Основные экономические школы и направления
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Австрийская школа (англ. Austrian school) - научное направление в рамках маржинализма. Особенности австрийской школы: отказ от использования математических методов исследовании; акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей; отсутствие интереса к исследованию макроэкономических проблем. Основные представители первого поколения австрийской школы: К. Менгер (основатель), О. Бем-Баверк, Ф. фон Визер, Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858-1917). Ко второму поколению австрийцев относятся: Л. фон Мизес, Й. Шумпетер, Карл Шлезингер (1889-1938), Ханс Майер (1879-,1955), Ричард фон Штригль (1891-1942), Лео Ил ли (урожденная Зенфельд) (18881952). Третье поколение австрийских экономистов включает: Ф. фон Хайека, О. Моргенштерна, Ф. Махлупа, Пауля Розенштейн-Родана (1902-1985), Людвига Лахмана (1906-1990), Фридриха Луща (1901-75), Феликса Кауфмана (1895-1949), Альфреда Шюща (1899-1959). Гарвардская школа (англ. Haryard school) - научное направление; сформировавшееся в Гарвардском университете; представляет собой своеобразный симбиоз идей институционализма и неоклассики с особым упором на изучение природы экономического цикла и прогнозирования развития хозяйства с использованием статистических методов. Формирование научной школы в Гарварде было подготовлено трудами «ранних» университетских препсщавателей (Early Harvard Economics) - Ф. Тауссига, Чарльза Фрэнклина Данбара (1830-1900), Томаса Никсона Карвера (1865-1961) и др. Основателем школы является У.К. Митчелл, создатель так называемого «гарвардского барометра», служившего для предсказания экономической конъюнктуры. Его ближайшими сподвижниками (The Harvard Barometer Group) являлись Чарльз Джесси Баллок (1869-1941) и Уоррен Милтон Персонс (1878-1937).
Новый этап развития школы связан с исследованием причин «великой депрессии. и методов выхода из кризиса. «Поколение депрессии» (Тhе Depression Generation) включает Й. Шумпетера, Э. Хан:сена, В. Леонтьева, Э. Чемберлина, П. Самуэльсона, Дж.К. Гэлбрейта, Ричарда М. Гудвина (1913-1997). Дальнейшее развитие школы представляют такие экономисты, как С. Кузнец, К. Арроу, Роберт Дорфман (р.1916), Алек сандр Гершенкрон (1904-1978), Хендрик Хаутаккер (р. 1924), Янош Корнаи (р.1928). Географическая школа - направление в экономической науке, ставящее во главу угла изучение пространственных аспектов развития хозяйства. и. фон Тюнен является одним из первых ученых, проанализировавших проблемы пространства как экономического явления. И. фон Тюнен рассматривает абстрактную модель изолированного государства, представляющего собой однородную равнину с одинаковой плодородностью почвы, без дорог и рек. В государстве используется исключительно гужевой транспорт. В центре страны находится единственный город, который производит все промышленные товары и покупает сельхозпродукцию у фермеров. Государство изолировано от других стран дремучими лесами, глубокими морями и высокими горами. Основными задачами, поставленными немецким экономистом, являются: определение цен на продукцию; определение ренты владельцев участков земли; определение оптимальных способов землепользования; решение проблемы зависимости сельскохозяйственного производства от расстояние до города. В результате анализа фактических данных И. фон Тюнен приходит к выводу, что хозяйство будет расположено вокруг города в виде концентрических кругов, причем в следующей ·последовательности: 1-й круг: огородничество, садоводство и молочное животноводство; 2-й круг: лесное хозяйство, поставляющее в город дрова; 3-й круг: плодосменное хозяйство (семилетний севооборот); 4-й круг: выгонное хозяйство; 5-й круг: трехпольная система (зерновые - пастбище пар); 6-й круг: экстенсивное скотоводство (пастбищное животноводство). Основы теории центральных мест сформулированы в работах немецких экономистов В. Кристаллера «Центральные места Южной Германии» (1933) и А. Леша «Экономическая теория размещения» (1939). «Центральным местом» в данной концепции является любой населенный пункт, обеспечивающий близлежащие территории «центральными товарами» (товарами, которые можно приобрести только в центральном месте) и «центральными услугами». Пространства, зависящие от центральных мест, называются «дополняющими районами». Центральные места характеризуются иерархической организацией, т.е. центральные места более высокого ранга включают в себя дополняющие районы, на которых находятся центральные места более низкого ранга. Наиболее ярко пространственная иерархия центральных мест и дополняющих районов проявляется прежде всего в расположении сферы услуг: торговли, банковских и образовательных предприятий, учреждений здравоохранения.
