Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Здоровье и физическое развитие ребенка




 

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. В здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее и функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность. Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний.

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия:

) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

) уровень функционального состояния основных систем организма;

) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детскийорганизм находится в процессе непрерывного роста и развития).

Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляетсяклиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.

Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности - использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья». Такой подход позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы:

. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.

. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих.

. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Распределение детей по указанным группам в некоторой степени условно. Однако многолетнее применение такого способа научными и практическими учреждениями здравоохранения показало его достаточную информативность и целесообразность как при однократном, так и при динамических наблюдениях.

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение второй

группы здоровья. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь [28,29].

антропометрия морфологический здоровье

 


Список литературы

1. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология человека / И. М. Прищепа. - Минск: Новое знание, 2006. - 416 с.

.   Аболенская A.B. Способ оценки адаптационных возможностей детского организма / A.B. Аболенская, В.П. Самохвалова, Г.Н. Разживина // Педиатрия.-1989.-№6.- С.50-53.

.   Агаджанян H.A. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера (эколого-физиологические механизмы) / H.A. Агаджанян, Н.Ф. Жвавый, В.Н. Ананьев. - М., 1998.- 235 с.

.   Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

.   Койносов П.Г. Влияние климатогеографической среды проживания на рост и развитие детского организма. / П.Г. Койносов и др. // Материалы 1 международного конгресса по интегрально антропологии. Тернополь, 1995 - С. 182-184.

.   Ревич Б.А. Изменение здоровья населения России в условиях меняющегося климата / Б.А. Ревич // Проблемы прогнозирования. - 2008. - №3. - С.140-150.

.   Таннер Дж. Биология человека: рост и конституция человека / Дж. Таннер. - М.: Мир, 1979. - С. 366-471.

.   Гальперин С.И. Физиологические особенности детей / С. И. Гальперин. - М.: Просвещение, 1965.- С.243

.   Аверьянов В.Н. Гигиеническая оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья населения промышленного города / В.Н. Аверьянов, В.М. Боев, В.Н. Дунаев. // Гигиена и санитария. -2003. -№ 2. -С. 9-11.

.   Прокопьев Н.Я. Рост и развитие детей и подростков / Н. Я. Прокопьев, А.А. Важенин, С.В. Соловьев.- Сургут: Нефть Приобья, 2002. - 152 с.

.   Прокопьев Н.Я. Физическое развитие детей и подростков / Н.Я. Прокопьев, С.А. Орлов, П.Г. Койносов. - М.: Изд-во «КРУК», 1999. - 192 с.

.   Воронцова И.Л. Антропологические и анатомо-физиологические научно-практические исследования человека в России / И. Л. Воронцова, М. Н. Гуртовая, Н.Я. Прокопьев // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 322-334.

.   Калугин, А. С. Возрастная физиология / А. С. Калугин. - Министерство образования РБ, УО «ГГУ им. Ф. Скорины». - Гомель: 2005. - 142 с.

.   Гребнева Н.Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области / Н.Н. Гребнева. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. -240 с.

.   Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 c.

.   Петришина О.Л. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста./ О.Л. Петришина, Е.П. Попова - М.: Просвещение, 1979 - 222 с.

.   Демидова Т.В. Влияние экологических условий на особенности морфофункционального развития детей школьного возраста республики Бурятия. Автореф. дис.... д-ра биол. наук. - Барнаул, 2011. - 24 с.

.   Псеунок А.А. Основы анатомии и физиологии детей и подростков. / А.А. Псеунок - Майкоп: изд-во АГУ, 2006 - 180 с.

.   Батуева А.С. Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батуева, Е.П. Ильина, Л.В. Соколовский. - СПб.: Питер, 2011. - 672 с.

.   Ткаченко Б.И. Нормальная физиология человека / Под ред. академика РАМН Б.И. Ткаченко.- 2-е изд., испр. и доп. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.- 928 с.

.   Боева А. В. Особенности физического развития детей дошкольного возраста г. Ангарска / А. В. Боева, Я. А. Лещенко, М. В. Сафонова // Бюллетень Восточно - Сибирского научного центра СО РАМН. - 2004. - Т1, №2. - С.47-54

.   Громбах С.М. Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации / С.М. Громбах. - Одесса, 1975 - 140 с.

.   Беляков В.А. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на физическое развитие детей / В.А. Беляков, А.В. Васильев // Гигиена и санитария.- 2003.- № 4.- С. 31-33.

.   Вельтищев Ю.Е. Экопатология детского возраста // Педиатрия. 1995.- № 4.- С. 26-33.

.   Пигалов А.П. Оценка здоровья детей и подростков. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 244 с.

.   Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека / Т.И. Алексеева - М.: Изд-во МГУ, 1986 - 216с

.   Бакиева Н.З. Антропо - физиологическая характеристика детей предшкольного возраста / Н.З. Бакиева, Н.Н. Гребнева // Вестник ТюмГУ. - 2011. - №6. - С.116-122

.   Чабовская А.П. "Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста", М., 1980. - 233 с.

.   Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко.-М., 1980. -145 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...