Взаимодействие общества и природы с окружающей природной средой
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Экологический контроль и надзор Введение
Актуальность темы. Период проведения административной реформы в Российской Федерации в настоящее время связан с тем, что отдельные правовые институты российского права переживают процесс своего нового рождения. Законодательство в экологической сфере постоянно обновляется, но, несмотря на это, проблемы государственного экологического контроля по-прежнему остаются актуальными. Это требует дальнейшего теоретического и практического исследования для создания модели государственного экологического контроля, отвечающей требованиям эффективности его осуществления. Контрольной деятельности в экологической сфере уделяется значительное внимание, однако, многие проблемы недостаточно исследованы, среди них: административно-правовой механизм функционирования органов исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль и надзор на территориях субъектов Российской Федерации; проблемы их взаимодействия между собой и с органами местного самоуправления; механизм разграничения объектов экологического контроля между контролирующими органами исполнительной власти на территориях субъектов РФ. До сих пор понятие, сущность и содержание экологического контроля остается предметом дискуссий многих ученых, в т.ч. и юристов. Можно утверждать, что попытка введения муниципального экологического контроля как правового института не состоялась, и, соответственно, требуются новые законодательные и организационные решения. Наметившаяся тенденция активизации использования правовых и иных средств в деле защиты окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности общества ставит много новых теоретических и практических вопросов. Особое значение приобретает гармоничное сочетание экономических и экологических интересов граждан и различных государственных и иных организационных структур, гарантом которых выступает государство. Экологическая функция государства действительно является одной из основных и самостоятельных, которая обусловлена стремлением к гармонизации отношений в области взаимодействия общества, государства, природы. Эти отношения требуют научно обоснованного сочетания интересов хозяйственной деятельности общества, сохранения и улучшения.
Актуальность данной темы определяется также и тем, что в настоящее время эффективность государственного экологического контроля значительно снижена по многим причинам, к которым можно отнести: неоднократное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и передачи функций государственного экологического контроля из одного ведомства в другое; разрыв иерархических связей между природоохранными органами федерального и регионального уровня; дублирование функций государственного экологического контроля федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; фактическое отсутствие властных полномочий у местных (городских) природоохранных органов; отсутствие системы финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрового состава специалистов природоохранных органов и др. Эффективность государственного экологического контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, снижена, по нашему мнению, в связи с существующими противоречиями и несовершенством действующего законодательства. Местные (городские) природоохранные органы действуют только в пределах компетенции органов местного самоуправления, что нередко не согласуется с соответствующими нормативными правовыми актами и программами регионального уровня.
Большое значение в современных условиях приобретает решение не только названной теоретической и практической проблемы, но и поиск путей совершенствования структуры природоохранных органов, оптимизации государственного экологического контроля на территориях субъектов Российской Федерации. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования, определило его теоретическую и практическую значимость. Целью работы является: многоаспектный комплексный анализ проблем государственного экологического контроля. Для достижения названной цели поставлены следующие задачи: исследовать понятие, сущность и содержание экологического контроля; исследовать соотношение государственного экологического контроля и административного надзора в экологической сфере; исследовать проблемы реализации экологического контроля на территориях субъектов Федерации.
