Анализ соотношения «Издержки – Объем - Прибыль»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для успешного развития экономики любого предприятия необходимо изучать соотношение объема производства (реализации продукции) с издержками и прибылью (СИОП). В процессе анализа решаются следующие основные задачи: рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат предприятия, т.е. уровень безубыточности. Основные этапы анализа: 1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации в соответствии с условиями анализа СИОП; 2. Расчет условно-постоянных и условно-переменных издержек, уровня безубыточности и зоны безопасности; 3. Аналитическое обоснование объема реализации, необходимого для обеспечения планируемой суммы прибыли. Изучение соотношения осуществляется в определенном значимом диапазоне деловой активности, т.е. в реально присущем данному предприятию минимальном и максимальном объеме производства, в пределах которого будет изучаться его соотношение с издержками и прибылью. Общие издержки по степени зависимости от объема продукции (произведенной, реализованной) подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Переменные издержки характеризуют расходы, связанные с ростом объема продукции. К ним относят: прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и т.д.), прямые трудовые затраты. Постоянные не зависят от объема производства. К ним относят: амортизация ОС, аренда, оплата труда управленческого и вспомогательного персонала и др. Постоянные расходы в себестоимости единицы продукции в зависимости от объема продукции изменяются: с ростом объема продукции – снижаются, а с его сокращением – возрастают. Себестоимость продукции можно описать следующей формулой:
У=a+bx, Где У – полная себестоимость продукции; а – постоянные затраты; b – переменные затраты на единицу продукции; x – объем произведенной продукции в натуральном выражении. Уровень безубыточности (порог рентабельности) –объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. уже нет убытков, но еще нет доходов. Известны графический и алгебраический методы расчета уровня окупаемости. При алгебраическом способе расчета исходят из того, что выручка от реализации критического объема реализации продукции (В) равна полной ее себестоимости. В = У ц*x = a+bx ц*x – bx =a x(ц-b)= a x = a/(ц-b), где ц-b – предельная прибыль или маржинальный доход на единицу изделия. На уровень этого показателя (x) оказывают влияние изменение факторов первого порядка: 1. Цены единицы продукции (обратная зависимость); 2. Уровня переменных издержек в единице реализованной продукции(прямая зависимость); 3. Постоянных издержек (прямая зависимость). При расчете необходимого объема реализации в натуральных единицах (x1) исходят из того, что выручка должна не только покрывать затраты, но и обеспечить предприятию прибыль, т.е. В= У + П, где П – сумма необходимой прибыли ц*x1 = У+П ц*x1 = a+bx+П ц*x1 – bx1 =a+П x1(ц-b)= a+П x1 = (a+П) / (ц-b), где a+П – общая сумма маржинального (предельного дохода);ц-b –маржинальный доход на единицу продукции.
Задачи для закрепления пройденного материала Задача №1 На основании данных таблицы 1 произвести анализ состава, выполнения плана и динамики прибыли отчетного года. Таблица 1 – Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный год
Задача №2 На основании данных таблицы 2 произвести анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (в млн. руб.) Таблица 2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Задача №3 На основании данных таблицы 3 рассчитать налогооблагаемую прибыль и влияние факторов первого порядка на изменение этого показателя по сравнению с планом (в млн. руб.). Таблица 3 - Исходные данные для анализа налогооблагаемой прибыли
Задача №4 На основании данных таблицы 4 рассмотреть факторы, вызвавшие изменение суммы фонда потребления. Таблица 4 – Исходные данные для факторного анализа фонда потребления
Как рост суммы прибыли повлиял на рост фонда потребления?
Задача №5 Рассчитать сумму чистой прибыли, а затем ее изменение по сравнению с прошлым годом – общее и в том числе за счет изменения балансовой прибыли и изменения доли чистой прибыли в сумме балансовой прибыли на основании данных таблицы 5. Таблица 5 – Исходные данные для анализа чистой прибыли, млн. руб.
Задача №6 Проанализировать уровень рентабельности производственной деятельности путем факторного анализа (метод цепных подстановок) на основании данных таблицы 6. Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности производственной деятельности
Задача №7 Произвести анализ факторов изменения уровня рентабельности единицы продукции методом цепных подстановок на основании данных таблицы 6. Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности единицы продукции
Задача №8 На основании следующих данных, рассчитать уровень безубыточности производства: Постоянные издержки – 150 тыс. руб. Переменные издержки на единицу продукции – 3 тыс. руб. Цена единицы реализованной продукции – 8 тыс. руб. Объем производства: минимальный – 10 тыс. единиц; максимальный – 70 тыс. единиц. Каким должен быть объем реализации, чтобы предприятие получило прибыль в размере 150 тыс. руб. Изобразить графически, отразив точку окупаемости (безубыточности), зону убытков и зону прибыли.
