Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные экономические школы и направления




Австрийская школа (англ. Austrian school) - научное направ­ление в рамках маржинализма. Особенности австрийской школы: отказ от использования математических методов исследовании; акцент на изучение психологических особенностей поведения по­требителей; отсутствие интереса к исследованию макроэкономи­ческих проблем.

Основные представители первого поколения австрийской шко­лы: К. Менгер (основатель), О. Бем-Баверк, Ф. фон Визер, Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858-1917). Ко второму по­колению австрийцев относятся: Л. фон Мизес, Й. Шумпетер, Карл Шлезингер (1889-1938), Ханс Майер (1879-,1955), Ричард фон Штригль (1891-1942), Лео Ил ли (урожденная Зенфельд) (1888­1952). Третье поколение австрийских экономистов включает:

Ф. фон Хайека, О. Моргенштерна, Ф. Махлупа, Пауля Розенш­тейн-Родана (1902-1985), Людвига Лахмана (1906-1990), Фрид­риха Луща (1901-75), Феликса Кауфмана (1895-1949), Альфре­да Шюща (1899-1959).

Гарвардская школа (англ. Haryard school) - научное направ­ление; сформировавшееся в Гарвардском университете; представ­ляет собой своеобразный симбиоз идей институционализма и нео­классики с особым упором на изучение природы экономического цикла и прогнозирования развития хозяйства с использованием статистических методов. Формирование научной школы в Гарварде было подготовлено трудами «ранних» университетских препсща­вателей (Early Harvard Economics) - Ф. Тауссига, Чарльза Фрэнк­лина Данбара (1830-1900), Томаса Никсона Карвера (1865-1961) и др.

Основателем школы является У.К. Митчелл, создатель так называемого «гарвардского барометра», служившего для предска­зания экономической конъюнктуры. Его ближайшими сподвиж­никами (The Harvard Barometer Group) являлись Чарльз Джесси Баллок (1869-1941) и Уоррен Милтон Персонс (1878-1937).

Новый этап развития школы связан с исследованием причин «великой депрессии. и методов выхода из кризиса. «Поколение деп­рессии» (Тhе Depression Generation) включает Й. Шумпетера, Э. Хан:­сена, В. Леонтьева, Э. Чемберлина, П. Самуэльсона, Дж.К. Гэл­брейта, Ричарда М. Гудвина (1913-1997).

Дальнейшее развитие школы представляют такие экономис­ты, как С. Кузнец, К. Арроу, Роберт Дорфман (р.1916), Алек сандр Гершенкрон (1904-1978), Хендрик Хаутаккер (р. 1924), Янош Корнаи (р.1928).

Географическая школа - направление в экономической на­уке, ставящее во главу угла изучение пространственных аспектов развития хозяйства. и. фон Тюнен является одним из первых уче­ных, проанализировавших проблемы пространства как экономи­ческого явления. И. фон Тюнен рассматривает абстрактную мо­дель изолированного государства, представляющего собой одно­родную равнину с одинаковой плодородностью почвы, без дорог и рек. В государстве используется исключительно гужевой транс­порт. В центре страны находится единственный город, который производит все промышленные товары и покупает сельхозпродукцию у фермеров. Государство изолировано от других стран дремучими лесами, глубокими морями и высокими горами. Ос­новными задачами, поставленными немецким экономистом, яв­ляются: определение цен на продукцию; определение ренты вла­дельцев участков земли; определение оптимальных способов зем­лепользования; решение проблемы зависимости сельскохозяй­ственного производства от расстояние до города. В результате ана­лиза фактических данных И. фон Тюнен приходит к выводу, что хозяйство будет расположено вокруг города в виде концентричес­ких кругов, причем в следующей ·последовательности: 1-й круг: огородничество, садоводство и молочное животноводство; 2-й круг: лесное хозяйство, поставляющее в город дрова; 3-й круг: плодо­сменное хозяйство (семилетний севооборот); 4-й круг: выгонное хозяйство; 5-й круг: трехпольная система (зерновые - пастбище ­пар); 6-й круг: экстенсивное скотоводство (пастбищное животно­водство). Основы теории центральных мест сформулированы в работах немецких экономистов В. Кристаллера «Центральные места Южной Германии» (1933) и А. Леша «Экономическая теория размещения» (1939). «Центральным местом» в данной концепции является любой населенный пункт, обеспечивающий близлежа­щие территории «центральными товарами» (товарами, которые можно приобрести только в центральном месте) и «центральны­ми услугами». Пространства, зависящие от центральных мест, на­зываются «дополняющими районами». Центральные места харак­теризуются иерархической организацией, т.е. центральные места более высокого ранга включают в себя дополняющие районы, на которых находятся центральные места более низкого ранга. Наи­более ярко пространственная иерархия центральных мест и до­полняющих районов проявляется прежде всего в расположении сферы услуг: торговли, банковских и образовательных предприя­тий, учреждений здравоохранения.