Германо-российская школа (англ. Germano-Russian school)обозначение, по В. Рошеру, взглядов профессоров российских учебных заведений Х.А. Шлецера и А.К. Штор ха (немцев по происхождению). Для этих экономистов было типично следовать в теоретических построениях за экономистами классической школы (в особенности за А. Смитом), но в отличие от классиков они считали, что экономические доктрины должны опираться на культуру отдельной страны, что сближает их с исторической школой. Й. Шумпетер считает А.К. Шторха одним из предтеч кейнсианства. Институционализм (от лат. institutio - образ действия, обычай) - направление в экономической науке, возникшее в конце XIX - начале ХХ в. в США. Термин «институционализм» ввел в науку американский экономист У. Гамильтон в 1918 г. Институционализм основан, с одной стороны, на неэкономическом толковании экономических процессов, с другой - в признании того факта, что экономические законы действуют не только в экономической системе. Основные представители направления: Т. Веблен, ДЖ. Р. Коммонс, У. К. Митчелл, ДЖ. К. Гэлбрейт, Гардивер Минз (1896-1988). Историческая школа (англ. history school) - _ направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода. Наибольшее распространение идеи исторической школы получили в Германии: здесь действовали так называемые старая, новая и юная исторические школы.
Предшественниками германского историцизма в экономической науке считаются немецкие националисты и романтики XIX В.: знаменитый философ Георг Гегель (1770-1831), Фридрих Карл Савиньи (1779-1861), Адам Мюллер (1779-1829) и Ф. Лист. Основными представителями старой исторической школы являются В. Рошер, К. Книс и Б. Гильденбранд. Крупнейшие экономисты новой исторической школы: Г. фон Шмоллер, А. Шеффле, К. Бюхер, А. Вагнер, Г.Ф. Кнапп, Э. Энгель и Людвиг Йозеф (Луйо) Брентано (1844-1931).Среди ученых юной исторической школы выделяются: В. Зомбарт, Артур Шпитгофф (1873-1957), Карл Поланьи (1886-1964), М. Вебер и его брат Альфред Вебер (1868-1958). Между представителями юной исторической школы и Г. фон Шмоллером, с одной стороны, и австрийской школой маржинализма, с другой, развернулась дискуссия, получившая название «спор о методах». Крупнейшими представителями И. Ш. в Англии являлись Т. Тук, преподобный Джеймс Эдвин Торолд Роджерс (1823-1890), Арнольд Тойнби (1852-1883) (дядя известнейшего ученого ХХ в.), Уильям Каннингем (1849-1919), Уильям Дж. Эшли (1860-1927), Томас Е. Клифф Лесли (1825-1882), Джон Келлс Ингрэм (18231907), Джон Гобсон (1858-1940), Ричард Тауни (1880-1962). Особенно важное значение для истории экономики имел н фундаментальные работы Т. Тука. Среди французских экономистов, работавших в русле исследований исторической школы, можно вьщелить К. Жюгляра, Пьера Эмиля Левассера (1828-1911), Шарля Жида (1847-1932), Франсуа Симиана (1873-1935), Альбера Афтальона (1882-1947), Мишеля Огюста Адольфа Ландри (1874-1956). Интереснейшне работы, посвященные различным экономикоисторическим проблемам, оставили российские ученые И.И. Янжула (1846-1914), И.И. Кауфман (1848-1916), М.И. Туган-Барановский, И.М. Кулишер.