Охрана окружающей среды Взаимодействие общества и природы с окружающей природной средой
Вопросом охраны окружающей среды в нашей стране не уделялось практически никогда должного внимания, лишь в начале 80-х гг. возникло зеленое движение, которое быстро угасло. Задачи: · Изучение основ экологического права. · Осмысление деятельности в плане воздействия на окружающую среду. На сегодняшний день любое действие человека оказывает воздействие на природу. Задача экологического права заключается в том, чтобы смягчить пагубное воздействие человека на окружающую среду. В основе экологического права лежит взаимодействие общества и природы. С точки зрения права разграничиваются понятия человека и природы. Человек - это не часть природы. Природа - все, что находится вне общества и имеет естественное происхождение. Юридическое понятие «Окружающая природная среда». Нет единства в определении этого явления. Конституция используют понятие природа и окружающая среда как синонимы, иные НПА разграничивают эти понятия. ФЗ «Об ООС» формулирует содержание понятия ОС как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Терминология ФЗ: Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Антропогенный объект- то, что создано руками человека для удовлетворения своих потребностей. Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный человеком для удовлетворения своих потребностей. Это не соответствует представлениям, сформулированным в теории экологического права в течении десятилетий. Окружающая среда (как синоним можно использовать окружающая природная среда) - совокупность природных объектов Окружающая среда - природа, состоящая как из естественных, так и преобразованных человеком экологических систем. Природный объект - относительно условная правовая категория, использование которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей среды для того, чтобы с позиции права регулировать пользование этим объектом и осуществление правовой охраны. Это атмосферный воздух, озера, реки. Природный ресурс - совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей. Древесина, энергетический запас воды, земли. Компоненты ОПС (Ст. 4 признает таковыми): · земли, недра, почвы, · поверхностные и подземные воды, · леса и иная растительность, животных и др. организмы их генетический фонд, · атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Земля - поверхность земли и ее почвенный слой (в законодательстве нет четкого определения) Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима Лес - Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Иная растительность - древесно-кустарниковая растительность. животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; Экологические отношения право надзор экологический административный Отношения между людьми по поводу предметов материального мира, связанные с их использованием. В зависимости от характера воздействия выделяют четыре группы экологических отношений, которые составляют предмет экологического права. · Экологические отношения, связанные с охраной окружающей среды в сфере природопользования, т.е. при добыче полезных ископаемых, заготовки древесины. Оформляются путем регламентации прав природопользователей, их обязанностей по охране. Осуществляются меры по охране окружающей среды в сфере природопользования. · Права недропользования, водопользования. · Определяются экологические условия использования природных ресурсов. · Выявление источников вредного воздействия, учет источников, сброс, выброс и др. Осуществляется нормирование вредных выбросов и иных воздействий. · Охрана окружающей среды от негативных воздействий. Речь идет о предотвращении загрязнении от различных воздействий. Устанавливаются нормативы вредного воздействия на окружающую среду. o Химическое. o Физическое. Радиационное загрязнение, в результате шума вибрации электромагнитных полей. o биологическое. В связи с применением биотехнологий загрязнений окружающей среды вредными микро организмами. Вирусы, бактерии и грибки.
· Отношения по поводу консервативной охраны природы. Охрана наиболее ценных в экологическом плане территорий, запрет использования некоторых природных объектов. · Отношения в сфере обеспечения экологической безопасности. Экологические отношения - общественные отношения, возникающие по поводу охраны ОПС в процессе природопользования, охраны ОПС от негативных химических, физических и биологических воздействий, включая отношения по поводу обеспечения экологической безопасности, а так же отношения по консервативной охране природы. Правовые формы взаимодействия общества и ОПС. · Правовыми формами взаимодействия в сфере природопользования - право недропользования, лесопользования, водопользования, пользования животным миром, права на земельные участки. · Правовой формой негативного воздействия на ОПС является регулирование вредных химических, биологических, физических воздействия на природу. · Вредное воздействие факторов среды обитания на человека - негативное воздействие окружающей среды, измененной человеком. Методы: Совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущий нормам права данной отрасли. · Административно-правовой; · Гражданско-правовой. Способы правового регулирования: · Позитивное обязывание; · Дозволение; · Запрещение. Применяется императивный метод: · Установление запретов и ограничений на использование природных объектов; · Установление нормативов антропогенных воздействий на природную среду; · Выдача лицензий, сертификатов, разрешений. Особенности: · Учет законов существования природной среды - целостности, функционирования, развития. · Учет особенностей природного объекта и его влияния на ОПС. Виды управления. 1. Общее управление носит территориальный характер. Касается всех юр. и физ. лиц в пределах территории страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Его осуществляют соответственно Правительство РФ, ОИВ суб-в РФ и ОМС. 2. Специальное управление осуществляют специально уполномоченные на то ГОИВ, для которых реализация соответствующих функций управления является главной задачей. Например, Минприроды России и др. Эти федеральные органы осуществляют практически все функции управления в области охраны окружающей среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|