Германо-российская школа (англ. Germano-Russian school)­обозначение, по В. Рошеру, взглядов профессоров российских учебных заведений Х.А. Шлецера и А.К. Штор ха (немцев по про­исхождению). Для этих экономистов было типично следовать в теоретических построениях за экономистами классической шко­лы (в особенности за А. Смитом), но в отличие от классиков они считали, что экономические доктрины должны опираться на культуру отдельной страны, что сближает их с исторической шко­лой. Й. Шумпетер считает А.К. Шторха одним из предтеч кейн­сианства.

Институционализм (от лат. institutio - образ действия, обы­чай) - направление в экономической науке, возникшее в конце XIX - начале ХХ в. в США. Термин «институционализм» ввел в науку американский экономист У. Гамильтон в 1918 г. Институ­ционализм основан, с одной стороны, на неэкономическом толко­вании экономических процессов, с другой - в признании того факта, что экономические законы действуют не только в эконо­мической системе. Основные представители направления: Т. Веб­лен, ДЖ. Р. Коммонс, У. К. Митчелл, ДЖ. К. Гэлбрейт, Гарди­вер Минз (1896-1988).

Историческая школа (англ. history school) - _ направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считав­ших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индук­тивного метода. Наибольшее распространение идеи исторической школы получили в Германии: здесь действовали так называемые старая, новая и юная исторические школы.

Предшественниками германского историцизма в экономичес­кой науке считаются немецкие националисты и романтики XIX В.: знаменитый философ Георг Гегель (1770-1831), Фридрих Карл Савиньи (1779-1861), Адам Мюллер (1779-1829) и Ф. Лист. Основными представителями старой исторической школы явля­ются В. Рошер, К. Книс и Б. Гильденбранд. Крупнейшие экономисты новой исторической школы: Г. фон Шмоллер, А.

Шеффле, К. Бюхер, А. Вагнер, Г.Ф. Кнапп, Э. Энгель и Люд­виг Йозеф (Луйо) Брентано (1844-1931).Среди ученых юной исторической школы выделяются: В. Зомбарт, Артур Шпитгофф (1873-1957), Карл Поланьи (1886-1964), М. Вебер и его брат Альфред Вебер (1868-1958). Между представителями юной ис­торической школы и Г. фон Шмоллером, с одной стороны, и австрийской школой маржинализма, с другой, развернулась дис­куссия, получившая название «спор о методах».

Крупнейшими представителями И. Ш. в Англии являлись Т. Тук, преподобный Джеймс Эдвин Торолд Роджерс (1823-1890), Арнольд Тойнби (1852-1883) (дядя известнейшего ученого ХХ в.), Уильям Каннингем (1849-1919), Уильям Дж. Эшли (1860-1927), Томас Е. Клифф Лесли (1825-1882), Джон Келлс Ингрэм (1823­1907), Джон Гобсон (1858-1940), Ричард Тауни (1880-1962). Осо­бенно важное значение для истории экономики имел н фундамен­тальные работы Т. Тука.

