера Многим дизайнерам не совсем понятно, каким образом ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Генриха Альтшуллера можно применять в работе. Альтшуллер написал книгу ТРИЗ — Найти идею. Но книга сложная, техническая и для дизайнера не адаптированная.
Двигатель — элемент ТС, являющийся преобразователем энергии, необходимой для выполнения требуемой функции. Источник энергии может находиться либо в системе (бензин в баке), либо в надсистеме (электроэнергия из внешней сети).
ПРИМЕРЫ ТРИЗ в разных областях искусства, архитектуры. 1. ИСТОЧНИК: Лернер Л. Прошедший сквозь стену // Огонек. – 1991. - №3. СИТУАЦИЯ: Сегодня автору ТРИЗ Генриху Сауловичу Альтшуллеру исполнилось бы 85 лет… Леонид Лернер: «Как-то Генрих Альтшуллер пошутил: «Если ТРИЗ в конце концов победит, мне должны после смерти поставить памятник, как всякому нормальному первооткрывателю. Но нужно решить изобретательскую задачу, в которой есть несколько условий. Во-первых, памятник должен стоять в центре, недалеко от Кремля. Во-вторых, место должно быть совершенно свободно. А в-третьих, надо все устроить так, чтобы памятник был, и в то же время его не было...»
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Монумент должен быть, чтобы увековечить память о создателе ТРИЗ, и монумента быть не должно, чтобы не нарушать закон увеличения степени идеальности. РЕШЕНИЕ: Леонид Лернер: «Генрих Альтшуллер решил свою собственную задачу. …Я сообщаю потомкам, где они когда-нибудь смогут найти этот памятник: в скверике прямо напротив кинотеатра «Ударник». Каждый, кто захочет увидеть Альтшуллера, нажмет специальную кнопочку у подножия здешнего фонтана — и перед ним явится памятник создателю ТРИЗ из водяных струй». ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: Принцип универсальности (объект выполняет несколько разных функций) Принцип «использование пневмо- и гидроконструкций» (вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие) КОММЕНТАРИЙ: Насколько мне известно, памятник автору ТРИЗ из водяных струй в центре Москвы так и остался шуточным проектом. А идея, согласитесь, красивая… Жалко лишь, такой памятник не удастся наблюдать в зимнее время. Может быть, у кого-то есть другие предложения относительно того, каким может стать монумент, чтобы он был, и в то же время его не было?
2. ИСТОЧНИК: Мурашковский Ю. Биография искусств. – Ч.1.- Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С.182-183.
СИТУАЦИЯ: «Какая она была чудесная девушка! Она вокруг себя излучала свет!» - писал Ренуар об актрисе Жанне Самари, портрет которой художник собирался написать. На как показать, что лицо изображенной на полотне девушки излучает свет? Если сделать его светлым – будет просто светлое лицо. Сделать еще светлее – будет неестественно. Как быть? СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Изображение лица должно быть сверхсветлым, чтобы «светиться», и должно быть нормальным, чтобы оставаться естественным. РЕШЕНИЕ: «Эффект «излучения света» Ренуар создает тем, что голова и шея написаны ярко, а оголенные руки и платье – того же цвета, но тусклые, почти синие». (Dolgopolovs I. Stasti par maksliniekiem. – Riga: Zinatne, 1984. – Lpp.93) ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: Принцип вынесения КОММЕНТАРИЙ: Красивый пример использования в изобразительном искусстве принципа вынесения, который предлагает отделить от объекта «мешающую часть» (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство.
3. ИСТОЧНИК: Мурашковский Ю. Биография искусств. Ч.1 – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. –с.183* *Яхонт О.В. Советская скульптура. – М.: Просвещение,1988.