Катедер-социализм (нем. Kathedersozia1ismus, от нем. Katheder - кафедра) - течение в истории экономической мысли. Термин предложен немецким экономистом Генрихом Бернгардом Оппенгеймом (1819-1880). Большинство представителей катедер-социализма занимали профессорские кафедры университетов. Формально последователи катедер-социализма были объединены в германские «Союз социальной политики» (Verein fiir Sozialpolitik, 18721938) и «Общество экономической и социальной науки» (1847-1848). К крупнейшим представителям катедер-социализма относят Л. Брентано, А. Вагнера (в 1877 г. вышел из «Союза»), Г. Шмоллера, В. Зомбарта, А. Шеффле (никогда не состоял в «Союзе»). Общим у всех этих ученых являл ось признание необходимости вмешательства государства в экономику в форме своеобразного «государственного социализма»; относительно свободы торговли среди лидеров катедер-социализма существовали разногласия - одни проповедовали фритредерство; другие - протекционизм. Кейнснанство (англ. Keynsianism) - направление в экономической науке, основным принципом которого является широкое вмешательства государства в экономику с целью воздействия на совокупный спрос и занятость. Микроэкономическому подходу, в центре анализа которого находилась отдельная фирма, проблемы максимизации ее прибыли и минимизации издержек, основатель направления ДЖ. М. Кейнс противопоставляет подход макроэкономический, понимаемый как исследование зависимостей и пропорций между совокупными хозяйственными величинами. Ближайшими сподвижниками ДЖ. М. Кейнса (Keynes's «Circus») являлись преподаватели Кембриджского университета Дж. Робинсон, П. Сраффа, Дж. Миди Ричард Ф. Кан (1905-1989). Дальнейшее развитие направления проходило в рамках шкод, так или иначе интерпретнрующих идеи основателя: «левого кейнсианства» (left keynsianism), «неокейнсианства» (neo-keynsianism), «современного кейнсианства» (modern keynsianism). Кембриджская школа (англ. Cambridge Neoclassicals («Магshallians» - направление в экономической науке, являющееся фактически локальной университетской школой в рамках неоклассики. Основателем является А. Маршалл, его ближайшими соратниками (Marshall's Еагlу Lieutenants) являлись: жена главы школы Мэри Маршалл (1850-1944), Джон Невилл Кейнс (18521949), Герберт С. Фоксвелл (1849-:-1936). В дальнейшем направление поддерживали кембриджские преподаватели А. Пигу, сэр Дэннис Робертсон (1890-1963),. сэр ДжонКлэпхем (1873-1946), Джеральд Шоув (1887-1947), супруги Эдвин Остин (1897-1994) И Джоан Робинсоны. Классическая школа, или классическая политическая экономия (англ. classical political есопоmу) - направление экономической мысли, в рамках которого была разработана важнейшая парадигма экономической науки - трудовая теория стоимости; кроме того, вслед за физиократами классики пропагандировали экономический либерализм.
Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») - доктор Джеймс Андерсон (1739-1808), граф Лодердейл (1759-1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780-1864), сэр Э. Уэст и Джейн Халдиманд Марсет (1769-1858). Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Джеймс Милль (1773-1836), ДЖ. Р. МакКуллох и Томас де Куинси (1785-1859); кроме них к «рикардианцам» примыкали У. Сениор и Гарриет Мартино (1802-1876). Трудовая теория стоимости не могла не привести к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зара батывавшего деньги при помощи труда. Эти ученые известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Томаса Годскина (1787-1869), Уильяма Томпсон а (ок.1785-1833), Чарльза Холла (1745-1825), Джона Грэя (1799-1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809-1895). Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continenta1 C1assica1s), являлись француз Ж-Б. Сэй, швейцарец Ж. Симонд де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн. Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы направления. Лозаннская школа (англ. Lausanne schoo1) - направление в рамках маржинализма, сформировавшееся в Лозаннском университете. 