Среди французских экономистов, работавших в русле иссле­дований исторической школы, можно вьщелить К. Жюгляра, Пье­ра Эмиля Левассера (1828-1911), Шарля Жида (1847-1932), Фран­суа Симиана (1873-1935), Альбера Афтальона (1882-1947), Ми­шеля Огюста Адольфа Ландри (1874-1956).

Интереснейшне работы, посвященные различным экономико­историческим проблемам, оставили российские ученые И.И. Ян­жула (1846-1914), И.И. Кауфман (1848-1916), М.И. Туган-Ба­рановский, И.М. Кулишер.

Катедер-социализм (нем. Kathedersozia1ismus, от нем. Kathe­der - кафедра) - течение в истории экономической мысли. Тер­мин предложен немецким экономистом Генрихом Бернгардом Оп­пенгеймом (1819-1880). Большинство представителей катедер-со­циализма занимали профессорские кафедры университетов. Формально последователи катедер-социализма были объединены в гер­манские «Союз социальной политики» (Verein fiir Sozialpolitik, 1872­1938) и «Общество экономической и социальной науки» (1847-1848). К крупнейшим представителям катедер-социализма относят Л. Брентано, А. Вагнера (в 1877 г. вышел из «Союза»), Г. Шмолле­ра, В. Зомбарта, А. Шеффле (никогда не состоял в «Союзе»). Об­щим у всех этих ученых являл ось признание необходимости вме­шательства государства в экономику в форме своеобразного «госу­дарственного социализма»; относительно свободы торговли среди лидеров катедер-социализма существовали разногласия - одни про­поведовали фритредерство; другие - протекционизм.

Кейнснанство (англ. Keynsianism) - направление в экономи­ческой науке, основным принципом которого является широкое вмешательства государства в экономику с целью воздействия на совокупный спрос и занятость. Микроэкономическому подходу, в центре анализа которого находилась отдельная фирма, проблемы максимизации ее прибыли и минимизации издержек, основатель направления ДЖ. М. Кейнс противопоставляет подход макроэко­номический, понимаемый как исследование зависимостей и про­порций между совокупными хозяйственными величинами. Бли­жайшими сподвижниками ДЖ. М. Кейнса (Keynes's «Circus») яв­лялись преподаватели Кембриджского университета Дж. Робин­сон, П. Сраффа, Дж. Миди Ричард Ф. Кан (1905-1989). Даль­нейшее развитие направления проходило в рамках шкод, так или иначе интерпретнрующих идеи основателя: «левого кейнсианства» (left keynsianism), «неокейнсианства» (neo-keynsianism), «современ­ного кейнсианства» (modern keynsianism).

Кембриджская школа (англ. Cambridge Neoclassicals («Маг­shallians» - направление в экономической науке, являющееся фактически локальной университетской школой в рамках неоклас­сики. Основателем является А. Маршалл, его ближайшими со­ратниками (Marshall's Еагlу Lieutenants) являлись: жена главы школы Мэри Маршалл (1850-1944), Джон Невилл Кейнс (1852­1949), Герберт С. Фоксвелл (1849-:-1936). В дальнейшем направ­ление поддерживали кембриджские преподаватели А. Пигу, сэр Дэннис Робертсон (1890-1963),. сэр ДжонКлэпхем (1873-1946), Джеральд Шоув (1887-1947), супруги Эдвин Остин (1897-1994) И Джоан Робинсоны.

Классическая школа, или классическая политическая эконо­мия (англ. classical political есопоmу) - направление экономичес­кой мысли, в рамках которого была разработана важнейшая пара­дигма экономической науки - трудовая теория стоимости; кроме того, вслед за физиократами классики пропагандировали эконо­мический либерализм.

Основателем направления является А. Смит, его ближайши­ми последователями («смитианцами») - доктор Джеймс Андерсон (1739-1808), граф Лодердейл (1759-1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780-1864), сэр Э. Уэст и Джейн Халдиманд Марсет (1769-1858).

Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, ори­гинальными теориями земельной ренты и международной торгов­ли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Джеймс Милль (1773-1836), ДЖ. Р. Мак­Куллох и Томас де Куинси (1785-1859); кроме них к «рикардиан­цам» примыкали У. Сениор и Гарриет Мартино (1802-1876).

Трудовая теория стоимости не могла не привести к появле­нию группы экономистов, выступавших в защиту класса, зара батывавшего деньги при помощи труда. Эти ученые известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Томаса Годскина (1787-1869), Уильяма Томп­сон а (ок.1785-1833), Чарльза Холла (1745-1825), Джона Грэя (1799-1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809-1895).

Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continenta1 C1assica1s), являлись фран­цуз Ж-Б. Сэй, швейцарец Ж. Симонд де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.

Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное вопло­щение принципы направления.

Лозаннская школа (англ. Lausanne schoo1) - направление в рамках маржинализма, сформировавшееся в Лозаннском универ­ситете. 'Характерной особенностью лозаннцев является широкое использование математических методов исследований; в ее рам­ках была разработана теория общего экономического равновесия. Основателем школы является Л. Вальрас, его ближайшими после­дователями - В. Парето, Энрико Бароне (1859-1924), Маффео Панталеони (1857-1924), Джованни Антонелли (1858-1944), Паскуале Бонисеньи (1869-1939), Альбер Опти (1876-1943), Лу­иджи Аморозо (1886-1965), Умберто Риччи (1879-1946). Среди зарубежных последователей (Foreign Associates) школы выделя­ются: И. Фишер и российский экономист Е.Е. Слуцкий.

Лондонская школа (англ. London schoo1) - научное направ­ление, сформировавшееся вокруг Лондонской школы экономики и политической науки (L.S.E.), основанной в 1895 г. супругами Сиднеем Дж. и Беатрис Поттер Вебб. В 1900 г. это учебное заве­дение стало одним из колледжей Лондонского университета. Лондонская школа в своем развитии придерживалась в основном неоклассических принципов с примесью фабианства (ибо основа­тели относились к этому направлению), неокейнсианства и соци­ально-психологического объяснения некоторых экономических яв­лений. Основные предст'авители Лондонской школы: группа фа­бианцев - Э. Кеннан, Артур Л. Боули (1869-1957), Грэхем Уол­лес (1858-1932), Леонард Трелони Хобхаус (1864-1929), Ричард Тоуни (1880-1962), Хью Далтон (1887-1962), Гарольд Ласки (1893-1950), лорд Уильям Генри Беверидж (1879-1963), Эллин Янг (1876-1929), Эйлин Пауэр (1889-1940); так называемый «круг Роббинса» (The Robbins Circ1e) - сам лорд Л. Роббинс, лауреат Нобелевской премии Ф. фон Хайек, Р. Аллен, еще один нобелевский лауреат сэр ДЖ. Р. Хикс и его жена леди Урсула К. Вебб (Хикс) (1896 - год смерти неизв.), Н. Калдор, Абба П. Лернер (1905-1982), Тибор Скитовски (р.1910), Пол М. Суизи (р.1910), Хелен Маковер (1910-1998); поздние представители школы - но­белевские лауреаты ДЖ. Э. Мид, Р. Коуз и А. К. Сен, а также Фрэнк Хан (р. 1925), Мичио Моришима (р. 1910), сэр В. Артур Льюис (1915-1990), Уильям Баумоль (р. 1922).

Манчестерская школа (англ. Manchester school) - группа эко­номистов из Манчестера, развившая до логического завершения концепцию экономического либерализма физиократов и класси­ков. По мнению манкунианцев, государству необязательно уста­навливать монополию на что бы то ни было, не рекомендуется устанавливать запретительные таможенные пошлины, регулиро­вать длительность Р;lбочего дня, формировать фабричное законо­дательство и т.п. Крупнейшие представители школы: Ричард Коб­ден (1804-1865), Джон Брайт (1811-1889), сэр Р. Гиффен.