Сделать вывод.
Решение задач Задача №1 На основании данных таблицы 1 произвести анализ состава, выполнения плана и динамики прибыли отчетного года. Таблица 1 – Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный год
Как видно из таблицы, план по балансовой прибыли перевыполнен на 9,72 %. Темп ее прироста к прошлому году составляет 10,44 %. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (95 %), удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 2,66 %. В отчетном периоде значительно увеличилась прибыль от внереализациооной деятельности (на 38,97%).
Задача №2 На основании данных таблицы 2 произвести анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (в млн. руб.) Таблица 2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Решение Анализ влияния факторов произведем следующим образом: 1. Чтобы найти влияние объема реализации продукции необходимо сумму плановой прибыли умножить на процент перевыполнения или недовыполнения плана по реализации продукции, оцененной по себестоимости. где соответственно плановая себестоимость фактического и планового объема реализации продукции; - коэффициент выполнения плана по объему реализованной продукции. Произведем расчет:
2. Влияние структурного фактора рассчитывают сальдовым методом: сначала находят разницу между прибылью по плану, пересчитанному на фактический объем реализации, и прибылью по плану, а затем из полученного результата вычитают изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции.
где - прибыль по плану, пересчитанная на фактически реализованную продукцию, - плпновая прибыль от реализации продукции; - изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения объема реализации продукции Произведем расчет: = + 343,8 (млн. руб.) 3. Влияние себестоимости находят вычитанием из фактической себестоимости реализованной продукции, себестоимости продукции по плану, пересчитанному на фактический объем реализации, и, учитывая обратную зависимость прибыли и себестоимости, у результата меняют знак на противоположный. где - фактическая полная себестоимость реализованной продукции; – плановая полная себестоимость фактического объема реализации 4. Влияние цен – это разница между фактической выручкой от реализации и выручкой по плану, пересчитанному на фактический объем реализации продукции. = + 550 млн. руб. где – фактическая и плановая на фактический объем реализации выручка от реализации без вычета налогов. Таким образом, прибыль от реализации продукции в отчетном периоде увеличилась на 8800 млн. руб. Положительное влияние на ее увеличение оказали влияние следующие факторы: объем реализованной продукции на 8 310,2 млн. руб.; структура реализованной продукции на 343,8 млн. руб.; уровень средних цен на 550 млн. руб.. Отрицательное влияние оказало увеличение себестоимости продукции, за счет изменения которой прибыль предприятии уменьшилась на 404 млн. руб..
Задача №3 На основании данных таблицы 3 рассчитать налогооблагаемую прибыль и влияние факторов первого порядка на изменение этого показателя по сравнению с планом (в млн. руб.). Таблица 3 - Исходные данные для анализа налогооблагаемой прибыли
Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из общей прибыли вычесть сумму, облагаемую по ставкам налога на доход, налог на недвижимость, а также затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль. Влияние факторов первого порядка рассчитывается путем сравнения фактических данных с данных с планом с учетом обратной зависимости между налогооблагаемой прибылью и этими факторами. Данные таблицы 3 показывают, что фактическая сумма налогооблагаемой прибыли выше плановой на 5 194 млн. руб. На изменение ее суммы повлияли следующие факторы: изменение балансовой прибыли + 5203 млн. руб.; изменение прибыли от мероприятий, облагаемых налогом на доходы + 170 млн. руб.; изменение налога на недвижимость – 119 млн. руб.,; изменение льготируемых сумм по налогу на прибыль – 60 млн. руб.
Задача №4 На основании данных таблицы 4 рассмотреть факторы, вызвавшие изменение суммы фонда потребления. Таблица 4 – Исходные данные для факторного анализа фонда потребления, млн. руб.