СИТУАЦИЯ: В 1918 году скульптор А.Т.Матвеев сделал памятник Марксу из гипса (памятник не сохранился). Тема памятника – величие мысли, интеллектуальной деятельности Маркса. С давних времен такие темы в портретах (в том числе и скульптурных) выражались некоторым увеличением размеров лба. Но нельзя же лоб увеличивать бесконечно! Как же показать не сравнимую с предыдущими мыслителями значимость идей Маркса? СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Лоб скульптуры должен быть увеличенным, чтобы показать величие идей Маркса, и должен быть обычного размера (неувеличенным), чтобы оставаться естественным. РЕШЕНИЕ: Обычного размера лоб должен быть увеличенным по сравнению с чем-то. На скульптурном портрете (бюст) кроме остальной части лица ничего нет. Значит, черты остальной части лица должны быть помельче. «Общая мысль Матвеева достигает своего естественного завершения в характерной голове, с ее прекрасным высоким лбом и несколько мелкими чертами лица» (Яхонт О.В. Советская скульптура. – М.: Просвещение,1988. – с.14) ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: Принцип "наоборот", Принцип вынесения, Принцип местного качества КОММЕНТАРИЙ: Существует анекдот про дворника, которому в 30-е годы прошлого века в НКВД настоятельно посоветовали сбрить бороду, потому что с ней он чрезвычайно похож на Карла Маркса. «Ну ладно, бороду-то я сбрею, — ответил дворник, — а вот умище-то, умище куда девать?!»
4. ИСТОЧНИК: Мишкевич Г., «Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана» СИТУАЦИЯ: «..Как-то на прием [к Якову Перельману – С.М.] пришел известный цирковой артист Кио. Ему срочно понадобился совет физика, так как задуманный иллюзионистом новый эффектный номер почему-то не удавался. Прочитав книжку Перельмана «Обманы зрения», Кио решил посоветоваться с ним. Так скрестились пути артиста цирка и артиста физики. Яков Исидорович, вооружившись секундомером, посмотрел на репетиции номер Кио. Артист сказал: – Вот в этом месте, Яков Исидорович, у меня ничего не получается, и самая важная часть аттракциона остается хорошо видимой для зрителей. – И не получится, – ответил Перельман, щелкая секундомером. – Почему?..» СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Манипуляции иллюзиониста должны быть видны зрителю… и не должны быть видны зрителю. РЕШЕНИЕ: «… – Потому что действия ваших рук и манипуляции с аппаратурой и реквизитом в этом месте вашего номера длятся более одной двадцать пятой доли секунды. А человеческий глаз, как известно, способен удерживать зрительное раздражение в такой промежуток времени. На этом основан кинематограф. Наиболее же существенная часть вашего трюка длится вдвое дольше. Ускорьте движения рук, тогда все встанет на свое место…» ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: Согласование ритмики элементов системы Психофизиологический эффект (особенности зрительного восприятия) КОММЕНТАРИЙ: «Так оно и получилось. Перельман вновь подтвердил справедливость сочиненного им парафраза-афоризма: «И физика, подобно терпентину, на что-нибудь да годится!»
5. ИСТОЧНИК: Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо» Викентьев И.Л. Лестница идей. – Новосибирск, 1992. СИТУАЦИЯ: Знаменитый Левша, как известно, подковал блоху. А что могут изобразить его последователи? Однажды миниатюрист М.Г.Маслюк делал миниатюрную модель паровоза. Его микроскоп позволил увидеть детали размером до сотой доли миллиметр, но колеса паровоза для соблюдения пропорций должны были быть в 3 раза меньше. Как же вырезать то, чего и глазом не заметить? СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Детали миниатюры должны быть видимы невооруженным глазом, чтобы ими можно было манипулировать, и не должны быть видимы, поскольку очень малы. РЕШЕНИЕ: Известны ли вам копии, размеры которых могут быть больше самого предмета? Фотографии, кино, тени… Мастер воспользовался третьим вариантом: осветил изделие так, чтобы получить (например, на стене) сильно увеличенную тень колес. ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: Принцип «копирования» КОММЕНТАРИЙ: Мастеру-миниатюристу ничего не стоит провести через игольное ушко даже не верблюда, а целый караван. Потому что и верблюды, и караванщики выполнены из куска волосинки…