Маржинализм (фр. Marginalisme, от лат. margo (marginis) край) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элемен­том теории ценности; возникло в70-е гг. XIX в. в форме так назы­ваемой «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас.

Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж., а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Однако осознание экономистами принципа полезности и ее предельного характера произошло значительно ранее XIX в. Анализ субъек­тивного начала в экономической мысли был начат еще Аристоте­лем. Средневековые схоласты также развивали теорию полезнос­ти, подражая Аристотелю. В эпоху Просвещения многие авторы также разрабатывали данную концепцию. Среди них французские экономисты аббат Кондильяк и А. Тюрго, итальянцы аббат Ф. Га­лиани, граф Пьетро Верри (1728-1797), маркиз Чезаре Бонезана де Беккариа (1738-1794), швейцарский математик Даниил Бер­нулли (1700-1782), английский экономист и финансист Джон Ло (1671-1729).

Среди французских протомаржиналистов XIX в. можно так­же выделить Ашилля-Николя Изнара (1749-1803), Николя-Фран­суа Канара (1750-1833), Антуана-Луи-Клода Дестюд де Траси (1754-1836) и отца «революционера» Л. Вальраса - Антуана-Огю­ста Вальраса (1801-1866).

Список немецких предшественников маржинализма можно расширить за счет Карла Генриха Рау (1792-1870), Ф. фон Гер­манна, Х. фон Мангольдта.

Английские протомаржиналисты представлены оксфордско­дублинской школой (ТЬе Oxford-Dublin Proto-Marginalists) Самуэ­лем Маунтифортом Лоигфилдом (1802-1884) и Уильямом Фор­стером Ллойдом (1795-1852), Н. Сениором, а также Дж. Ре, Г. Маклеодом, Генри Чарльзом Флимингом Дженкином (1833­1885).

Дальнейшее развитие маржинализма протекало в рамках на­циональных школ: австрийской, лозаннской, английской, амери­канской.

Маркснстская политическая экономия (англ. Marxian Есопо­mics) - направление экономической мысли, в основе которого лежит теория прибавочной стоимости и принцип тотального пла­нирования экономики. Основателем школы является К. Маркс, дело которого продолжили ортодоксальные марксоиды (Тhе Orthodox Guard) Фридрих Энгельс (1820-1895), Карл Каутский (1854-1938), Роза Люксембург (1870-1919), Георгий Валентино­вич Плеханов (1856-1918), Владимир Ильич Ульянов (1870­1924).

Отдельныe положения отца-основателя подвергли пересмот­. ру «ревизионисты» (Тhе Revisionists) - Эдуард Бернштейн (1850-: 1932), Жан Жорес (1859-1914), М.И. Туган-Барановский, В. Зом­барт.

Попытки объединения марксизма с теорией предельной по­лезности, а также скорректировать вопросы экономической поли­тики были предприняты австромарксистами (ТЬе Austro-Marx{ans) Карлом Реннером (1870-1950), Максом Адлером (1873-1937), Рудольфом Гильфердингом (1877-1941), Отто Бауэром (1881­1938), Отто Нойратом (1882-1945), Эмилем Ледерером (1882­1939).

Дальнейшее развитие марксизм получил в рамках так назы­ваемой «современной марксистской экономической теории,. (Modern Marxian Economics), которую развивали Морис Добб (1900-1976), Рональд Мик (1917-1978), Данкан К. Фоли (р. 1942), Доменико М. Нути (р. 1937) и Сюзанн де Брунхофф (р. 1929).

Новый этап развития марксистской теории на Западе связан с появлением «неомарксизма», или «радикальной политической эко­номии» (Neo-Marxism/Radical Political Есопоmу), связанного с име­нами Пола А. Барана (1910-1964), Эрнеста Манделла (1923-1995), Йозефа Штайнща (1912-1993), Самира Амина (р. 1931), Рауля Пребиша (1901-1985).