'Характерной особенностью лозаннцев является широкое использование математических методов исследований; в ее рамках была разработана теория общего экономического равновесия. Основателем школы является Л. Вальрас, его ближайшими последователями - В. Парето, Энрико Бароне (1859-1924), Маффео Панталеони (1857-1924), Джованни Антонелли (1858-1944), Паскуале Бонисеньи (1869-1939), Альбер Опти (1876-1943), Луиджи Аморозо (1886-1965), Умберто Риччи (1879-1946). Среди зарубежных последователей (Foreign Associates) школы выделяются: И. Фишер и российский экономист Е.Е. Слуцкий. Лондонская школа (англ. London schoo1) - научное направление, сформировавшееся вокруг Лондонской школы экономики и политической науки (L.S.E.), основанной в 1895 г. супругами Сиднеем Дж. и Беатрис Поттер Вебб. В 1900 г. это учебное заведение стало одним из колледжей Лондонского университета. Лондонская школа в своем развитии придерживалась в основном неоклассических принципов с примесью фабианства (ибо основатели относились к этому направлению), неокейнсианства и социально-психологического объяснения некоторых экономических явлений. Основные предст'авители Лондонской школы: группа фабианцев - Э. Кеннан, Артур Л. Боули (1869-1957), Грэхем Уоллес (1858-1932), Леонард Трелони Хобхаус (1864-1929), Ричард Тоуни (1880-1962), Хью Далтон (1887-1962), Гарольд Ласки (1893-1950), лорд Уильям Генри Беверидж (1879-1963), Эллин Янг (1876-1929), Эйлин Пауэр (1889-1940); так называемый «круг Роббинса» (The Robbins Circ1e) - сам лорд Л. Роббинс, лауреат Нобелевской премии Ф. фон Хайек, Р. Аллен, еще один нобелевский лауреат сэр ДЖ. Р. Хикс и его жена леди Урсула К. Вебб (Хикс) (1896 - год смерти неизв.), Н. Калдор, Абба П. Лернер (1905-1982), Тибор Скитовски (р.1910), Пол М. Суизи (р.1910), Хелен Маковер (1910-1998); поздние представители школы - нобелевские лауреаты ДЖ. Э. Мид, Р. Коуз и А. К. Сен, а также Фрэнк Хан (р. 1925), Мичио Моришима (р. 1910), сэр В. Артур Льюис (1915-1990), Уильям Баумоль (р. 1922). Манчестерская школа (англ. Manchester school) - группа экономистов из Манчестера, развившая до логического завершения концепцию экономического либерализма физиократов и классиков. По мнению манкунианцев, государству необязательно устанавливать монополию на что бы то ни было, не рекомендуется устанавливать запретительные таможенные пошлины, регулировать длительность Р;lбочего дня, формировать фабричное законодательство и т.п. Крупнейшие представители школы: Ричард Кобден (1804-1865), Джон Брайт (1811-1889), сэр Р. Гиффен. Маржинализм (фр. Marginalisme, от лат. margo (marginis) край) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории ценности; возникло в70-е гг. XIX в. в форме так называемой «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж., а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Однако осознание экономистами принципа полезности и ее предельного характера произошло значительно ранее XIX в. Анализ субъективного начала в экономической мысли был начат еще Аристотелем. Средневековые схоласты также развивали теорию полезности, подражая Аристотелю. В эпоху Просвещения многие авторы также разрабатывали данную концепцию. Среди них французские экономисты аббат Кондильяк и А. Тюрго, итальянцы аббат Ф. Галиани, граф Пьетро Верри (1728-1797), маркиз Чезаре Бонезана де Беккариа (1738-1794), швейцарский математик Даниил Бернулли (1700-1782), английский экономист и финансист Джон Ло (1671-1729). Среди французских протомаржиналистов XIX в. можно также выделить Ашилля-Николя Изнара (1749-1803), Николя-Франсуа Канара (1750-1833), Антуана-Луи-Клода Дестюд де Траси (1754-1836) и отца «революционера» Л. Вальраса - Антуана-Огюста Вальраса (1801-1866). Список немецких предшественников маржинализма можно расширить за счет Карла Генриха Рау (1792-1870), Ф. фон Германна, Х. фон Мангольдта. Английские протомаржиналисты представлены оксфордскодублинской школой (ТЬе Oxford-Dublin Proto-Marginalists) Самуэлем Маунтифортом Лоигфилдом (1802-1884) и Уильямом Форстером Ллойдом (1795-1852), Н. Сениором, а также Дж. Ре, Г. Маклеодом, Генри Чарльзом Флимингом Дженкином (18331885). Дальнейшее развитие маржинализма протекало в рамках национальных школ: австрийской, лозаннской, английской, американской. Маркснстская политическая экономия (англ. Marxian Есопоmics) - направление экономической мысли, в основе которого лежит теория прибавочной стоимости и принцип тотального планирования экономики. Основателем школы является К. Маркс, дело которого продолжили ортодоксальные марксоиды (Тhе Orthodox Guard) Фридрих Энгельс (1820-1895), Карл Каутский (1854-1938), Роза Люксембург (1870-1919), Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), Владимир Ильич Ульянов (18701924). Отдельныe положения отца-основателя подвергли пересмот. ру «ревизионисты» (Тhе Revisionists) - Эдуард Бернштейн (1850-: 1932), Жан Жорес (1859-1914), М.И. Туган-Барановский, В. Зомбарт. Попытки объединения марксизма с теорией предельной полезности, а также скорректировать вопросы экономической политики были предприняты австромарксистами (ТЬе Austro-Marx{ans) Карлом Реннером (1870-1950), Максом Адлером (1873-1937), Рудольфом Гильфердингом (1877-1941), Отто Бауэром (18811938), Отто Нойратом (1882-1945), Эмилем Ледерером (18821939). Дальнейшее развитие марксизм получил в рамках так называемой «современной марксистской экономической теории,. (Modern Marxian Economics), которую развивали Морис Добб (1900-1976), Рональд Мик (1917-1978), Данкан К. Фоли (р. 1942), Доменико М. Нути (р. 1937) и Сюзанн де Брунхофф (р. 1929). Новый этап развития марксистской теории на Западе связан с появлением «неомарксизма», или «радикальной политической экономии» (Neo-Marxism/Radical Political Есопоmу), связанного с именами Пола А. Барана (1910-1964), Эрнеста Манделла (1923-1995), Йозефа Штайнща (1912-1993), Самира Амина (р. 1931), Рауля Пребиша (1901-1985). В Советском Союзе марксизм являлся основой экономического образования и единственным легальным научным направлением; послужил основой ценимой за рубежом школы планирования экономики. Меркантилизм (от итал. mercante - торговец, купец) - система взглядов экономистов XV-XVII ВВ., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Крупнейшие представители направления: Т. Ман, А. де Монкретьен, Уильям Стаффорд (1554-1612).. Монетаризм (англ. monetarism) - направление экономической мысли, сформировавшееся в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считаl9Т деньги,. которые практически не присутствуют в многочисленных кейнсианских моделях. Идейные источники монетаризма лежат в количественной теории денег. Основателем и лидером монетаризма является лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. Среди крупнейших представителей данного направления в экономической науке можно назвать также Анну Дж. Шварц (р. 1915), Карла Бруннера (р. 1916), Аллана Мелцера (р. 1928), Эдмунда Фелпса (р. 1933). Неоинституцнонализм (англ. New Institutionalist Schools)совокупность направлений, развивающих принципы институционализма.К собственно «новым институционалистам» можно отнести нобелевского лауреата Р. Коуза, а также Армена А. Алчиана (р. 1914), Гарольда Демсеца (р. 1930), Майкла Дженсена (р. 1939). «Эволюционную экономику,. представляют Ричард Р. Нельсон (р. 1930) и Сидней Дж. Уинтер (р. 1935). Концепция «новой социальной экономики,., или «экономического империализма» развивается в работах кавалеров Нобелевской премии Т. Шульца, Г. Беккера и Джейкоба Минцера (р. 1922). «Новую экономическую историю» олицетворяют очередные победители премии имени НобеляР. Фогель, Д. Норт, а также Роберт М. Таунсенд (р. 1948) и Дональд Н. МакКлоски (р. 1942). «Теория общественного выбора» обязана своим появлением также лауреату главной экономической иаграды Дж. Бьюкенену с его соратниками Гордоном Таллоком (р. 1922), Энтони Даунсом (р. 1930) и Уильямом Нисканеном (р. 1933). «Экономическая теория права,. (Law-in-Economics Movement) пока обойдена вниманием Нобелевского комитета, а ее основными представителями являются Р. Познер и Уильям - Лэндс (р. 1939). Неоклассическое направление (англ. Neoclassicism) - направление в современной экономической науке, включающее целый комплекс учений и школ, признающих влияние на образование цены как издержек производства, так и предельной полезности блага. Основателем