6. ИСТОЧНИК: Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо» СИТУАЦИЯ: Режиссер Владимир Грамматиков снимал фильм «Усатый нянь» в детском саду. Героями фильма были полтора десятка старательно отобранных симпатичных ребятишек в возрасте 4-5 лет. По закону режиссер не имел права вести съемки с несовершеннолетними больше 4-х часов в день (максимальная продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних). Производственные обстоятельства требовали съемок не менее 8-ми часов в день. Как быть? СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Малыши должны «работать» 8 часов в день, чтобы в срок снять фильм, и не должны работать 8 часов в день, чтобы не нарушать законодательство. РЕШЕНИЕ: Грамматиков вышел из положения, найдя в Москве 15 пар близнецов. ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: Принцип «копирования» КОММЕНТАРИЙ: Решение эффективное, но не слишком идеальное – оно потребовало использования двойного количества «человеческого ресурса»
7. ИСТОЧНИК: Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. – С.28. СИТУАЦИЯ: «Проектируя здание правительства в Кувейте, финский архитектор Р. Пиэтиле захотел «выразить финскую душу в этой земле». Но финская архитектура – прямые линии, резкие углы – никак не сочеталась с типичным арабским стилем – плавным, закругленным, извилистым… Как быть?» СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: Линии архитектурного сооружения должны быть прямыми, чтобы соответствовать «финскому» стилю, и линии должны быть плавными, чтобы подчеркнуть принадлежность здания к арабской культуре. РЕШЕНИЕ: «…Архитектор не пошел на компромисс (сделать здание не очень прямым и не очень круглым) – это был бы проигрыш. Изобретение состоит в том, что здание построено из прямолинейных («финских») элементов, расположенных зигзагообразно, - общий контур извилистый, «арабский». ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: Системный переход 1-в: вся система наделяется свойством С, а ее части - свойством анти-С. КОММЕНТАРИЙ: Описанный системный переход широко и успешно применяется в технике. Так, велосипедная цепь обладает определенной гибкостью, хотя каждое отдельное звено ее твердое и жесткое. Еще один пример: рабочие части тисков для зажимов деталей, где каждая отдельная часть (стальная втулка) твердая, а в целом весь зажим податлив и способен менять свою форму.
Да, ТРИЗ пока еще не стала теорией в полном смысле этого слова. Ей не хватает строгости определения основных понятий и единства стиля. Да, ТРИЗ не опирается на какую-то законченную модель человека (рассматривая его как "черный ящик") и процесса творчества, что недопустимо для психологии, какой бы прикладной она ни была. Она не учитывает комплексного, системного характера функционирования личности в процессе решения задачи. Тот же человек, который незримо стоит за ее Теорией развития творческой личности (ТРТЛ) явно не подходит информационной культуре будущего по своим этическим принципам. Да, в ТРИЗ включено много относительно постороннего материала и ей очень не хватает полноценной, действительно научной строгости проверки эффективности всех ее инструментов. Да, качество ее применения и преподавания, как правило, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Да, она ограничена своей основной идеей - идеей противоречия (базовой идеей господствовавшей во времена ее создания идеологии). Да, в отличие от анализа задачи (который успешно дополняется методикой постановки задач с помощью Функционально-стоимостного анализа), в ней пока еще слабо проработан процесс синтеза решения. Но, несмотря на все свои недостатки, замены ей пока нет. Без ТРИЗ сейчас уже немыслимо ни эффективное развитие методологии творчества и рост информационной культуры. Именно она заложила научно-методические основы творчества, превратила его из процесса в науку. Именно с нее начнется дальнейшее развитие человечества по сознательному овладению своим творческим потенциалом. Итак, говоря туманным языком эзотерики, наша задача - не просто как можно больше отдать людям. Наша цель - поместить фиолетовую энергию творчества в зеленую чакру сердечного знания. Сделав все наши порывы разумными и сознательными. И ТРИЗ - только первая ступенька на этом сложном пути ко всеобщему счастью всех людей на всей Земле Источники: Доклад на научно-практической конференции "Творчество во имя достойной жизни",
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|