В Советском Союзе марксизм являлся основой экономичес­кого образования и единственным легальным научным направле­нием; послужил основой ценимой за рубежом школы планирова­ния экономики.

Меркантилизм (от итал. mercante - торговец, купец) - сис­тема взглядов экономистов XV-XVII ВВ., ориентированная на ак­тивное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Крупнейшие представители направления: Т. Ман, А. де Монкре­тьен, Уильям Стаффорд (1554-1612)..

Монетаризм (англ. monetarism) - направление экономичес­кой мысли, сформировавшееся в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воз­действия на экономику монетаристы считаl9Т деньги,. которые практически не присутствуют в многочисленных кейнсианских моделях. Идейные источники монетаризма лежат в количествен­ной теории денег. Основателем и лидером монетаризма является лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. Среди крупнейших представителей данного направления в экономической науке можно назвать также Анну Дж. Шварц (р. 1915), Карла Бруннера (р. 1916), Аллана Мелцера (р. 1928), Эдмунда Фелпса (р. 1933).

Неоинституцнонализм (англ. New Institutionalist Schools)­совокупность направлений, развивающих принципы институцио­нализма.К собственно «новым институционалистам» можно от­нести нобелевского лауреата Р. Коуза, а также Армена А. Алчиа­на (р. 1914), Гарольда Демсеца (р. 1930), Майкла Дженсена (р. 1939). «Эволюционную экономику,. представляют Ричард Р. Нельсон (р. 1930) и Сидней Дж. Уинтер (р. 1935). Концепция «но­вой социальной экономики,., или «экономического империализ­ма» развивается в работах кавалеров Нобелевской премии Т. Шуль­ца, Г. Беккера и Джейкоба Минцера (р. 1922). «Новую экономи­ческую историю» олицетворяют очередные победители премии имени НобеляР. Фогель, Д. Норт, а также Роберт М. Таунсенд (р. 1948) и Дональд Н. МакКлоски (р. 1942). «Теория общественно­го выбора» обязана своим появлением также лауреату главной эко­номической иаграды Дж. Бьюкенену с его соратниками Гордоном Таллоком (р. 1922), Энтони Даунсом (р. 1930) и Уильямом Нис­каненом (р. 1933). «Экономическая теория права,. (Law-in-Economics Movement) пока обойдена вниманием Нобелевского комитета, а ее основными представителями являются Р. Познер и Уильям - Лэндс (р. 1939).

Неоклассическое направление (англ. Neoclassicism) - направ­ление в современной экономической науке, включающее целый комплекс учений и школ, признающих влияние на образование цены как издержек производства, так и предельной полезности блага. Основателем направления является А. Маршалл, а символом неоклассицизма является «крест Маршалла». Концепции школы являются своеобразным продолжением как идей классиков, Так и маржиналистов. Дальнейшее развитие школы связано с так назы­ваемыми «консолидаторами» (ТЬе Consolidators), закрепившими связи классики и теории предельной полезности: это ДЖ. Б. Кларк, И. Фишер, К. Викселль, Ф. Уикстид, В. Парето.

Критика в адрес кардинальной концепции полезности, являв­щейся одной из фундаментальных положений неоклассиков, по­явление кейнсианства привели к временному кризису направле­ния. Но деятельность группы экономистов (Дж. Р. Хикса, Г. Хо­теллинга, М. Алле и др.) в 30-40-е П. прошлого века, выдвинув­ших ординальную теорию полезности и обосновавших концепцию благосостояния, привели 'к возрождению неоклассики.

В дальнейшем, неоклассическое направление творчески впи­тало в себя кеЙнсианство. Объединение неоклассической микро­экономики с кейнсианской макроэкономикой носит название «нео­классического синтеза»' (ТЬе Neoclassical Synthesis). Математичес­кая школа в экономической науке, а также ультрасовременнь.IЙ «экономический империализм» являются фактически составными элемеитами неоклассики. Существует тенденция к появлению синтетических теорий, объединяющих институционализм, эволю­ционную экономику и неоклассическую концепцию в единый орга­низм.