Как рост суммы чистой прибыли повлиял на рост фонда потребления? Решение Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению: Фi = Пч х Кi.. Для расчета их влияния можно использовать способ абсолютных разниц по формулам:
Произведем расчеты:
Таким образом, фонд потребления в отчетном периоде увеличился на 42,4 млн. руб., в том числе за счет изменения чистой прибыли на 16 млн. руб., удельного веса фонда потребления в сумме чистой прибыли на 26,4 млн. руб. Задача №5 Рассчитать сумму чистой прибыли, а затем ее изменение по сравнению с прошлым годом – общее и в том числе за счет изменения балансовой прибыли и изменения доли чистой прибыли в сумме балансовой прибыли на основании данных таблицы 5. Таблица 5 – Исходные данные для анализа чистой прибыли, млн. руб.
Решение Факторами первого порядка, влияющими на изменение чистой прибыли (Пч) являются изменение балансовой прибыли (БП) и удельного веса чистой прибыли в сумме балансовой прибыли (УДпч). Расчет факторов способом абсолютных разниц производится по формулам: Произведем расчеты: Таким образом, чистая прибыль в отчетном периоде увеличилась на 57 млн. руб., на ее рост оказало влияние увеличение суммы балансовой прибыли + 35,58 млн. руб., увеличение удельного веса чистой прибыли в сумме балансовой прибыли +20,96 млн. руб.
Задача №6 Проанализировать уровень рентабельности производственной деятельности путем факторного анализа (метод цепных подстановок) на основании данных таблицы 6. Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности производственной деятельности
Решение Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид: Анализ производят методом цепных подстановок Произведем расчеты: 239,01% 238,97% 238,26% 245,51% 245,57% = 238,97-239,01= - 0,04% = 238,26 - 238,97= -0,71% = 245, 51- 238,26 = +7,25% = 245,57-245, 51 = +0,06 % Таким образом, рентабельность производственной деятельности в отчетном периоде увеличилась на 6,76%, в том числе за счет: изменения объема реализованной продукции на -0,04%, изменения структуры реализованной продукции на -0,71%, изменения уровня средних цен на +7,25%, изменения затрат на единицу продукции на +0,06%.
Задача №7 Произвести анализ факторов изменения уровня рентабельности единицы продукции методом цепных подстановок на основании данных таблицы 6. Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности единицы продукции
Решение Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции Расчет влияния факторов произведем методом цепных подстановок
= 0,39 - 0,15 = +0,24 = 0,15 – 0,39 = -0,24 Таким образом, рентабельность изделия А в отчетном периоде осталась на прежнем уровне, на такое положение оказало влияние изменение цены реализации на +0,24 и изменение затрат на единицу продукции на – 0,24. Аналогично ведут расчеты по изделию В.
Задача №8 На основании следующих данных, рассчитать уровень безубыточности производства: Постоянные издержки – 150 тыс. руб. Переменные издержки на единицу продукции – 3 тыс. руб. Цена единицы реализованной продукции – 8 тыс. руб. Объем производства: минимальный – 10 тыс. единиц; максимальный – 70 тыс. единиц. Каким должен быть объем реализации, чтобы предприятие получило прибыль в размере 150 тыс. руб. Изобразить графически, отразив точку окупаемости (безубыточности), зону убытков и зону прибыли. Сделать вывод. Решение Себестоимость продукции можно описать следующей формулой: У=a+bx, где У – полная себестоимость продукции; а – постоянные затраты; b – переменные затраты на единицу продукции; x – объем произведенной продукции в натуральном выражении. Уровень безубыточности (порог рентабельности) –объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. уже нет убытков, но еще нет доходов. Известны графический и алгебраический методы расчета уровня окупаемости. При алгебраическом способе расчета исходят из того, что выручка от реализации критического объема реализации продукции (В) равна полной ее себестоимости. В = У ц*x = a+bx x = a/(ц-b), где ц-b – предельная прибыль или маржинальный доход на единицу изделия. Произведем расчет критического объема реализации продукции x = 150 /(8-3) = 30 (тыс. ед.) При расчете необходимого объема реализации в натуральных единицах (x1) исходят из того, что выручка должна не только покрывать затраты, но и обеспечить предприятию прибыль, т.е. В= У + П, где П – сумма необходимой прибыли x1 = (a+П) / (ц-b), где a+П – общая сумма маржинального (предельного дохода);ц-b –маржинальный доход на единицу продукции. Произведем расчет объема реализации продукции, при котором предприятие будет получать прибыль в размере 150 тыс. руб. x1 = (150 +150) / (8-3) = 60 (тыс. ед.) Таким образом, для того, чтобы получить прибыль в размере 150 тыс. руб., предприятию необходимо реализовать 60 тыс. изделий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|