направления является А. Маршалл, а символом неоклассицизма является «крест Маршалла». Концепции школы являются своеобразным продолжением как идей классиков, Так и маржиналистов. Дальнейшее развитие школы связано с так называемыми «консолидаторами» (ТЬе Consolidators), закрепившими связи классики и теории предельной полезности: это ДЖ. Б. Кларк, И. Фишер, К. Викселль, Ф. Уикстид, В. Парето. Критика в адрес кардинальной концепции полезности, являвщейся одной из фундаментальных положений неоклассиков, появление кейнсианства привели к временному кризису направления. Но деятельность группы экономистов (Дж. Р. Хикса, Г. Хотеллинга, М. Алле и др.) в 30-40-е П. прошлого века, выдвинувших ординальную теорию полезности и обосновавших концепцию благосостояния, привели 'к возрождению неоклассики. В дальнейшем, неоклассическое направление творчески впитало в себя кеЙнсианство. Объединение неоклассической микроэкономики с кейнсианской макроэкономикой носит название «неоклассического синтеза»' (ТЬе Neoclassical Synthesis). Математическая школа в экономической науке, а также ультрасовременнь.IЙ «экономический империализм» являются фактически составными элемеитами неоклассики. Существует тенденция к появлению синтетических теорий, объединяющих институционализм, эволюционную экономику и неоклассическую концепцию в единый организм. Саламанкская школа (англ. School of Salamanca) - научное направление ХУ В., сложившееся в Испании на базе Саламанкского университета. Ученые - монахи саламанкской школы отрицали концепцию справедливой цены Д. Скота, аргументируя это отсутствием возможности точного определения цен; внесли определенный вклад в количественную теорию денег, объясняя инфляцию в своей стране наплывом драгоценных металлов из «Испанской Америки»: Среди основных представителей направления: доминиканцы Франциско де Виториа (1485-1546), Доминго де Сото (1494-1560), Хуан де Медина (1490-1546), Диего де Коваррубиас-и-Лейва (1512-1577), иезуиты Луис Молина (1535-1600), Хуан де Мариана (1536-1624) и кардинал Хуан де Луго (15831660). Советская школа планирования экономики (англ. Тhе Soviet Planning Economists) ~ направление в науке, связанное с разработкой народнохозяйственных планов и использованием математических методов. Российская экономическая наука, находившаяся в тисках марксистской идеологии, смогла дать отдельные положительные результаты только в сферах своего пересечения с математическими исследованиями, Т.е. там, где влияние Маркса Ленина было максимально ограниченным. Основные представители школы: С. Г. Струмилин, Г. А. Фелъдман, Е. А. Преображенский, В.С. Немчинов, В. В. Новожилов. Н. А. Вознесенский, Л. В. Канторович. Стокгольмская школа (англ. Stockho1m schoo1) - научное направление, сформировавшееся в Стокгольмском университете. Особенностью школы является макроэкономическая ориентация, исследование природы цикла и принципов борьбы с безработицей. Появление школы было подготовлено творчеством шведских экономистов, работавших в конце XIX - начале ХХ В.: К. Викселля. Густава Касселя (1866-1945), Давида Давидсона (18541942), Эли Хекшера (1879-1952). Собственно к Стокгольмской школе относятся нобелевские призеры Г. Мюрдаль, Б. Олин, а также Густав Экерман (18881959), Эрик Лищаль (1891.,-1960), Эрик Лундберг (1907-1987), Бент Хансен (р. 1920). Утопический социализм (от греч. u- нет и topos - место; по другой версии, от лат. еи - благо и topos - место) - футуристические проекты и концепции преобразования общества на социалистических началах. Понятие «утопический социализм» происходит от названия книги английского мыслителя сэра Т. Мора (1478-1535) «Утопия» (1516). Термин «социализм» придумал французский писатель П. Леру в 1833 г. Крупнейшими представителями утопического социализма являются: Р. Оуэн, Этьен Кабе (1788-1856). Ш. Фурье, граф де Сен-Симон. К утопическому социализму примыкают: представители так называемого «руссовианского социализма» (Rousseauvian Socialism)- Жан-Жак Руссо (1712-1788), аббат де Мабли (1709-1785), Уильям Годвин (17561836); сторонники рикардианского социализма (см. Классическая школа); «сен-симонисты» - основатель