Саламанкская школа (англ. School of Salamanca) - научное направление ХУ В., сложившееся в Испании на базе Саламанк­ского университета. Ученые - монахи саламанкской школы от­рицали концепцию справедливой цены Д. Скота, аргументируя это отсутствием возможности точного определения цен; внесли определенный вклад в количественную теорию денег, объясняя инфляцию в своей стране наплывом драгоценных металлов из «Ис­панской Америки»: Среди основных представителей направления: доминиканцы Франциско де Виториа (1485-1546), Доминго де Сото (1494-1560), Хуан де Медина (1490-1546), Диего де Ковар­рубиас-и-Лейва (1512-1577), иезуиты Луис Молина (1535-1600), Хуан де Мариана (1536-1624) и кардинал Хуан де Луго (1583­1660).

Советская школа планирования экономики (англ. Тhе Soviet Planning Economists) ~ направление в науке, связанное с разработ­кой народнохозяйственных планов и использованием математических методов. Российская экономическая наука, находившаяся в тисках марксистской идеологии, смогла дать отдельные поло­жительные результаты только в сферах своего пересечения с ма­тематическими исследованиями, Т.е. там, где влияние Маркса ­Ленина было максимально ограниченным. Основные представи­тели школы: С. Г. Струмилин, Г. А. Фелъдман, Е. А. Преобра­женский, В.С. Немчинов, В. В. Новожилов. Н. А. Вознесенский, Л. В. Канторович.

Стокгольмская школа (англ. Stockho1m schoo1) - научное направление, сформировавшееся в Стокгольмском университете. Особенностью школы является макроэкономическая ориентация, исследование природы цикла и принципов борьбы с безработи­цей.

Появление школы было подготовлено творчеством шведских экономистов, работавших в конце XIX - начале ХХ В.: К. Вик­селля. Густава Касселя (1866-1945), Давида Давидсона (1854­1942), Эли Хекшера (1879-1952).

Собственно к Стокгольмской школе относятся нобелевские призеры Г. Мюрдаль, Б. Олин, а также Густав Экерман (1888­1959), Эрик Лищаль (1891.,-1960), Эрик Лундберг (1907-1987), Бент Хансен (р. 1920).

Утопический социализм (от греч. u- нет и topos - место; по другой версии, от лат. еи - благо и topos - место) - футуристи­ческие проекты и концепции преобразования общества на социа­листических началах. Понятие «утопический социализм» проис­ходит от названия книги английского мыслителя сэра Т. Мора (1478-1535) «Утопия» (1516). Термин «социализм» придумал фран­цузский писатель П. Леру в 1833 г. Крупнейшими представителя­ми утопического социализма являются: Р. Оуэн, Этьен Кабе (1788-1856). Ш. Фурье, граф де Сен-Симон. К утопическому со­циализму примыкают: представители так называемого «руссовианского социализма» (Rousseauvian Socialism)- Жан-Жак Руссо (1712-1788), аббат де Мабли (1709-1785), Уильям Годвин (1756­1836); сторонники рикардианского социализма (см. Классическая школа); «сен-симонисты» - основатель социологии Огюст Конт (1798-1857), МИlllель Шевалье (1806-1879), Т. Карлейль; анар­хо-социалисты (англ. Revo1utionary Anarcho-Socialism) -Пьер-Жо­зеф Прудон (1809-1865), Жан-Жозеф-Луи Блан (1813-1882); М. А. Бакунин; представители марксизма; «младогегельянцы» и пред ставители «государственного социализма» (англ. Young Hegelians and State Socialism) - Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872), Иоганн Карл Родбертус (1805-1875), Фердинанд Лассаль (1825­1864); представители фабианства; «христианские социалисты» (англ. Christian Socialism) - аббат Ламеннэ (1782-1854); Пьер Гийом Фредерик ле Плэ (1806-1862).

Фабианство, или фабианский социализм (англ. РаЫап So­cialism) - философско-экономическое течение. Получило свое на­звание от имени римского военачальника Фабия Максима Кункта­тора (Медлительного). Организационное воплощение фабианство получило в форме «Фабианского общества», основанного в Лондо­не в 1884 г. Фабианцы полагали, что преобразование капитализма в социалистическое общество должно происходить постепенно, мед­ленно, в результате постепенных институциональных пре­образований. Крупнейшие представители фабианства: С. и Б. Вебб, Э. Кеннан, Джордж Дуглас Ховард Коул (1889-1959), известные писатели ДЖ. Б. Шоу и Г. Уэллс. В начале ХХ в. ряд фабианцев (в том числе Дж. Коул) основали Национальную гильдейскую лигу, в рамках которой была сформулирована концепция так называемо­го «гильдейского социализма». Теоретики лиги предполагали вы­теснение капиталистических монополий путем постепенного пере­хода предприятий под контроль национальных гильдий - объеди­нений трудящихся, занятых в определенной сфере экономики. «Фа­бианское общество» в 30-е п. ХХ в. вошло В состав лейбористской партии.

Физиократическое направлеиие (от греч. physis - природа и Icratos - сила, власть, господство) - первая в полном смысле этого слова научная экономическая школа. Сформировал ась в ХVIII в. Для большинства физиократов свойственно главную роль в фор­мировании богатства приписьшать природным факторам (прежде всего земельным ресурсам), а также группам населения, помога­ющим земле освободиться от отягчающих ее сокровищ. Также общей их идеей была либерализация экономических отношений.

Основателем школы являлся Ф. Кенэ, членами его «секты» (ТЬе Physiocratic Sect) являлись маркиз Виктор Рикети де Мирабо (1715-1789), Пьер-Поль Мерсье де ла Ривьер (1720-1793), аббат Николя Бодо (1730-1792), Пьер Самюэль Дюпон де Немур (1739­1817), граф Клод-Камиль~Франсуа д'Альбон (1753-1789) и Гийом Франсуа ле Трон (1728-1780). В настоящее время к числу фи­зиократов обычно относят А. Тюрго и аббата де Кондильяка, чьи взгляды относительно природы богатства существенно отличались от мнений ортодоксальной «паствы» основателя.

Чикагская школа (англ. Chicago school) - научное направле­ние, сформировавшееся на базе экономического факультета Чи­кагского университета. Основными чертами данного направления экономической науки являются: вера в возможность объяснение хозяйственной действительности при помощи неоклассической теории цен; отрицание необходимости регулирования рынка госу­дарством; особое внимание к денежным факторам в экономике.

Формирование так назьшаемой "первой чикагской школы,. (Тhe First Chicago school) относится к 20-м п. ХХ в. Ее основные пред­ставители: Ф. Найт, Дж. Винер, П. Дуглас, Генри Шульц (1893­1938), Оскар Ланге (1904-1965), Генри Саймонс (1899-1946).

В число ученых, работавших в рамках "второй чикагской шко­лы,. (Тhe Second Chicago school), действовавшей в 60- 70-е гг., вхо­дят нобелевские лауреаты М. Фридмеи, Дж. Стиглер, Р. Коуз, Г. Беккер, а также Лестер Телсер (р. 1931): АрнолЕд Харбергер (р. 1924) и Шервин Розен (р. 1938). -

Наконец, «третья чикагская школа» (ТЬе Third Chicago school), действующая по наши дни, включала в себя "перебежчиков,. из второй школы М. Фридмена, Р. Коуза и Г. Беккера, новую волну чикагских ноб,елевских призеров Р. Фогеля и Р. Лукаса, а также лидера нового направления в экономической науке "экономичес­кой теории права, Р. Познера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...