социологии Огюст Конт (1798-1857), МИlllель Шевалье (1806-1879), Т. Карлейль; анархо-социалисты (англ. Revo1utionary Anarcho-Socialism) -Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865), Жан-Жозеф-Луи Блан (1813-1882); М. А. Бакунин; представители марксизма; «младогегельянцы» и пред ставители «государственного социализма» (англ. Young Hegelians and State Socialism) - Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872), Иоганн Карл Родбертус (1805-1875), Фердинанд Лассаль (18251864); представители фабианства; «христианские социалисты» (англ. Christian Socialism) - аббат Ламеннэ (1782-1854); Пьер Гийом Фредерик ле Плэ (1806-1862). Фабианство, или фабианский социализм (англ. РаЫап Socialism) - философско-экономическое течение. Получило свое название от имени римского военачальника Фабия Максима Кунктатора (Медлительного). Организационное воплощение фабианство получило в форме «Фабианского общества», основанного в Лондоне в 1884 г. Фабианцы полагали, что преобразование капитализма в социалистическое общество должно происходить постепенно, медленно, в результате постепенных институциональных преобразований. Крупнейшие представители фабианства: С. и Б. Вебб, Э. Кеннан, Джордж Дуглас Ховард Коул (1889-1959), известные писатели ДЖ. Б. Шоу и Г. Уэллс. В начале ХХ в. ряд фабианцев (в том числе Дж. Коул) основали Национальную гильдейскую лигу, в рамках которой была сформулирована концепция так называемого «гильдейского социализма». Теоретики лиги предполагали вытеснение капиталистических монополий путем постепенного перехода предприятий под контроль национальных гильдий - объединений трудящихся, занятых в определенной сфере экономики. «Фабианское общество» в 30-е п. ХХ в. вошло В состав лейбористской партии. Физиократическое направлеиие (от греч. physis - природа и Icratos - сила, власть, господство) - первая в полном смысле этого слова научная экономическая школа. Сформировал ась в ХVIII в. Для большинства физиократов свойственно главную роль в формировании богатства приписьшать природным факторам (прежде всего земельным ресурсам), а также группам населения, помогающим земле освободиться от отягчающих ее сокровищ. Также общей их идеей была либерализация экономических отношений. Основателем школы являлся Ф. Кенэ, членами его «секты» (ТЬе Physiocratic Sect) являлись маркиз Виктор Рикети де Мирабо (1715-1789), Пьер-Поль Мерсье де ла Ривьер (1720-1793), аббат Николя Бодо (1730-1792), Пьер Самюэль Дюпон де Немур (17391817), граф Клод-Камиль~Франсуа д'Альбон (1753-1789) и Гийом Франсуа ле Трон (1728-1780). В настоящее время к числу физиократов обычно относят А. Тюрго и аббата де Кондильяка, чьи взгляды относительно природы богатства существенно отличались от мнений ортодоксальной «паствы» основателя. Чикагская школа (англ. Chicago school) - научное направление, сформировавшееся на базе экономического факультета Чикагского университета. Основными чертами данного направления экономической науки являются: вера в возможность объяснение хозяйственной действительности при помощи неоклассической теории цен; отрицание необходимости регулирования рынка государством; особое внимание к денежным факторам в экономике. Формирование так назьшаемой "первой чикагской школы,. (Тhe First Chicago school) относится к 20-м п. ХХ в. Ее основные представители: Ф. Найт, Дж. Винер, П. Дуглас, Генри Шульц (18931938), Оскар Ланге (1904-1965), Генри Саймонс (1899-1946). В число ученых, работавших в рамках "второй чикагской школы,. (Тhe Second Chicago school), действовавшей в 60- 70-е гг., входят нобелевские лауреаты М. Фридмеи, Дж. Стиглер, Р. Коуз, Г. Беккер, а также Лестер Телсер (р. 1931): АрнолЕд Харбергер (р. 1924) и Шервин Розен (р. 1938). - Наконец, «третья чикагская школа» (ТЬе Third Chicago school), действующая по наши дни, включала в себя "перебежчиков,. из второй школы М. Фридмена, Р. Коуза и Г. Беккера, новую волну чикагских ноб,елевских призеров Р. Фогеля и Р. Лукаса, а также лидера нового направления в экономической науке "экономической теории права, Р. Познера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|